Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Экономические программы социалистов-утопистов (К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн)
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.61K | Скачано: 313 | Добавлен 11.05.11 в 09:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2010
Содержание
1. Введение 3
2. Экономические взгляды К. Сен-Симона 4
3. Экономические взгляды Ш. Фурье 5
4. Экономические взгляды Р. Оуэна 7
5. Заключение 10
6. Список используемой литературы 12
Введение
Социализм – это теория, в основе которой лежит равенство материальных благ, объема прав и обязанностей и общность собственности. Утопический социализм - теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства в обществе.
Термин «утопия» впервые был применен Т.Мором и означал вымышленный остров, на котором было создано идеальное общество. В дальнейшем этот термин стал использоваться для характеристики неосуществленных, вымышленных общественных порядков. Таким образом, социалистические идеи рассматривались авторами во многих произведениях XVI-XVIII вв., но это была только предыстория утопического социализма. Классический же период этого направления относится к первой половине XIX века.
Причины появления этих идей объясняются историческими условиями XIX века: в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.
По мере развития капитализма утопический социализм усложняется, разветвляется, образует различные школы и направления. Своих высот данное направление достигло в трудах таких мыслителей, как Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
2. Экономические взгляды К. Сен-Симона
Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) – потомок старинного рода французских аристократов, мыслитель и социолог, социалист-утопист.
Среди сочинений Сен-Симона следует выделить наиболее значимые: «Письма женевского обитателя к современникам», «Очерк науки о человеке», «Труд о всемирном тяготении», «О промышленной системе».
Историческая концепция Сен-Симона носила в основном идеалистический характер. Предрекая неминуемую гибель капиталистического строя, он одновременно предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, в котором движущей силой в первую очередь считал человеческий разум.
Сен-Симон – проповедник индустриализма, понимаемого им несколько своеобразно. Если общество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опирается на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто занят в промышленности, науке, сфере производства.
Главным недостатком капитализма он считал конкуренцию, бедственное положение народа и рабочего класса, поэтому предлагал объединить рабочих, капиталистов, торговцев в единую группу промышленников. Будущий строй Сен-Симон представлял как промышленно-научную систему, в которой конкуренцию сменит плановая организация производства и распределение материальных благ по потребностям, т.е. труд всех для блага всех.
Сен-Симон подчеркивает важность разделения труда в новой социалистической системе. Кроме того, он объясняет понятие "свободы" не как возможность для членов общества по своему желанию сидеть сложа руки, а как возможность широкого развития способностей, полезных обществу. Т.е. в его так называемой "новой промышленной системе" люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям. Ближайшие ученики Сен-Симона сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому – по его способностям, каждой способности – по ее делам!»
Что же касается счастья общества в моральном смысле, то оно будет полным при высоком умственном развитии людей, если они будут способны ценить произведения искусства, будут знать законы, управляющие природой, если среди людей будет царить взаимная благожелательность. Таким образом, цель будущего общественного строя - удовлетворение всех человеческих потребностей, как материальных, так и духовных. А в качестве средств достижения цели мыслитель называет развитие наук, искусств и ремесел.
3. Экономические взгляды Ш. Фурье
Во Франции у Сен-Симона был противник – Шарль Фурье, который до конца жизни выступал против сенсимонистов.
Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) - французский социалист-утопист. Его основные труды: «Теория всеобщего единства», «Новый промышленный мир и общественный мир».
Основой учения Фурье об ассоциации является его теория страстей. Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности и влечения. Фурье утверждал, что путем приманки наслаждений, а не посредством принуждения можно установить всеобщее единство на земле и уничтожить нищету и несправедливость.
Для создания «гармонии страстей» необходимо справедливое общество, которое должно состоять из производственно-трудовых ассоциаций – «фаланг». В таких ассоциациях все люди будут объединены под одну крышу, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал такой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социальных вопросов (это уничтожает ненависть между людьми разного положения, делает жизнь более интересной). С установлением «всеобщего единства», писал Фурье, исчезнут нищета, несправедливость и войны.
Фаланга - это общество, не только потребительское, но и производительное. Люди в нем будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом, причем из всех видов трудовой деятельности Фурье выделял земледелие, а промышленности отводил второстепенную роль. Промышленный труд, крупная фабричная промышленность сводится до минимума. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм.
Привлекательный труд основа всей системы Фурье. Он говорил, что в современном ему обществе труд был проклятием, человек работал под угрозой трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фурье же хотел, чтобы человек работал ради собственного удовольствия, шёл на работу, как на праздник. Он утверждал, что это возможно, если каждому будет обеспечен минимум средств для существования, при этом, труд утратит принудительный характер. Если каждый сможет выбирать себе работу по интересам и способностям.
Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, таким образом, сохраняя частную собственность и капитал, при этом предлагал делить доход от производства по труду, таланту и вложенному капиталу трудящихся в соотношении 5:3:4.
Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе. Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеобщей собственности; стремится объединить противоположные интересы капиталиста и рабочего, производителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.
4. Экономические взгляды Р. Оуэна
Роберт Оуэн (1771-1858) – представитель английского утопического социализма. Оуэн формировался как мыслитель и реформатор в период промышленной революции в Англии. Накануне промышленной революции он попал в Манчестер, «текстильную столицу» страны.
Взгляды Оуэна не были изложены в каком-либо обобщающем труде или в нескольких работах. Его идеи разбросаны в многочисленных трактатах, докладах, речах и письмах.
Экономический кризис начала 19 века породил у Оуэна критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. Он выдвинул план организации трудовых коммун, поселков-общин без частной собственности, духовенства и властей. Оуэн попытался создать коммунистическое поселение в Америке, до этого был эксперимент в Нью-Лэнарке (Шотландия). Оуэн, в отличие от других утопистов, шел от эксперимента к теории и обобщению, а не наоборот. Главная идея его экспериментов: мысль о решающем влиянии среды на формирование характера человека. Под словом “среда” он понимал весь спектр условий жизни человека - от материальных условий до нравственного климата. В Нью-Лэнарке, став совладельцем прядильно-ткацкого предприятия, он поселяется в поселке и берет на себя обязанности менеджера: сократил рабочий день, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных учреждений не только для детей, но и для взрослых. За 2 года он наладил работу предприятия. Оно стало устойчиво производительным и высокорентабельным. Под влиянием его деятельности рабочий поселок численностью около 2 тыс. человек превратился в дружное общество. Он считал, что можно создать хороший нравственный климат в обществе благодаря воспитанию людей просвещенным и гуманным руководителем. Теория среды, на которую опирался Оуэн, помогает понять истоки его отрицательного отношения ко всякому противоборству. Раз человек - продукт среды, то он не виноват ни в чем, не отвечает за свои чувства и поступки. Всему виной обстоятельства. Поэтому насилие, борьба сил, классов в обществе, с точки зрения Оуэна, совершенное неоправданно и потому неприемлемо.
Для Оуэна Нью-Ленарк был полигоном для испытания идей, который он хотел распространить на всю страну, а затем и на весь мир. Оуэн стал проповедником коммунистической модели для всего мира. Он являлся также организатором первых британских профсоюзов. Вообще, его идеи опередили время, многие из них воплотились только в 20 в. - например, социальная инженерия и патернализм (отношения между хозяином фирмы и работниками построены по принципу отец – дети). Для этих его изобретений нужен определенный прогресс как в материальном производстве, так и в сознании. Поэтому утопия Оуэна заключена не в том, что его идеи не осуществимы, а в попытках ускорить их осуществление.
Анализируя современное ему общество, Роберт Оуэн пришел к выводу о том, что враждебное отношение людей друг к другу, состояние постоянной конкуренции, разобщенности кроется в господстве частной собственности. «Частная собственность, - писал Оуэн, - была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам». Р. Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения.
Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости. Деньги искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. С помощью денег реализуется прибыль, которая по своему определению - несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл.
Естественным же мерилом является труд, поэтому Оуэн выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда, т.е. любой рабочий, затративший на производство своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Таким образом, прибыль будет уничтожена. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потом продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.
Стоит сделать вывод, что Оуэн не понял сущности категории стоимости как выразителя общественных отношений товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией, ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться только в отношении товаров друг к другу.
Наряду с проектом «рабочих денег» Оуэн предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло, так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.
Своими идеями Оуэн, несомненно, оставил глубокий след в духовной культуре и политической жизни Англии и других стран. Всю свою жизнь он был противником революционного, насильственного преобразования общества, проповедовал идеи сотрудничества, гуманности и справедливости.
Заключение
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины 19 века. Утопический социализм отличался от прочих утопий тем, что в нём зародилась и получила развитие идея общего, подлинного равенства.
Легко заметить то общее, что было в них: критика современного строя основанного на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление облегчить их жизнь, распределение по потребностям или по труду, планирование производства. Их идеи, взгляды, искания доказывали бесчеловечность строя, где царят эксплуатация и угнетение.
Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие социалисты-утописты выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена предшествующей стадии другой, более высоко развитой.
Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом и заключался утопизм их идей. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления капитализма он был прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата.
И хотя все они были представителями утопического социализма, их идеалам не суждено было свершиться ни в период их жизни, ни в последующие эпохи, многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.
Список используемой литературы
1. История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г Худокормрва, М.: Инфрам 1998
2. История экономических учений. Учебник для вузов/под ред. Адвадзе В.С., Квасова А.С. - М.: Юнити-Дана, 2004
3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996
4. Агапова И.И. История экономических учений - М.: ВиМ, 1997.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.