Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта [14.05.11]

Тема: Религия Древнего Египта

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 1.39M | Скачано: 358 | Добавлен 14.05.11 в 20:33 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2009


План.

Введение стр.3

1. «Заупокойный культ» и его влияние на жизнь древнеегипетского общества. Отношение египтян к смерти и бессмертию. «Ка» - невидимый двойник,
духовная сила человека. Искусство бальзамирования стр. 4-8

2. Централизация власти в Древнем царстве и обожествление фараона. Пантеон египетских богов, наиболее важные боги. Причина многобытия. Аменхотеп IV (Эхнатон) – фараон реформатор, цель религиозной реформы и ее итоги стр.8-16

3. Тесты стр.16-19

Заключение стр.19

Список литературы стр.20

 

Введение.

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта  сложилось единое государство, ставшее важным элементом  древнеегипетской  цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия,  т.е.  дольше,  чем  вавилонская  или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой  другой культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем  слома  и  упадка,  а  также редкие  периоды  социальных  потрясений.  

Древний Египет — первая древневосточная  цивилизация,  ставшая  после  веков забвения    известной    европейцам.    Существенный     фактор     развития

древнеегипетской  цивилизации  составляли  природные  условия.   Грандиозный

контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым  страна обязаны  Нилу,  может  многое  объяснить  в  миропониманиидревнего египтянина. Почва в долине Нила  была очень плодородна,  и  там  издавна  собирали два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории  по течению Нила,  остальная  же территория представляла собой бесплодную пустыню.  Такие природные условия способствовали  изоляции  страны,  что  в  свою  очередь  обусловило особенности картины мира древнего египтянина.

 Египет был первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

 Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными,

трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» совпадало с понятием государства.

 Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта. Сама же религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов.

 В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов  жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечной Вселенной. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе»,  «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей».

 

«Заупокойный культ» и его влияние на жизнь древнеегипетского общества. Отношение египтян к смерти и бессмертию. «Ка» - невидимый двойник, духовная сила человека. Искусство бальзамирования.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной. Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Смерть египтяне считали противоестественным явлением, как для человека, так и для природы. В основе их мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении и жизни, и природы. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль  в истории Древнего Египта.

 Заупокойный  культ  египтян  опирался  на  следующие  представления:  со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают  жить  другие ипостаси его существа – имя (рен), душа (ба), двойник человека (Ка). Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.  Исходя из верований египтян, Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым Ка рождался и рос. Однако в отличие от физического тела Ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. Жилищем Ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь Ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших их следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его Ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему человеку продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. 

Естественно, что необходимыми условиями загробной жизни были сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пища (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникли представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (Дуат), где их подстерегают всевозможные чудовища, и спастись от которых можно только при помощи специальных заклинаний и молитв. 

Так как основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего, то забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Когда  египтянин  умирал,  его  относили  к  бальзамировщикам.   Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию: извлекали внутренности  и  опускали   их  в  погребальные  сосуды – канопы,  заполненные отварами из трав и другими снадобьями, далее приступали к самой мумификации. Египтяне  считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли  из  слёз  богов по убитому Осирису, с которым отождествлялся теперь умерший. Родные и близкие усопшего должны  были внимательно  следить,  чтобы  все  обряды были  надлежащим  образом  соблюдены.  «Ка»  покойного  не  простит  обиды  за пренебрежение к себе и будет преследовать свой род, насылая беды  на  головы потомков. Понятно, что представление о Ка легло в основу всех погребальных обрядов.

Если умерший был не богат, его мумию клали в простой деревянный гроб.  На стенках гроба с внутренней стороны  писали  имена  богов,  которые  проводят

покойного в Дуат (царство мертвых), а на крышке – обращение к Осирису:  «О  Уннифер,  дай  этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина». Гроб богача роскошно отделывали и  в  гробнице  опускали  ещё  в каменный саркофаг. Египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, но надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они становились великими богами.

Погребальная  процессия,   оглашая   окрестности,   плачем   и стонами, переплывала Нил и  высаживалась  на  западном  берегу.  Здесь  ее встречали жрецы, облаченные в  одежды  и  маски  богов  Дуата. Совершив  обряд «отверзания уст», жрецы относили гроб с мумией в усыпальницу. Вход   в   гробницу   тщательно   заваливали   глыбами   и   щебёнкой   и замаскировывали.  Меж погребальных пелен бальзамировщики клали  амулеты и статуэтки. Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и тем самым создавать для умершего привычную среду обитания.

Египтяне верили, что если умершего правильно хоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Осирис, повелитель загробного мира -  один  из  самых  почитаемых  в Египте богов и основной цикл мифов Древнего Египта был связан именно с ним. Начинался суд над умершим. Боги  приступали  к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов  ложилось  сердце покойного, а   на   другую – перо   богини   Маат.    Умерший    произносит     «Исповедь отрицания» -  перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в  одном из них он не виновен. Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешенЕсли  же  чаши  Весов  останутся  в  равновесии, то покойный будет помилован.   

  Взвесив все «за» и «против» Осирис выносит приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен  закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амта (с телом гиппопотама, лапами  и  гривой льва, и пастью  крокодила). Если же решение было благоприятным, то покойного признают «правогласным» и умерший мог вступить в царство Осириса, которое по представлением древних египтян, вовсе не было раем. Оправданным на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни человек, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждал умерший на суде).  

 Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой. Они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что вся жизнь египтянина состояла в приготовлении к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

  Что касается воззрения египтян на загробную жизнь фараона, то  во времена Древнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготована более привилегированная участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. Заботились, прежде всего, о материальном благополучии фараона после смерти. Эта забота проявлялась не только в сооружении для него вполне надежной и внешне импозантной пирамиды, но, также, в наиболее совершенных для того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре и погребальной службе, заключавшейся  в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю Египта вечную жизнь и вечную обеспеченность.
Уже в «Текстах пирамид» V и VI династий магические тексты обнаруживают две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируется спокойное существование в его гробнице, с другой – его душе (ба) и его двойнику (Ка) предоставляется возможность покинуть гробницу, сблизиться с великими богами и  пребывать в их обществе в потустороннем мире. Как при жизни, так и в загробном мире фараон желал окружить себя знатью и поэтому во времена Древнего царства он жаловал своим вельможам еще при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счет его самого, либо за счет короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для «кормления» умершего, а лица, выполнявшие функции «кормления», назывались «хем-ка» («рабы Ка»). Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В «мастаба» (горбнице) сановников времени Древнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мертвых. Увещевание, адресованное «живым, пребывающим (еще) на земле», сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему или угрозу «судиться» с ним перед «великим богом», либо угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.

Повелителем загробного мира был  Осирис -  один  из  самых  почитаемых  в Египте богов и основной цикл мифов Древнего Египта был связан именно с ним. Осириса называют богом производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы). Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого и, найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы смерть явление ненормальное не нарушала бы красоты жизни. В «Истории Синухета», литературном памятнике, созданном примерно за две тысячи лет до нашей эры, фараон такими посулами увещевает вельможу, бежавшего в другую страну, возвратиться к себе в Египет: «Должен ты думать о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству. Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными. Здесь ждут тебя погребальные пелены, сотканные руками богини Таит. Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и у входа в гробницу твою исполнят погребальную пляску… Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня».

Как видим, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в усыпальнице и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков. Эту красоту житель Египта взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.

 

Централизация власти в Древнем царстве и обожествление фараона. Пантеон египетских богов, наиболее важные боги. Причина многобытия.Аменхотеп IV (Эхнатон) – фараон реформатор, цель религиозной реформы и ее итоги.

  Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства – мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

   После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Высокая степень централизации древнеегипетского государства способство­вала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра и служивших при этом какому-либо из местных богов. Этим богам приносились обильные жертвы, в их честь строили грандиозные храмы. На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествленных правителей.

Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались в то же время и на той же материальной базе, что и в Двуречье. Однако древнеегипетская социально-политическая структура заметно отличалась от месопотамской. Может быть, здесь сыграли свою роль природные условия: долина Нила значительно в большей степени, нежели междуречье Тигра и Евфрата, была единым хозяйственным организмом, требовавшим для своего нормального функционирования четкой централизованной администрации. Во всяком случае, уже на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. древнеегипетские протогосударства-номы слились в единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном.

  Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Богам этим, наследникам древних номовых божеств, приносились обильные жертвы. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знание, образование или иные отрасли культурной традиции.Именно жрецы были служителями древнеегипетского культа, мастерами тщательно разработанного ритуала. На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествленных правителей. Пирамиды – во многих отношениях символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, символ огромной власти администрации центра, наконец, символ веры.

 Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота власти номинально принадлежала одному лицу – царю-фараону, правящему с помощью более или менее сложного централизованного бюрократического аппарата. Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. В истории Египта насчитывают около 30 династий. Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, было основной причиной тенденции к политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати. В истории Древнего Египта были нередки случаи свержения фараонов и террористических актов против них. Самый культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере коллективного господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали трудящимся массам представление о фараоне как о божестве.

Как известно, огромное место в жизни египетского государства играла религия. Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ, – о котором мы говорили выше. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут.  Шу – бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут – женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб – это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут – богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары – Осирис И Исида, Сетх и Нефтида.

Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга.  В начале Осирис являлся богом растительности, но после коварного его убийства братом Сетхом становится властителем загробного мира. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида – великая богиня-мать, символом материнства, супружеской верности. Сетх –  богом зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Сын Осириса – бог Гор также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел и он  также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Гор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Гора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор -  богиня любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы и хаоса.

Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Его символом была Луна.

Бога Пта называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он – это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего египтянина с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных.

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Но все эти боги – это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

Среди множества божеств особое значение приобретает солнечное божество, которое в разных местностях Египта представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск и т. д. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа – город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя.

   Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа – Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. 

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV.     Конец 18-й династии – это период, имевший исключительное значение в истории Египта. Следствием завоевательных войн царей 18-й династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; их обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло царской власти. В результате началось новое обострение отношений между фараоном и знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт при фараоне Аменхотепе IV (1372— 1354 гг. до н. э.).

    Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано.
Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон» что значит «Небосклон Атона» («Горизонт Атона»). По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».

 Историки придают большое значение  реформам Эхнатона, целью которых была полная централизация власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление фараона. По выражению крупнейшего советского египтолога Ю. Я. Перепелкина, переворот Аменхотепа IV (Эхнатона) является «самым необыкновенным событием египетской древности», событием, затронувшим «едва ли не все стороны тогдашней египетской действительности: общество, государство, быт, верования, искусство, письменность, язык». Переворот Эхнатона был не единовременным событием, а длительным, растянувшимся на несколько лет процессом, привлекшим впоследствии пристальное внимание ученых. Этому событию посвящено немало работ, содержавших интересные, порой взаимоисключающие гипотезы. Порывая с традиционным многобожием, признавая только одного бога — солнечный диск Атон, сыном которого якобы был сам Эхнатон, фараон-реформатор стремился сосредоточить всю власть в руках одного правителя. Эхнатон стремился не только уничтожить имена других богов, но и само понятие бог заменить на фараон. Собственно бог был оттеснен на второй план уже отцом Эхнатона - Аменхотепом III,  т. к. при нем именно фараон признавался непосредственно «владыкой Маат». Сам  же Эхнатон  отождествлял себя с законом и справедливостью – «Живущий Маат» и игнорировал идею о посмертном воздаянии.

Личность Эхнатона спорна и загадочна. О нем существуют самые разнообразные мысли, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, мужчины, отца. Другие утверждают, что в истории Египта не было более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятным до сих пор. И сразу же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: не был ли Эхнатон рабом какого-то физического изъяна или просто душевнобольным? Письменных источников времен царствования Эхнатона не так много, потому много черт этой неспокойной эпохи все еще остаются неясными. Однако некоторые сведения дошли до нас.  Фараон Эхнатон правил 17 лет. Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов». Но уже в это время проявляются тенденции, приведшие постепенно к разрыву с Амоном-Ра, богом-покровителем Египта, Фив и царского дома. Уже в некоторых текстах времен Аменхотепа Ш, отца Эхнатона, встречается слово «Атон», обозначающее «Солнечный Диск». Трудно сказать, чем объясняется участившееся употребление этого слова, но, вероятно, еще при Аменхотепе Ш в Фивах появился культ Атона как солнечного божества. В пользу такого предположения говорят два обстоятельства: во-первых, прогулочное судно царицы Тии, жены Аменхотепа Ш и матери Аменхотепа IV -  Эхнатона, на котором она плавала в специально выкопанном для нее пруду, называлось «Сияние Атона»; во-вторых, в неизданных текстах гробницы № 46 в Фивах времен Аменхотепа Ш упоминается титул того, кто в ней погребен, – «управляющий дворцом Атона». Имеются и другие указания на появление в Фивах культа нового солнечного божества Атона. Иначе говоря, культ Атона в Фивах возник уже при Аменхотепе Ш, если не раньше.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявилось в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ – Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, впервые воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения. Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в фиванской гробнице везира Аменхотепа IV по имени Рамосе.

Все памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца. Сами храмы были лишены колонных залов, жертвенники помещались в огромных открытых дворах, обряды совершались под открытым небом. Светский характер культуры этого периода обусловил и реалистическую направленность искусства (в это же время стал преобладать натуралистический стиль и в керамике Крита). Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности. Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми классическими образцами женской красоты

 Можно лишь предположить, что разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Атона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями – с другой, все углублялся. На шестом году своего правления Аменхотеп IV переносит свою резиденцию в новую, только что построенную им столицу Ахетатон (современная Эль-Амарна), к северу от Фив, на восточном берегу Нила, где ничто не напоминало новому фараону: ни бога Амона, ни  богатого и надменного жречества. Здесь все было пронизано культом нового бога – Атона. Ему был воздвигнут грандиозный храм.

Вокруг фараона появилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Атона. Фивы пришли в запустение. В сокровищницу Амона перестали поступать какие-либо доходы, сами имена Амона и других божеств подвергались преследованию – их повсеместно стирали в надписях. Имя Амона стиралось даже в картушах покойного Аменхотепа Ш. Царь, носивший теофорное имя Аменхотеп («Амон доволен»), сменил его на Эхнатон («угодный Атону»). В правлении Эхнатона впервые и один единственный раз в истории древнего Египта проявилась религиозная нетерпимость.

 Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и всех прочих древних богов – новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии: образ его не воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний, к мифологии других богов он не имел ни малейшего отношения. Это был культ натуралистический – культ самого животворящего солнца, иначе говоря, культ великой силы природы, простой и ясный, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу. Как же представляли себе этого бога его поклонники, начиная с самого Эхнатона? Ответ на этот вопрос дает нам великолепный гимн богу Атону, сочиненный, по-видимому, самим Эхнатоном или по его указанию. Атон – животворящая сила космоса: он создатель всего мира, животных и людей. Создав людей, Атон наделил их различными языковыми и этническими признаками, разным цветом кожи. Он создал и Египет, и чужеземные страны – Сирию, Куш – и обеспечивает их существование. Иначе говоря, Атон – универсальный бог, благой для всех и вся.

Аменхотеп IV отверг вековое египетское многобожие и установил в качестве государственной веры почитание одного только солнца вместе с его сыном и подобием – фараоном. Замечательно, что «первые солнцепоклоннические нововведения царя и даже воцарение солнца в ущерб всем прочим египетским божествам были осуществлены в старой столице», т. е. в Фивах. Но после переезда двора в новую столицу не только имена старых богов, но сами слова «боги», «бог» не только перестали появляться на солнцепоклоннических памятниках, но подчас даже истреблялись в прежних надписях. Таким образом, в стране по воле царя, в силу его авторитета и реальной власти было установлено фактически строгое единобожие, заменившее древний политеизм. Однако кое-где прорывались старые традиции. В надписи правителя одного города недалеко от Ахетатона упоминается бог Хнум. Однако подобные факты были единичными. Сила царской власти поставила, по крайней мере, внешне, всю страну на колени перед богом Атоном.  Иначе говоря, Эхнатон выбросил из гелиопольского учения о боге Ра элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно «солнцепоклонническое» в рационализированном виде. Солнцепоклонническая связь учения об Атоне с гелиопольскими воззрениями совершенно очевидна. Вряд ли можно сомневаться и в том, что Аменхотеп IV отдал предпочтение Атону перед фиванским Амоном в ранний период своего правления, еще в Фивах. Вполне понятно, что такая акция вызвала сопротивление фиванского жречества и положила начало его ожесточенной борьбе с Аменхотепом IV. Обе борющиеся стороны были очень сильны, но все же перевес был на стороне царя.

Обратной стороной деятельности устрашения и уничтожения было создание более или менее сплоченного ядра единомышленников и сподвижников. Новое окружение царя было подобрано не из старинного жречества и знати, а из народа. Облагодетельствованные фараоном, выдвинутые им на высокие посты и полностью зависимые от его воли, эти новые приближенные, искренно или в целях карьеры, безропотно подчинялись фараону и делали все, чтобы прослыть убежденными поклонниками Атона.

Но официальный монотеизм, введенный Аменхотепом IV ненадолго пережил своего творца и организатора. При втором преемнике Аменхотепа IV фараоне Тутанхатоне (Тутанхамоне), вступившим на престол в 1347 г. до н.э. и умершим уже в 1339 г. до н.э. (трехлетний промежуток между смертью Эхнатона и вступлением на престол Тутанхатона заполнен правлением Сменхкара), произошла реставрация культа Амона, прочих богов и вообще всех древних традиций. Жречество и знать ликвидировали в правление Тутанхатона, сменившего свое имя на Тутанхамон, все нововведения Эхнатона. В так называемой «реставрационной» надписи Тутанхамона сказано, что в результате правления Эхнатона страна была в полном упадке, что от нее отвернулись боги, ибо храмы богов и богинь, начиная от Элефантины и вплоть до топей Дельты, преданы были забвению. Фараон Тутанхамон всячески похваляется реставрацией культа Амона и других богов. А спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Религия единого бога Атона, была слишком возвышенной и полностью после смерти Эхнатона прекратила свое существование. Бог-фараон Атон был недосягаем и непонятен, он не мог заменить народу сонм великих и малых богов, всевозможных духов, «общение» с которыми было насущной, повседневной потребностью. Слабой стороной религии Атона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогому для египтян учению о загробной жизни и связанному с ним представлению о загробном возмездии. Верующие в загробную жизнь египтяне оказались дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Атона.

Бесспорно, нововведения Эхнатона предполагали упростить религиозную практику; примирить людей с богом, поскольку последний изображался как сфера, сияющая равно над всеми; провозгласить то, что жрецам было известно еще «со времен богов», а именно что люди равны от рождения и только «неправедные поступки делают их разными». Великим замыслам  молодого реформатора не суждено было осуществиться.

 

Тесты.

Установите соответствие:

1. Бог дневного Солнца?     а). Маат

2. Бог истины?б). Осирис

3. Бог смерти?в). Исида

4. Богиня плодородия? г). Гор

5. Бог – покровитель фараонов?  д). Ра

е). Яхве.

1д. Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра отождествлялся с богом Амоном и изображался в облике  фараона. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже «замыслили против него злые дела», Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх – это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг.

2а. Маат («страусиное перо»), в египетской мифологии богиня истины, правосудия, порядка и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Поскольку древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах, душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов.

3б. Осирис в египетской мифологии бог умирающей и воскрешающей природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Ра, Шу и Геба и научил египтян земледелию, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

4в. Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре, гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

5г. Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса. Гор – покровитель власти фараонов. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который, возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение – Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф) – бог в иудаизме и отношение к древнеегипетским богам не имеет.

 

Заключение.
Религия Египта – явление очень многообразное. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится о сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства, а позже и плавно перешла в христианство в виде почитания тел или их останков различных мучеников, святых и т.п. радетелей за все человечество.

Следует упомянуть, что в Египте не было государственной религии в современном понимании, как не было и единой церковной организации. Хотя у каждого бога были свои верховные жрецы, но они не были объединены, и существовало постоянное соперничество между жреческими группировками за влияние. В связи с этим не существовало обязательных для всех египтян религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений.
Религия египтян представляла собой соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Жрецы таких крупных религиозных центров, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., ощущая эти противоречия, стремились упорядочить исторически возникшее хаотичное нагромождение религиозных верований, но их усилия оказывались напрасными.   Психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже при их противоречии новым религиозным концепциям, глубокая приверженность традиции характерны для египетской религии.

 

Список  использованной литературы.

1. Богословский Е.С. Слуги фараонов, богов и частных лиц (к социальной истории  Египта XVI – XIV вв. до н.э.). М., 1979

2. Бруннер К. Золотой фараон. М., 1992.

3. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры.  М.: Добросвет, 2000
4. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999

5. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь , 1993

6. Гулиа Г. Фараон Эхнотон. М., 1982

7. Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992

8. Жак К. Нефертити и Эхнатон: Солнечная чета. М., 1999

9. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. Москва, 1976

10. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982

11. Кузнецова В. И. История Древнего Востока. Москва, Высшаяшкола, 1979 1

12. Культура древнего Египта. М., 1975

13. Любимов Л. Искусство древнего мира.  М., Просвещение, 1980

14. Майоров Н.И. Самый замечательный из всех фараонов. Томск, 2001

15. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М. – Л., 1965

16. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., Издательство «Искусство», 1970

17. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. 1990. №3

18. Перепёлкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. М., 1968

19. Семенов В. Культура Древнего Египта. Москва, 1975

20. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997. С. 51 – 58

21. Керам К. Боги, гробницы, учёные. Роман археологии. М., Наука, 1986

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 1.39M
Скачано: 358
Скачать бесплатно
14.05.11 в 20:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе