Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Основное понятие о государстве

Основное понятие о государстве [07.12.10]

Тема: Основное понятие о государстве

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.18K | Скачано: 372 | Добавлен 07.12.10 в 17:06 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение стр 2
2. Тип государства стр 3-5
3. Понятие и признаки государственной власти стр 5-8
4. Государственный режим стр.8-13
5. Заключение стр 14
6. Литература стр.15

Введение

Вопрос о том, что есть государство, был актуален на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Чем более развито человеческое общество, тем актуальнее он становится. Для современного общества, в том числе и российского, он приобрел особую злободневность.

Государство– политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно – территориального деления.

Возникновению государства предшествовал первобытно – общинный строй, основой производственных отношений которого была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в разных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Цель данной контрольной работы - разобрать понятие о государстве.

Задачами данной контрольной работы являются:

- сформулировать понятие типа государства и сравнить его с другими смежными категориями.

- рассмотреть признаки государственной власти;

- назвать основные разновидности государственных режимов

Тип государства.

Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую

определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права – рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников– помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

По форме правления различают монархию и республику. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности)

При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.),власть которого может быть неограниченной  (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия). Абсолютные монархии существуют в Омане, Объединенных  Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии – в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и некоторых других странах. Признаками монархической формы правления являются: власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийства становится царем), воля монарха неограниченна ( он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

В современных условиях различаются парламентская, президентская, смешанная республики. В парламентской республики верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, а также избирает главу государства. Парламентскими республиками являются: ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например Франция, Мексика, либо населением (США). Смешанные республики сочетают в себе элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния). По формам государственного устройства различают государства, состоящие из административно – территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Последние называются унитарными государствами. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеется один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства – это союзные государства, состоящие из государственных образований – штатов, контактов, земель. Республик и др.В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно – территориальное деление. Конфедерация – союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз для координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.

Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств ( СНГ ), созданное для координации их политики, экономики. Координация осуществляется такими органами, как Совет глав государств, представленный их президентами, Совет глав правительств.

Понятие и признаки государственной власти

Понятие государственной власти

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Государственный режим

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Однако можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима. Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения. Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Авторитаризм

Авторитаризм -- политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени и т.д. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами -- рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда -- трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие: авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом -- кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

-- для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

-- при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;

-- авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

-- в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

-- во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки..

Тоталитаризм

При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки: -- тотальный государственный контроль над обществом;

-- всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной бюрократии;

-- система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами (исключение -- только для вождя);

-- политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;

-- господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии -- корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;

-- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

-- унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр.);

-- ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей;

-- ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого (коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.

Тоталитаризм (от лат. «тоталь» -- всеобщий, всеобъемлющий) -- это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

Демократия

Понятие демократии распространяется на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория, воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.

Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. С этой точки зрения демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Идее демократии соответствует возможно полное и свободное проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Когда говорят о демократическом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.

Теория права и правовая практика различают понятия "права человека" и "права гражданина". В первом случае речь идет о правах, связанных с самым человеческим существом, его существованием и развитием. Человек как субъект прав и свобод здесь выступает преимущественно как физическое лицо. Что же касается прав гражданина, то они обусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является.

Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

- гражданские права и свободы. Они охватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.

- политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.

- экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

Заключение

Государство играет огромную роль в жизни общества. Оно превращает население, живущее на данной территории в его граждан. Государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Суверенитет. Законодательная деятельность, с помощью правовых норм государство закрепляет определенный общественный порядок. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины и т.д. Говоря о формах государства, различают форму государственно-территориального устройства – отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны. На основе  всего выше сказанного можно сформулировать следующее определение понятия о государстве. Государство есть политико-территориальная организация общества, его публичной, суверенной и легитимной власти, обеспечивающая безопасность, содействующее развитию свободы и благосостояния как общества в целом, так и его составных частей.

Литература

 1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2000.- 595с.

 2. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2002.- 511с.

3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.

4. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П.Гаврилов, В.И.Гуреев и др.; Под ред. З.Г.Крыловой. – М.: Высш.шк., 2003.-560с.

5. Чиркин В.Е. Современное государство: учебник / В.Е. Чиркин.- М.: Международные отношения, 2001.- 412с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 17.18K
Скачано: 372
Скачать бесплатно
07.12.10 в 17:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе