Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Этика как учение о морали, нравственности

Этика как учение о морали, нравственности [03.11.10]

Тема: Этика как учение о морали, нравственности

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.78K | Скачано: 221 | Добавлен 03.11.10 в 07:36 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы


Оглавление:

1. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство. 2

1.1. Этика как учение о морали, нравственности. 2

1.2. Категории этики. 4

2. Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская этика. Влияние рыночных отношений на этику деловых отношений. 11

3. Практическое задание. 17

Литература: 18

 

1. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.

1.1. Этика как учение о морали, нравственности.

Эффективность руководства во всех сферах общественной деятельности определяется в первую очередь умением и способностью руководителя любого ранга правильно общаться с подчиненными, деловыми партнерами, коллегами, посетителями, строить отношения с ними на основе взаимопонимания, уважения друг к другу. А этого трудно добиться без знания этики, соблюдения этических норм взаимоотношений между людьми.

Мораль (лат. moralis — нравственный,  множ. число mores — обычаи, нравы, поведение) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д. [7, с. 226]

Нравственность – происходи их древнеславянского языка, где оно происходит от термина “нравы”. Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии. В русском языке "мораль" и "нравственность" – это два родственных понятия. Но в тоже время эти понятие  имеют разные оттенки в русском языке. Мораль, как правило подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Т.о., термины “этика”, “мораль” и “нравственность” возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – “нрав”, “обычай”. В ходе употребления этих терминов слово “этика” стало обозначать науку о марали и нравственности, а слово “мораль” и “нравственность” стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например: говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, т.е. выполнение им определенных моральных требований и норм.

Т.е. этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать, как ему надлежит жить по законам человеческим. Она исследует мораль как реально существующее и действующее явление, стремится с позиций науки определить, что собой представляет мораль, как и почему она возникает и развивается, какую роль играет в жизни общества, социальных групп, отдельного человека, как соотносится с другими социальными институтами - религией, правом, наукой, политикой и т.д.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

 

1.2. Категории этики.

Как у всякой науки, у этики имеется своя система категорий, т.е. наиболее общих, ключевых понятий, в которых сознание фиксирует самые существенные, часто повторяющиеся связи и отношения в природе, обществе и сознании. Этика, будучи философской наукой, оперирует общефилософскими категориями, но ее сущность определяют ее собственные, присущие только ей, специфические категории. Таковыми являются благо, добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, совесть, смысл жизни, счастье. Их традиционно принято считать основными, о них главным образом идет речь в этической литературе. Но помимо основных, существует масса и других этических категорий - дружба, любовь, терпимость, зависть, тщеславие, корысть, бескорыстие, слава, позор, вежливость, грубость, тактичность, воспитанность, скромность, милосердие, духовность и т.д.

1. Благо

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений.

На бытовом уровне благом принято обозначать все то, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, приносит им удобство, или является средством для достижения определенных целей. Благом называют прежде всего предметы, без которых невозможна человеческая жизнь - пищу, одежду, жилище. Поскольку все необходимое для своего существования люди получают из природы, то понятие блага переносится на нее, точнее, на ту ее часть, которая является непосредственным источником потребления и служит сырьем, исходным материалом для получения продуктов потребления. Наличие необходимых благ - материальных и духовных - обязательное условие существования общества и каждого отдельного человека, условие их развития и совершенствования.

Категория блага - специфическая форма этического языка, с помощью которой обосновывается основополагающее значение материальных и духовных потребностей в системе нравственных отношений и морального сознания.

Для руководителя любого ранга целью и смыслом его деятельности должна выступать нацеленность на обеспечение необходимыми материальными и духовными благами всех членов общества, гармоничного сочетания общественных и личных благ, без наличия которых не могут существовать люди.

2. Добро и зло

Добро, если определить это понятие в самой общей форме - все то, что способствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему. Добро и зло есть там, где имеется намерение, цель принести людям счастье или несчастье. Если целью моего действия является счастье другого человека, то это добро; если же моей целью является причинить кому-то несчастье, то это зло.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"[6].

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

3. Справедливость.

Пожалуй не меньше, чем о добре и зле, люди с давних пор размышляли о справедливости. Если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, вызывает самые различные переживания – от черной зависти до самой трепетной благодарности.

Справедливость есть наша оценка определенных объективных свойств общественных отношений - производственных, политических, семейных и т.д., обусловленная нашими интересами. Поэтому такая оценка всегда субъективна. Все хотят справедливости, но каждый понимает ее по-своему.

В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[9, с 650].

От того, насколько полно с учетом конкретных условий и возможностей справедливость осуществляется, зависит сознание народа, степень его удовлетворенности жизнью. Любой дефицит раздражает людей, но дефицит справедливости особенно нетерпим, вызывает недовольство и гнев людей.

Когда дефицит справедливости достигает критической отметки, начинается бунт, революция. Справедливость - ведущая двигательная сила всех социальных реформ и революций.

Справедливость выражается прежде всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости есть принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других. Люди неодинаковы и действуют в различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не всегда может быть справедливым. Вследствие этого Аристотель разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Например пропорциональное равенство состоит в том, что от природы одни люди умнее, другие - глупее, одни энергичны, другие ленивы. Справедливо, когда умный, талантливый, энергичный человек живет богаче и обеспеченнее, чем ленивый, глупый, безынициативный. Справедливость не в том, чтобы люди получали поровну, а в том, чтобы они справедливо получали не поровну.

4. Долг

Категория долга отражает совокупность обязанностей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. В определении содержания долга этика исходит из того, что человек, живя в обществе, не может быть свободен от обязанностей по отношению к нему. Долг вырастает из общего интереса, который одновременно является и личным. Не всякий личный интерес является одновременно общественным, но всякий общественный интерес есть в то же время и интерес личностей, индивидов, входящих в данную общность - семью, коллектив, государство. Было бы легко и просто следовать долгу, если бы он всегда совпадал с личным желанием людей. Долг требует от индивида самоограничения, а в отдельных ситуациях - самопожертвования. Гражданский, патриотический долг защиты Отечества от фашистских агрессоров потребовал от миллионов людей огромных жертв. Никто не хотел умирать, а приходилось, выполняя свой общественный долг.

Нравственность учит человека быть способным подниматься под собственными эгоистическими склонностями, жертвовать чем-то личным во имя долга. Чем существеннее эта жертва, тем выше данный человек стоит в нравственном отношении. Высшее проявление долга - героизм, подвиг, а легких подвигов не бывает.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

5. Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. [9, с 620]

Совесть свойственна только человеку, она контролирует поступки и поведение человека, воспринимая их как нравственные или безнравственные, добрые или злые, хорошие или плохие. Совесть судит человека за поступки, о которых никто, кроме самого человека, не знает и, возможно, не узнает никогда. Это одно из наиболее сильных нравственных чувств, свидетельствующих о высокой степени морального развития человека, его самосознания и ответственности.

Современный человек, обладая высокой степенью свободы выбора, вместе с тем имеет массу возможностей заглушать в себе голос совести, ссылаясь на объективные обстоятельства. Если бы совесть была выгодной, то люди поголовно стремились бы стать совестливыми. Но этого мы не наблюдаем. Но если бы совесть вдруг исчезла, жизнь стала бы невозможной, в обществе воцарился бы хаос. Никто не был бы спокоен за свою жизнь, безопасность близких. Совесть является кардинальным условием существования общества.

6. Честь и достоинство

Совесть человека нельзя отделить от его представлений о чести и достоинстве.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Достоинство личности должно быть правильно оценено как обществом, так и самим человеком. Переоценка собственной значимости обычно порождает тщеславие, погоню за внешними почестями, злоупотребление властью, высокомерие. Уважающий свое достоинство человек прежде всего уважает достоинство других людей и только через это уважение постигает собственную значимость.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

В заключении первого вопроса хочу отметить, что на протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, порядочности и товарищеской взаимопомощи.

Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность – эти нравственные понятия и ценности всегда выражали устремления человечества в его духовном развитии, открывали перспективы совершенствования человека и придавали его жизни достоинство и смысл. В мифах и легендах, преданиях и сказках, в религиозных исканиях и философских учениях выражены мечтания людей об идеальном миропорядке, в котором добро и справедливость, долг и ответственность, честь и достоинство выступают основой общественных отношений.

Однако только в этике как в философской науке мир нравственных ценностей и целей, мораль в целом становится предметом специального интереса.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная, теоретическая деятельность отделилась от непосредственно практического нравственного сознания, она даёт направление на решение тех же практических проблем нравственного бытия человека, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться в повседневной жизни – что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет и почему, как следует поступать, чтобы сохранить доброе имя и достоинство. Этика изначально формировалась как «практическая философия», дающая понятия человеку о добродетельной жизни. При этом большинство философов рассматривали свои философские системы как необходимое основание «практической философии», видя именно в ней главный смысл и результат своих теоретических настроений.

Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека – как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться.

Для того чтобы ответить на вопросы были рассмотрены основные категории этики - совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность.

 

2. Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская этика. Влияние рыночных отношений на этику деловых отношений.

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия).

Конфу́ций - китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: "не делай другим того, чего не пожелаешь себе". [3, C.57]

Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этики общения и делового поведения. Прежде всего они относятся к принципам общения между руко­водителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и дейст­венным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять [4]:

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эф­фективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле, разве может потерять акту­альность тот "путь золотой середины", — путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость "Держать два конца и использовать середину"? Не менее акту­ально звучит сегодня и его афоризм "Слушаю слова людей и смотрю на их действия", выражающий необходимость соблюде­ния единства слова и дела, необходимость проверять слово де­лом. Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему ста­тусу и учитывать статус другого, и т.д.

Как и на Востоке, в Западной Европе большое внимание уделяется необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Сократ (470-399 до н.э.) говорит о том, что "кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки" [5, с. 82]. Однако в отличие от восточной, западная культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, к тому же большое внимание уделяется ста­тусному характеру общения. При этом статус начальника рас­сматривается как более привилегированный, нежели подчинен­ного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер.

Основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип "пропорционального равенства", согласно кото­рому "понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало" [1, с. 325].  Ведь люди неодинаковы и действуют в различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не всегда может быть справедливым. Ведь пропорциональное равенств состоит в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, а имеющий малое – малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем проработавший мало и т.д.

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль и общения, становится доминирующей и всеохваты­вающей с развитием капитализма. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и остав­ляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может.

Поэтому человек с "рыночным характером" (по определе­нию Эриха Фромма) постоянно находится в состоянии противо­речия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной сторо­ны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой о максими­зации прибыли любыми средствами. С другой стороны, в каче­стве личности, живущей в обществе, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и поря­дочности. С одной стороны, существующая рыночная реаль­ность диктует ему поведение по принципу "не обманешь — не проживешь", "не подмажешь — не поедешь", "не пойманный — не вор", а с другой стороны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как "не кради", "не обмани", "возлюби ближнего, как самого себя". Таким образом, это ре­альное противоречие нравственного сознания личности, изначаль­но присущее ей в условиях развитых рыночных отношений [7, с.231-233].

Попытка преодоления указанного противоречия нравствен­ного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI—XVII вв. И на определенное время в известной степени это ему удалось. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения.

Получение прибыли в этике протестан­тизма также считается богоугодным делом. Но при этом сущест­вует очень важное условие: оно должно быть полезным ближ­ним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Протестантская этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. [10]

Термин «Протестантская этика» был введён в научный оборот Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905.

Протестантская этика предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессиональ­ного призвания, отказ во имя достижения успехов в своей про­фессии от многих других занятий.

Данная предпосылка успеха необходима и сегодня. Но мы сегодня вступаем в деловое общение, отодвинув в сторону нравственные, в том чис­ле христианские, идеалы, которым на каждом шагу противоре­чат цели и характер деятельности и общения.

Такой ход событий предвидел Вебер, который писал, что "внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества. [2, с 206]

К сожалению, сбылись именно худшие предположения мыс­лителя. Пессимистические прогнозы, были подтверждены Карен Хорни, Эрих Фромм. В их работах показано, что современ­ный "развитой капитализм" (Э. Фромм) на каждом шагу порож­дает человека с "рыночным характером", главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя про­дать. Все нравственные принципы и ценности, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается мораль и самоидентификация личности. Т.к. при рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, предназначен­ный для продажи.

В заключении хочется сказать, что деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

 

3. Практическое задание.

Определите главную мысль приведенного ниже фрагмента из работы Э.Фромма «Душа человека».

«Этику справедливости легко спутать с этикой золотого правила. Принцип: «как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - можно истолковать в смысле «Будь честен в обмене с другими». На самом же деле этот принцип первоначально был сформулирован как более общедоступный вариант ветхозаветного изречения «Возлюбите ближнего своего, как самого себя». В действительности иудео-христианские  нормы братской любви коренным образом отличаются от этики справедливости».

“Золотое правило” – “не делай другим того чего не хочешь, чтобы причинили тебе” – в различных формулировках присутствует в трудах древних философов, в Новом завете звучит следующим образом: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Идея, выраженная в библейской заповеди: “Возлюби ближнего, как самого себя”, подразумевает, что уважение к собственной уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому человеку. Любовь к своему собственному “Я” нераздельно связана с любовью к любому другому человеку.

Можно сказать, что “золотое правило” содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Другими словами можно сказать, что она требует любить своего ближнего, а этика честности в свою очередь вынуждает уважать права своего ближнего, а не любить его.

 

Литература:

[1] Аристотель. Сочинения в 4 т Т. 4. — М.: Мысль, 1983

[2] Вебер М. Избр. Произведения. – м.: Прогресс, 1990.

[3] Конфуций. Изречения. – М.: МГУ, 1994.

[4]Конфуций. Лунь-юй // Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х т.  Т. 1. - М.: Мысль, 1972.

[5] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе — М.: Наука, 1993.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 94.

[7] Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 326 с

[8] Рева В.Е. Деловое общение: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2003. - 240 с.

[9] Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56    Л.   Ф.   Ильичев,   П. Н. Федосеев,   С. М.   Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840с.

[10]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантская_этика

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 24.78K
Скачано: 221
Скачать бесплатно
03.11.10 в 07:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе