Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.67K | Скачано: 275 | Добавлен 18.12.10 в 01:57 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение |
2 |
Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы |
3 |
Практика |
10 |
Заключение |
12 |
Список литературы |
13 |
Введение
Социальное партнёрство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.
Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации.
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы
Впервые понятие социального партнерства в законе дал Трудовой кодекс Российской Федерации в 2001 г. в статье 23:
«Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками и работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования общих интересов».[1]
В соответствии с Трудовым кодексом РФ сторонами социального партнерства являются: работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления становятся стороной социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Основными принципами социального партнерства являются:
Социальное партнерство осуществляется на различных уровнях:
Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда может осуществляться в нескольких вариантах:
Представителями работников в социальном партнерстве в сфере труда являются профсоюзы. Интересы работников в конкретной организации представляют первичные профсоюзные организации, а интересы работников при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответственно - профсоюзные объединения.
При соблюдении предусмотренной законом процедуры уполномочивания первичная профсоюзная организация вправе представлять интересы всех работников предприятия, вне зависимости от того, являются (все они) членами профсоюза или нет. При этом условия представительства, в соответствии с заключительной частью статьи 30 Трудового кодекса РФ, определяет "первичка".[1]
Представлять интересы работников, не объединенных в первичную профсоюзную организацию (либо такая организация (организации) объединяет в своём составе менее половины работников данного предприятия), вправе особо избранный представительный орган (представитель).
Согласно статье 32 Трудового кодекса РФ работодатель не только не должен сопротивляться работе профсоюзов и других представителей работников, но и обязан создавать все условия для их успешной работы. [1]
Представлять интересы работодателя также могут его представители. Соответствующие положения закреплены в обновленной редакции статьи 33 Трудового кодекса РФ.[1] В качестве представителей могут выступать руководитель компании, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с российским законодательством.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Согласно статье 34 Трудового кодекса РФ представителями некоторых работодателей (учреждений, финансируемых из государственного бюджета) являются соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.[1]
Статья 35 Трудового кодекса разграничивает полномочия комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на разных уровнях.[1]
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Основными функциями комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений, а также организация контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон.
Статья 35 пункт 1 Трудового кодекса РФ устанавливает полномочиями органов социального партнерства по формированию и реализации государственной политики в сфере труда. [1]
Органам власти (управления) вменяется в обязанность обеспечение надлежащих условий для участия органов социального партнерства в:
Кроме того, органы власти (управления) обязаны обеспечить своевременное и объективное рассмотрение поступающих от органов социального партнерства решений (мнений) по соответствующим проектам.
Одна из форм социального партнерства - ведение коллективных переговоров.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Трудовой кодекс регламентирует порядок вступления в переговоры стороны, получившей приглашение к началу таких переговоров.
Предусматривается несколько вариантов действий, которыми, в зависимости от ситуации, может воспользоваться первичная профсоюзная организация для инициации коллективных переговоров, а именно:
1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия (индивидуального предпринимателя), вправе предложить работодателю начать коллективные переговоры от имени всех работников предприятия без предварительного создания единого (по отношению к данному предприятию) представительного органа;
2) две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, могут создать для ведения коллективных переговоров единый представительный орган, от имени которого работодателю и направляется соответствующее предложение;
3) две и более первичные профсоюзные организации, создавшие единый представительный орган, но в совокупности не объединяющие более половины работников данного работодателя, вправе определить особым образом либо ту первичную профсоюзную организацию, от имени которой работодателю направляется предложение о начале коллективных переговоров, либо иного представителя (представительный орган) с соответствующими полномочиями.
Если в ходе переговоров между сторонами возникают разногласия, то сначала они фиксируются в протоколе, а затем урегулируются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
Согласно статье 39 Трудового кодекса РФ лицам, участвующим в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, предоставляются особые гарантии и компенсации. [1]
Так, эти лица освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя.
Еще одна форма социального партнерства - взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 52 Трудового кодекса РФ работники имеют право на участие в управлении компаний.
Перечень основных форм участия работников в управлении организацией содержится в статье 53 Трудового кодекса РФ и включает:
Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров определяется также Трудовым кодексом РФ и предусматривает участия представителей персонала и работодателей в разрешении трудовых споров.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссией по трудовым спорам, образуемой по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Примирительные процедуры - рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (неурегулированных разногласий между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения, выполнения коллективных договоров, соглашений) осуществляются примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Практическая часть
Задача. Супруга слесаря Кузнецова обратилась к директору завода «Искра», где тот работал, и просила оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавать заработную плату Кузнецова его супруге. Узнав об этом, Кузнецов обратился в КТС (комиссия по трудовым спорам) завода с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.
Может ли быть ограничена трудовая дееспособность работника при вышеизложенных обстоятельствах? Составьте проект решения КТС. Разрешите ситуацию по существу.
Решение. Распоряжение директора завода о выдаче заработной платы супруге слесаря Кузнецова не правомерно, так как согласно статье 138 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.[1] Но в данном случае иного способа не было предусмотрено.
Протокол
заседания комиссии по трудовым спорам завода «Искра»
от 05 декабря 2009 года
Присутствовали:
Члены КТС (6 человек) –
Приглашенные: директор завода – ФИО,
слесарь Кузнецов
Повестка дня.
Слушали: Кузнецова, директора завода, председателя КТС.
Рассмотрев заявление слесаря Кузнецова от 28 ноября 2009 года с требованием об отмене распоряжения директора завода о выдаче его заработной платы супруге, комиссия по трудовым спорам РЕШИЛА:
Основание: Статья 138 Трудового кодекса РФ.
Результат голосования: за - 5 человек, против – 1 человек.
Председатель комиссии
МП
Заключение
Последовательно и целенаправленно система социального партнерства в России начала формироваться в 1992 году.
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Трудовым кодексом РФ, Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях”, федеральными законами: “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”, рядом других законодательных актов.
Для успешного разрешения конфликта существует процедура переговоров и заключения коллективных договоров. Результаты переговоров – объективный баланс сил в трудовых отношениях. И добиться наилучшего баланса можно, только объединившись в сильный сплоченный профсоюз, постоянно требуя от работодателя уступок, подкрепляя свои требования коллективными действиями.
Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правового государства без конфронтации.
Список литературы
1. |
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008. 208с. |
2. |
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Издание второе, дополненное. |
3. |
Правоведение. Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. С.Н.Макаренко. – М.: «Издательство Приор», 2001. – 192с. |
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.