Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »
Тема: Периодизация постнатального онтогенеза
Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания
Тип: Контрольная работа | Размер: 14.76K | Скачано: 279 | Добавлен 27.05.10 в 12:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2008
Содержание
Введение 3
Периодизация постнатального онтогенеза 4
Список литературы 11
Введение.
Формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм. Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий. Под термином рост принято понимать увеличение размеров и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е количественные изменения. Под развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции.
Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).
Поскольку различные системы и органы созревают неравномерно, основное значение приобретает выбор наиболее информативного, «ведущего» для данного этапа (этапов) онтогенеза критерия.
Основные критерии биологического возраста могут быть морфологическими, физиологическими, биохимическими, психофизиологическими, отчасти психологическими. Основное значение на практике имеют критерии «морфологической зрелости» (скелетный и зубной возраст, половое развитие). Из числа физиолого-биохимических критериев следует выделить показатели метаболизма (основной обмен), созревания ЦНС и эндокринного статуса (гормональные индексы).
Периодизация постнатального онтогенеза.
Рост и развитие человека имеют целый ряд закономерностей:
1. Генетическая детерминированность. Рост и развитие зависят от генотипа человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на генотип.
2. Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекают стадийно. При этом последовательность стадий также детерминирована. Однако временные границы между отдельными стадиями варьируют. Активность процесса различная на разных стадиях, что дает основание некоторым исследователям говорить о цикличности. В каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса.
3. Каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека. Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. Как правило, увеличение длины тела у мужчин заканчивается в возрасте 18-20 лет. у женщин 16-18 лет. В дальнейшем до 60-65 лет длина тела не изменяется, а после этого в связи с укорочением (уплощением) межпозвоночных дисков, изменением осанки тела и уплощением сводов стопы длина тела уменьшается примерно на 1-1,5 мм в год.
Периодизация постнатального онтогенеза приводится в соответствии с рекомендациями VIII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965г.).
Таблица1
Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека
(принята АПН СССР в 1965 году)
№ |
Период |
Сроки |
1. |
новорожденный |
1-10 сутки |
2. |
грудной возраст |
10 день - 1 год |
3. |
раннее детство |
1-3 года |
4. |
первое детство |
4-7 лет |
5. |
второе детство: мальчики девочки |
8-12 лет 8-11 лет |
6. |
подростковый: мальчики девочки |
13-16 лет 12-15 лет |
7. |
юношеский: юноши девушки |
17-21 год 16-20 год |
8. |
зрелый: 1 период: мужчины женщины 2 период: мужчины женщины |
22-35 лет 21-35 лет 35-60 лет 35-55 лет |
9. |
пожилой |
до 74 лет |
10. |
старческий |
до 89 лет |
11. |
долгожители |
90 лет и старше |
Период новорожденности.
Это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится с 1 до 10 дня.
У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие - живот длинный; ноги короткие, руки длинные. Окружность головы на 1-2 см. больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Грудная клетка бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, еще не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Так, масса печени у новорожденного составляет 1/20 массы тела, в то время как у взрослого 1/50. Длина кишечника у новорожденного в 2 раза больше длины тела, у взрослого - в 4-4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13-14 % а у взрослого человека - около 2 % от массы тела.
С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен.
Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрептококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.
Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.
Грудной возраст.
В этот период (10 дней - 1 год) идет интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения.
Примерно с 6-го месяца начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.
Выраженная нестойкость процесса обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей появляются так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.
Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, дизентерия и др.) легко возникают судороги, явления менингизма и токсикозы.
Раннее детство.
В периоде раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое "округление", т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка и, что самое главное, речь, память; ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение второго-третьего года развивается воля ("первый возраст упрямства"). В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способной и каузальное (причинное) мышление, длительно сохраняется способность узнавания. В раннем детстве половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.
В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.
Первое детство.
Первое детство (4 - 7 лет); в 6 лет начинают прорезываться первые постоянные зубы .
Второе детство.
В периоде второго детства (отрочество, 8-12 лет; у девочек 8 - 11 лет) начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест: длина и масса тела девочек превышает таковую мальчиков. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев года и календарных лет. Пожалуй, самым важным является начало полового созревания, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У них в 8-9 лет расширяется таз, и округляются бедра, увеличивается секреция сальных желез и происходит оволосение лобка. Чуть позже (в 10-11 лет) у мальчиков начинается рост гортани, яичек и полового члена.
Подростковый период.
В подростковом периоде (13-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобка, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются в размерах внутренние половые органы, молочные железы, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, меняется форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Вначале оволосение лобка начинается по женскому типу, набухают грудные железы, к концу периода (15-16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу, пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции. В подростковом возрасте рост тела в длину превалирует над ростом в ширину. В 13-14 лет происходит второй перекрест кривых роста мальчиков и девочек, после чего мальчики растут быстрее, чем девочки. В подростковом возрасте развиваются механическая и словеснологическая память.
Юношеский период.
У юношей этот временной интервал охватывает 17 - 21 год, у девушек - 16 - 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
Зрелый период.
Наиболее продолжительный период онтогенеза (22-60 лет), характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Пожилой период.
Пожилой возраст (61 - 74 года; у женщин - 56 - 74 года) - уменьшение веса и роста вследствие дистрофических и атрофических изменений тканей и органов и снижения в них воды.
Старческий период.
Происходит снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам. Кончается смертью в связи с вырождением
органов и затуханием функций.
Долгожители - свыше 90 лет.
Список литературы.
1. Алексеев В.П. «Становление человечества», М.: 1984 г.
2.Бодалев А.А. Изучение зрелого человека - важная задача акмеологической науки // Информационно-аналитический сборник НИИВШ.- М., 1993.
3. «Психология человека от рождения до смерти». – под общ. редакцией А.А. Реана, СПб, прайм – ЕВРОЗНАК, 2001 г.
4. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. «Антропология»: Учебник. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999 г.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.