Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Референтная группа и лидерство

Референтная группа и лидерство [09.05.11]

Тема: Референтная группа и лидерство

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.24K | Скачано: 284 | Добавлен 09.05.11 в 16:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

1 вопрос: сущность и признаки референтной группы 3

2 вопрос: социально-психологическая характеристика понятия «лидер» 5

3 вопрос: определение понятия «конформизм» и факторы социальной ситуации, влияющие на него 8

Литература 12

 

1 ВОПРОС: сущность и признаки референтной группы

Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех-семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной. Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одном отделе, т.е. она может быть «сквозной». Главная психологическая предпосылка образования подобной группы — потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы.

Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными или негативными.

Эффект присутствия других членов группы может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Референтная группа выполняет две важные функции.

Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других

Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.

 

2 ВОПРОС: социально-психологическая характеристика

понятия «лидер»

Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют 3 типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы они влияет словом, жестом, взглядом. На протяжении XX века проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:

  1. физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;
  2. личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
  3. интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
  4. способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («делай, как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к превосходству и действительно чем-то превосходить остальных, обладать четким видением будущего и путей движения к нему.

В группе лидер может выполнять роли координатора, контролера, плановика, политика, устанавливающего цели, эксперта, арбитра, символа, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»). В большинстве случаев лидер — также источник ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руководства, чем рядовых членов.

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он — интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Бороться с этим  явлением практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации. Считается, что в конфликтной ситуации с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать его интересами ради организации, на что люди, доверяя ему, могут согласиться. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов людей, так как злоупотреблять их доверием опасно.

 

3 ВОПРОС: определение понятия «конформизм»

и факторы социальной ситуации, влияющие на него

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. conformis — подобный, схожий) его членов, т.е. безоговорочное принятие ими существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.

В русской культуре это понятие имеет совершенно определенное содержание и означает приспособленчество. Оно приобрело негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества.

В основе конформизма лежит страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им, подвергнуться исключению из него — остракизму, что в древности, например, вело к неминуемой гибели.

Внешняя (публичная) конформность — это демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение либо избежать порицания или более жестких санкций группы. Далеко не всегда такая конформность предполагает личностное согласие с принудительно соблюдаемыми групповыми нормами. Иногда в ней присутствует и личное несогласие, и тогда она называется уступчивостью.

Конформность внутренняя (личная) — это действительно преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих. Субъект оценивает эти позиции как более обоснованные и объективные, чем собственную точку зрения. Конформность, при которой субъект действует и имеет установки в соответствии с социальным давлением, называется одобрением.

Обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и преобладающим в группе мнением в пользу мнения группы. Человек подстраивает свое поведение под кажущиеся ему чуждыми эталоны. Зависимость человека от группы вынуждает его искать согласие с ней, неважно — подлинное или мнимое.

Психологические эксперименты показывают, что уровень конформности определяется множеством причин:

—  характеристиками индивида, подвергаемого давлению, напри-
мер, пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и др.;

—  характеристиками группы, которая является источником давления, например, ее размер, степень единодушия и сплоченности, ее статус и др. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформности;

—  особенностями взаимосвязи индивида и группы, например, статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.;

—  степенью заинтересованности человека в конформной ситуации;

—  степенью компетентности субъекта;

—  эмоциональным удалением от жертвы;

—  деперсонализацией ситуации;

—  физическим присутствием экспериментатора: когда отдающий приказы находится в непосредственной близости, уступчивость воз-
растает;

—  легитимностью авторитета экспериментатора;

—  институциональностью авторитета, престижем источника давления (исследовательская ассоциация, исследовательская лаборатория университета и т.п.);

—  либеративным эффектом: освобождающее воздействие группы, протест против давления хотя бы одного из членов группы;

—  силой воздействия ситуации: злу легче появляться не сразу, а по частям;

—  числом эпизодов уступок: труднее всего уступить первый раз.

На проявления уступчивости влияют:

—  непосредственное или косвенное участие объекта давления в ситуации: при косвенном участии уступчивость выше (подчиняется отдать соответствующий приказ объект давления, а исполняет этот приказ кто-то другой);

—  публичность или анонимность ответа: отстаивать свое мнение намного легче в уединении, чем перед аудиторией;

—  отсутствие или наличие предварительных заявлений: высказав суждение публично, люди, как правило, продолжают придерживаться его. Публичное заявление не так-то легко взять назад, кроме того, люди не любят выглядеть нерешительными.

Каковы вообще причины конформности? Считается, что таковыми являются:

— стремление человека быть принятым в группе, а не отвергнутым ею — это нормативное влияние на возникновение конформности;

— стремление получить информацию — информационное влияние.

Нормативная конформность подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Как известно, социальная отверженность эмоционально весьма болезненна. Именно нормативное влияние приводит к уступчивости.

Информационное влияние вызывает у людей одобрительную кон-
формность. Ответы других могут воздействовать на восприятие двусмысленной информации.

Конформность можно по-разному оценивать с точки зрения пользы или вреда в межличностных отношениях: как уступчивость, подчинение и как социальную восприимчивость, ответственность, командный дух и стиль отношений.

 

Специально проведенные исследования показали, что причины податливости члена группы мнений и других усматриваются в личных особенностях участников экспериментов:

—   низкая самооценка,   признание  каких-либо дефектов собственного восприятия;

—  менее развитый интеллект;

—  более низкий уровень развития самосознания;

— другие малоизученные и вообще не изученные факторы.

Ответ: а). Конформизм — стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.В. Морозов. - Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 1999. - 345 с.
  2. Деловое общение: Учебное пособие. / Б.З. Зельдович. - М.: издательство «Альфа-Пресс», 2007. - 456 с.
  3. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе /В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2001. - 496 с.
  4. Психология делового общения и управления. Учебник/Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
  5. Психология делового общения: Учебное пособие / Г.В. Бороздина — М.:ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
  6. Психология деловых отношений: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, учебная программа по дисциплине / Т.А. Рытченко, Н.В. Татаркова. - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 91 с.
  7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
  8. Социальная психология: Учебное пособие для ВУЗов/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 14.24K
Скачано: 284
Скачать бесплатно
09.05.11 в 16:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе