Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России »

Контрольная работа: Контрольная по Истории государственного управления Вариант №24

Контрольная по Истории государственного управления Вариант №24 [16.01.11]

Тема: Контрольная по Истории государственного управления Вариант №24

Раздел: Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.57K | Скачано: 34 | Добавлен 16.01.11 в 20:11 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2011


Содержание

1. Раскройте основные направления и результаты реформы управления 50-60х гг XX века в СССР. Почему произошло возрождение «командно-административной» системы? 3

2. Чем различались приказная и коллегиальная системы государственного управления? 7

3. В чем смысл «Закона о дураках» Петра I? 11

Список использованной литературы 13 

 

Раскройте основные направления и результаты реформы управления 50-60х гг XX века в СССР. Почему произошло возрождение «командно-административной» системы?

После смерти И.В.Сталина(1953) новое руководство, не имеющее за собой сталинского авторитета, могло сохранить накопленный политический капитал лишь при условии повышения уровня жизни населения, возможного, в свою очередь, в результате увеличения эффективности советской экономики. Существующая централизованная экономическая система была не в состоянии решить эту задачу: ей требовались реформы. Успех здесь мог быть достигнут лишь в случае изменения управления народным хозяйством, но это означало осуществление реформирования политической системы в целом, поскольку она теснейшим образом была связана с государственной экономикой. Частичные изменения в политической системе были также в интересах номенклатуры, недовольной тем, что репрессивная машина задевает и их. Таким образом, первоначально реформам сопутствовала довольно широкая поддержка как масс, так и управленческого слоя. Начало десталинизации, вошедшее в историю как "оттепель", выразилось во все более активном процессе реабилитации политических заключенных, в ширящейся критике культа личности (правда, пока, без указания самой личности) и восстановлении коллегиальности руководства. Наряду с подготовительными шагами к реформам идет и процесс определения того, кто возглавит реформаторскую деятельность. После некоторой борьбы в постсталинском руководстве победу одержал Н.С. Хрущев, занимавший пост Первого секретаря ЦК КПСС. Все это подготовило открытое провозглашение политики реформ на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.).

Кульминационным пунктом ХХ съезда стала разоблачительная речь Н.С. Хрущева о культе личности Сталина. Выводы, сделанные в ней, были сравнительно просты: сталинизм рассматривался как случайная деформация социализма, обусловленная личными качествами И.В. Сталина и временными ограничениями демократии в условиях враждебного окружения. Отсюда вытекала и сравнительная простота задачи: осуществить ряд мер по предотвращению повторения репрессий. Собственно говоря, ничего нового здесь не было: большая часть этих мероприятий продолжала линию, намеченную "оттепелью". Только в отличие от 1953 - 1956 гг. теперь эта политика проводилась открыто, гласно. Была восстановлена регулярность проведения партийных и советских представительных учреждений, ужесточен контроль над репрессивным аппаратом, ослаблена цензура. Все это способствовало формированию новой атмосферы в обществе, исчезновению страха. Однако, именно это напугало консервативную часть руководства (В.М. Молотов, Л. Каганович), целью которой было лишь устранение опасности новой чистки, нависшую над ними. Поэтому они начали курс на ревизию реформ, что привело к обострению борьбы в политическом руководстве между консерваторами и реформаторами. Первые попытались отстранить от власти "главного виновника" - Н.С. Хрущева, но, не встретив поддержки в той части аппарата, которая не желала возвращения сталинизма "с новым лицом", проиграли и сами лишились власти. Поражение консерваторов привело к укреплению позиций реформаторов и собственно Хрущева, сосредоточившего в своих руках не только высшую партийную, но и государственную должность - став Председателем Совета Министров СССР.

Как уже говорилось, важнейшей задачей хрущевской "перестройки" являлся поиск средств по повышению управляемости экономики. Главным направлением была избрана ее децентрализация. С этой целью были ликвидированы отраслевые министерства, функции которых были переданы на места, где создавались Советы народного хозяйства (1957 г.). Предпринимались шаги по повышению самостоятельности отдельных хозяйственных звеньев (предприятий, колхозов), проведению частичной реформы планирования. Однако подобные мероприятия, нацеленные на интенсивный путь хозяйственного развития, если и давали результат, то в весьма отдаленной перспективе, тогда как политическая ситуация требовала немедленной отдачи от реформ. Это заставило руководство вновь, как и в 30-х гг., пойти на экстенсивные методы хозяйствования. Хотя и были предприняты шаги по стимулированию научно-технического прогресса и строительству наукоемких предприятий, большинство из них было связано с тяжелой промышленностью, мало связанной с удовлетворением непосредственных потребностей населения. Сама установка на рост, основанный на новом строительстве, приводила к растрате человеческого труда и капиталовложений, замедляя в будущем экономическое развитие. В то же время несомненны значительные успехи в ряде отраслей промышленности, о чем свидетельствуют, в частности, успехи СССР в освоении космоса (запуск спутников, полеты в космос людей). Те же подходы наблюдаются и в области сельского хозяйства, где средством быстрого увеличения производства зерна был избран подъем целинных земель (1954 - 1956 гг.). Первоначальный успех, однако, оказался кратковременным: уже в начале 60-х гг. страна вновь столкнулась с продовольственными трудностями, заставившими прибегнуть даже к экспорту зерна из-за границы. Стремление исправить экономические неудачи привело к лихорадочным поискам новых решений, которые, однако, свелись к возвращению централизованной модели управления народным хозяйством (сначала - через государственные комитеты, а затем - восстановление министерств). Правда, опыт преобразований лег в основу подготовленной к середине 60-х гг. известной хозяйственной реформы 1965 г., которая ввела в советскую экономику механизм хозяйственного расчета, основанного на таких принципах как самостоятельность предприятий, самоокупаемость, рентабельность, прибыльность и др. Но эта реформа начала осуществляться уже без самого реформатора и тоже не получила завершения (хотя первые несколько лет и дали несомненный успех). Таким образом, несмотря на отдельные социально-экономические достижения хозяйственное развитие второй половины 50 - первой половины 60-х гг. характеризуется высоким уровнем нестабильности, бессистемностью проведения преобразований, несоответствием планов и конечных результатов.

Во многом это объясняется нереалистичностью самой постановки целей. Выдвинув в качестве руководящей идеи цель создание коммунистического общества, Н.С. Хрущев и его сторонники представили его не как некую отдаленную перспективу, а в качестве ближайшего будущего. XXII съезд КПСС (1961 г.) принял специальную Программу построения коммунизма, предусматривающую крупный скачок во всех сферах жизни: в политической, социальной, экономической. Поспешное претворение в жизнь этой программы, основанной не столько на реальных материальных предпосылках, сколько на идеологических установках, резко ухудшило и без того непростую ситуацию, увеличив и без того значительный разрыв между словом и делом. Добавившаяся к этому непоследовательность действий самого Н.С. Хрущева, то критиковавшего Сталина, то начинавшего вновь восхвалять его, то заигрывавшего с интеллигенцией, то обвинявшего ее во всех грехах, содействовала тому, что недавний общественный энтузиазм начал сменяться глубоким разочарованием как в реформаторе, так и (что было особенно опасно для системы) в достижимости провозглашенных целей через социализм. К тому же, постоянная "кадровая чехарда" в государственном аппарате, создававшая неуверенность чиновников в своем будущем, существенно уменьшила поддержку реформ со стороны этого слоя. Все это привело к социальной и политической изоляции Хрущева и, в конечном итоге, смещении его с занимаемых им постов.

Непоследовательность внутриполитическая дополнялась колебаниями во внешней политике. С одной стороны, на ХХ съезде КПСС был провозглашен отказ от тезиса о неизбежности войны, с другой - именно в правление Хрущева в мире разразился один из самых опасных конфликтов, поставивший мир на грань ядерной войны - Карибский кризис (октябрь 1962 г.). С одной стороны, восстановление отношений с Югославией, избравшей самостоятельный путь движения к социализму, с другой - подавление революции в Венгрии в 1956 г. С одной стороны, активная переговорная деятельность с заключением весьма компромиссных соглашений, примером чему является Договор о частичном запрещении испытаний ядерного оружия (1963 г.), а с другой - нетерпимость и категоричность, хорошо продемонстрированная в известном выступлении с трибуны ООН: "Мы вас похороним!" (сентябрь 1960 г.). Понятно, что такая непредсказуемость наносила ущерб государственным интересам Советского Союза и являлась одной из причин неудачи всей реформаторской деятельности Хрущева.

Таким образом, реформы 50 - 60-х гг. стали еще одной попыткой поиска новых стимулов развитию социализма. Но стремление совместить, соединить государственную экономику с самостоятельностью хозяйственных субъектов, централизацию власти с инициативой мест, демократию с ограничениями свободы, культуру с невежеством - не могло дать ничего иного, кроме метаний, расшатывающих политическую систему, дезорганизующих экономику и дестабилизирующих социальную структуру общества. Хрущевская перестройка обернулась еще менее эффективным средством спасения социалистической идеи, нежели некогда НЭП.

 

Чем различались приказная и коллегиальная системы государственного управления?

Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава приказа (боярин).

Система приказной системы управления:

1) Казенный приказ (в его компетенцию входило управление казной Великого князя и его архивом, всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел и денежным двором);

2) Дворцовый приказ, или приказ Большого Дворца (управлял дворцовыми землями и их населением);

3) Конюшенный приказ (в его ведении находилось конное дворянское ополчение);

4) Разрядный приказ (осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей);

5) Посольский приказ (в его компетенцию входили все внешние взаимоотношения Русского государства);

6) Холопий приказ (включал в себя стольника и дьяка, управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, их правовым положением, судом над ними);

7) Разбойный приказ (возглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй инстанции о разбоях);

8) Печатный приказ (заведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг);

9) Аптекарский приказ (занимался делами медицины);

10) Казанский, Сибирский и Малороссийский приказы (в их ведение входили соответствующие территории; они были сформированы после присоединения этих территорий к Российскому государству.

С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы получили название регламентов). Всех коллегий учреждено было двенадцать: 
1) Коллегия иностранных дел,

2) Коллегия военная, 

3) Коллегия адмиралтейская (морская), 

4) Штатс-коллегия (ведомство расходов), 

5) Камер-коллегия (ведомство доходов), 

6) Юстиц-коллегия (судебная), 

7) Ревизион-коллегия (финансовый контроль), 

8) Коммерц-коллегия (торговая), 

9) Мануфактур-коллегия (промышленность), 

10) Берг-коллегия (горное дело), 

11) Вотчинная коллегия (промышленность), 

12) Главный Магистрат (городское управление). 

Последние три коллегии образованы были позже остальных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако, всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именем канцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия. Сибирский приказ). 
Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с другой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над провинциальными властями, в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер- и Юстиц- коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии. 

Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.

Различия между коллегиями и старыми приказами лишь в том, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Как в приказах при их коллегиальной форме личное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и в коллегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и на деле заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной. 

 

В чем смысл «Закона о дураках» Петра I?

 «Дурак» как юридический термин активно существовал в истории России только во времена правления первого императора. Фигура Петра развивала этот образ до вселенских маштабов – империи, где закон выступал против хаоса. Эта игра барочного сознания и выводит дурака уже как символистическую фигуру в юридические документы. Он стоит в плане преобразования на стороне хаоса и требует и осознания и ограничения. А что является большим ограничением, чем запрет «плодиться и размножаться». И Петр в указах начинает именно с этого.

В Петровское правление выходят 4 указа о дураках, и что не маловажно, три из них «Именные», то есть лично продиктованные Петром Первым, а не выработанные Сенатом. Первый указ 20 января 1714 года Петр объявляет о направлении во все губернии из математических школ учителей для обучения дворянских детей грамоте и арифметике. В случае отказа от обучения запрещалось жениться: « …и положить штраф такой, что невольно [нельзя] будет жениться». В указе подчеркивалось, что надо предупредить архиереев, чтобы они не выдавали венчальных памятей без разрешения присланных учителей.

6 апреля 1722 году выходит именной указ «О свидетельстве дураков в Сенате». Приведем его полностью, так как он является основным по пониманию отношения к дуракам императора:

«Понеже как после вышних, так и нижних чинов людей, движимое и недвижимое имение дают в наследие детям их таковым дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся, а другие несмотря на их дурачество, но для богатства отдают за оных дочерей своих и свойственниц замуж, от которых доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно, к тому же и оное имение получа, беспутно расточают, а подданных бьют и мучат, и смертные убийства чинят:, и недвижимое в пустоту приводят: того ради повелеваем, как вышних так и нижних чинов людям, а ежели у кого в фамилии ныне есть, или впредь будут таковые, о таких подавать известие в Сенат, а в Сенате свидетельствовать; и буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж идтить не допускать и венечных памятей не давать, и деревень наследственных и никаких за ними не справливать, а велеть ведать такие деревни по приказной записки, и их негодных с тех деревень кормить, и снабдевать ближним их родственникам, а буде родственников не будет, то ближнем же их свойственникам. А ежели по тому свидетельству явятся не таковые, как об них во известии будет написано то употреблять оных в службы и в науку, кто к чему будет способен, а движимое и недвижимое имение по наследству им отдать, и жениться по урочным летам допускать».

Обратим внимание, что главное в указе о дураках, понятие -  «государственная польза», что полностью отвечает камералистскому идеалу централизованной и неограниченной власти и подразумевает полную подчиненность подданных институтам самодержавной монархии. В реальной жизни указ потребовал объяснения, кого считать дураками, по каким критериям в Сенате должны узнавать, кто является дураком. И Петр дает отдельное объяснение: «Сенату спрашивать их пред собою о всяком домовом состоянии, как бы можно умному человеку ответ в том учинить, а ежели по вопросу отповеди учинить не может, а станет инако о том говорить, что можно из того дурачество познать, а которые из таковых уже женаты, и имеют детей, у тех деревень не отнимать». На первый план выступает утилитарная нужность человека для государственной машины и проверяется она через умение дворянина создать свой микропорядок в имении.

 

Список использованной литературы

  1. История государства и права России. Учебник./Отв. ред. С. А. Чибиряев. – М.: Былина, 2001. Гл.11.
  2. История государственного управления в России. Учебник. /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1997. С. 198-209.
  3. История государственного управления в России. Учебник. /Под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М.: РАГС, 2002. С. 245-260.
  4. История государственного управления в России (Х-ХХ1 вв.): Хрестоматия. /Под ред. Р. Г. Пихои. – М.:РАГС, 2003.
  5. Пыжиков А. В. Амплитуда экономического развития СССР (1953 – 1964 гг.)//Вопросы экономики. 2002. № 4.
  6. Пыжиков А. Хрущевская оттепель. – М.:ОЛМА - Пресс, 2002.
  7. Дураки для государства и против государства (социально-юридические аспекты) /http://gald.livejournal.com/2981.html  

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+3
Размер: 16.57K
Скачано: 34
Скачать бесплатно
16.01.11 в 20:11 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.