Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах [27.02.11]

Тема: Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.28K | Скачано: 224 | Добавлен 27.02.11 в 05:39 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Оглавление

Введение. 3

Вопрос 1. Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. 4

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 известные вам события, связанные с проявлением опасностей в сфере международного сотрудничества. 11

Тесты.. 15

Заключение. 20

Список используемой литературы.. 21

 

Введение

В настоящее время достигнутый прогресс в сфере науки и производства, а также возможность людей использовать различные виды энергии, вплоть до ядерной,   при определенных условиях увеличивают вероятность воздействия на организм человека вредных и опасных факторов. В производственной среде к появлению опасных факторов может привести превышение пределов эксплуатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иногда приводит к авариям с высвобождением новых веществ или энергии в количествах и дозах, представляющих непосредственную угрозу здоровью и жизни населения. Основной задачей безопасности жизнедеятельности является предупреждение и упреждение потенциальной опасности воздействия на организм человека вредных и опасных факторов.

Хочется отметить роль соответствующих специалистов по Гражданской обороне, работающих в области эксплуатации пожаро- и взрывоопасных объектов. Статистические данные свидетельствуют, что ежегодно в нашей стране происходит снижение пожаро- и взрывоопасной обстановке. Так, в 2009 году зарегистрировано 187490 пожаров (в 2008 г. – 202002 (что составляет -7,2 %), а за 6 месяцев 2010 года произошло 87 837 пожаров, что на 7,3% меньше чем в прошлом.

Однако, проблемы в области пожаро- и взрывоопасных объектов до сих пор остаются, так как количество пожаров далеко до минимума, в связи с чем необходимо продолжать готовить специалистов гражданской защиты, а также каждый должен знать, что от его действий зависит не только его жизнь.

 

Вопрос 1. Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Каждые четыре-пять минут в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности стоимостью около миллиарда рублей. Каждый час в огне гибнет человек и около двадцати получают ожоги и травмы.

Пожароопасные объекты (ПОО) – это объекты, на которых производятся (хранятся, транспортируются) продукты приобретающие при некоторых условиях (авариях, инициировании) способность к возгоранию[2,стр.40].

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающих опасность для жизни людей[1,стр.469].

Горением называется быстро протекающий химический процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха (без кислорода – процесс разложения), сопровождающийся выделением газа, тепла и света[3,стр.171].

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ-01-93 пожары делятся на 5 классов:

Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие виды:

Пожары характеризуются следующими параметрами:

Основными поражающими факторами пожара являются непосредственное действие огня на горящий предмет (горение) и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет излучения.

Взрывоопасные объекты – объекты, на которых хранятся, производятся и транспортируются вещества (продукты), имеющие или приобретающие, при определенных условиях, способность к взрыву[2, стр.51].

Взрыв – это освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.  Он приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. Взрыв в твердой среде вызывает ее разрушение и дробление, в воздушной или водной – образует воздушную или гидравлическую ударную силу, которая и оказывает разрушающее воздействие на объекты.

Взрывчатыми веществами называются неустойчивые химические соединения или смеси, чрезвычайно быстро переходящие под воздействием определенного импульса в другие устойчивые вещества с выделением значительного количества тепла и большого объема газообразных продуктов, которые находятся под очень большим давлением и, расширяясь, выполняют ту или иную механическую работу.

Классическими примерами взрывчатых веществ являются химические соединения (гексоген, тротил и т.п.) и механические смеси (аммиачно-селитренные и нитроглицериновые).

Различают следующие виды взрывчатых веществ:

Газопаровоздушные и пылевоздушные смеси образуют класс объемных взрывов. Они могут происходить:

-  в помещениях вследствие утечки газов из бытовых приборов;

- в емкостях их хранения и транспортировки (спецрезервуарах, газгольдерах, цистернах, танках, грузовых отсеках танкеров);

-  в глубинных штреках горных выработок;

- в природной среде вследствие повреждений трубопроводов, труб буровых скважин, при интенсивных утечках сжиженных и горючих газов.

- в мукомольном производстве на зерновых элеваторах (мучная пыль) при ее взаимодействии с красителями, серой, сахаром с другими порошкообразными пищевыми продуктами;

- на производстве пластмасс;

-на производстве лекарственных препаратов;

- на установках дробления топлива (угольной пыли);

- в текстильном производтве.

Основными поражающими факторами взрыва являются:

- воздушная ударная волна, возникающая при разного рода взрывах газо-воздушных смесей, резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением;

- тепловое излучение и разлетающиеся осколки;

- токсичные вещества, которые применялись в технологическом процессе или образовались в ходе пожара или других аваийных ситуациях[2, стр.53].

Возникновение взрывов и пожаров прежде всего зависит от характера производства, а также степени возгораемости или огнестойкости зданий и материалов, из которых они изготовлены [2, стр.40-41].

По степени возгораемости пожароопасные объекты делятся на:

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на 5 категорий:

А – нефтеперерабатывающие заводы, хим. предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.

Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пуды, выбойные и размольные отделения мельниц.

В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и др.

Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.

Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов[3,стр.174].

К авариям на ПВОО относят: пожары с последующем взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ. Объемный взрыв – подрыв газообразной или аэрозольной смеси, занимающий значительный объем.

Взрывы чаще всего происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Борьба с пожарами заключается в локализации и тушении пожаров. Локализация пожаров может быть активной и пассивной.

Активная локализация заключается в воздействии огнегасительными веществами (водой, пеной) на горящие объекты и предметы, с тем, чтобы ограничить распространение огня. Пассивная локализация - воздействие огнегасительными веществами на негорящие объекты, чтобы ограничить распространение на них огня.

В населенных пунктах густота застройки оказывает существенное влияние на образование и распространение пожара: с увеличением расстояния между постройками вероятность распространения пожара уменьшается. В городах при расстоянии между постройками 15 метров вероятность распространения огня составляет 50 процентов, а при расстоянии между постройками 90 метров возгорание соседних зданий маловероятно.

Борьбу с пожарами ведут специальные противопожарные подразделения, оснащенные техникой и вооружением.

При авариях на взрывоопасных объектах складывается угроза жизни и здоровью людей, появляются условия к возникновению пожаров.

Аварии на пожаро-, взрывоопасных предприятиях вызывают разрушение зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов от высоких температур. Происходят и другие опасные явления: образуются облака топливно-воздушных смесей, токсичных веществ; взрываются трубопроводы и сосуды с перегретой жидкостью.

Люди в зоне пожара больше всего страдают от открытого огня, искр, высокой температуры, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрации кислорода и падающих частей и конструкций.

Взрывы приводят не только к разрушению и повреждению зданий, сооружений, технологического оборудования, емкостей, трубопроводов и транспортных средств, но и в результате прямого и косвенного действия ударной волны способны наносить людям различные травмы, в том числе и смертельные.

 

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 известные вам события, связанные с проявлением опасностей в сфере международного сотрудничества

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-х годах. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д.

Для современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями не территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела - террористической, борьбы. В 1990 году был издан указ М.С.Горбачева о "добровольном разоружении" незаконных военизированных формирований.

Если ранее террористы имели "на вооружении" самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия.

После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии.

Не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны названо увеличение масштабов терроризма. Деятельность экстремистских организаций и группировок и в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в России и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны.

Среди наиболее известных и жестоких по своей сущности терактов являются:

- захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край, где группа террористов во главе с Шамилем Босаевым захватила здание больницы с пациентами, убив при этом около 50 человек. Удерживая всех находящихся в больнице (около 1200 человек) они потребовали от Правительства Российской Федерации прекратить военные действия на территории Чеченской республики, где российские вооруженные силы оттеснили вооруженные банд формирования Дудаева в горные районы республики. До конца войны было в то время было еще далеко, но уже было ясно, что российская армия имеет перевес по оснащенности и количеству солдат, вследствии чего войска Дудаева терпели поражение. И тогда чеченская сторона решила применить терроризм для исправления своего положения. Это им в какой-то мере удалось. Российская сторона пошла на переговоры, военные действия прекратились (вернее будет сказать - прекращаются), все участники этой террористической акции на свободе, дудаевские войска получили необходимую передышку в ведении военных действий, смогли восстановить связь, произвести передислоцирование и т.д. То есть с помощью терроризма чеченская сторона получила огромную выгоду.

Многие специалисты сходятся во мнении, что российская сторона не должна была начинать переговорами с террористами, которыми являются боевики из Чечни. Для того, чтобы освободить заложников, удерживаемых группой Шамиля Босаева, надо было пообещать им переговоры, но после освобождения заложников уничтожить всех террористов. Это несомненно привело бы к новым попыткам бандгруппировок Дудаева захватить заложников. Для предотвращения можно было усилить охрану границы с Чечней в несколько раз и, в дополнении к этому принять другие меры, например объявить очень крупную награду за сведения о следующих террористических акциях. Конечно, это не совсем гуманно, но с террористами, иначе нельзя. С ними нужно действовать по принципу "Око за око, зуб за зуб". То есть, раз они посмели угрожать, убивать, шантажировать, их надо либо судить, а если это невозможно - уничтожить.

В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске. 8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом. 13 сентября произошел взрыв на Каширском шоссе, 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске.

23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост». Это продолжалось трое суток. 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль «Крылья», прогремело два взрыва.

6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное устройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская. 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.

Одно из драматических событий 2010 года произошло в Москве. В понедельник, 29 марта, в 7:56 в Московском метрополитене на станции "Лубянка" во втором вагоне поезда произошел взрыв. Позже, в 08:39, на станции метро "Парк культуры"-радиальная сработало еще одно взрывное устройство. В результате терактов погибли 40 человек, более 90 пострадали. По словам руководителя ФСБ Александра Бортникова, мощность бомбы, приведенной в действие на "Лубянке", составила около 4 килограммов тротила, а на "Парке культуры"-радиальной сработала взрывчатка с поражающими элементами мощностью около 1,5-2 килограммов в тротиловом эквиваленте. Поезда были взорваны с помощью гексогена. Представители ФСБ заявили, что взрывы были осуществлены террористками-смертницами. Две женщины, которые, по данным следователей, сопровождали в метро смертниц, объявлены в розыск. Также в связи с терактами разыскивается один мужчина. Ответственность за теракты взял на себя боевик Доку Умаров.

По данным Федеральной службы безопасности РФ, взрывы в московском метро были осуществлены террористками-смертницами. В то же время в федеральном оперативном штабе отметили, что данные об участии смертниц пока предварительные. В результате терактов, по последним данным, погибли 35 человек.

Терроризм в России поднялся на новый уровень. И России необходима консолидация общества для борьбы с этим мировым злом[6].

 

Тесты

Тест 1. Главными задачами снижения уровня угроз экономической безопасности в среднесрочной перспективе являются следующие:

  1. Существенное повышение уровня жизни населения.
  2. Повышение доверия населения к национальной валюте (рублю)
  3. Рост ВВП, главным образом за счет расширения пользующихся спросом товаров и услуг
  4. Существенное увеличение дифференциации в оплате труда между регионами РФ.

Укажите и объясните ответы

Ответ: 1,2,3

 

Тест 2. К экобиозащитной технике относятся:

  1. Аппараты для очистки газов от газо- и парообразных загрязнителей
  2. Пылеулавливающее оборудование
  3. Современные водопроводные системы
  4. Современные аппараты и системы очистки сточных вод

Укажите ответы. Дайте классификацию экобиозащитной техники.

Ответ. 1,2,4

Классификация и основы применения экобиозащитной техники:

 

Тест 3. Рабочие места оборудованы компьютерами и мониторами с электролучевой трубкой. Мониторы защищены фильтрами класса «Полная защита». Расстояние между тыльной поверхностью одного монитора и экраном соседнего не превышает 1,65м., а боковых поверхностей мониторов – 1,18м. Нарушены ли правила организации рабочих мест:

  1. Да
  2. Нет

Укажите правила режима труда и отдыха при работе с компьютером. Сошлитесь на регламентирующий документ.

Ответ. 1

Режим труда и отдыха при работе за компьютером:

«Необходимо делать перерывы в работе: через каждый час работы 5-10 мин перерыв, или два часа работы – 15–20 мин перерыв.

По технике безопасности и по общепринятым условиям охраны труда на каждое автоматизированное рабочее место (один компьютер плюс один пользователь) должно выделяться как минимум 6 м2. Если в помещении находится несколько компьютеров, должен быть обеспечен легкий доступ к каждому рабочему месту.

Работа, требующая длительного умственного и зрительного напряжения, вызывает у людей повышенную потребность в витаминах и микроэлементах. Вопрос правильного питания и использования витаминных комплексов в профилактике отклонений в здоровье приобретает большое значение. Недостаток витаминов и микроэлементов восполнить естественным путем (при приеме пищи) нереально, поэтому нужно принимать витаминные комплексы, строго соблюдая дозировку и время приема» [6].

 

Тест 4. Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний делятся на:

  1. Технические, организационные, психологические
  2. Технические, организационные, санитарно-гигиенические
  3. Социальные, организационные, санитарно-гигиенические
  4. Психологические, организационные, санитарно-гигиенические

Укажите и поясните ответ

Ответ. 2 и 4, так как причины возникновения травм и профессиональных заболеваний можно разделить на следующие четыре группы: технические (в том числе технологические), организационные, санитарно-гигиенические и психофизиологические.

К техническим причинам относятся случаи, связанные с наличием в технологических процессах опасных и вредных производственных факторов, неудовлетворительное состояние предохранительных устройств, отсутствие средств индивидуальной защиты; применение неисправного оборудования, инструментов, приспособлений и т.д.

К организационным причинам относятся: неудовлетворительная организация труда на рабочих местах; неудовлетворительная организация контроля соблюдения безопасности; несвоевременное и нерегулярное снабжение работников индивидуальными средствами защиты; некачественный инструктаж работников; несоблюдение инструкций по безопасному выполнению технологических процессов и использованию производственного оборудования; неудовлетворительный профотбор и т.д.

К причинам санитарно-гигиенического характера относятся: несоблюдение требований метеорологических условий в производственных помещениях (температура, лучистая и тепловая энергия, относительная влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление); производственные шумы, вибрации; загрязнение воздушной среды вредными производственными газами, парами, пылью; недостаточная освещенность рабочих мест; неудовлетворительная защита рабочих мест от электромагнитных излучений, напряжение электрического и магнитных полей, повышенного уровня ионизирующих излучений, недостаточные (в соответствии с требованиями санитарных норм) площадь рабочего места и объем помещения, приходящиеся на одного работающего; несоблюдение требований личной гигиены и т.п.

К психофизическим причинам можно отнести отклонение в состоянии здоровья, в том числе в результате неудовлетворительного профотбора (нарушения зрения, слуха, аллергия и т.п.)

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что пожаро- и взрывоопасные объекты являются большой угрозой не только живым существам, но и растительному миру.

Соблюдение мер пожарной безопасности и умение действовать во время пожара способствует снижению пожарной опасности, спасению людей и имущества.

Персонал предприятий и организаций для предотвращения пожаров и взрывов действует в соответствии с установленными на них правилами пожарной безопасности, нормами ТБ и ОТ, технологическими инструкциями.

Не маловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и снижения аварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать во всеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать при локализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующих мероприятий по ликвидации последствий аварий.

Все   вышеперечисленное   требует   соответствующей   учебно-материальной базы, основанной на реальных документах, максимально приближенных к реальной технике тренажерах, макетах, муляжах. Процесс обучения целесообразно проводить комплексным методом в ограниченных по количеству группах, сочетая привитие глубоких знаний и твердых практических навыков. Максимальные наглядность, доступность и научность необходимо сочетать без взаимного ущерба и без угрозы стать заложниками финансового дефицита.

 

Список используемой литературы

  1. Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ под общ. ред. Б.Н. Нюнина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект;2008 . – С. 608.
  2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков. -Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.: - с ил. (Высшее образование).
  3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие. Часть II / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 304 с.
  4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов-н/Д: «Феникс»,2000 .352 с.
  5. Шлендер П.Э., Маслов В.М., Полгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие / Под ред. проф.П.Э. Шледера.- М.: Вузовский учебник, 2003. – 208 с
  6. Материалы сайта http://fictionbook.ru/author/a_v_lavrentev/kompyuter_ubiyica/read_online.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 27.28K
Скачано: 224
Скачать бесплатно
27.02.11 в 05:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе