Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов

Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов [24.11.10]

Тема: Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.00K | Скачано: 281 | Добавлен 24.11.10 в 17:46 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2008


Содержание.

I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов:

а). Состав 2

б). Факторы развития (транспортно-географическое положение, оценка природных условий и ресурсов, особенности населения и трудовых
ресурсов, уровень развития социальной и производительной инфраструктуры, научно-исследовательская база) 2-4

в). Отраслевая структура экономики федеральных округов и ее особенности 4-5

г). Отраслевая структура промышленности федеральных округов 5-8

д). Территориальная структура хозяйства 9-11

е). Проблемы и перспективы развития отрасли 11-12

II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов:

а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение) 13

б).Приволжский федеральный округ (машиностроение) 14

III. Список литературы 15

 

I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

  

а). Состав. 

- Северо-Западный федеральный округ                                      

Территория — 1678 тыс. км 2. Население — 14,5 млн. чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

-Приволжский федеральный округ

Территория — 1036 тыс. км 2.  Население — 32,0 млн. чел.

Федеральный центр — Нижний Новгород.

Территориальный состав: Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край - 14

Федеральный округ в % от России:  территория — 6,1, население — 21,9, валовой региональный продукт — 20,2; продукция промышленности — 24,2; продукция сельского хозяйства — 24,2.

 

б). Факторы развития (транспортно-географическое положение, оценка

природных условий и ресурсов, особенности населения и трудовых ресурсов, уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, научно-исследовательская база).

-Северо-Западный федеральный округ

После распада СССР усилилась роль транспортного «окна в Европу». Незамерзающие порты Калининград и Мурманск, соседство с самыми экономически развитыми ЦФО и Приволжским ФО.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части

страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн. чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Наука и научное обслуживание являются отраслью хозяйственной специализации исключительно благодаря высокой Территориальной концентрации НИИ и проектно-конструкторских бюро в Санкт-Петербурге — втором после Москвы научном центре России.

- Приволжский федеральный округ

Удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны Волги с широтными, наиболее грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными магистралями России.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю.

Из полезных ископаемых выделяются крупнейшие в стране запасы калийных солей (Соликамск-Березняки), месторождения нефти и цветных

металлов. В лесостепной полосе — крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на севере — значительные запасы древесины.

Население. ПФО — хорошо освоенный и давно заселенный район. Средняя плотность населения — 31 чел. на км2. Три четверти населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации горожан в крупных и крупнейших городах.

Здесь сосредоточены 5 из 13 отечественных городов-миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь. Формируются две крупные городские агломерации с населением более 2 млн. человек каждая с центрами в Нижнем Новгороде и Самаре.

ПФО многонационален, помимо русских здесь велика доля представителей других этносов (татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, чуваши).

в). Отраслевая структура экономики федеральных округов и ее особенности

-Северо-Западный федеральный округ

Выгодное экономико-географическое приморское положение. Соседство с самыми экономически развитыми ЦФО и Приволжским ФО.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд.

-Приволжский федеральный округ

Благоприятным в экономико-географическом положении округа являются:

* его центральное расположение по отношению к размещению

населения и экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ;

* соседство с наиболее экономически развитым ЦФО;

* соседство с европейским севером и Уральским ФО округом — крупными «ресурсными» регионами;

* удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны Волги с широтными, наиболее грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными магистралями России.

Характерная особенность территориальной организации населения и экономического потенциала округа — их ярко выраженное тяготение к Волге и наиболее крупным ее притокам. Крупные города и их агломерации приближены к местам пересечения этих рек грузо- и пассажиронапряженными широтными железнодорожными магистралями.

г). Отраслевая структура промышленности федеральных округов

-Северо-Западный федеральный округ

Отрасли хозяйственной специализации:

*  морское судостроение;

*  черная и цветная металлургия;

*  химическая и нефтехимическая промышленность;

*  отрасли лесного комплекса;

*  рыболовство и рыбная промышленность;

*  морской транспорт;

*  наука и научное обслуживание.

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и

Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Флагманом отрасли является производственное объединение Киришинефтеоргсинтез

(Ленинградская область), производящее самую разнообразную продукцию химии органического синтеза. Из добываемых апатитонефелиновых руд в Мурманской области производят апатитовый концентрат — основное сырье для большинства российских заводов фосфорных удобрений. Фосфорные удобрения из местного сырья производят на предприятии «Фосфорит» в

Кингисеппе (Ленинградская область) и в Череповце (Вологодская область). Азотные удобрения выпускает крупное производственное объединение «Азот» в Великом Новгороде. Широкий ассортимент химической продукции производят предприятия Санкт-Петербурга.

Отрасли лесного комплекса. С-З ФО — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема.

Рыболовство и рыбная промышленность. С-З ФО второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом.

-Приволжский федеральный округ

Отрасли хозяйственной специализации:

* машиностроение;

* нефтедобывающая;

* нефтеперерабатывающая;

* химическая и нефтехимическая промышленность;

* цветная металлургия;

* пищевая промышленность;

* зерновое хозяйство;

* возделывание подсолнечника;

* мясомолочное животноводство.

Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность — крупнейшая отрасль промышленной специализации ПФО. Это основной район транспортного машиностроения России. Наиболее развита авиакосмическая промышленность, а в ней производство ВПК.

         Специализирующее значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам.

Нефтедобывающая промышленность. Вплоть до конца 70-х гг. ПФО был основным нефтедобывающим районом России.

Сегодня в связи с крупномасштабным освоением нефтяных ресурсов Тюменской области он отошел по общим объемам нефтедобычи на второе место в стране.

Нефтеперерабатывающая промышленность ПФО и сегодня сохранила лидирующие позиции в стране. Здесь сосредоточено более 3/4 мощностей отечественной нефтепереработки. рост мощностей нефтеперабатывающих предприятий в бассейне Волги ограничивает неблагоприятная экологическая ситуация: уровень загрязнения Волги стоками промышленности, сельского хозяйства, городских поселений очень высок, а нефтеперерабатывающая промышленность - один из основных загрязнителей водного бассейна.

Химия и нефтехимия. ПФО — крупнейший в России регион концентрации предприятий химии органического синтеза (производство химических волокон, полимеров, синтетического каучука). Они работают на природном газе и продуктах нефтепереработки и обладают высокой водо- и

энергоемкостью, что предопределило их размещение на Волге и ее притоках, часто в непосредственной близости от НПЗ.

         Выделяются добыча, обогащение медных руд и выплавка черновой меди, а также производства титана и магния.

Дальнейшее наращивание мощности предприятий цветной металлургии весьма проблематично в связи с:

*  напряженным топливно-энергетическим балансом округа;

*  ограниченностью сырьевой базы медной промышленности;

*  сложной экологической обстановкой в районах размещения предприятий цветной металлургии.

Отрасли лесного комплекса. Из всех отраслей лесного комплекса специализирующее значение имеет только целлюлозно-бумажная промышленность. Дальнейший рост производства продукции целлюлозно-бумажная промышленности в ПФО ограничен возможностями местной лесосырьевой базы и экологическим состоянием Волги и ее притоков.

Пищевая промышленность в своем развитии опирается на местную сельскохозяйственную базу. В округе значительные масштабы производства мясной и молочной промышленности, крупная мукомольная промышленность.

Зерновое хозяйство и подсолнечник. ПФО наряду с Южным — основной производитель зерна в России. В посевных площадях и сборах зерна преобладают пшеница (западнее Волги — озимая, восточнее Волги — яровая), ячмень, рожь и овес. Наиболее густые посевы зерновых расположены в лесостепной зоне и наиболее увлажненных районах степной зоны.

По мере продвижения на юг увеличивается мясная ориентация скотоводства. Продуктивность крупного рогатого скота в Приволжском округе — одна из самых низких в стране.

д). Территориальная структура хозяйства

-Северо-Западный федеральный округ

Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская

области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь

выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

В морском грузообороте России особо велика роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.

Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других

видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.

-Приволжский федеральный округ

Головные предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.

ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:

*  ГАЗ (Нижний Новгород);

*  ВАЗ (Тольятти);

*  КАМАЗ (Набережные Челны);

*  УАЗ (Ульяновск);

*  производство легковых автомобилей «Москвич» (Ижевск);

*  производство троллейбусов (Энгельс — Саратовская область);

*  производство автобусов (Павлово — Нижегородская область).

Нижний Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.

Специализирующее значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов).

Добыча нефти главным образом осуществляется на территории республик Татарстан и Башкирии и в значительно меньшей степени в Куйбышевской, Оренбургской областях, Пермском крае.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы находятся на Волге и ее притоках: в Самаре, Новокуйбышевске, Перми, Уфе, Салавате, Саратове, Кстово (Нижегородская область).

Крупнейшие районы предприятий химии органического синтеза — Нижнекамский, Нижегородский, Самарский промышленные районы, а также города: Казань, Пермь, Саратов, Уфа, Салават, Стерлитамак и Ишимбай. В Соликамске и Березниках (Пермская область) добывается более 9/10 калийных солей России, здесь же производятся почти все калийные удобрения страны.

Цветная металлургия в основном расположена в Предуралье.

В округе функционируют три крупнейших цел-бум. комбината. Балахнинский (Нижегородский промышленный район), Пермский и Красновишерский (Пермский край). В сумме они производят около четверти отечественной бумаги и картона.

е). Проблемы и перспективы развития отрасли

-Северо-Западный федеральный округ

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

-Приволжский федеральный округ

Рост мощностей нефтеперабатывающих предприятий в бассейне Волги ограничивает неблагоприятная экологическая ситуация: уровень загрязнения Волги стоками промышленности, сельского хозяйства, городских поселений очень высок, а нефтеперерабатывающая промышленность - один из основных загрязнителей водного бассейна.

Наращивание мощности предприятий цветной металлургии весьма проблематично в связи с:

*  напряженным топливно-энергетическим балансом округа;

*  ограниченностью сырьевой базы медной промышленности;

*  сложной экологической обстановкой в районах размещения предприятий цветной металлургии.

Рост производства продукции целлюлозно-бумажная промышленности в ПФО ограничен возможностями местной лесосырьевой базы и экологическим состоянием Волги и ее притоков.

 

II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

 

б). Приволжский федеральный округ (машиностроение)

 

Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность — крупнейшая отрасль промышленной специализации ПФО. Это основной район транспортного машиностроения России. Наиболее развита авиакосмическая промышленность, а в ней производство ВПК. Головные предприятия этой отрасли размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.

ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:

*  ГАЗ (Нижний Новгород);

*  ВАЗ (Тольятти);

*  КАМАЗ (Набережные Челны);

*  УАЗ (Ульяновск);

*  производство легковых автомобилей «Москвич» (Ижевск);

*  производство троллейбусов (Энгельс — Саратовская область);

*  производство автобусов (Павлово — Нижегородская область).

Нижний Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.

Специализирующее значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов).

 

III. Список литературы.

 

  1. Экономическая география России: Учебник./ Под общей ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова, - М.: ИНФРА-М. 2000
  2. Экономическая и социальная география России. / Под ред. А. Т. Хрущева. – М.: Крон-Прес, 1997.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.00K
Скачано: 281
Скачать бесплатно
24.11.10 в 17:46 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе