Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Контрольная по Истории экономических учений Вариант 14

Контрольная по Истории экономических учений Вариант 14 [17.11.10]

Тема: Контрольная по Истории экономических учений Вариант 14

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 70.14K | Скачано: 237 | Добавлен 17.11.10 в 12:00 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2007


Содержание:

1. Теория цены частного равновесия А. Маршалла 3

2. Взгляды М.Фурье на развитие человеческой цивилизации и создание ассоциаций («фаланстеров») 8

3. Тесты 17

4. Список использованной литературы 18

 

1. Теория цены частного равновесия А. Маршалла

Теория частичного равновесия А. Маршалла (1842-1924  гг.),  профессора Кембриджского   университета,    означает    становление    неоклассического направления  в  экономической   теории. За долгую научную жизнь Маршаллом было опубликовано более 80 трудов, его основной вклад в экономическую теорию содержится в знаменитых «Принципах экономической науки», ставших «библией» экономистов первой половины XX в. Она  была  компромиссным  объединением  различных экономических концепций. Смысловым центром «Принципов...», ядром, вокруг которого сложилась его структура, является книга V: «Общие отношения спроса, предложения и ценности» (в русском переводе — стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия. Ей предшествуют книги III и IV, посвященные соответственно теории спроса (потребностей) и теории предложения (издержек). Завершает «Принципы...» книга VI, трактующая вопросы функционального распределения дохода, содержащая теорию заработной платы, процента, ренты и прибыли и общие рассуждения об экономическом прогрессе и уровне жизни.

Маршалл  разработал  теорию  цены,  представляющую  симбиоз   издержек производства,  предельной  полезности,  спроса  и  предложения.  Он  ввел  в экономическую  теорию  понятие  “цена  спроса”,  “цена  предложения”.   Цена спроса,  считал  Маршалл,  определяется   полезностью   товара.   Полезность рассматривал  как  максимальную  цену,  которую  готов  уплатить  за   товар покупатель. Функция спроса на товар  зависит  от  предельной  полезности,  а цена спроса не что иное,  как  денежная  оценка  желания.  Он  ввел  понятие эластичность спроса (функциональная зависимость спроса  от  изменения  цен). Эластичность спроса разделил на три вида:  высокая  эластичность;  единичная эластичность и низкая эластичность.

Цену предложения Маршалл определил исключительно затратами. При чем  затраты определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые  вызываются  трудом и воздержанием  от  непроизводительного  потребления  капитала.  Цена предложения  должна  обеспечить  компенсацию  всех  отрицательных  ощущений: заработная плата -  компенсация  за  усталость,  процент  -  компенсация  за ожидание,  предпринимательский  доход  -   плата  за  риск.  В   этом   суть методологического  подхода  Маршалла.  При  данном   подходе   хотя   кривая возрастающих цен  предложения  и  определяется  ростом  издержек,  последние представляют собой субъективные переживания производителей. В то  же  время, рассматривая механизм динамики затрат на  уровне  фирмы,  Маршалл  вводит  в свой анализ изменение объема производства, рассматривая  случаи  постоянной, возрастающей и убывающей отдачи. Во втором и третьем вариантах Маршалл  цену предложения  связывает  с  объемом  производства  и  определяет   издержками производства.

Дав определение цене спроса и  цене  предложения,  Маршалл  определяет  цену равновесия,  которая  представляет  точку  пересечения   кривых   спроса   и предложения. Сводя воедино два различных подхода к пониманию экономики, Альфред Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, т. е. на микроуровне.  

В общей теории цены  динамика  спроса  определяется  предельной полезностью, а динамика предложения  -  возрастающими  затратами.  В  рамках анализа Маршалла вопрос, что является конечным основанием цен  -  полезность или затраты снимается. Оба фактора одинаково значимы и спор  по этому  поводу аналогичен спору “какое лезвие ножницы  разрезает  бумагу”.  Решение Маршалла просто и глубоко одновременно. Вспомним, что такое «спрос». В строгом понимании этого слова «спрос» есть кривая спроса. Она показывает объем закупок данного товара в зависимости от его рыночной цены. Это воображаемая величина. Она показывает, сколько готов покупать потребитель при такой-то и такой-то цене (при прочих равных). Нанесем кривую спроса на диаграмму (см. рис.1). Это кривая DD.

Рис. 1. Кривая спроса

Для каждого потребителя существует своя кривая спроса по каждому виду товара Она зависит от бюджета потребителя и его индивидуального ощущения убывающей полезности. Но можно пред ставить себе, что мы взяли кривые спроса всех потребителей (для одного вида товара) и суммировали их алгебраически, получив таким образом рыночную кривую спроса (на данный товар!). Она-то и представлена кривой DD.

Теперь взглянем на эту кривую, так сказать, с изнанки. Чем ниже цена, тем больше товара готов купить совокупный потребитель, это понятно. Но ведь одновременно: чем ниже цена, тем менее привлекательным будет производство этого товара. Одни производители будут сокращать его производство как малодоходное, другие вовсе переключатся на что-то другое. И наоборот: если цена будет очень высокой, очень многие производители начнут производить этот товар. Зато все меньшее количество его будет продаваться, так что может наступить затоваривание рынка данным продуктом.

Если каждому количеству товара соответствует определенная цена, устраивающая совокупного потребителя (цена спроса), тогда этому же количеству товара соответствует тоже определенная цена, устраивающая совокупного производителя (цена предложения). Но во втором случае закон будет иным: чем выше цена предложения, тем больше количество товара. Поэтому кривая предложения пойдет так, как линия SS на рис. 2.

Точка пересечения обеих кривых означает ту цену р, при которой будет продано количество q. Это та цена, при которой готовность производителей изготовить определенное количество товара совпадает с готовностью потребителей купить это же самое количество. Это точка рыночного равновесия — точка равновесия спроса и предложения (см. рис. 3).

               Рис.2. Кривая предложения                         Рис. 3. Кривая спроса и предложения:

                                                                                                        «крест (ножницы) Маршалла»

Казалось бы, ну что такое равновесие спроса и предложения? Ведь каждая точка кривой спроса означает лишь одно: при данной цене товара продано столько, сколько куплено. Кажется, будто спрос и предложение равны всегда, в любой точке кривой спроса.

Это ошибочное рассуждение. Оно ведет к большой путанице и само основано на путанице в понятиях. Слово «спрос» означает не определенное количество денег, предлагаемое за товары на рынке, а всю кривую спроса. Иначе не понять ничего в законах рынка. И вот пример: если мы будем считать, что в любой точке кривой спроса имеет место равновесие спроса и предложения, мы не сможем понять, что такое это равновесие на самом деле, не сможем получить строгое определение понятия равновесия.

Когда мы говорим, что равновесие спроса и предложения отвечает лишь одной точке кривой DD— той именно точке, где ее пересекает кривая SS, мы имеем в виду нечто более точное, чем то первоначальное поверхностное суждение. А именно:

И только при цене p желания одних и готовность других сходятся на количестве q. Кривая DD выражает закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей.

Кривая SS точно так же выражает закон возрастания предельных, издержек для производителей.

Рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек. Обе величины взаимно регулируют друг друга, «Крест» Маршалла и в самом деле похож на ножницы. А точка пересечения кривых есть самый настоящий гвоздь решения проблемы одновременного определения издержек и полезности. Именно для того чтобы вставить этот «гвоздик», Маршалл и поменял местами оси абсцисс и ординат при изображении кривой спроса. Тем  не  менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени  (Маршалл  первый  ввел его) и анализировать ситуацию  мгновенного  краткосрочного  и  долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не  будет одинаковым. Маршалл подробно проанализировал эти ситуации, придя  к  выводу, что в условиях  мгновенного  равновесия  на  цену  оказывает  исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия  -  цена  регулируется издержками. Иными словами, чем короче  рассматриваемый  период,  тем  больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса  на  цену,  а  чем  этот  период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывает затраты.

Ситуации  мгновенного  и  краткосрочного   равновесия   -   фирма   получает дополнительный доход, который Маршалл назвал  квазирентой,  носят  временной характер,  так   как   высокий   дополнительный   доход   привлекает   новых производителей, в силу чего предложения возрастает,  цена  уменьшается  и  в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

Теория Маршалла - это теория  цен  в  конкурентных  условиях.  Маршалл  ввел понятие рента потребителя - избыток общей полезности покупаемых товаров  над фактическим заплаченной за них суммой денег, т.е. разницей  между  тем,  что готовы заплатить покупатели, и фактической ценой товара. В современной западной экономической науке А.Маршалл считается классиком. Что касается теории цены, то современные экономисты считают ее основополагающей и лишь углубляют ее, оснащая математическим аппаратом.

 

2.     Взгляды М.Фурье на развитие человеческой  цивилизации и создание ассоциаций («фаланстеров»)

Фурье  происходил  из  малокультурной  семьи,  принадлежащей  к  средней торговой буржуазии Безансона. Он учился в  провинциальной  школе,  рано  был вынужден прервать своё образование, чтобы поступить приказчиком  в  торговое предприятие.  В  течение  значительной  части  своей  жизни  он  зарабатывал средства к существованию в качестве  торгового  или  конторского  служащего. Большую часть своих знаний Фурье приобрёл путем самообразования.  Отсутствие систематической школы наложило свой отпечаток на  его  систему,  отразившись особенно сильно на её общей теоретической части.

Силой самих обстоятельств Фурье вынужден был, прежде всего, обратиться к критике, которая занимает очень видное место и отличается большой остротой и убедительностью, — к критике и самого положения дел, и экономической теории laisser faire, освящавшей и признававшей неизменным такой порядок. Но эта критическая часть строго уравновешивается положительной, которая, в свою очередь, логически вытекает из его основных понятий о Боге, человеке и природе. «Нищета и разврат» — вот как короче всего, по мнению Ф., характеризуются все те печальные экономические и нравственные условия, в которых живёт большая часть человечества. Бог есть сила, приводящая мир  в  движение,  активный  принцип бытия. Наряду с ним, как принципы, не сотворенные  богом,  стоят  материя  и  математика.

В соответствии с общими целями  творения  бог  дал  законы  всем  частям мироздания. Невозможно  допустить,  умозаключает  Фурье,  чтобы  он  не  дал законов для человеческого общества. Бог не  мог  оставить  человека,  это «подобие божества», без  социального  кодекса.  Установленные  богом  законы социальной жизни людей можно и должно открыть, исходя  из  основных  свойств природы человека – из его страстей, через посредство  которых  выявляется  в  человеке воля бога и осуществляется  его  провиденциальный  план.  Вместо того, чтобы проповедовать борьбу  со  страстями,  нужно  их  изучить,  чтобы понять цели, которые бог ставит  перед  человечеством.  Мир  подчиняется законам движения. Закон материального  движения  –  притяжение.  Аналогичный ему закон социального  движения  –  влечение  страстей.  Первый  был  открыт Ньютоном, честь открытия второго Фурье приписывает себе.

Итак, чтобы установить положения социального кодекса, необходимо изучить страсти человека. Познав  их  во  всем  их  разнообразии,  из  них  нетрудно вывести чисто логическим путем социальные законы,  соответствующие  страстям и, следовательно, природе человека и воле бога.  Таким  образом,  социальный кодекс Фурье –  не  система  закономерностей  реальной  жизни  человеческого общества, а новая  разновидность  облеченной  в  своеобразную  форму  теории  «естественного права».  Это  совокупность  норм,  обеспечивающих  социальную гармонию  и  выводимых  из  свойств  человеческой  природы,  принимаемых  за  основные.  Метод  установления   этих   норм   –   рационалистический.   Эти рационалистические и естественно-правовые черты учения Фурье  связывают  его при всем его своеобразии с философией просвещения XVIII в.

Человеческий род, утверждает Фурье, не пришел ещё к той цели, к  которой его желает привести природа. Социальный кодекс  –  не  сущее,  а  должное, судьба  человечества,  его  предназначение.  Социальный  кодекс  может  быть осуществлен   лишь   в    результате    прохождения    человечеством    ряда подготовительных к нему этапов. Это положение выводится в системе  Фурье  из устанавливаемого  им  закона  двойственности   движения:   беспорядочный   и гармонический. В качестве примера из мира материального Фурье  ссылается  на кометы и планеты. Первые подчинены, по его мнению, беспорядочному  движению, вторые – гармоническому, и  кометы  по  истечении  определенного  промежутка времени должны превратиться в планеты. Точно так же  и  в  социальном  бытии человечества должны существовать века беспорядочности,  дисгармонии  и  века порядка, гармонии.

В  соответствии  с  этим  общим  законом  Фурье  дает   схему   развития человечества, параллельную схеме  развития  индивидуума.  Вся  земная  жизнь человечества продолжается, по его словам, 80 тыс. лет  и  распадается  на  4 фазы и 32 периода. Первые 7 периодов –  периоды  дисгармонии,  но  в  то  же время периоды роста человечества, накопления им сил. Они  составляют  первую фазу, соответствующую детству в жизни индивидуума, и должны  продолжаться  5 тыс. лет. Затем идет 18 периодов гармонического существования,  достигающего апогея между 16 и 17 периодами. Века гармонии длятся 70 тыс. лет. Начиная  с 26-го периода, человечество попадает вновь в фазу дисгармонии,  охватывающую последние 7 периодов – старость человечества. Эта 4-я  фаза  длится,  как  и первая, 5 тыс. лет. По прошествии их наступит  конец  земного  существования человеческого рода.

Такова   философски-историческая    схема    Фурье.    Эту    совершенно фантастическую схему  Фурье  заполняет  конкретным  содержанием  только  для  первой  фазы.  Прежде   всего,   не   довольствуясь   абстрактной   формулой «двойственности движения»,  он  ставит  вопрос  о  том,  какими  конкретными обстоятельствами  обусловлена  дисгармония  первых  периодов.  Причина  этой дисгармонии состоит в том, что земной шар  недостаточно  снабжен  средствами существования, необходимыми для человека, чтобы он мог  с  первых  же  шагов своего бытия обеспечить себе гармоническое развитие. Фурье считает,  что  на других, лучше снабженных  небесных  телах  такое  развитие,  вопреки  закону двойственности, возможно. Во  всяком  случае,  земное  человечество  может достигнуть изобилия (а следовательно, и гармонии, невозможной без  изобилия) лишь в результате ряда длительных усилий.

   Развитие человечества идет по плану, предустановленному  богом.  Но  бог Фурье не может быть деспотом, он в известном смысле существо социальное.  Он хочет, чтобы человек был  не  его  рабом,  а  его  сотрудником.  Поэтому  он предоставляет  человеку  известную   свободу,   которая   выявляется   через деятельность  разума.  Человечество  может  ускорять  или  замедлять  ход исторического  развития,  оно  может  даже  вовсе  миновать  известные   его периоды.  Для  того  чтобы  достигнуть  гармонии,  нужен  известный  уровень производства; но с другой стороны, нужно такое понимание  человечеством  его судеб, открытие человеческим разумом социального  кодекса.  До  сих  пор разум не был в состоянии разрешить эту  задачу.  В  течение  веков  дикости, патриархата и варварства это соответствовало планам бога. Если бы в один  из этих периодов и был открыт социальный  кодекс,  человечество  не  смогло  бы провести его в жизнь из-за низкого уровня производства. Ясное  представление о  блаженстве  людей  при  гармоническом   строе   при   невозможности   его осуществления повергло бы людей в отчаяние и  могло  бы  даже  приостановить развитие человечества. Но  с  того  момента,  как  материальные  предпосылки гармонии созданы,  неспособность  человеческого  разума  открыть  социальный кодекс служит  лишь  препятствием  к  установлению  гармонического  порядка. Социальный кодекс мог бы быть введен в жизнь, по мнению  Фурье,  еще  в  век Солона. Если этого не произошло, если человечество лишних 2300  лет  провело в периоде цивилизации, то виноваты в этом ошибки разума, его  ложная  наука. Переживаемые человечеством страдания  являются  как  бы  карой  божества  за уклонение человечества от предназначенного ему пути, за замедление  процесса исторического развития.

Сделанное Фурье открытие социального кодекса дает,  как  он  утверждает, возможность легко и безболезненно перейти к гармонии. Согласно схеме  Фурье, первому гармоническому периоду предшествуют 7 периодов. Четыре  из  них  для европейских народов уже миновали.  Это  –  эденизм,  дикость,  патриархат  и варварство. Пятый период – цивилизация. За ней следуют по схеме гарантизм  и социантизм. Эти периоды –  шестой  и  седьмой  –  человечеству  пришлось  бы пройти, если бы не открытие Фурье. Поскольку люди знают теперь,  как  должна быть организована гармония, они могут в  силу  прав,  предоставленных  богом человеческому разуму,  ускорить  болезненный  для  общества  процесс,  минуя гарантизм  и  социантизм,  перепрыгнув  через  них.  Что  касается  народов, живущих еще в периодах варварства или дикости, то  они  смогут  перепрыгнуть сразу через все промежуточные периоды, в том числе и через цивилизацию.

Исходя из своих умозаключений Фурье предлагает создать такие условия общественной жизни, при которых ни одна страсть человека не оставалась бы неудовлетворённой и не оказалась бы в антагонизме со страстью другого индивидуума: тогда конечное и полное удовлетворение «страстного влечения», не говоря уже о громадной экономии в принудительных средствах, приведёт с собой «согласие между творением и творцом», всеобщее счастье, всеобщую внутреннюю и внешнюю гармонию. Следовательно, прежде всего нужно тщательно изучить духовную природу человека и на полученных таким образом психологических данных построить наилучший общественный порядок.

"Как ствол, существует одна страсть: унитеизм, то есть стремление к единству (всечеловеческого счастья)…; как ветви первостепенные, существуют три категории страстей: стремление к роскоши, то есть к чувственным удовольствиям (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — страсти чувственные, сфера материальная); стремление к группам (дружба, любовь, семейственность, честолюбие — страсти трогательные, сфера душевная) и стремление к сериям (кабалиста — страсть к интригам, альтернанта или папильона — страсть к разнообразию, композита — слепое увлечение: страсти распределяющие, сфера умственная). Комбинации этих 12 страстей образуют 810 различных характеров.

Наиболее согласный с природой человека общественный порядок в таком случае должен содействовать удовлетворению и развитию всех указанных страстей, то есть гарантировать здоровье и некоторый комфорт домашней жизни, свободный выбор близких лиц, свободу избрания профессии, согласно индивидуальности каждого; самые занятия должны быть обставлены так, чтобы не нарушались потребности в соперничестве, разнообразии и творчестве, то есть труд должен, во-первых, выполняться целой серией рабочих в кооперации, во-вторых, должен допускать проявление творческой силы в человеке и, в-третьих, не быть слишком продолжительным, но чаще чередоваться с трудом иного характера. Тогда труд станет привлекательным, и всякий найдёт применение своим вкусам: лакомки и обжоры займутся кухней; любителям животных будут предоставлены конюшни или скотные дворы; детям, любящим пачкаться в грязи, поручено будет очищение жилищ от грязи и нечистот и т. д. Современное общественное устройство не годится для такого развития страстей и приложения их к труду, а потому нужно совершенно изменить его. Люди должны соединиться в фаланги, по 1600—1800 человек в каждой, чтобы, исключив детей и стариков, получить около 810 способных работать человек в соответствии с 810 различными характерами. Каждая фаланга устроится на своей площади земли в размере приблизительно одной квадратной мили. В центре участка будет выстроено великолепное жилище (фаланстер), с роскошными залами для читален, концертов и балов, с обширными аудиториями для публичных лекций, с зимними садами, стеклянными галереями, с обсерваторией, телеграфом, паропроводом и т. д. Всё устроено просто, но изящно и удобно; здесь бедняки будут пользоваться тем, что в настоящее время доступно только миллионерам. Но главное везде и во всём — громадная экономия ".

В основу фаланстера положена идея производительной и потребительной ассоциации, хотя уже и высказывавшаяся в литературе до Ф., но совсем ещё не развитая и не понятая во всём своём широком значении. «300 семейств поселян, соединившись в ассоциацию, имели бы один прекрасный сарай, вместо 300 никуда не годных, — одно хорошее заведение для выделки вина, вместо 300 плохих» и т. д. Не меньшую выгоду представит введение во все отрасли крупной системы производства пользование лучшими машинами, обработка земли согласно почвенным условиям. Самый труд будет значительно продуктивнее благодаря энтузиазму и соревнованию, которые охватят членов ассоциации, — тем более, что конкуренция здесь не исчезнет, а только потеряет свой острый характер, который придаёт ей противоречие интересов. Дело в том, что все работы здесь будут распределены между «страстными сериями»; каждый без различия пола и возраста избирает себе то занятие, которое его больше всего привлекает, и имеет право в один и тот же день переменить несколько серий; здесь для всех найдутся любимые занятия, и никто не захочет предаваться безделью. Результаты труда всех членов фаланги будут стекаться в её общие хранилища, и отсюда они могут получать всё необходимое: таким образом не будет нужды ни в каких посредниках при обмене товаров, и сама внутренняя торговля исчезнет. Вместе с тем, однако, в фаланге сохраняются частная собственность и неравенство состояний. Каждый будет иметь отдельное помещение сообразно не только своим склонностям, но и состоянию, питаться и одеваться, как кто захочет и сможет.

Коммунизма здесь нет и следа: каждый будет владельцем продуктов своей работы, начиная с детей 4,5 лет, и, несмотря на общность жизни и труда в страстных сериях, деятельность каждого будет оплачиваться по количеству затраченного труда, по свойству работы, по силе его таланта и по величине вложенного в предприятие капитала. Общий доход фаланги будет разделяться на двенадцать частей, из которых четыре придутся на долю капитала, пять — труда, три — таланта, теоретических и практических знаний. Мало того: для более правильной оценки все работы будут распределены по степени привлекательности, по степени трудности и полезности, и в зависимости от этих свойств оплачиваться. Только тут, в распределении продуктов, полученных фалангой, Фурье и не допускал индивидуальной свободы; во всём остальном она является верховным принципом. Правда, он предполагает ареопаг из самых опытных и мудрых «гармонийцев» (так должны называться люди, живущие в новом, гармоническом строе общества), которому принадлежит руководство делами фаланги, но руководство это должно было состоять в издании не столько распоряжений, сколько указаний (например, относительно времени, благоприятного тем или другим земледельческим работам), которым страстные серии могли, однако, и не следовать. Иной власти, кроме власти выборной, иного авторитета, кроме авторитета знания или опытности, других преимуществ, кроме преимуществ ума, в фаланстере не может существовать, но и над всем этим парит свободное влечение. Наряду с этим, начертывая план всемирной организации фаланстеров, Фурье во главе каждой фаланги ставил унарха, во главе трёх фаланстеров — дуарха и т. д., создавая целую «сферическую иерархию» триархов, тетрархов, пентархов, гекзархов, гептархов, октархов, эннеархов, декархов, онзархов, дузархов и во главе всего мира — осевого омниарха, столица которого будет в Константинополе. Функций их Фурье точно не определяет, тем более что при всеобщем распространении фаланстеров государственное управление крайне упростится и само государство, в сущности, отожествится с фаланстером. На основе того же свободного влечения должна была быть преобразована и домашняя, и общественная жизнь. Каждый член фаланги свободно выбирает себе близких людей и друзей и соединяется с ними в группы, на которые распадаются серии рабочих. Совместная работа и частые встречи на полях и в мастерских юношей и девушек поведут к их взаимному сближению, а затем и к браку, но последний не есть вовсе непременное последствие: молодая девушка или юноша могут переменить до брака нескольких любовников или любовниц, а затем, даже и заключив с кем-либо союз, они не обязаны оставаться верными друг другу.

Претворить свою теорию в жизнь Фурье удалось в конце жизни. Ещё с середины двадцатых годов около Ф. начинает группироваться небольшая кучка учеников, страстно увлёкшихся созданной им социальной системой. Преклоняясь перед гением «социального Ньютона», относясь к нему с трогательной любовью, первые ученики сохраняли, однако, независимость ума и не хотели соглашаться с его космогонией и с его воззрениями на брак, что не мешало им с тем большей настойчивостью пропагандировать другую, более существенную и плодотворную часть его учения. Из них первый Жюст Мюирон выступил уже в 1824 г. с попыткой популяризации системы Ф., за ним последовали Клариса Венуре и В. Консидеран, наиболее видный, талантливый и энергичный из всех последователей школы. Благодаря их усилиям, в 1832 г. был создан первый фурьеристический журнал «La réforme industrielle ou le phalanstère», выходивший еженедельно: в нём, конечно, очень деятельное участие принимал и сам Ф. К этому времени школа сильно разрослась, так как вследствие разложения сенсимонизма многие из его последователей сделались фурьеристами, между прочими Ж. Лешевалье и аббат Трансон. Нашлись и лица, обладавшие значительными средствами и готовые поступиться ими ради торжества нового учения. Боде-Дюлари, член палаты депутатов, человек очень богатый, увлёкшись фурьеризмом, отказался от своего звания, чтобы отдаться исключительно пропаганде новых идей, — и с его помощью была учреждена акционерная кампания для образования капитала в 1200000 франков, — minimum, необходимый для устройства фаланстера. Для этой цели Боде-Дюлари и братья Деве уступили за акции по дешёвой расценке 500 гектаров земли в 60 вёрстах от Парижа, в Конде-сюр-Вегре. Желая сделать акции доступными для людей с самыми скромными средствами, их разделили на купоны от 100 франков. Немедленно приступили к работам, воздвигли монументальные постройки, начали разводить дорогие экзотические растения, но до конца дела довести не могли за недостатком средств, а главным образом вследствие крайней непрактичности распорядителей. Неудача эта сильно поразила фурьеристов: некоторые из них оставили школу, другие совершенно упали духом; издание журнала прекратилось. Новому учению грозила окончательная гибель, но от этой участи его спас В. Консидеран, сумевший вдохнуть бодрость в своих товарищей и сделавшийся ещё при жизни Фурье как бы вторым главой школы. Особенно со второй половины 30-х годов школа проявила необыкновенную энергию. Уже в 1836 г. основан был новый журнал «La Phalange, Journal de la Science Sociale», выходивший сначала два раза в месяц, а в 40-х годах превратившийся в ежедневное издание. Тогда же к нему присоединилась ежедневная газета «Démocratie pacifique». Сгруппировавшись вокруг журнала, школа Ф. с чисто сектантским увлечением отдавала все свои силы на то, чтобы доставить торжество принципам фурьеризма. Ей удалось, по крайней мере, широко распространить своё учение по всем странам Европы и Америки. Тридцатые и особенно сороковые годы были вообще временем широкого развития фурьеристической литературы. В школе были свои поэты и художники, сочинявшие песни, писавшие сатиры на современную цивилизацию, рисовавшие картины из жизни фаланстеров. Кроме журналов, фурьеристы издавали с 1845 по 1852 гг. «Almanachs phalansté riens». Были журналы и за пределами Франции: в Лондоне — «The London Phalanx», в Америке — «Phalanx», а затем «Harbinger». Прозелиты Фурье не ограничивались одной литературной пропагандой «социальной системы»: они много раз пытались провести её в жизнь хотя бы в частичном виде. Таких попыток завести фаланстеры во Франции и Америке было сделано до 40, но ни один из них не просуществовал более 12 лет, а большинство вынуждено было прекратить свои дела после 3—5-летнего существования, полного борьбы с неблагоприятными внутренними и внешними условиями.

 

3.     Тесты

Установите соответствие:

1. Неолиберализм

В) Направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования хозяйства, свободного от излишней регламентации.

Неолиберализм отрицает государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации». (Не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался как оппозиция трансформации либеральных идей в середине ХХ века, предполагавших усиление корпоративных тенденций, социального сотрудничества и защиты, сочетания конкуренции с государственным регулированием.

2. Экономика предложения

А) Современная концепция макроэкономического регулирования экономики посредством стимулирования инвестиций и производства.

Экономика предложения - экономическая теория, согласно которой для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров, а для стимулирования их производства необходимо увеличить капиталовложения и снизить налоги. Экономика предложения исходит из того, что заметный рост налого-трансфертной системы, эффект "налогового клина" и чрезмерная "зарегулированность" экономики отрицательно сказываются на стимулах к труду, осуществлению инвестиций, внедрению новшеств, а также на готовности людей брать на себя предпринимательский риск.

3. Монетаризм

Б) Теория макрогулирования экономики, исходящая из денежно-кредитных методов стабилизации экономики и обеспечения занятости.

Монетаризм – это теория о роли денег в современном рыночном хозяйстве. Сторонники этой теории ставят во главу угла при изучении рынка денежно-кредитный механизм, полагая, что именно он играет в рыночном механизме наиболее важную роль (отсюда и название данной концепции).

Главная идея монетаристов заключается тому, что рыночная экономика по-прежнему способна к эффективному саморегулированию. Трудности возникают не внутри рыночной экономики, а извне, рынок как бы «переваривает» их.

 

4. Список использованной литературы

1. История экономических учений         : Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С.  Квасова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391с.

2. Гилен Дилепляс. Лекции по истории экономической мысли /Под ред. В.П. Бусыгина, пер. с франц., Новосибирск, 2000.

3. Истории экономических учений. Учебное пособие для студентов ВУЗов / под ред. Автономова В.С.- М.ИНФРА-М, 2002.- 783 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 70.14K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
17.11.10 в 12:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе