Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по геополитике »

Контрольная по Геополитике Вариант №9

Контрольная по Геополитике Вариант №9 [16.01.11]

Тема: Контрольная по Геополитике Вариант №9

Раздел: Бесплатные рефераты по геополитике

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.03K | Скачано: 266 | Добавлен 16.01.11 в 14:02 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Раскройте содержание геополитических идей А. Мехена и Н.Спейкмена 3

2. Проанализируйте геополитические отношения России и Западной Европы в современных условиях 7

3. Практическое задание 11

Список литературы 13

 

1. Раскройте содержание геополитических идей А. Мехена и Н.Спейкмена.

Сэр Альфред Тайер Мехен ( 1840-1914) - американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал, преподаватель морской истории и почетный президент "Nava I War Colledge" в Нью- Порте. Наряду с Ф.Х. Коломбом создал теорию "морской силы", считая, что именно морским силам принадлежит решающая роль в вооруженной борьбе, а завоевание господства на море - главное условие победы в войне.

Совершенствование военно-морской техники, появление новых классов боевых кораблей (подводные лодки, авианосцы, эсминцы, торпедные катера) превратили тактические построения Ф.Х. Коломба всего лишь в один из эпизодов военно-морской мысли конца XIX - начала XX века.

Совсем другая судьба ожидала работы и идеи А.Т. Мехена. В 1890 г. Мэхэн публикует свою первую книгу, ставшую сразу классическим текстом по военно-морской стратегии "Влияние морской силы на историю 1660 - 1783 г.", в которой обобщил взгляды участников англо-испанских и англо-голландских морских войн XVI - XVIII веков адмиралов Монсона, Роллейга, Пиписа и Тромпа и сделал вывод о том, что благополучие Великобритании основывается на её морской силе и превосходства её военного флота. В своих работах Мехен не использует термин "геополитика", но методика его анализа и основные выводы о преимуществе морских и океанских держав над континентальными соответствуют сугубо геополитическому подходу.

Доказывая первостепенное влияние морских вооруженных сил на исход войн и судьбы государства, Мехен пытается установить непосредственную связь между географическим положением государства, его процветанием и наличием морской мощи. Для анализа позиции и геополитического статуса государства им предложено 6 критериев:

1. Географическое положение государства - его открытость морям, возможность морских коммуникаций с другими странами, протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные районы и угрожать своим флотом территории противника;

2. "Физическая конфигурация " государства - конфигурация морского побережья, количество портов, гаваней, бухт, от наличия которых зависит процветание торговли и стратегическая защищённость;

3. Протяженность территории равная протяженности береговой линии;

4. Количество населения и способность государства строить и обслуживать корабли.

5. Национальный характер - способность к занятию торговлей, к основанию колоний, к мореплаванию.

6. Политический характер правления - от которого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.

Эти условия способствуют созданию сильного военно-морского флота, действия которого обеспечить наиболее полное функционирование торговли, которую Мехен считал главным инструментом политики.

При благоприятном стечении всех выше перечисленных факторов в действие вступает формула

N      +     MM     +     NB     =     SP,

 то есть

военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морская сила.

Понятие "Морская сила" основывается по Мехену на свободе "Морской торговли", а военно-морские силы служат гарантом обеспечения этой торговле. Принимая за образец " Морской силы" древний Карфаген и исторически более близкую Британию XVII - XIX веков Мехен называет "морскую силу" особым типом цивилизации  наилучшим и наиболее эффективным, а следовательно предназначенным к мировому господству.

Николас Спайкмен (1893—1943) — американский ученый, про­фессор международных отношений, директор Института между­народных отношений при Иейльском Университете, был продолжателем теории адмирала Т. Мехена. Н. Спайкмен видел геополитику не как науку, изучающую влияние почвы на жизнь государства, а рельефа на национальный характер, а как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную международную политику. Все исследования этого ученого носят чисто прагматический характер. Основной тезис Спайкмена можно свести к тому, что Маккиндер переоценил геополитическое значение Heartland’a. Спайкмен полагал, что географическая история «внутреннего голумесяца», Rimland, «береговых зон» формировалась и протекала сама по себе, а не под давлением «кочевников суши», как утверждал Маккиндер. Heartland, по Спайкмену, пространство, получающее импульсы из береговых зон, а не наоборот. Следо­вательно, Rimland — ключ к мировому господству, поэтому тот, кто доминирует над ним, доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках.

Он выделил десять критериев геополитического могущества государства:

- поверхность территории;

- природа границ;

- объем населения;

- наличие или отсутствие полезных ископаемых;

- экономическое и технологическое развитие;

- финансовая мощь;

- этническая однородность;

- уровень социальной интеграции;

- поли­тическая стабильность;

- национальный дух.

Если сумма оценки политических возможностей государства по этим критериям оказывается небольшой, то данное государство вынуждено поступаться частью своего суверенитета. Кроме этого, Спайкмен ввел новую категорию — «Срединный океан», который выступает у него как «внутреннее море», каковым в Древнем мире и в Средние века было Средиземное море. Он выделяет особую геополитическую реальность — «атлантический Контингент», связанный общностью культуры западноевропейского происхождения, идеологией либерал-капитализма, демократии, единством политической, этической судьбы своего рода. Мозгом нового атлантического сообщества становятся Западная Европа и пояс Восточного побережья США (особенно Нью-Йорк), главным силовым механизмом континента — США, располагающие мощным военно-промышленным и торговым потенциалом. Европа — придаток США: экономический, военный, интеллектуальный. Ее роль, политическая суверенность европейских государств должны сокращаться. Власть на континенте постепенно перейдет к особой структуре, объединяющей лидеров всех «атлантических» пространств. Главную роль в этой структуре будет, безусловно, играть США. Спайкмен предельно развил идею «анаконды» — контроля и удушения береговых территорий Афро-азиатских, арабских стран, Индии и Китая, что можно сделать только опираясь на силу. Он был сторонником применения силы в международных отношениях. Сила, по его мнению, — необходимая составная часть всякого политического порядка: ... в мире международной иерархии внешняя политика должна иметь своей целью прежде всего улучшение или по крайней мере сохране­ние сравнительной силовой позиции государства. Сила в конечном счете составляет способность вести успешную войну.

 

2. Проанализируйте  геополитические отношения России и Западной Европы в современных условиях.

Формирование международных отношений происходит под воздействием следующих факторов:

- достижений общественно-политических наук;

- складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

- баланса военно-стратегических сил;

- деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);

- влияния отдельных государств;

- состояния природной среды, сырьевых и природных ресурсов.

В современных условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:

- рост взаимозависимости и целостности мира;

- сохранение социальной неоднородности мира;

- обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем;

- возрастание роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий.

Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной».

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас –только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

По численности населения Россия и Германия - два самых крупных государства в Европе. Соответствующий вес и значение имеют их двусторонние отношения. Сегодня, оставив позади эпоху кровавых конфликтов и политического противостояния, они встречаются как равноправные партнеры в срастающейся воедино Европе.

Россия является одной из немногих стран, с которыми Федеральное правительство регулярно проводит так называемые «межправительственные консультации», то есть встречи важнейших министров под совместным председательством Федерального канцлера Германии и Президента Российской Федерации.

Однако двусторонние отношения, разумеется, не ограничиваются лишь межправительственными связями. С давних пор существуют тесные контакты между Германским Бундестагом и Государственной Думой, прежде всего между Германо-российской парламентской группой во главе с ее Председателем проф. Хорнхузом и Российско-германской межфракционной парламентской группой, руководимой депутатом Госдумы Олегом Морозовым. Помимо этого, в рамках Международного парламентского практикума Германского Бундестага десять молодых выпускников российских вузов ежегодно получают возможность в ходе шестимесячной стажировки ознакомиться с работой Бундестага и его депутатов. Кроме того, систематически поддерживаются связи между Бундесратом и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Для политических партий Германии Россия также является одним из важных приоритетов. Германские политические фонды ориентируются в своей деятельности на политическую линию представленных в Германском Бундестаге партий.

Если брать внешнеполитический аспект, то Германия после своего поражения во второй мировой войне добилась мира, свободы и благосостояния в решающей степени благодаря политической и экономической интеграции со своими европейскими и трансатлантическими партнерами. Этот фундаментальный по своему значению исторический опыт накладывает отпечаток и на принципиальный подход германской политики к отношениям с Россией: Германия считает, что общий национальный интерес обоих государств состоит в максимальной интеграции России в крупные многосторонние организации, которые сегодня организуют евро-трансатлантическое пространство.

Таким образом, Германия и Россия демонстрируют на мировой политической арене максимум заинтересованности друг в друге.

 

3. Практическое задание.

Идеи А.Т. Мехена предназначались в первую очередь Америке и американцам. Он считал, что у США "морская судьба" (Manifest Destiny"), которая заключается на первом этапе в стратегической интеграции всего американского господства. Поражает пророческое видение Мехена. В его время США еще не вошли в разряд передовых мировых держав, и более того, не был очевиден даже "морской цивилизационный тип" этого государства. За 10 лет до теории Маккиндера, который относил США к "сухопутным державам", входящие в состав "внешнего полумесяца" лишь как стратегическое продолжение морской Англии, Мехен предсказывал США планетарную судьбу, становление ведущей морской державой, прямо влияющей на судьбы мира.

В книге "Заинтересованность Америки в Морской силе" Мехен утверждал, что для того, чтобы США стала мировой державой, она должна выполнить следующие пункты:

1. Активно сотрудничать с британской морской державой;

2. Препятствовать германским морским претензиям;

3. Бдительно следить за экспансией Японии в Тихом океане и противодействовать ей;

4. Координировать вместе с европейцами совместные действия против народов Азии.

Главными врагами США как "морской цивилизации" Мехен считал континентальные государства Евразии - в первую очередь, Россию и Китай, а во вторую - Германию. Для борьбы с этими странами Мехен предлагал использовать принцип "анаконды", который был успешно применен генералом северян Мак-Клелланом в гражданской войне в США 1861-1865 годов.

Это принцип заключается в блокировании вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что приводит постепенно к истощению противника. Перенеся этот принцип на планетарный уровень, Мехен предлагал удушать в кольцах "анаконды" континентальную массу, сдавливая её за счет выведенных из под её контроля береговых зон и перекрывая по возможности выходы к морским пространствам. В первой мировой войне эта стратегия реализовалась в поддержке Антанты белому движению по периферии Евраазии (как ответ на заключение большевиками мира с Германией), во II мировой войне она также была обращена против Средней Европы, и в частности, через военно-морские операции против стран Оси и Японии. Но особенно четко эта стратегия видна в эпоху холодной войны, когда противостояние США и СССР достигло глобальных, планетарных пропорций.

 

Список литературы

1. Бескровный Л.Г.  Армия и флот России в начале XX века. - М., 1986.

2. Военно-морской словарь.- М., 1990.

3. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 15.03K
Скачано: 266
Скачать бесплатно
16.01.11 в 14:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе