Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »
Тема: Государственные органы, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг
Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.90K | Скачано: 288 | Добавлен 31.03.11 в 12:58 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2010
Содержание:
Вариант 10
1. Государственные органы, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг. (3 стр.)
2. Государственное регулирование регионального развития. (6 стр)
3. Список используемой литературы. (16 стр.)
1. Государственные органы, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; (в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)
лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
· профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг -- это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:
· государственные и иные нормативные акты;
· государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынком можно разделить на:
· прямое, или административное, управление;
· косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы;
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляют следующие органы:
* Государственная Дума (издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг. Рядом комитетов Государственной Думы разработаны законопроекты в области рынка ценных бумаг: Комитетом по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности - законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.; Подкомитетом по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании - законопроекты о ценных бумагах и фондовом рынке; Подкомитетом по банкам - законопроекты о банках и банковской деятельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами); * Правительство Российской Федерации (выпускает постановления, осуществляет общее руководство функционированием и развитием рынка ценных бумаг);
* Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) при Правительстве Российской Федерации (разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядок осуществления регистрации эмиссии; устанавливает обязательные требования и иные условия допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу; осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж, фондовых отделов, товарных бирж, их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности; обеспечивает создание единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынках Российской Федерации);
* Министерство финансов Российской Федерации (является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок: регламентирует правила совершения операций с ценными бумагами; регулирует учет и отчетность; лицензирует финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи; регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; осуществляет ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в Российской Федерации ценных бумаг; контролирует приобретение крупных пакетов акций; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регистрирует их обращение);
* Центральный банк Российской Федерации (устанавливает для банков правила совершения операций на фондовом рынке, в том числе лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрирует выпуск ценных бумаг банков и осуществляет ведение их реестра; осуществляет аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и т. д.);
* Российский фонд федерального имущества (занимается продажей акций в процессе приватизации; управляет портфелем акций, находящихся в собственности государства; выполняет методические и регулирующие функции в отношении подобных операций);
* Госкомимущество Российской Федерации (регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения траста, создание холдинговых компаний; контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов); * Государственный комитет по антимонопольной политике (согласовывает крупнейшие выпуски ценных бумаг, приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества; контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг; регулирует обращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам);
* Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности страховых компаний на рынке ценных бумаг);
* Министерство экономики Российской Федерации участвует в разработке политики формирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопроектов, занимается экспертизой создания финансово-промышленных групп. Министерство по налогам и сборам совместно с Министерством финансов регулирует порядок налогообложения операций с ценными бумагами. Государственный таможенный комитет регулирует ввоз и вывоз ценных бумаг из страны. Российский рынок ценных бумаг регулируется более чем 1000 законодательных и нормативных документов. Однако, несмотря на их обилие, они несогласованны, имеют пробелы в регулировании отдельных элементов рынка. Так, например, отсутствует система защиты инвесторов от банкротства инвестиционных институтов, отсутствует перечень запрещенных сделок, отсутствует регулирование обращения суррогатов на рынке и др. Саморегулируемыми организациями являются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов правила ведения бизнеса на рынке ценных бумаг. В развитых странах, кроме этого, существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и представляющих интересы профессионального сообщества в области ценных бумаг данной страны. Они выполняют функции по надзору и регулированию рынка. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляет ФКЦБ России.
2.Государственное регулирование регионального развития.
Переход к новым экономическим отношениям, базирующимися на рыночных принципах, изменение геополитического положения России, кризис, затронувший все стороны жизни российского общества, обусловили изменение критериев и факторов территориального развития, создали качественно новую среду для решения социальных и экономических проблем регионов и их взаимодействия. Обострились объективные противоречия: между страной и субъектом Федерации (как между частью и целым); между субъектами Российской Федерации; между национальной и территориальной моделями государства.
Модели устройства
За годы функционирования СССР и РСФСР устройство государства осуществлялось по национальному и территориальному принципам. Образование союзных республик, республик и автономий внутри Российской Федерации – это попытка построить государство по национально-территориальному признаку и одновременно способ решения национального вопроса. Принятый в двадцатые годы национальный принцип формирования структуры советского государства запрограммировал будущий распад Советского Союза. Переход к другой модели внутреннего устройства – территориальной – обсуждается на протяжении всех лет преобразований в РФ. При данном подходе республики, края и области становятся территориальными субъектами Российской Федерации, а не этническими единицами. Что касается развития и управления экономикой, то от отраслевого принципа страна переходит к управлению через территории, через субъекты Федерации. В новых условиях органы управления субъектов Федерации осваивают иную модель взаимодействия с предприятиями и объектами, расположенными на их территории. Главное противоречие этих отношений выражается формулой "эффективность-равенство". В экономическом контексте это имеет следующий смысл: если наращивать темпы экономического роста, то следует создавать предприятия в передовых регионах, результатом будет нарастание неравенства по уровню социально-экономического развития; если же целью является выравнивание уровней экономического развития, то следует осуществлять индустриализацию отсталых районов, при этом темпы экономического роста снизятся. Таким образом, цели выравнивания и цели роста альтернативны. Следовательно, у региональных проблем нет однозначного решения; такие решения должны представлять собой согласованный оптимум разнородных интересов, т. е. компромисс, но в России не сложились пока механизмы разрешения противоречий регионального развития. Согласованный оптимум федеральных и региональных интересов должен стать содержанием региональной политики.
О предмете политики
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства региональная политика является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны и в конечном счете повышения уровня жизни ее граждан.
Анализ результатов мониторинга социально-экономического развития регионов позволил автору определить сущностные характеристики региональных проблем:
- неравенство регионов страны по социально-экономическим условиям проживания из-за недостатков территориальной организации общества, в связи с которыми созданные гражданами богатства распределяются по районам страны без соответствия размещению самих граждан. Последнее обусловлено разнообразием физико-географических и историко-культурных условий в различных частях страны. Подобное разнообразие не является препятствием для благополучия граждан, а напротив, это важный дополнительный ресурс его роста;
- недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в регионах страны. Один из основных тезисов при подходах к региональной проблеме состоит в том, что многообразие российских регионов и многонациональный состав Российского государства – это не слабость России, а ее потенциальное могущество. Реальная федерация использует разнообразие своих субъектов как мощный резерв развития страны в целом и каждого региона в отдельности;
- становление федерализма как политической и территориальной организации общества;
- национально-политические факторы, обусловливающие процесс дезинтеграции.
Регионализация экономического, политического, историко-культурного пространства России, особенности регионов и ее федеративное устройство обусловливают ведущую роль региональной политики в укреплении российской государственности и развитии экономики.
Новая региональная политика формируется, но для ускорения этого процесса, придания ему осознанного и целенаправленного характера необходимо выработать представление о сущности региональной политики, выделить методологические проблемы, нуждающиеся в первоочередной разработке, оценить возможности использования в нашей стране опыта развитых стран.
Политика – это интересы в действии, глобальная стратегия. Политика может иметь огромное множество вариаций, но должна быть понятной и действенной, власть может быть любой, но не бессильной. Иначе нет ни власти, ни политики: и то, и другое становится ареной борьбы, а не полем созидания.
Политика как деятельность руководящих центров заключается в выборе общественных целей и способов их реализации с использованием фактора власти. Основываясь на данной методологической предпосылке, автор рассматривает региональную политику как отношения между государством и субъектами Федерации (регионами) и как деятельность по регулированию регионального развития. Вычленение субъектов и объектов региональной политики необходимо, так как в современной экономической теории, социологии, регионалистике существуют неоднозначные толкования последних.
Субъекты политики с позиции власти – это социальные институты и их органы, которые реализуют процесс управления различными областями общественной жизни, располагают средствами власти (координация, принуждение, контроль и т. д.), определяют цель и способ их использования. Субъектом региональной политики в данном контексте выступает государство. Объектом региональной политики выступают регионы, субъекты Федерации, федеральные округа.
Региональная политика как комплекс государственных мер, регулирующих социально-экономическое развитие территорий, в СССР осуществлялась посредством плановых, нормативных действий в рамках территориальных схем размещения и развития производительных сил, что определялось прежде всего директивами, устанавливающими приоритетность развития отдельных регионов. В 80-е годы имели место попытки изменения подходов к реализации региональной политики – ставились задачи регионального самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, территориального хозрасчета, но сущностные основы региональной политики остались неизменными. Концептуальный подход изменился в 90-е годы, политическая и экономическая дезинтеграция обусловила необходимость разработки новой модели региональной политики, основанной на более полном учете интересов территориальных образований, их особенностей, выделения проблемных территорий разных типов. В 1991-1993 годах, в условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального прав ительства, пытавшегося всеми доступными средствами (от предоставления наличности до принятия специальных указов и постановлений по отдельным регионам) ликвидировать наиболее опасные очаги региональной напряженности, вполне соответствовали идеологии неотложной помощи кризисным регионам.
В 1993 году было создано Министерство по делам национальностей и региональной политике. Для разработки концепции региональной политики задействованы государственные и негосударственные структуры: Аналитический центр при Президенте Российской Федерации, Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации, Рабочая группа по региональной политике Совета безопасности, СОПСиЭС при Министерстве экономики Российской Федерации, Институт экономики Российской академии наук, а также представительные органы власти – комитеты Федерального собрания и Государственной думы Российской Федерации.
В 1994-1995 годах появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экологического бедствия), формирование полюсов роста и реформирования, стимулирование процессов реструктуризации экономики регионов на основе их собственного потенциала, становление российского федерализма и местного самоуправления, реформирование межбюджетных отношений и механизмов территориального перераспределения бюджетных ресурсов.
В 90-е годы представления о содержании, методах, инструментах региональной политики претерпели существенные изменения. Автору представляется, что содержание государственной региональной политики составляет система мер, посредством которых реализуются интересы федеративного государства в отношении субъектов Федерации, и внутренние интересы самих регионов.
Целесообразность разработки государственной региональной политики подтверждается как российским, так и мировым опытом. Вместе с тем следует выделить факторы, которые обусловливают необходимость государственного вмешательства в региональное развитие.
Политические факторы могут быть представлены как национальные и конъюнктурные. Национальные факторы обусловлены стремлением государства обеспечить безопасность и независимость страны, территориальную целостность, политическую стабильность. Россия – многонациональное государство, где напряженность между регионами и центром и между регионами является основой дезинтеграции.
Конъюнктурные факторы – это использование региональной политики в качестве средства межпартийной политической борьбы. В настоящее время имеет место общая крайняя дифференциация политического климата в регионах.
Социальная справедливость и равноправие граждан – основные социальные факторы обусловливающие необходимость разработки региональной политики. Государство должно гарантировать определенный уровень жизни населения (минимальные социальные стандарты) независимо от региона проживания. Современную региональную политику следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, коммуникациях, состоянии окружающей среды.
Экономические факторы связаны с необходимостью государственного регулирования регионального развития в целях наиболее эффективного использования факторов производства, перераспределения ресурсных потоков.
Несостоятельность радикально-монетаристских моделей региональной политики очевидна, в настоящее время необходимость государственного вмешательства признается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Динамизм, приоритетность, степень влияния названных факторов могут изменяться в зависимости от условий развития страны, положения регионов. В период экономического роста преобладает влияние социальных и политических факторов, в период кризиса – влияние экономических факторов. При этом необходимо учитывать особенности экономического развития страны, в том числе региональные. На наш взгляд, при разработке региональной политики следует учитывать "исконные" (культурные, природные) и "преходящие" (наследие новой истории) особенности России (данная классификация наиболее полно предложена А. Я. Лившицем, А. В. Новиковым, Л. В. Смирнягиным).
В 90-е годы складывается новая региональная макросреда со своими количественными и качественными параметрами, которая теряет черты прошлой однородности и распадается на множество микросред, не похожих на прежние, как и общее средовое пространство России.
Как управлять
Для комплексного рассмотрения региональной политики, целей и задач, необходимо выделить основные ее виды. Различают следующие
виды региональной политики:
- по целям: выравнивание уровней развития регионов, расширение спектра социальных ролей в регионах, рационализация использования местных ресурсов, рационализация межрайонного сотрудничества;
- по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по спецпрограммам), целевая (по конкретным регионам);
- по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы), административная (разрешения и запреты), инфраструктурная (строительство дорог и другое);
- по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства, улаживание конкуренции регионов, снижение остроты противоречия "регион – страна", сглаживание контрастов "бедные – богатые регионы";
- по адресату: региональные власти, предприятия и организации, граждане.
Уровень социально-экономического развития страны, особенности ее регионального развития определяют цели региональной политики, призванной ослабить социальную напряженность и сохранить целостность и единство страны.
Основными целями региональной политики являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, обеспечение социальной помощи и гарантирование социальных прав граждан независимо от экономического положения региона; выравнивание условий социально-экономического развития регионов, максимальное использование природно-климатических особенностей регионов – создание условий для укрепления собственной экономической базы регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
В качестве приоритетных задач региональной экономической политики определены:
- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
- содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
- оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
- разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные районы);
- совершенствование экономического районирования.
В целях снижения социальной напряженности, создания равных условий социального развития всех регионов региональная социальная политика сориентирована на решение следующих задач: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее благополучных и наиболее неблагополучных регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Способы и средства, которые государство может использовать для решения региональных проблем, можно назвать методами региональной политики. Методы региональной политики определяются принципами государственного регулирования общественных процессов. Государственное регулирование регионального развития может осуществляться мерами прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие по существу представляет собой методы административно-планового регулирования. Косвенное регулирование – выбор и реализация регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации на базе нормативно-правового обеспечения.
В сфере экономической региональной политики методами косвенного регулирования являются: прогнозирование и программирование, позволяющее регионам определять свое место в межрегиональном разделении труда; изменение механизма федеративных отношений, в том числе межбюджетных отношений, разграничение полномочий в налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов, разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Реализация региональной политики предполагает институциональные преобразования, формирование институциональной инфраструктуры, позволяющей реализовать ее цели и задачи. Ядром последней являются институты региональной политики – государственные (или с участием государства) организации, комиссии, уполномоченные формировать и проводить региональную политику. Они являются частью государственного механизма, специализированного не только на решении региональных проблем, но и на взаимодействии с регионами.
Что мешает эффективно управлять
Анализ теоретических концепций региональной политики, ее целей, задач и методов позволяет выделить блоки проблем, от решения которых зависит действенность региональной политики.
Правовое упорядочение государственного регулирования территорий. Сложившееся неоднородное правовое поле ограничивает возможности совершенствования системы государственного регулирования территориального развития. Правовая концепция государственного регулирования регионального развития может быть изложена в специальном Федеральном законе, который призван установить принципы и механизмы реализации федеральных правоотношений по поводу любых конкретных действий государства, корректирующих условия развития субъектов Федерации.
Ограниченность ресурсного обеспечения территориально-регулятивной деятельности государства, целевое распределение ресурсов и гарантии результативности их использования.
Упорядочение организационной структуры государственного управления региональным развитием с целью координации деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Недостаточность научного обеспечения региональной политики. Основные концепции регионального развития России базируются на единых методологических посылках, различаясь вариантами стратегии, методов, стимулов и т. д. Более того, все они, опираясь на опыт других стран, имеющих федеративное устройство, ориентированы на условия стабильного развития. Для современной России следует разрабатывать концепцию региональной политики кризисного или переходного периода.
Теоретическая модель региональной политики, по нашему мнению, должна отвечать следующим требованиям: долговременность; адаптивность; сопряженность с перспективной программой социально-экономического развития России; комплексность; ориентация на экономическое, политическое, социальное развитие регионов; обеспечение приоритета общенациональных интересов.
Методологической основой может и должна стать новая концепция современного государства, определяющая его функции и роль в обеспечении устойчивого и социально ориентированного развития всех регионов, организации федеративных отношений. В федеративных государствах оптимизация отношений между федерацией и субъектами федерации осуществляется через разграничение предметов ведения и полномочий. Устойчивость федеративного государства обусловлена социально-экономической ситуацией в субъектах ее составляющих, достижением регионального социально-экономического равновесия.
Зарубежный опыт
Необходимость активной государственной региональной политики в различных странах порождена специфическими причинами и историческими особенностями их развития. Различное отношение государства к частям своей территории, которые в наших терминах могло бы быть обозначено термином "региональная политика", возникло одновременно с появлением крупных государств.
Региональные программы начали осуществляться в каждой из стран в различные сроки и со свойственной каждой стране спецификой. В Великобритании закон о "специальных районах" был принят в 1934 году, в Италии и Франции региональные программы реализуются с 40-х, в Германии и Норвегии с 50-х годов. В 90-е годы при определении приоритетов развития, целей и задач региональной политики в западных странах внимание уделялось не только выбору между принципами справедливости и эффективности, но и поиску оптимального соотношения, а также разумного распределения полномочий между центром и регионами. Большинство осуществляемых государством мер не преследует достижение каких-либо региональных целей, но любой новый закон или правительственная программа имеют определенное пространственное выражение.
Региональная политика в странах Запада рассматривается как явление постоянное, изменяются подходы к региональной политике. Так, для 20-х – 30-х годов характерна неотложная помощь регионам; межрегиональное перераспределение экономического роста с ориентацией на сбалансированное региональное развитие составляло содержание региональной политики в 50-е – 70-е годы; с середины 70-х годов акценты региональной политики смещаются на реструктуризацию регионов, максимальное использование внутреннего потенциала региона, поддержку малого и среднего бизнеса.
Новой тенденцией развития региональной политики и участия в ее реализации государства является возникновение и все более мощное развитие технополисов и технопарков (технико-внедренческих зон), то есть территориальных научно-технических образований, принципиально отличающихся от известных миру региональных образований. Это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся особой государственной поддержкой. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что целенаправленная смена технологий позволяет экономике быстро выйти из состояния длительной депрессии.
Разработка и механизм реализации региональной политики в федеративных государствах имеют особенности, обусловленные моделями федерализма: "дуалистический" федерализм (США), "кооперативный" федерализм (Германия).
Процесс превращения Западной Европы, состоящей из государств, "в Европу регионов" представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интеграции, который развивается по направлению к европейскому федеративному государству. С самого начала Европейское объединение (Европейское сообщество или Общий рынок) было ориентировано на федеративно-государственный порядок.
С 1957 года Европейское сообщество из конгломерата стран превратилось в экономическое, социальное, политическое объединение государств с координацией деятельности наднациональных и национальных органов власти. Европейский Союз, начиная с 1993 года (Маастрихтские соглашения) представляет собой зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз с единой экономической политикой, с системой межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах.
Усиление экономической и социальной интеграции преодоление диспропорций между различными регионами и отсталости регионов является целью европейской региональной политики. Региональная политика Европейского Союза дополняет меры, принимаемые страной членом ЕС, или направленной на участие в расходах на проводимые мероприятия, то есть она всегда связана с национальными программами. Региональная политика Евросоюза основана на концепциях партнерства и субсидиарности, последний означает, что ЕС будет предпринимать действия только тогда и в той степени, в какой цели предложенных действий не могут быть успешно достигнуты страной, являющейся членом Евросоюза.
Модели партнерства (партнеры социальные и экономические) различаются в зависимости от статуса регионов. Так, в странах федеративного типа, со значительным объемом предметов ведения и полномочий субъектов Федерации, возможно сотрудничество с региональными и местными властями; в унитарных государствах в качестве партнера выступает государство.
Общая интеграционная цель региональной политики ЕС конкретизирована в шести программных задачах: содействие развитию и структурному выравниванию отстающих в экономическом отношении регионов; преобразование регионов, (при)граничных районов или частей регионов, серьезно пострадавших от промышленного спада; борьба с застойной безработицей и помощь во вхождении в трудовую жизнь молодежи и лицам, подверженных риску быть вытесненным с рынка труда; помощь работникам обоего пола в адаптации к переменам в промышленности и изменениям производственных систем; содействие сельскохозяйственному развитию путем: ускоренного выравнивания сельскохозяйственных структур в рамках реформирования общей аграрной политики; стимулирования развития и структурного выравнивания сельских районов; стимулирование структурного выравнивания конкретных северных (арктических) регионов, где особенно низка плотность населения.
Региональной политике мирового сообщества присущи следующие генерализированные цели:
- формирование единого экономического пространства, обеспечение экономических, социальных, правовых, организационных основ государственности;
- относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение для государства;
- максимальное использование ресурсных особенностей региона;
- предотвращение загрязнения окружающей среды.
На наш взгляд, модель "кооперативного федерализма" (Германия) является предпочтительной в силу следующих ее особенностей: федеративная модель Германии относится к симметричной, строится на основе территориального принципа, а механизм бюджетного выравнивания (вертикальный и горизонтальный) позволяет реализовать принцип территориальной справедливости и способствует выравниванию социального положения населения земель.
Реализация принципов субсидиарности и партнерства, составляющих основу региональной политики в Европейском Союзе, позволила бы России совершенствовать систему экономического федерализма, обеспечила механизмы согласования интересов субъектов Федерации и предотвратила опасность превращения конституционной федерации в договорную.
Используемая литература:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.