Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Городская культура

Городская культура [12.05.11]

Тема: Городская культура

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.09K | Скачано: 238 | Добавлен 12.05.11 в 14:24 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание

Введение 3

1. Зарождение городской культуры. Ее суть 5

2.Городская литература 7

3.Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства 10

Задание 17

Заключение 21

Список использованной литературы 23

 

Введение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки.

В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.

 

1.Зарождение городской культуры. Ее суть

Своеобразная городская культура складывается в Западной Европе со второй половины XI столетия, XII век и первая половина XII в. стали в её развитии важнейшим этапом. В этот период идёт развитие различных направлений средневековой культуры это: развитие музыки, литературы, театра, городской и народной культур.

При всём разнообразии и пестроте городских образований в средневековой Европе, возникающая в них культура отмечена определённым типологическим единством. Корни этого единства – в общности городского уклада, в котором производственные функции выходят на первое место. Приток крестьян из крепостных деревень в город, где люди получали свободу и овладевали городскими ремёслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Все эти разнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорную борьбу, часто в рамках одного, отдельно взятого произведения.

В городе встречаются и начинают взаимодействовать сословия. Благодаря тому, что в городе грань между феодалами и сословиями стирается, происходит развитие, культурное общение – всё это становится более естественным. Поэтому литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции церковной книжности, учёности, элементы рыцарской аристократической литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество горожан. Интересы их определялись в обществе, - они не имели привилегий, но зато горожане имели свою независимость: экономическую и политическую. Светские феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за независимость определила основное идейное направление городской литературы – антифеодальная направленность. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ, возглавляемых магистрами, - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся, и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Постепенно развивается и школьная специализация: например, во Франции школы города Меца славились хорошей музыкальной подготовкой, школы Камбре – учителями математики, а в школах Тура обучали медицине. Из города в город переходила молва о прекрасных учителях, к которым устремлялись жаждущие новых знаний ученики.

Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством.

 

2.Городская литература

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература. Следствие этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века жили, прежде всего, ремесленники и торговцы. В городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков.

Городская литература была антифеодальной и антицерковной по своей направленности. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка, во Франции их называли фаблио. Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

Тематически к фаблио примыкает шванк - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении XII- XIII вв. Впервые он появился во Франции, а впоследствии был переведен на немецкий, английский, итальянский и другие языки. В основе «Романа о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов.

Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы – «Роман о Розе», который состоит из двух разнородных и разновременных частей. Он был составлен во Франции в XIII в.: первая часть романа была написана поэтом-рыцарем Гильомом де Лоррисом и представляет собой любовную аллегорию. В ней в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие, злоязычие и др. Иной характер носит вторая часть романа, написанная ученым горожанином Жаном де Меном. Она носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства. В ней критикуются католическое духовенство и сам папа, отрицается божественное происхождение королевской власти и делается смелый вывод о том, что истинное благородство заключается не в знатном происхождении, а в личных достоинствах человека. Взгляды Ж. де Мена отличались большим радикализмом, и не случайно его часто называли «Вольтером Средневековья».

Важным фактором развития городской культуры был фольклор, прежде всего деревенский, так как деревенское население постепенно прибывало в города и воздействовало на культуру «по – своему». В городе воздействие фольклора было иным, из него в городскую культуру широко проникли социальные и бунтарские мотивы, таящиеся в обществе. Такие устремления народа нашли отражение в литературных памятниках, где фигура крестьянина приобретает внушительные размеры, несопоставимые даже с образами рыцарских романов.

 

3.Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства

В деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты – жонглеры. Церковь их преследовала как наследников «языческих» мимов. Жонглерам не разрешалось объединяться в гильдии или цехи, как купцам, ремесленникам и художникам. У них не было никаких прав. Гонимые, отлучаемые от церкви, полуголодные и усталые, но всегда в ярких, веселящих глаз костюмах, бродили они, осторожно обходя монастыри, из деревни в деревню, из города в город.

Многие бродячие артисты умели жонглировать ножами, кольцами и яблоками, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Среди них были акробаты, дрессировщики диких зверей, люди, изображавшие повадки, крики и привычки животных. На радость зрителям жонглеры декламировали басни и маленькие веселые рассказы. Среди них были карлики, уродцы, великанши, необыкновенные силачи, рвавшие цепи, канатоходцы, бородатые женщины. Жонглеры водили с собой собак, обезьян в красных юбочках, сурков. Были среди них и кукольники с деревянными куклами, с веселым, неустрашимым Панчо – братом нашего Петрушки. Бесстрашные жонглеры в замках смеялись над горожанами, а в городах – над феодалами и всегда – над алчными и невежественными монахами.

В 813 г. церковный собор в Туре запретил церковнослужителям смотреть «бесстыдство позорных жонглеров и их непристойные игры». Однако без жонглеров мы не можем представить ни одного города средневековья. Веселость и бескорыстие жонглеров восхвалялись в средневековых произведениях: «Жонглер другим и нравом не в пример: поел – и распевает веселей… Он телом здрав затем, что сердцем щедр».

Некоторые жонглеры оставались постоянно служить в замках. Таких артистов стали называть менестрелями, т.е. служителями искусства. Они сочиняли и исполняли под музыку стихи и баллады, развлекая рыцарей и дам.

Под влиянием роскоши восточных правителей, с которой познакомились крестоносцы, все изысканнее становятся жилища и костюмы феодалов, богатых горожан, а зрелища, устраиваемые для них, приобретают особую пышность. Крупные феодалы завели в своих замках дворы наподобие королевских с особым порядком – церемониалом.

В рыцарях стали со временем ценить не только их происхождение, боевые заслуги, но и образованность, и придворную обходительность, и изысканную вежливость – «куртуазность». Эти добродетели, которыми обязан был обладать идеальный рыцарь, были на самом деле очень далеки от реальных качеств феодалов.

Придворное общество услаждалось теперь стихами поэтов. Во Франции такого поэта называли трубадуром или трувером, в Германии – миннезингером. Поэты славили любовь к Прекрасной даме – возвышенную и вечную. Своего расцвета поэзия трубадуров достигла в XI вв. Известны были даже женщины-поэты. Свои стихи и песни они посвящали Прекрасному рыцарю. Сами поэты, особенно знатные дворяне, редко исполняли свои стихи и песни: для этого приглашали жонглеров, которые все чаще выступали рядом с трубадурами. В королевских и рыцарских замках за небольшую плату жонглеры пели, плясали, играли шутливые сценки. Часто они разыгрывали и военные сцены, например, о битве за Иерусалим.

Жонглеры присматривались к народным праздничным играм в деревнях и городах, вслушивались в речь крестьян и горожан, в их поговорки, прибаутки и шутки, многое перенимали для своих ярких, веселых, остроумных зрелищ.

Все чаще и трубадуры стали обращаться в своем творчестве к жизни простого народа. Появлялись короткие музыкальные пьески – дуэты о любви пастуха и пастушки под названием пасторелл (пастораль). Они исполнялись в замках и под открытым небом в сопровождении виолы или скрипки.

А на городских площадях раздавалось пение вагантов – странствующих студентов, недоучившихся школяров, веселых бродяг, извечных противников церкви и феодальных порядков. Собираясь компаниями, ваганты затевали игры и песни. Часто они расплачивались за хлеб и ночлег своими стихами.

И если рассматривать песни вагантов, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов - это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили, и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличают пороки общества. Они ветряные поэты, создающие свои произведения во славу Господа, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близки образы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, причём в первом случае речь может идти о каком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия-поэзия крайностей, но она так же разнопланова, как и их жизнь.

Церковь не в силах была искоренить народные зрелища: представления жонглеров, пение вагантов, карнавалы, масленичные игры.

Чем больше запрещала церковь веселье и смех, тем больше народ шутил над церковными и религиозными запретами. Так, после поста, установленного для всех верующих, бывало, горожане представляли шуточные сражения ряженых: Пост в рясе монаха, протягивал тощую селедку, упитанный бюргер (Мясоед, Масленица) держал в руке жирный окорок. В потешных сценах побеждал, конечно, Масленица.

Церковники быстро поняли силу воздействия этих театральных зрелищ на массы и стали создавать свои представления – «действа», наполненные религиозным содержанием. В них наглядно, в лицах, на положительных и отрицательных примерах верующим внушались религиозные идеи: о необходимости соблюдать заповеди, подчиняться своему господину, церкви и королю.

В храмах разыгрывались поначалу немые (мимические) сцены. Жесты без слов были понятнее народу, чем латинский язык богослужений.

«Действа» становились все многолюднее и богаче. Перед глазами завороженных зрителей проходили, оживая, персонажи «священного писания». Одежды для «артистов» подбирались тут же, в церковной ризнице. Пришло время, и герои этих представлений заговорили на родном языке зрителей.

В таких представлениях, кроме священнослужителей, обычно исполнявших роли бога, богородицы, ангелов, апостолов, участвовали и горожане: они играли отрицательных персонажей – сатану, чертей, царя Ирода, Иуду-предателя и др.

Самодеятельные актеры не понимали, что жест, действие, пауза могут заменить слово. Действуя, они в тоже время объясняли каждое свое действие, например: «Вот я положил нож…» Проговаривали артисты свои роли громко, нараспев. Для изображения разных мест действия – неба, ада, Египта, церквей, дворцов – строились в один ряд «домики» разных видов, и исполнители перемещались из одного в другой, по ходу «сценария» объясняя, где они находятся и куда направляются. Все это наивный зритель воспринимал в полном восторге.

Такие представления требовали большого «сценического» пространства. Их пришлось вынести за пределы церковного здания, на рыночную площадь. Тогда средневековый театр и стал поистине массовым. Весь город сбегался смотреть представления. Приезжали жители и соседних деревень, и дальних городов. Правители городов, стремясь показать друг перед другом свое богатство и могущество, не жалели средств, устраивая пышное представление, которое длилось зачастую по нескольку дней.

С развитием средневековых городов и торговли во второй период средних веков театр постепенно выходит из-под власти церкви, становясь «светским», мирским (священники и монахи назывались духовными лицами, а люди, живущие «в миру» (дворяне, крестьяне, торговцы), - мирскими). Для светского театра заказывали иные пьесы, авантюрные (приключенческие). В них действовали все те же святые, грешники и черти, но черти уже напоминали ловких и сметливых торговцев, хитрых дельцов, изображаемых актерами-горожанами с явной симпатией.

Самой главной формой средневекового театра еще долго оставались мистерии – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до 25 дней подряд. Случалось, в них было занято более 500 человек. Сохранив сюжеты священного писания, мистерия перешла на жизненное, бытовое их истолкование; в ней уже были штрихи будущей светской драмы. Для создания мистерий требовался особый автор – драматург, а для ее постановки – режиссер. Мистерия была величественным представлением, не ограниченным временем и пространством. В мистериях показывали создание Земли, звезд, Луны, воды, всего живого, изгнание из рая Адама и Евы и т.д. Но в этих пьесах было много житейских подробностей.

Театр мистерий возник в Италии, в Риме. С 1264 г. их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции.

С появлением мистерии изменилось положение актеров. Конечно, их ремесло по-прежнему не считалось почетным, но мистерию ценили несравненно выше представлений жонглеров или актеров-кукольников.

В XIII в., когда на площадях европейских городов самодеятельные актеры продолжали еще ставить громоздкие мистерии из «священной истории», уже родились светские, настоящие профессиональные пьесы. Во время представления мистерий в перерывах между действиями разыгрывали веселые короткие сценки, вовсе не связанные с содержанием мистерий. Их называли фарсами (от нем. «фарш» - начинка). Постепенно короткие вставные номера объединялись вместе и получались связные веселые пьесы. За ними так и сохранилось название «фарс». Нередко горожанин – автор фарса высмеивал жадное духовенство, «невежественных дураков», крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, изображая их разбойниками с большой дороги. А подчас темой фарса была жизнь собственного города, его персонажами – соседи и семья автора.

Фарсеры разыгрывали и сатирические сценки-соти. В этом жанре выступали не бытовые персонажи, а дураки, шуты.

С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы.

Лишь позднее, в конце средних веков театр стал профессиональным: над пьесами начали работать писатели, а ставить – профессиональные актеры и режиссеры, которые получали за свой труд плату, которой уже было достаточно, чтобы прокормить их семьи.

Театр вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

 

Задание

Начиная с XII в. в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно разнообразие жанров: это и героический эпос, и рыцарская литература (романы и поэзия), и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни (фаблио), и поэзия вагантов и др.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII-XIII вв.

В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (т.е. сказания, имеющие реальную историческую основу) и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке.

Эпические произведения XII в. получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами-жонглерами.

Самыми знаменитыми были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о Нибелунгах» (Германия), в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух».

В рамках рыцарской культуры в XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. По стилю и технике рыцарские романы резко отличаются от героического эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания героев, живые диалоги, изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде (после завоевания Англии нормандскими феодалами в 1066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов – Артура (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов были поиски святого Грааля – чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа. Эта чаша, как гласит легенда, обладает чудотворной силой и доставляет блаженство тому, кто удостоится ее видеть. Только рыцарь непобедимой храбрости и лишенный всяких пороков может проникнуть в неприступный замок, где хранится чаша.

Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в XI в. был французский поэт Кретьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих «романах в стихах».

Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в то же время изысканностью и утонченностью. Основными чертами этой поэзии были также элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культового действа.

Известнейшими трубадурами XII в. были Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль и Бертран де Борн. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров (певцы любви), в Италии – поэтов «нового сладостного стиля». Любовная лирика трубадуров способствовала повсеместному распространению куртуазной культуры в Западной Европе.

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XIII в. – расцвет городской литературы. В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература. Следствие этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей не пытались идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан представлен в гротескно-сатирическом виде. Они намеренно гиперболизируют негатив: глупость, сверхглупость, жадность, супержадность.

Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Они позволяют заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и в мастерскую ремесленника, и в огород крестьянина, где растет капуста.

Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов – бродячих школяров.

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны (в отличие, например, от провансальской поэзии трубадуров); они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Мне самой более интересен рыцарский роман. Рыцарский роман как жанр начинался с античных сюжетов, но вскоре для воспевания подвигов потребовался новый материал - свои походы и свои герои, мужественные рыцари и страстные любовники. Герои новых эпосов приобретают авантюрно-куртуазные черты. И при этом роман сам по себе претендует на достоверность, потому что описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

Благодаря рыцарскому роману раскрылось множество событий, описанных доподлинно и реалистично. Именно с рыцарского романа начинается понимание особого мира книги, восприятие его как реальности, основанной на особом авторском даровании создавать при помощи слова реальные картины мира.

 

Заключение

Общей чертой культурной жизни Европы Средневековья (X-XV вв.) был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Начиная с XI в. роль основных центров культуры от монастырей и церквей переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI- XV вв. Ее главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, театр и народное творчество.

В городах возникали не церковные школы, в XII в. в Европе появились первые высшие школы – университеты. Они способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и общему подъему культуры.

Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций – всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.

К XIII в. относится возникновение городского театра.

Народный средневековый театр своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.

Таким образом, городская культура оставила нам большое наследие, изучаемое историками из разных стран на протяжении веков.

 

Список использованной литературы

1.   Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. – М.: Инфра-М, 2000. – 254 с.

2.   Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки. Часть 1.- М., 1965.- 478 с.

3.   Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура.- М., 1998. – 332 с.

4.   Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков. – М.: Просвещение, 1986. – 288 с.

5.   Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада - М., 1992.-156 с.

6.   Роттердамский Э. Разговоры запросто.- М., 1960. - 401 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 24.09K
Скачано: 238
Скачать бесплатно
12.05.11 в 14:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе