Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Социально-экономическое развитие Китая
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 34.12K | Скачано: 284 | Добавлен 08.05.12 в 17:28 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Содержание:
1. Введение 3
2. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны 5
3. Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции» 10
4. Современный этап социально-экономического развития Китая 18
5. Заключение 24
6. Список используемой литературы 26
Европейцы создали собственную мировую историю, которая в большей степени связана с историей Европы и в меньшей степени – Ближнего Востока. В этой связи Европа (к которой позднее присоединились США) изображается как центр мировой арены, не только как политический центр притяжения, но и как движущая сила в сфере науки, торговли, культуры, военного дела. Со времен Древней Греции и Римской Империи остальной мир в глазах жителей Западной Европы находится на её задворках.
На самом деле это не так. Китай на протяжении большей части запечатленной истории был самой населенной, влиятельной, изобретательной и самой технически развитой страной в мире. Европа появилась на мировой арене значительно позже. Известно, что во II веке н.э. Рим мог похвастаться населением в 350 тыс. человек, в то время как население Китая насчитывало 60 млн. человек. К началу первого тысячелетия Александрия считалась самым важным городом для европейцев. В начале второго тысячелетия это место заняла мавританская столица Кордоба, прославленная своей архитектурой, наукой, учеными и культурным великолепием. Можно сказать, что Европа возникла благодаря арабам. В средневековый период она активно развивалась. Однако в VIII веке н.э. в столице Китая Цянь проживало более 1 млн. человек. К 1750 г. население этой страны выросло до 200 млн. человек, к 1950г. насчитывалось 530 млн., в 1981 г. составляло 1 млрд., а концу второго тысячелетия достигло 1,300 млрд. Значимость этих цифр является одной стороной проблемы. У древнего Китая были и другие характерные черты, не последними из которых являлось научное и культурное превосходство.
На сегодня по производству ряда товаров – угля, изделий текстильной промышленности, отдельных товаров народного потребления (холодильники, машины, велосипеды) Китай занимает первое место в мире, по производству электроэнергии – второе. По абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение. Успехи в хозяйственном развитии во многом связаны с решением продовольственной проблемы. Это в сою очередь обеспечило значительное улучшение положения крестьян, особенно в южных провинциях страны, где реальные денежные доходы сельского населения сравнялись с доходами горожан. Элементом менталитета китайцев становится мысль о постепенном превращении Китая в ведущую экономическую державу XXI века.
За время существования КНР в истории китайской экономической науки можно выделить три основных этапа, отражающих главные вехи становления социалистического общества в этой стране, ее геополитического положения. Каждый из этих этапов включает в себя отдельные подэтапы, вносящие своеобразный колорит в общую картину того или иного временного отрезка.
Первый этап (1949–1965) – становление и развитие новой китайской экономической науки. Он охватывает годы восстановления народного хозяйства (1949–1952), первую пятилетку (1953–1957), "большой скачок" (1958–1960) и период "урегулирования" экономики (1961–1965). Второй этап (1966–1976) – "культурная революция". Третий этап (1979 – середина 90-х годов) – время широкомасштабной реформы экономической системы, включающий в себя несколько подэтапов, окрашенных внутренней логикой экономической реформы. Этому этапу предшествовал короткий "переходный период" (1977–1978), когда происходила скрытая перегруппировка политических сил, вырабатывались главные ориентиры экономической политики, закладывались основы для будущего "прорыва" в китайской экономической науке.
После изгнания японцев в конце Второй мировой войны гражданская война возобновилась. В конечном итоге в 1949 г. коммунистические силы Мао Цзэдуна победили националистскую армию во главе с генералом Чай Кайши.
Со словами: "Китай поднялся вновь" — Мао Цзэдун с трибуны дворца на площади Тяньаньмынь (ворота небесного спокойствия) провозгласил 1 октября 1949 года образование Китайской Народной Республики. В тот период Китай был очень ослаблен, народ, перенесший ужасные лишения, оказался в крайне тяжелом положении. В результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции в стране царила разруха. К 1949 г. годовой уровень смертности составлял 3% от общей численности населения; средняя продолжительность жизни равнялась 36 годам; из 1000 новорожденных 160—170 умирали в младенческом возрасте; на 500 млн. человек населения в стране насчитывалось всего 84 тыс. больничных коек. Только один из десяти детей школьного возраста умел читать и писать.
По сравнению с 1937 в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более чем на 20-25%, в том числе хлопка — на 48%, промышленное производство сократилось на 50-56%, в том числе тяжелая промышленность - на 70%, а легкая - на 30%. 90% населения проживало в деревне, и уровень развития аграрного сектора был крайне примитивен. Промышленность КНР давала в 1949 г. около 17% ВВП против 42% в России в 1913 г.
Война и социальная нестабильность нанесли серьезный урон экономике и инфраструктуре. Китай относился к самым бедным странам мира. Из-за рубежа практически не поступало никакой помощи. Советский Союз был озабочен решением собственных проблем, связанных с окончанием второй мировой войны, а американцы проявляли в отношении нового социалистического государства большую подозрительность. Перед коммунистами встала очень трудная задача. Они победили в революции, но им надо было восстановить экономику страны.
В первые годы существования Китайской Народной Республики, разрушенное войнами, народное хозяйство было постепенно восстановлено, что создало благоприятные условия для индустриализации и модернизации экономики. Мао Цзэдун выдвинул идею построения "новой демократии", суть которой заключалась в привлечении к сотрудничеству патриотически настроенной национальной буржуазии, не запятнавшей себя связями с иностранными "империалистами" до 1949 г.
На первых порах ей было позволено сохранить собственность на промышленные предприятия, тогда как все заводы и фабрики, контролируемые иностранным капиталом, были национализированы. В период с 1950 по 1956 в несколько этапов (земельная реформа – создание крестьянских кооперативов – коллективизация) была проведена аграрная революция. Сотни миллионов крестьян были наделены землей, отобранной у крупных землевладельцев. Было перераспределено 47 миллионов гектаров земли и ликвидирован слой помещиков. Сотни тысяч богатых землевладельцев предстали перед "народными трибуналами" и в большинстве своем приговорены к смертной казни. В городах по сходному принципу произошло обобществление частной промышленности и торговли.
После краткого периода самостоятельного ведения хозяйства все крестьяне были объединены в кооперативы.
Уже с 1950 г. финансовая система стала высокоцентрализованной. 80% всех доходов расправлялись централизованно. Это распространялось и на систему капитального строительства: 79% строительства планировалось на центральном уровне и только 21 — на местном. Государственные инвестиции составляли 90, а частные — лишь 10%.
В начале 1951 г. партия выдвинула курс: «3 года подготовки и 10 лет разворачивания планового экономического строительства», начиная отсчет с 1950 г.
За восстановительный период сельское хозяйство возрастало на 14,1% в год, а промышленность — на 40,7% в год, что позволило достигнуть довоенного уровня (1937 г.) экономического развития. В 1952 г. ВВП Китая составил 67,9 млрд. юаней, или 119 юаней на душу населения.
С 1952 г. Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта и импорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией, а план экспорта — Министерством внешней торговли после соответствующих консультаций с различными ведомствами.
Основные задачи перового пятилетнего плана (1953-1957 гг.) сводились к следующему:
1. Сконцентрировать усилия на строительстве 156 крупнейших объектов с помощью СССР, а также 694 крупных и средних предприятий, которые должны стать основой социалистической индустриализации.
2. Ускорить создание сельскохозяйственных и ремесленных кооперативов.
3. Перевести национальную капиталистическую промышленность на рельсы государственного капитализма.
Большое внимание уделялось развитию национального образования. Так, по пятилетнему плану предусматривалось создать 60 новых институтов и университетов и довести их общее количество до 208.
За период с 1952 по 1957 общая площадь под сельскохозяйственными культурами выросла на 11%, однако впоследствии несколько сократилась благодаря более интенсивному использованию сельскохозяйственных угодий и получению с них нескольких урожаев. Таким образом, потери пахотных земель и сокращение площадей посевов были с лихвой компенсированы.
С 1954 г. промышленные предприятия начали управляться из единого центра. С 1953 по 1957 г. количество таких предприятий возросло с 2800 до 9300 (16% всех предприятий, которые давали 49% промышленной продукции).
Одним из самых серьезных достижений во внутренней политике в эти годы было восстановление полного суверенитета Китая над территориями, которые после падения Цинской династии в 1911 г. лишь условно входили в китайское государство или вообще отделились от Китая. В число таких территорий входили Тибет, Синь-цзян, Внутренняя Монголия, а на юге — провинция Юньнань.
С помощью СССР и стран Восточной Европы Китайская Народная Республика приступила к осуществлению своего первого 5-летнего плана с основным упором на развитие тяжелой промышленности. Китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального планирования в СССР.
В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов. К 1957 г. почти все промышленные предприятия в стране были национализированы.
За годы первой пятилетки производство чугуна должно было увеличиться в 2,4 раза: с 1,9 млн. т. (в 1952 г.) до 4,67 млн. т. (в 1957 г.); производство стали — в 3,1 раза (с 1,35 млн. т. до 4,12 млн. т.). Для сравнения: Японии понадобилось 12 лет (с 1929 по 1940 г.), для того чтобы удвоить выпуск стали.
В индустриальном развитие Китай минимум на 100-150 лет отставал от экономически развитых стран и, по существу был аграрно-сырьевым придатком.
Трансформация капиталистической экономики в социалистическую вскрыла ряд серьезных проблем.
Во-первых, поспешность преобразований породила хаос и нарушила принцип добровольности.
Во-вторых, трансформация осуществлялась без учета местных условий и интересов и настроений крестьян.
В-третьих, кооперативы, как правило, создавались крупными, а потому малоуправляемыми (гигантомания).
В-четвертых, система материальных стимулов и ответственности оказалась серьезно нарушенной. В распределении царил эгалитаризм, что существенно подрывало заинтересованность в труде.
В-пятых, подрывалась свобода производственного выбора: кооперативам навязывалось производство одних культур и запрещалось выращивать другие.
Подобные мероприятия осуществлялись в сфере мануфактуры, а также в торговле.
Но в итоге за годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, а сельское хозяйство — на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г. достиг 106,8 млрд. юаней, или 168 юаней на душу населения.
На данном этапе Китай сформировал плановую модель экономики по советскому образцу: упор на тяжелую промышленность за счет сельского хозяйства. Большое внимание уделялось развитию военной экономики.
В первой конституции страны Китай назван социалистическим государством, возглавляемым пролетариатом, ведомым Коммунистической партией. Была установлена жесткая система централизованного управления страной. Всякая внутренняя оппозиция подавлялась. Репрессии в первую очередь затрагивали интеллигенцию. В 1956 г. в стране поднялась волна серьезной критики как внутри партии, так и вне ее по поводу политики КПК, строившейся по сталинистскому образцу. Однако период либерализации был очень кратким и закончился в 1957 г. массовыми арестами.
Общая экономическая ситуация к моменту завершения первого 5-летнего плана значительно улучшилась. Несомненные достижения воодушевили китайское руководство. В самом деле, если среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли в США 2,8% в год, в Британии - 4,1% в год, то в Китае - 18% в год. Уже в январе 1956 г. Мао Цзэдун заявил, что Китай в кратчайшие сроки должен догнать и перегнать в экономическом отношении ведущие индустриальные страны.
В сентябре 1956 г. в Пекине состоялся VIII съезд КПК, на котором была намечена цель: превратить Китай в передовую страну быстро, насколько это возможно, и в основном на базе советской экономической модели. Однако уже в конце 1957 г. началась кампания «большого скачка» под лозунгом: «В экономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам». По замыслу авторов этой кампании, одно лишь производство стали за два года должно было возрасти с 5 до 120 млн. т. (1960 г.), а к 1980 г. - до 800 млн. т. Если в 1956 г. Мао Цзэдун считал, что Китай способен догнать США по объему ВВП за 50-75 лет, то в 1958 г. этот срок был многократно сокращен.
Был взят курс на децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г. страна была разделена на «7 кооперативных районов»: Северо-Восточный, Северный, Восточный, Южный, Центральный, Юго-Западный и Северо-Западный. Каждый регион в кратчайшие сроки должен был создать крупную промышленность. Было принято решение, что 80% регулирования экономики будет осуществляться на местном уровне. По всей стране началась массовая кампания ускоренной индустриализации. Так, в аграрной провинции Ганьсу с января по март 1958 г. «было построено» тысяча фабрик, с марта по май — еще 3,5 тыс., а в мае — июле — еще 220 тыс.!
Мао Цзэдун бросил огромные трудовые ресурсы на осуществление авантюрной программы строительства искусственных водохранилищ, создания сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. Согласно этой программе, Китай за несколько лет должен был по уровню экономического развития, в частности по производительности труда, догнать передовые индустриальные державы. В решении этой проблемы ведущая роль отводилась коммунам. Начался повсеместный переход от сельскохозяйственных кооперативов к коммунам.
Первоначально коммуна представляла собой очень большое сельскохозяйственное предприятие — до 5 тыс. хозяйств (а иногда и до 20 тыс.). Постепенно коммуна взяла на себя все экономические функции, а также организацию культуры, образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка и т.п. Жизнь всего населения страны приобрела военизированную окраску.
Повсеместно был введен принцип равного распределения доходов, ликвидированы остатки частных предприятий и система материальных стимулов, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Китаю предписывалось «в течение 15 лет догнать и перегнать Великобританию» и построить коммунизм.
Рыночные отношения были полностью разрушены. Плановые цели все более поднимались. Так, в 1958 г. предполагалось достичь урожая зерна 500 кг на душу населения, в 1959 г. — 1000, а в 1962 г. - 1500 кг.
Для выполнения плана по производству стали по всей стране в кратчайшие сроки (к августу 1958 г.) было построено 240 тыс. малых «дворовых» доменных печей, а к сентябрю — уже 600 тыс., на которых трудились 50 млн. крестьян, вывезенных из сельской местности. К сентябрю еще 20 млн. чел. были мобилизованы на добычу угля на 100 тыс. срочно построенных малых шахтах.
К сентябрю 1958 г. по всей стране (кроме Тибета) было создано 26 425 коммун, в которых работали 98% крестьянских хозяйств. В среднем коммуна состояла из 4614 чел. Прежде в стране действовало 750 тыс. кооперативов. Таким образом, одна коммуна состояла в среднем из 28 бывших кооперативов.
Коммуны осуществляли все виды аграрной деятельности, а также промышленное производство, торговлю, образование и военное дело.
В конце 1958 правительство сообщило о значительном приросте в производстве чугуна и стали, нефти, электроэнергии и зерна. На самом же деле в связи с широкомасштабной реорганизаций экономики и громадным отвлечением материальных ресурсов и рабочей силы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве имел место дисбаланс, а в транспортной системе царил настоящий хаос.
«Большой скачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция между накоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутри индустриального сектора; в-четвертых, дисбаланс между доходами и расходами.
Кампания «большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны. Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощные экономические диспропорции привели к падению производства. Если в 1960 г. ВВП страны составил 145,70 млрд. юаней, то в 1962 г. — 114,93 млрд. юаней.
Политика "большого скачка" завершилась полным провалом. Ни одна из задач этой программы не была выполнена. В связи с массовой переброской рабочей силы в промышленность стала остро ощущаться нехватка людей в сельском хозяйстве. Рабочие и крестьяне оказались на грани своих физических возможностей. Многие крупные проекты, например связанные с сооружением дамб, осуществлялись с отступлением от утвержденных планов. Неурожаи и стихийные бедствия привели к еще большему ухудшению ситуации в стране. По разным оценкам, от голода погибло от 20 до 40 млн. человек.
Поскольку идея достижения «золотого века» принадлежала Мао Цзэдуну, в декабре было объявлено о его уходе с поста председателя (главы государства) КНР. В апреле 1959 на этот пост был избран Лю Шаоци.
Авторитет Мао Цзэдуна в результате провала "большого скачка" значительно упал, поэтому в последующие годы он предпринял попытку восстановить доверие к своей политике. Мао был уверен, что прагматический подход может вновь привести к капитализму и подорвать авторитет КПК. Он выступил против прагматиков и был поддержан министром обороны Линь Бяо.
Советский Союз отнесся к «большому скачку» критически, хотя и согласился на поставки в Китай в 1959-1967 различных товаров на сумму 1,25 млрд. долл.
В 1960 г. возник открытый конфликт между Китаем и СССР. Обе страны обвиняли друг друга в отходе от принципов марксизма-ленинизма. Советский Союз, несмотря на настоятельные требования Китая, отказался передать ему технологию изготовления атомного оружия. Он прекратил оказание Китаю экономической помощи и отозвал оттуда всех советских специалистов вместе с технической документацией.
В первой половине 60-х годов, после разрушительного эксперимента "большого скачка", внутренняя политика характеризовалась поворотом к прагматическому курсу благодаря таким государственным и политическим деятелям, как Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Система коммун была сохранена, однако до некоторой степени было снова разрешено частное предпринимательство. После резкого падения производства в период "большого скачка" начался медленный подъем экономики. К 1965 г. был достигнут уровень 1957 г.
«Культурная революция» представляла собой чисто политическое явление. Вместе с тем она оказала колоссальное влияние на экономическое развитие. Более того, в годы культурной революции экономикой страны, по сути, управляла армия.
1966 г. был объявлен первым годом третьей пятилетки (1966-1970 гг.). Экономика развивалась сбалансировано и динамично, несмотря на принятие левацкой политики по усилению классовой борьбы.
По сравнению с первым полугодием 1965 г. за первую половину 1966 г. объем промышленного производства вырос на 20,3%, производство стали — на 20,7, угля — на 12,6, нефти — на 28,4, электроэнергии — на 20, химических удобрений — на 41,8%.
Еще в 1964 г. при составлении третьего пятилетнего плана была выдвинута стратегия следующей приоритетности отраслевого развития: 1) сельское хозяйство; 2) легкая промышленность; 3) тяжелая промышленность. Тем не менее большое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны.
С началом американской агрессии во Вьетнаме КПК выдвинула лозунг. «Готовиться к войне и стихийным бедствиям».
Задачи третьей пятилетки сводились к следующим направлениям: ежегодное увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства на 9%; к 1970 г. добыча зерна должна была достигнуть 220— 240 млн. т., хлопка — 2,2-2,4 млн. т., стали — 16 млн. т., электроэнергии — 110 млрд. кВт/ч.
В региональной политике была сделана ставка на приоритетное развитие центральных и западных регионов. Мао Цзэдун огласил план механизации сельского хозяйства на 15 лет.
В январе 1966 г. был обнародован план по регулированию прироста населения: было объявлено, что к 1970 г. население страны не должно превысить 800 млн. чел.
Однако в конце весны 1966 г. Мао Цзэдун инициировал «культурную революцию» как средство борьбы с «контрреволюционерами, просочившимися в партию, армию и правительство».
В 1966 г. недовольство молодежи вылилось в массовые волнения, охватившие университеты. Мао Цзэдун воспользовался этим для устранения своих оппонентов в партийных рядах. Он заявил о начале "великой пролетарской культурной революции", а верные ему кадры спровоцировали массовое движение "красных охранников" (так называемых хун-вэйбинов), в результате чего страна была вновь ввергнута в хаос и оказалась на грани гражданской войны. Жертвами террора догматически настроенных "красных охранников" в первую очередь стали политики, люди интеллектуального труда, артисты, художники. Одной из главных жертв этой кампании был основной оппонент Мао — Лю Шаоци, который в 1959 г. заменил Мао Цзэдуна на посту председателя КНР. За период "революционных эксцессов" погибли сотни тысяч человек. Многие годы оставались закрытыми школы, полностью остановилась культурная жизнь. Традиционные реликвии старого Китая — буддийские храмы и места археологических раскопок были обезображены, а зачастую уничтожены. В то время, когда многие оппоненты Мао лишались своих постов и подвергались преследованию, сам Мао Цзэдун в атмосфере невиданного расцвета культа личности был вознесен до уровня высшего божества.
Особый размах культурной революции пришелся на 1967 и 1968 гг. Производство стали упало в 3 раза, добыча электроэнергии снизилась на 40%. Катастрофически ухудшилась трудовая дисциплина: лишь 50-60% рабочих работали на предприятиях.
Произошла практически полная потеря управления экономикой. Это сказалось на основных макроэкономических показателях. Так, если в 1966 г. ВВП страны составил 186,8 млрд. юаней, то в 1967 г. — 177,39 млрд., а в 1968 г. — 172,31 млрд.
Для стабилизации положения в стране Мао послал в разные районы страны крупные армейские подразделения. В апреле 1969 г. наследником Мао Цзэдуна был официально назначен министр обороны Линь Бяо.
В 1969 и в 1970 гг. экономика вновь стала расти, но тем не менее план народнохозяйственного развития не был выполнен по всем направлениям (кроме добычи нефти). Руководство страны было вынуждено начать кампанию нового экономического урегулирования.
В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.
По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.
Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.
Линь Бяо, который весьма искусно проявил себя как инициатор усиления культа личности Мао и в 1969 г. был объявлен преемником Мао Цзэдуна, стал проявлять недовольство его политикой. После неудавшегося покушения на жизнь Мао Цзэдуна Линь Бяо погиб в 1971 г. при попытке бегства из страны. Последующие годы характеризовались дальнейшим усилением противостояния между умеренной и радикальной фракциями в партии.
Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.). План предусматривал ежегодный прирост промышленной продукции, на 12,5%.
В стране ставилась задача добиться к 1975 г. 300-325 млн. т. зерна, хлопка — 3,25-3,5 млн. т., стали 35-40 млн. т., угля — 420-430 млн. т., нефти — 70-100 млн. т., электроэнергии — 200-220 млрд. кВт/час.
Одной из ключевых фигур в партийной иерархии был премьер-министр китайского правительства Чжоу Эньлай, который всегда выступал посредником между двумя фракциями во внутриполитических схватках. В 1973 г. Чжоу привлек на свою сторону Дэн Сяопина, подвергавшегося ранее публичному унижению со стороны "красных охранников", назначив его заместителем премьера, и разработал более прагматический путь решения проблемы восстановления экономики и системы образования.
Чжоу Эньлай предпринял также энергичные усилия для преодоления изоляции Китая от других государств мира. В 1971 г. КНР заняла в ООН место Китая (до этого его занимал представитель Тайваня), а в 1972 г. Пекин посетил президент США Р. Никсон. Однако отношения с СССР в этот период достигли самой низкой отметки, причем на китайско-советской границе произошло несколько острых вооруженных конфликтов.
В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.
В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.
В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».
Сплотившаяся вокруг жены Мао Цзэдуна Цзян Цин группа, которую окрестили "бандой четырех", стала проявлять все большую настойчивость в своих попытках положить конец прагматическому курсу политики Чжоу-Дэна и захватить власть в Китае. В 1976 г. умер Чжоу Эньлай. Дэна Сяопина арестовывают. В апреле того же года в день поминовения усопших в стране стихийно возникли демонстрации против "банды четырех", в защиту линии Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Девятого сентября 1976 г. умер Мао, а месяц спустя лидеры радикальной фракции, включая "банду четырех", были арестованы. Как только радикалы оказались отстраненными от власти, создались благоприятные условия для существенных перемен. Однако эти перемены приобрели конкретный характер только после того, как КПК возглавил Дэн Сяопин.
В период, совпавший с кончиной Мао Цзэдуна, Китай уже имел собственную индустрию, не зависящую от других стран, но страна находилась в тисках глубокого экономического кризиса вследствие бесчисленных политических передряг времен "культурной революции". Авторитет КПК очень сильно упал. В середине 70-х годов уровень жизни крестьян был таким же, как за 20 лет до этого; аналогичным было положение рабочего класса. По китайским официальным оценкам, в конце 1970 г. от 150 до 200 млн. граждан страны находились под угрозой голодной смерти. Резко увеличилось число нищих, росло количество жалоб на бюрократизм и деспотичность партийных кадров.
За годы культурной революции наиболее резкое падение экономики наблюдалось в 1967, 1968, 1974 и 1975 гг. Доля тяжелой промышленности в общем объеме индустрии продолжала возрастать (с 36,1% в 1-ю пятилетку до 49,1% в 4-ю. Норма накопления продолжала оставаться гипертрофированно высокой (до 33% ВВП). Сельское хозяйство катастрофически отставало в своем развитии. В экономике царила «уравниловка». Эффективность экономики снижалась из года в год. Уровень жизни населения также снижался. Средний уровень зарплаты в стране за период с 1966 по 1976 г. сократился на 4,9%, а перебои с продовольствием достигли критического уровня. В 1976 г. объем ВВП составил 294,37 млрд. юаней, или 316 юаней на человека (в 1966 г. соответственно 186,8 млрд. и 254 юаня).
По определению китайских руководителей, во второй половине 1970-х гг. народное хозяйство «оказалось на грани катастрофы». Большинство предметов потребления стало дефицитным. За 20 лет (1957-1977 гг.) реальная заработная плата снизилась почти на 28%. Значительная часть населения находилась на грани голода. Карточная система распространялась почти на 50 видов товаров первой необходимости.
После окончания культурной революции в 1976 г. руководство страны начало кампанию «западного большого скачка», целью которой было резкое увеличение темпов экономического роста за счет активных закупок западной технологии (главным образом для тяжелой промышленности).
В 1977-1978 гг. руководство страны, по сути, вернулось к экономической стратегии 1-й пятилетки. Вместе с тем была сделана ставка на зарубежные заимствования и закупки западной технологии. Большинство средств, полученных из-за рубежа, направлялось в тяжелую промышленность. Оживление экономики, однако, сопровождалось нарастанием структурных диспропорций.
Данная стратегия очень напоминала «политику ускорения» М. Горбачева в 1985-1988 гг. Неудивительно, что обе эти кампании были обречены на провал, так как лишь усиливали уже сложившиеся мощные диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью и концентрировали капиталовложения в отраслях с низкой капиталоотдачей.
К концу 1978 г. китайское руководство осознало неэффективность стратегии «западного большого скачка».
В феврале 1978 г. принята знаменитая программа «четырех модернизаций» до 2000 г. Был принят план на 10 лет (1976-1985 гг.), по которому предусматривалось построить 120 огромных промышленных предприятий (в основном тяжелой промышленности).
Программа «четырех модернизаций» состояла их следующих этапов: к 1980 г. — создание самостоятельной промышленности и механизация «в основном» сельского хозяйства; к 1985 г. — завершение технической перестройки народного хозяйства на основе выполнения основных положений 10-летнего плана; к 2000 г. — выход в число передовых стран мира по уровню развития народного хозяйства путем осуществления модернизации сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники.
Китай должен был достичь «скромного достатка» путем удвоения доходов населения за 1980-2000 гг. О дальнейших перспективах четырех модернизаций в то время конкретно еще не говорилось. Однако неоднократно упоминалось, что «более высокая степень модернизации» должна быть достигнута к 2030-2050 гг. Под этим понималось достижение к 2000 г. «уровня скромного достатка», к 2021 г. (к столетию КПК) — уровня среднеразвитых стран; к 2049 г. (к столетию образования КНР) — превращение Китая в мощное социалистическое государство.
Первоначально, в конце 70-х годов в реформах основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.
К началу 90-х годов в стране сложилось четыре вида собственности – государственная, коллективная, частная, индивидуальная.
Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.
Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться. Ещё в 1990 году на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 1996 г. – не многим более 40%.
Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1979 г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, в 1996 г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996 гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%.
Один из главных элементов политики в КНР – «открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве важнейшей предпосылки развития страны.
Формы осуществления экономической стратегии способствовали выдвижению Китая в число крупнейших экономических держав. Усиление экономических позиций позволит КНР играть ведущую роль в мировой экономике и политике.
Планируется, что в экономической стратегии Китая произойдет смещение акцентов с количественных на качественные характеристики развитии. Ее основные направления до 2020: повышение РОЛИ внутреннего спроса в экономическом росте; интенсивное финансирование научно-технической сферы как основы усиления глобальной конкурентоспособности китайской экономики, реализация программы энергосбережения и выделение крупных средств на охрану окружающей среды, перераспределение результатов экономического роста в пользу села и беднейшего населения страны.
Ключевыми для Пекина будут проблемы энергетической безопасности. Сейчас 90% спроса на энергоресурсы обеспечиваются собственным производством. Из потребляемых в Китае ПЭР 65% приходится на отечественный уголь, что составляет 30%мирового потребления угля и является одним из главных источников катастрофического загрязнения окружающей среды в ряде провинций.
В среднесрочной перспективе продолжится укрепление китайского юаня – как следствие открытия финансовых рынков Китая и политического давления главных экономических партнеров. Положительное торговое сальдо – в результате укрепления юаня и роста внутреннего спроса, в том числе на современную импортную продукцию, - в ближайшие 5-10 лет может существенно сократиться. Темпы прироста ВВП хотя и сократятся, но останутся одними из самых высоких в мире - 7,7% в среднем за 2006-2020 гг. Важным фактором поддержании темпов экономического роста станут потребительские расходы. Этому будет способствовать интенсивный процесс урбанизации и формирование многочисленного среднего класса.
Первая половина XXI в. станет в экономическом развитии Китая решающей. За этот исторический отрезок времени Китай планирует завершить индустриализацию и информатизацию народного хозяйства. Экономическое развитие приведет к возникновению ряда важных процессов:
1. Продолжающийся стабильный и высокий экономический рост приведет к кардинальному повышению рейтинга КНР в мире. В первой половину XXI в. Китай планирует войти в тройку мировых лидеров (вместе с США и ЕС). Если в 1978-1995 гг. технологический прогресс обеспечивал 39,85% всех произведенных в Китае благ, то в 2030 г. этот показатель составит 50, а в 2050 г. — более 60%. По мере того как возможности экономического развития страны начнут исчерпываться, возрастет конкуренция на внутреннем рынке страны. Это приведет к многократному увеличению интенсификации китайской экономики.
2. В ближайшие 50 лет кардинальные изменения планируются в структуре производства страны. Многоуровневая система потребительского спроса сформирует многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на различных рабочих местах, возрастет. Одновременно произойдет многократное расширение сферы индивидуального потребления и его разновидностей в зависимости от уровня дохода.
3. Всесторонний технологический прогресс повлияет на стремительное развитие производственной структуры. При имеющемся ныне разрыве уровней развития технологий между Китаем и мировыми экономическими лидерами Китай планирует заимствовать в новейшие западные технологии и на их основе осуществлять собственные исследования.
4. Планируется всемерно развивать качественную составляющую экономического роста, повышать покупательную способность населения, осуществлять рациональное распределение ресурсов.
5. Планируется кардинальное совершенствование традиционных форм производства, ключевыми отраслями национальной экономики станут сферы применения высоких технологий. В начале XXI в. по-прежнему будут развиваться такие традиционные отрасли китайской промышленности, как текстильная, сталелитейная, цементная, химическая и т. п. Однако даже при всемерной модернизации удельный вес их в экономике страны будет снижаться. К 2030 г., когда темпы прироста населения станут нулевыми, а затем и отрицательными, когда процесс индустриализации в основном завершится, в потребительской структуре населения произойдут кардинальные изменения. Спрос на традиционную продукцию постепенно снизится.
6. Традиционные отрасли тяжелой промышленности будут развиваться затухающими темпами. Возникнут новые приоритетные отрасли китайской экономики, определяющие научно-техническое развитие страны. В ближайшие 10 лет произойдет кардинальная модернизация малых и средних предприятий, их ускоренное, развитие станет важнейшим фактором экономического роста Китая.
7. Проблемы модернизации села и занятости в аграрном секторе еще более обострятся. К 2010 г. аграрное население (около 800 млн., чел.) все еще будет составлять около 60% населения страны. Разница в доходах между городским и сельским населением будет по-прежнему возрастать. По мере сокращения свободных земельных ресурсов и прогресса аграрных технологий спрос на рабочую силу в сельском хозяйстве будет сокращаться. Все большая часть аграрного населения окажется излишней. Поэтому следует ускоренными темпами развивать промышленность и сферу услуг в мелких и средних городах, куда устремится избыточная рабочая сила.
8. Традиционный разрыв между развитыми восточными регионами и менее развитыми центральными и западными в ближайшем будущем увеличится. В перспективе же эта разница должна постепенно нивелироваться, но этот процесс займет немало времени. Лишь после 2030 г. начнут проявляться благоприятные тенденции в данной области.
9. Со всей остротой встанет проблема гармонического соотношения экономики и экологии. Ожидается, что экологическая ситуация начнет исправляться кардинальным образом только после 2030 г., когда в основном завершится процесс индустриализации страны и многократно возрастет ее экономическая мощь при оптимальном использовании факторов производства.
10. Планируется, что интеграция Китая в мировую экономику многократно усилится. Вступление Китая в ВТО создало для этого все условия. Однако все чаще будут возникать трения Китая с развитыми странами в области экономики, финансов и торговли. После вступления в ВТО будет наблюдаться динамичный рост Китая в сфере мировой торговли. При этом те страны, которые начнут терять свои позиции в мировой экономике, могут инициировать возникновение финансовых, политических и экономических кризисов. На первый план выйдут такие проблемы, как сохранение национальной безопасности и социальной стабильности.
Как же на самом деле будет развиваться экономика и политика Китая покажет время.
Заключение
Китай хочет учиться у Запада распознавать, выявлять, предотвращать и преодолевать кризисы. Внимательно анализирует западный опыт политического поведения в момент кризиса, включает антикризисные меры в планы экономического развития. В китайскую Конституцию внесено положение о «чрезвычайном положении» в расширительном толковании - не только в смысле принятия военно-политических антикризисных мер, но и в смысле отражения иных угроз экономического, социального, атипичного происхождения. Китай инициирует активный диалог с западными политическими элитами, прежде всего социал-демократической ориентации, изучая их стратегию и тактику управления страной, в том числе и в сфере антикризисных мер.
Таким образом, вопросы «качества власти» в Китае и способности КПК руководить страной в условиях кризиса имеют сегодня не только национальное, китайское, но и глобальное значение. Мир заинтересован в том, чтобы КПК могла предотвращать и преодолевать кризисы. Однако проблема состоит в том, какая именно КПК может это делать. Насколько адекватно изменяется идеология и стратегия партии вслед за ростом китайской экономики и усилением открытости китайского общества, вслед за диверсификацией источников экономической (в условиях рынка), интеллектуальной (в условиях, пусть и неполной, но все же интернет‑открытости) и, как следствие, политической инициативы в китайском обществе.
От ответа на этот вопрос во многом будет зависеть экономическое развитие Китая. В отличие от стран со стабильной рыночной демократией, в Китае политические трансформации общества лишь начинаются, поэтому особое значение имеет понимание политического вектора его развития.
Суть происходящего сейчас в Китае, Китаем и - «по причине Китая» - с миром и целом состоит в том, что многие глобально значимые проблемы Китая, а также глобальные проблемы, являющиеся следствием роста его стратегической мощи и обогащения китайского населения в условиях всегда ограниченных природных ресурсов и возрастающей экологической уязвимости мира, могут быть решены лишь посредством совместного - китайского и мирового - к ним подхода. Наиболее рациональным способом реагировать на эти вызовы мировое сообщество может, лишь идя по пути взаимодействия с Китаем: от политики сдерживания к политике вовлечения, от политики вовлечения к политике интеграции, от политики интеграции к политике соразвития и соответственности за мировое развитие.
Прогноз экономического развития Китая будет зависеть оттого, какую, какой степени рациональности, стратегию «адаптации» Китая изберет мировое сообщество.
Список используемой литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.