Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »

Понятие управления финансами. Функциональные элементы

Понятие управления финансами. Функциональные элементы [30.03.11]

Тема: Понятие управления финансами. Функциональные элементы

Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 108.34K | Скачано: 372 | Добавлен 30.03.11 в 20:40 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание

Введение

1. Понятие управления финансами. Функциональные элементы процесса управления

2. Уровни, субъекты и объекты управления

3. Органы управления финансами в РФ

4. Структура Министерства финансов РФ

5. Финансовое планирование и прогнозирование

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Финансы - это термин, которым принято обозначать денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Экономическим содержанием финансов являются деньги. Исторически финансами было принято называть денежные платежи во времена средневековых итальянских торговых городов – Генуи, Венеции. В настоящее время термин финансы употребляется весьма широко и применяется для обозначения денежных потоков и фондов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности, и их использования.

Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов и финансовой системы в целом. Необходимым условием возникновения финансов является также наличие субъектов их формирования и использования, то есть финансы – это не только сами деньги, но и отношения (двухсторонние или многосторонние), связанные с их движением в экономической среде.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. однонаправленный характер движения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основная цель данной работы – показать, что финансы являются одной из наиболее важных экономических категорий.

Задачи работы – раскрыть сущность и выявить основные функции финансов.

 

1. Понятие управления финансами. Функциональные элементы процесса управления

Управление финансами – это совокупность приемов и методов воздействия на объект финансов для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития финансовой системы на всех уровнях. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами.

В России управление финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц; бездефицитного государственного бюджета; устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансами выступают: а) планирование, включающее различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений; б) контроль, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений; в) организации, задача которой состоит в обеспечении оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей; г) информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Вопрос о количестве и содержании функций является дискуссионным. Экономисты по-разному рассматривают функции финансов. Одни считают, что финансы выполняют три функции (создание фондов, распределение фондов, контроль); другие утверждают, что финансам присущи такие функции, как стимулирующая, регулирующая, накопительная, производственная. Многие экономисты считают, что финансы выполняют следующие основные функции: распределительную, контрольную, регулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений. Через распределительную функцию финансы обслуживают воспроизводственный процесс, то есть обеспечивают его денежными ресурсами.

Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им, распределяется реализованная стоимость, и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

В качестве инструмента распределения финансы функционируют в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости. В этой сфере с их помощью устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег. Непосредственным предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: общегосударственный финансовый контроль; ведомственный финансовый контроль; внутрихозяйственный финансовый контроль; независимый финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

 

2. Уровни, субъекты и объекты управления

В управлении финансами выделяются субъекты, объекты и инструменты управления.

Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Всякий владелец финансовых ресурсов в той или иной степени осуществляет управление ими. Однако в этой области ключевое место занимают государственные органы власти и управления и финансовый аппарат: аппарат Президента; Законодательное собрание; Правительство; Министерство финансов; Федеральное казначейство; Министерство по налогам и сборам; Центральный банк России; Местные финансовые органы; Финансовые службы предприятий.

Объектами управления финансов выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране: государственные финансы; местные финансы; финансы предприятий, организаций; финансы граждан.

Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, который включает: блок финансовой информации; блок финансового планирования; блок финансового права; блок финансового контроля; блок оперативного управления; блок стратегического управления.

Блок финансовой информации включает различные формы бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности, а также сведения о различных финансовых процессах. Блок финансового планирования - один из центральных звеньев финансового механизма. Именно в процессе планирования всесторонне оценивается состояние финансов, определяются потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов.

Блок финансового права включает в себя правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения.

Блок финансового контроля – деятельность финансового аппарата по проверке и обеспечению правильности и законности осуществления всех финансовых операций.

Блок оперативного управления представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального результата при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат – Министерство финансов, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий.

Блок стратегического управления выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, в установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ, проектов. Общее стратегическое управление финансами традиционно осуществляют: аппарат Президента; Законодательные органы; Правительство.

 

3. Органы управления финансами в РФ

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчете о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1. профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3. Центральный банк РФ;

4. Министерство РФ по налогам и сборам;

5. Федеральная служба налоговой полиции РФ;

6. Государственный таможенный комитет РФ;

7. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

8. Министерство государственного имущества;

9. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Министерство финансов отвечает за обеспечение устойчивости государственных финансов; разработку единой финансовой политики внутри государства; финансовый контроль над целевым расходом бюджетных средств. Основными подразделениями Министерства финансов являются: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса; департамент налоговых реформ; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ и т.д.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1. организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;

2. управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3. финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5. управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6. представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:

1. организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;

2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

4. регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

1. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

2. вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

3. ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

4. осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой полиции населена на выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К его основным задачам относятся:

1. проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;

2. проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

3. приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими таможенного законодательства.

4. взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

 

4. Структура Министерства финансов РФ

Комплексный характер своих функций Министерство финансов РФ направляет на разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

1. разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3. осуществление финансового контроля за рациональным расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4. обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Осуществляя свои функции, Министерство России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями. Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Следует также отметить, что Министерству финансов России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

1. Департамент бюджетной политики;

2. Департамент налоговой политики;

3. Департамент управления государственным внутренним долгом;

4. Департамент отраслевого финансирования;

5. Департамент межбюджетных отношений;

6. Валютно-экономический департамент;

7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

8. Департамент финансирования государственного аппарата;

9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

10. Юридический департамент;

11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

12. Департамент страхового надзора;

13. Департамент внешнего долга;

14. Департамент международных финансовых организаций;

15. Департамент государственного финансового контроля;

16. Департамент организации аудиторской деятельности;

17. Информационно-технический департамент;

18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

19. Департамент валютного контроля;

20. Департамент социальной сферы и науки.

 

5. Финансовое планирование и прогнозирование

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро - и микроуровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования: методы экспертных оценок (представительский опрос); методы обработки пространственных и временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования; методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства, по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов. Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения, и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур. По длительности действия различают: перспективные финансовые планы (на период больше 1 года); текущие (на 1 год); оперативные (на квартал, месяц).

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются: метод экономико-математического моделирования; нормативный метод; балансовый метод; метод коэффициентов.

 

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса, политической деятельности государства.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, выявляет закономерности развития финансовых отношений. Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

 

Список используемой литературы

1. Белозеров, С. А. Финансы: Учеб.- 2 е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. А. Белозерова,  В. В. Ковалева – М.: ТК Велби, 2003. - 634 с.

2. Вахрин, П. И. Финансы: Учебник / Под ред. Вахрина П. И. - М.: Инфра-М, 2003. - 529 с.

3. Кальварский, Г. В. Финансы предприятия: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Кальварского - М.: «ИНФРА-М.», 2002. - 280 с.

4. Поляк, Г. Б. Финансы: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляк - М.: Юнити, 2003. - 584 с.

5. Колчина, Н. В. Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Колчиной Н. В. - М.: Юнити, 2004. - 563 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 108.34K
Скачано: 372
Скачать бесплатно
30.03.11 в 20:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе