Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия Г. Гегеля

Философия Г. Гегеля [11.11.10]

Тема: Философия Г. Гегеля

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.22K | Скачано: 292 | Добавлен 11.11.10 в 19:19 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля 4-6
2. Диалектика Гегеля 7-8
3. Раскройте соотношение между методом и системой философии
Г. Гегеля 9-10
Заключение 11
Список литературы 12

Введение

       В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым  опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи  брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Центральное место в немецкой  классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля

       Первоначальное тождество, образующее  основу мира – это тождество мышления и бытия,  в  котором,  однако,  изначально  присутствует различие  между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова,  первоисточник  всего  существующего.

      Мышление и  разум рассматриваются Гегелем  как  независимая  от  человека  и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной  истории. Гегель стремится доказать, что мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем   многообразии  явлений действительности.

      Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и  бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как  неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий  от одной ступени  к  другой, более  высокой.  В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся    содержание  всего мирового  процесса. В этом смысл известного положения  Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как   предпосылка  всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его  развития.

      Эту высшую ступень развития “абсолютной  идеи” составляет “абсолютный  дух” - человечество, человеческая история.  Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.  Мы  не  можем  чувственно

воспринимать то,  чего уже нет (прошлое),  то,  чего еще  нет  (будущее).

Чувственные восприятия непосредственно вязаны с объектами,предметами,

воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает,  открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако,  как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и  без  него невозможно.

       Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не  увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий  внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание  науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению)   присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне  нас,  вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что  мышление и наука  познают свое  собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В  конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что  человеческое  мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога.    Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших  тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное     действительно.

       Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, -объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности,  и называется им “абсолютной  идеей”, с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается  рафинированным представлением о Боге.

      Основной формой мышления является  понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по его учению,  “есть   начало всякой  жизни” и представляет собой “бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником”.    Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову  действительное

отношение между мышлением и бытием. Он считает, что не мышление

отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

2. Диалектика Гегеля

         Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.   Метод,  по  словам   Гегеля,   «есть  движение  самой  сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у  Гегеля  носит диалектический   характер,   являясь  наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным  образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола.                                                               Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят произвольный,  искусственный характер. Например,  последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними,  показать,  что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.

       Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.

3. Раскройте соотношение между методом и системой философии

Г. Гегеля

       Диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме. Чертами гегелевской философии является провозглашение разумности мира, его рациональности: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа).

       В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют» («мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея») — некая вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне присуща бесконечным проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливает все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить «Абсолют» со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека — высшей ступени развития.

       Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке. его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».

       В «Науке логики» описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, становление, качество, количество, мера; сущность, действительность; объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В «Философии природы», соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в «Философии духа» прослеживается возвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельности индивида: субъективного духа (антропология, феноменология, психология), объективного духа (право, мораль, нравственность, государство), абсолютного духа (искусство, религия, философия — высшие формы самосознания духа).

       Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.     Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию.

Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.

Заключение

      Итак, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление  мышления  и  бытия,  сведение  всех  процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к  истории  познания,  а  рост  и углубление   знаний  о  мире рассматриваются   как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс  познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

         Гегель положил в основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д

Учение Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.

Список литературы:

  1. Философия. Учебник для вузов под ред. В.Н.Лавриненко 1998г.
  2. Немецкая классическая философия под ред. В.Н.Кузнецов 1989г.
  3. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие 2002г.
  4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100ответов: Учебное пособие для студ. вузов 2002г.
  5. Попер К. Вопросы философии 1995г.
  6. Сергейчик Е.М. Философия истории. - СПб.: Лань, 2002г.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 13.22K
Скачано: 292
Скачать бесплатно
11.11.10 в 19:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе