Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Философия Платона: теория познания
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.56K | Скачано: 338 | Добавлен 27.02.11 в 16:10 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2009
Содержание:
Введение 3
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона 4
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке 7
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение.
Большинство жизнеописаний великих личностей древнего мира неминуемо страдает одним весьма крупным и существенным недостатком, а именно – неполнотою. Дело в том, что написанное слово не может устоять ни против влияний долгих веков, ни против превратностей судьбы.
В биографах Платона недостатков не было: целый ряд поклонников и писателей оставили после себя описания его жизни и учения. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый «платоновский вопрос». Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. [4, с. 66]
Платон – древнегреческий деятель - философ, учёный, писатель, художник, поэт, драматург. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно помогает нам лучше понять, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила.
Платон - один из учителей философии. В начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Идеализм, как учение и мировоззрение, был осознан и развит впервые Платоном. Материализм, принципиально противоположный идеализму, был развит и осознан старшим современником Платона Демокритом. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››. [5, с. 211]
Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.
Онтология – философское учение о бытии, в том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем.
Гносеология – это учение о процессе познания.
Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. Это множество бытий Платон называет видами, идеями («эйдосами» - от глагола «эйдо» - «вижу, созерцаю») или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.
Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного. [1, с. 44]
В ряде высказываний Платон говорит, что идеи – это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же по себе высшее трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. [2, с. 268]
Теория познания.
Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей, которые она уже когда-то созерцала. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей». [4, с. 101]
Истинное знание дает только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа Академии, созданной Платоном.
Представления Платона о процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними – это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта, - пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Задача философии направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой. [1, с. 47]
Изучение онтологии и гносеологии Платона позволяет сделать вывод, что в его учении ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существующего мира. Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии.
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке.
Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства. [4, с. 119]
В философском мировоззрении Платона огромное место занимают его взгляды на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных произведения – «Государство» и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются в диалогах «Политик» и «Критон».
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил четыре типа государства:
1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. [2, с. 269]
Проект идеального государства Платона явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципах справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество – добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, то есть добросовестное выполнение своих производственных функций. Четвертая добродетель – Справедливость - характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание» причиняет огромный ущерб государству. [5, с. 172]
Огромное внимание мыслитель уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. [1, с. 48]
Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий не допускается частная собственность, она возможна только для низшего. Для высших сословий Платон не допускает также существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и тоже воспитание, так как, по Платону, вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству. [4, с. 125-126]
Платоновское государство – это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой.
Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
Гараклитовская космология строится на основе стихийной диалектики.
Таким образом, Гераклит совмещает философский и естественно-научный подход в объяснении первоначала мира. Субстанция бытия отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.[6, с. 65]
Сократ не признает проблем, которые занимали философов тех времен: природа, первоначало, мироздание не интересовали его. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия. При этом для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно – диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике. [7, с. 95; 3, с.60]
Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».
Платон развивал проблемы диалектики в форме диалога, споров, дискуссии. «В споре рождается истина»,- считал он. Он рассматривал противоречивое развитие самого мышления, а также противоречия взаимодействия мира вещей и мира идей. [2, c. 268]
Таким образом, по Гераклиту, все развивается по Логосу, стихийно и подчинено судьбе. Для Сократа и Платона – истина рождается в споре. Гераклит считал, что всем явлениям присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.
Заключение.
Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях. Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие. [4, c. 127]
Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собой ряд примечаний к Платону».
Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.[5, c. 223]
Список использованной литературы:
1. А.А. Радугин.
Философия: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. Москва: издательство «Центр», 1999. – 270 с.
2. Блинников Л.В.
Великие философы: Учебный словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998 – 432 с.
3. В.С. Нерсесянц.
Сократ. Издательство «Наука», Москва 1977, -150 с.
4. Жизнь замечательных людей / Е.Н Орлов, Е.Ф. Литвинова, Ю.М.
Антоновский: Библиографические очерки. – СПб.: ЛИО Редактор, 1994.
– 326 с.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Платон. Жизнеописание. М., 1977.
6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.
В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
7. Фомичев Н.А.
Сократ. – М.: Мол. Гвардия, 1984. – 191 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.