Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Реферат | Размер: 22.61K | Скачано: 381 | Добавлен 21.10.10 в 00:09 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Возникновение и развитие экономической мысли в Античном мире
1.1 Экономические учения Древней Греции и Рима 4
1.2 Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры 7
2. Экономическая мысль Средневекового общества 8
2.1 Средневековая экономическая мысль в восточных странах 8
2.2 Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья 10
2.3 Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья 12
2.4 Католическая школа канонистов 13
2.5 Экономические взгляды народов России (IX–XVII вв.) 15
Заключение 19
Библиография 20
Введение
Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на различных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, а так же влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.
Курс истории экономических учений знакомит нас с основными этапами развития экономической мысли и охватывает целые эпохи от ее зарождения на Древнем Востоке и в Античном мире и заканчивая современными направлениями.
Свое начало экономическая мысль берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и по настоящее время осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.
1. Возникновение и развитие экономической мысли в Античном мире.
1.1 Экономические учения Древней Греции и Рима
В Древней Греции и Римской империи экономические воззрения систематизируются и приобретают научный облик, причем выразителями этих теорий были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.
Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из которых является сформировавшийся в VIII-VI вв. до н.э. полис-город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев.
Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы («Иллиада», «Одиссея»), в законах, в деятельности реформаторов и хозяйственных документах.
Расцвет экономической мысли пришелся на IV в. до н.э, когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе хозяйственного характера.
Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.), Платон (427–347), Аристотель (384–322) уже могут быть названы первыми учеными-экономистами.
Ксенофонт в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» – это попытка найти выход из экономических трудностей Древней Греции. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Ксенофонт делит экономику на отрасли, пишет о сельском хозяйстве, ремесленничестве и торговле.
Платон создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Он довольно подробно высказывается о специализации трудовой деятельности, анализирует ряд основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом. Некоторые взгляды Платона на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, и если деньги имеют ограниченное хождение. Поэтому он считал, что горожан надо наделять земельными наделами. Однако имущество граждан не должно быть чрезмерным. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных. Платон стремится доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.
Однако наибольший вклад в экономическую науку Платон внес косвенно, созданием своей теории идеального общественного устройства. Основой такого устройства является идея справедливости. Справедливым называется такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Поясняя это, он вводит существование трех основных добродетелей человека: мудрость, мужество и сдерживающая мера. Те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех классов: правителей; воинов; свободных крестьян и ремесленников; рабов.
По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.
Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки (чтобы исключить торговлю с соседними странами). Будут запрещены кредит и процент. Все имущество подлежит учету, основываясь на котором государство отбирает у граждан любой излишек, превышающий установленный максимум.
Гениальный ученый и мыслитель древности Аристотель пошел дальше Ксенофонта и Платона. Он заложил основы экономической науки, приблизился к пониманию стоимости товаров, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. У него есть интересные мысли о происхождении и функциях денег, об их превращении в капитал, приносящий собственнику новые деньги.
Ключевые положения труда Аристотеля «Политика» следующие:
а) экономию – производство для удовлетворения естественных потребностей
б) хрематистику – производство и обмен для обогащения. Первая им одобряется, а вторая порицается;
Аристотель проявлял консерватизм в ряде взглядов на экономические явления. К примеру, он отрицательно относился к развитию торговли и денежных отношений в Греции того периода, идеализировал небольшие натуральные земледельческие хозяйства, оправдывал рабство и считал рабов «говорящими орудиями».
В Древнем Риме такие ученые, писатели и политики, как Варрон, Катон, Цицерон, Плиний старший уделяли внимание экономике сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда рабов, высказывали мысли о роли отдельных видов экономической деятельности, а также множество хозяйственных советов. Особо следует выделить ученого Плиния старшего (123–79 гг. до н. э.) как автора энциклопедического труда «Естественная история», а также двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (I век н. э.) «О сельском хозяйстве».
Таким образом, экономическая мысль античного мира была заострена на проблемах, связанных с ведением частного хозяйства. В древнем Риме особое развитие получили прикладные исследования, а в Греции активно разрабатывались теоретические вопросы (товар и его свойства, деньги и их функция).
1.2 Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры
Отличительной чертой первого тысячелетия новой эры является переход от рабовладения к феодализму, и поэтому главным направлением в достижении экономической мысли был переход от оправдания рабства к его осуждению. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено, прежде всего, низкой эффективностью рабского труда, однако большую роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.
Следует иметь в виду, что в этот период церковь вообще оказывала сильное влияние на экономические взгляды. Это влияние шло, прежде всего, через Библию и Евангелие (Новый Завет). Так провозглашался приоритет духовного начала в экономике, подчеркивалось, что не все ценности в мире продаются за деньги, развивались идеи близкие к социалистическим и даже к коммунистическим. В Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. Сама церковь приобщалась к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.
Уже в начальной стадии формирования ислама (примерно 600‑й год нашей эры) пророк Мухамед проповедовал дух умеренности, непоклонения богатству, милосердия, призывал избегать «греховной расточительности, дабы не остаться обедневшим». Мухамед установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде обязательного внесения милостыни (заката), годовая норма которой не превышала двух-трех процентов стоимости имущества лица, вносящего милостыню. Пророком был создан общественный фонд поддержки неимущих, который формировался из заката и пятой части военной добычи.
К сожалению, как ранее, так и сейчас многие верующие далеко не всегда придерживаются экономических правил и норм, вводимых по Божественному промыслу и зафиксированных в Священных Писаниях. Тем не менее, это не снижает исторической ценности и научно-познавательного интереса к взглядам на экономическую сторону жизни, представленными в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране, Священных Книгах других вероучений.
2. Экономическая мысль Средневекового общества
2.1 Средневековая экономическая мысль в восточных странах
В Аравии в конце VI – начале VII вв. в связи с зарождением феодальных отношений феодальная и торговая знать стремилась к образованию на Аравийском полуострове единого государства и завоеванию новых торговых путей. Это стремление получило отражение в новой религиозной идеологии – исламе. Основателем ислама был мекканский купец Мухаммед, создавший Коран («Чтение»), который он преподносил как откровения ему Бога.
Основную социальную группу арабов в этот период составляли кочевники-бедуины. Отношения между феодалами-землевладельцами и подвластным им крестьянским населением только начинали складываться.
Коран отражал интересы арабских купцов. Он уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества. Он освящает существование общественных классов и не раз говорит о невольниках (рабах), признавая их необходимой составной частью общественной организации. Рабами могли быть только иноверцы, жители захваченных территорий.
Коран не допускает мысли, что рабы могут быть наделены богатством в такой же мере, как их господа. Но, тем не менее, хотя Коран и видит в рабстве нормальное явление, он все же не склонен чрезмерно восхвалять институт рабства и даже рекомендует верующим отпускать рабов при известных условиях на свободу.
В XII–XIII вв. наблюдается исключительный подъем арабской науки, оказавшей большое влияние на европейскую мысль. Крупнейшим мыслителем этой эпохи является Ибн Халдун (1332–1406).
Он уделял внимание богатству в форме товара и выдвигал глубокий тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена… по стоимости». Ибн Халдун учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом…» и отличал стоимость от цены. Так, он указывал, что если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше «стоимости их труда». Получение промышленной прибыли Ибн Халдун объяснял тем, что богатые «нанимают кого-нибудь», так как эти люди «не получают взамен что-либо равноценного этому труду». К торговой же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец «покупает по дешевой цене, а продает по дорогой».
Интересно, что Ибн Халдун оперирует понятием необходимого и избыточного труда. Избыточный продукт он связывает с промышленностью и торговлей, отрицая его в сельском хозяйстве. По мнению Ибн Халдуна, все сельские жители независимо от того, являются ли они оседлыми землевладельцами или кочевниками-скотоводами, имеют возможность производить лишь столько благ, сколько необходимо для удовлетворения их первейших потребностей. Только в городах благодаря скоплению в них больших масс рабочих рук и широкому применению разделения труда возникают предпосылки для создания избыточного продукта.
У Ибн Халдуна можно найти и зачатки теории денег. Он категорически отрицает ту точку зрения, будто источником богатств в некоторых странах является изобилие драгоценных металлов в их недрах. Корни богатства нужно искать в расцвете общественной жизни в странах Востока, а этот расцвет связан с «обилием труда». Иными словами, Ибн Халдун советует искать причину благосостояния народов в трудолюбивом населении.
Заботясь о развитии товарно-денежных отношений, Ибн Халдун, однако, стремился сохранить феодальный строй и считал, что «самое действенное средство достижения расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов».
2.2 Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья
Для понимания экономической мысли западного средневековья необходимо исходить из того, что только в романизированных странах Западной Европы (Италия, Византия, Испания, отчасти Франция) феодализм возник на почве римского колоната, опираясь на феодальное наследство античности. В других странах (Англия, Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария) его формирование происходило в основном, на почве разложения общины и в жестокой борьбе с ней. Весь период генезиса феодализма (VI–XI вв. н. э.) заполнен борьбой между крестьянской общиной и феодальным поместьем. Поэтому вопросы экономической политики феодального поместья заняли большое место в развитии экономической мысли западноевропейского средневековья. В разных документах на протяжении многих столетий делались попытки определить принципы рациональной организации поместного хозяйства и найти методы наиболее эффективного труда крепостных.
Известно, что развитие феодализма характеризовалось переходом от барщинной системы к оброчной, и этот переход был прогрессивным явлением в истории феодальной экономики, т. к. ускорял развитие производственных сил.
Экономическая мысль феодалов пыталась оправдать существование феодальной ренты, доказать, что ее получение является справедливым и достойным. Не случайно этот вопрос занял важное место в экономической доктрине католицизма. Взимание ренты оправдывалось библейскими текстами и апелляцией к принципам христианской морали, требующей смирения от эксплуатируемых.
Если давать общую оценку экономической мысли в средние века, то следует отметить, что она получила значительное развитие. Разумеется, по сравнению с последующей капиталистической эпохой, экономическая мысль была весьма примитивной и не породила объемистых ученых трактатов всякого рода. Но она все-таки существовала, была своеобразной, и ее следы нужно искать в документах иного рода. Это записи обычного права и так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений и инструкции их управляющим, описи повинностей зависимого населения, цеховые уставы и экономическое законодательство городов, королевские ордонансы и статусы, сочинения богословов и юристов, хроники крестьянских восстаний и произведения утопистов, проповеди отцов протестантизма и т.д.
Для экономической мысли средневековья, как и античности, была характерна самая тесная связь с экономической политикой. Именно актуальные вопросы последней и получили свое относительное разрешение и считались наиболее важными.
Поскольку для феодальной эпохи характерны условия натурального хозяйства, экономическая мысль средневековья развивала своеобразное понимание экономической жизни и тесно соприкасалась с экономической мыслью Античности. Классическая проблематика рыночного хозяйства (цены, деньги и т.д.), занявшая в будущем огромное место в экономических исследованиях, мало интересовала экономическую мысль средневековья. Только некоторые ее представители трактовали эти вопросы (Фома Аквинский), в основном же преобладало недоверчивое отношение к торговле. Большой популярностью пользовалась регламентация торговли, натурально-хозяйственная ограниченность разных форм производства считалась их преимуществом и выдавалось за социальную добродетель. Цеховые уставы и хозяйственные регламенты городов, а тем более принципы экономической политики феодалов подтверждают эти тенденции.
2.3 Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья
В период классического Средневековья (XI–XV вв.) феодализм достигает наивысшего подъема, и развитие экономической мысли Западной Европы вступает в новую фазу. Жизнь порождала много новых проблем и оказывала определяющее влияние на развитие экономической мысли. Она становилась богаче, и разные проявления ее сказываются в эволюции экономической политики феодального поместья, в законодательстве королей, в экономических требованиях крестьянских восстаний, в цеховых уставах и хозяйственных регламентах городов.
Именно в этот период возникает своеобразная теория крепостничества (трактат «Обычаи Англии»), согласно которой крепостнический произвол возводился в норму, во французских кутюрьмах выдвигался тезис, что все должно быть подвластно сеньору вместе с землей. В английских описях XIII века (экценты), составленных в поместьях (манорах), точно перечислялись повинности крепостного (виллана, коттера), указывался размер его земельного надела (держания), определялся статус крепостного. В этих документах получила выражение своеобразная концепция экономической жизни того времени. Манориальная (поместная) система Англии ориентировалась на натуральное хозяйство.
Тем не менее, экономическая политика английских крепостников в XIII веке отчасти пыталась преодолеть ограниченность натурального хозяйства феодального поместья. Так, в поместных инструкциях рекомендовалось своевременно продавать избытки сельскохозяйственных продуктов, отправлять их на соседние рынки, вести учет выручке, нанимать иногда батраков, покупать разные изделия в городах, изымать часть оброков и штрафов в денежной форме. Почти всем повинностям вилланов давалась денежная оценка. Если у крестьянина появлялись деньги, поместная администрация переводила его на денежный оброк.
Значительные изменения в экономической политике феодалов Западной Европы произошли на рубеже XIII–XIV вв. Под влиянием экономических противоречий феодального поместья, обострения классовой борьбы (массовое бегство крепостных, восстания в городах), феодалы допускают переход к оброчной системе эксплуатации. В XIV–XV вв. они отказываются от некоторых крайних форм личного господства над крестьянами и крепостнического произвола, чтобы вывести сельское хозяйство из тупика. Гарантируя минимальные возможности развития сельского хозяйства, феодалы добивались расширения эксплуатации крепостных на более прочной экономической основе поземельной зависимости.
2.4 Католическая школа канонистов. Позиция Ф. Аквинского по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент.
Наиболее полным воплощением феодальных отношений являлась церковь. Вследствие этого идеологами церковных и светских феодалов выступили канонисты. Центральной экономической идеей канонистов было учение о «справедливой цене» как установленной Богом.
В период раннего Средневековья (V–XI вв.) канонисты под «справедливой ценой», по существу, имели в виду цену, равную трудовым затратам, и учили, что «несоблюдение пропорционального равенства поведет к распадению общества». Присвоение торговой прибыли и процента канонисты рассматривали как нарушение обмена по «справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества.
В период позднего средневековья (XII–XIV вв.) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Наиболее полно доктрину канонистов выразил Фома Аквинский (1224–1265).
Итальянский епископ Фома Аквинский – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся, прежде всего на труды Аристотеля.
По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – священнослужителю, третий – феодалу. В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.
Каноник признает справедливость получения надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру знаний. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.
Он считал, что деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Каноник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
Канонические рецепты и предписания определяют этику поведения (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.
2.5 Экономические взгляды народов России (IX–XVII вв.)
Для изучения феодальных отношений в Киевском государстве важнейшее значение имеет такой документ, как Русская Правда.
Русская Правда – сборник установлений правды, закона. Своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.
Сохранилось несколько вариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде.
Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений – праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов (»… за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).
Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повелений на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е. получит три удара в качестве наказания.
Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).
Кроме того, Русская Правда – источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.
Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.
С конца XV столетия в России активно шел процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединение в централизованное государство. В XVI в. развитие феодализма в России вступило в новую фазу, началось широкое наступление на крестьянство, которое теряет право «перехода», усиливается барщинная эксплуатация, на смену боярской вотчине приходит поместье.
Многие процессы экономической жизни России того времени нашли отражение в Судебниках XV и XVI вв. В этих юридических документах нашла отражение борьба за землю как между феодалами, так и земельные споры их с крестьянами. Усиление крестьянской зависимости выразилось в Судебнике 1497 г. в установлении определенного срока для крестьянского перехода от одного феодала к другому (в Юрьев день). Впоследствии указами 80‑х годов XVI века «О заповедных летах» крестьяне фактически были лишены права перехода.
В середине XVI в. вопросы социально-экономического характера занимают все более значительное место в литературе. Отметим интересные сочинения писателя священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма, особенно его руководство для правителей и царей, точно названное как «Благохотящим царем правительница». Здесь автор развивает план реформ, предполагает изменить податную систему, определить в законе повинность крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы и т.д.
Рост товарно-денежных отношений, усилившееся значение денег при господстве еще натурального хозяйства, характерного для феодального строя, отразились в другом знаменитом произведении XVI в. – «Домострое». В этом сочинении решились проблемы натурального хозяйства, но получил отражение также рост товарного производства, характерный уже для XVI в., когда расширился внутренний рынок, и развивалась внешняя торговля. «Домострой» является не только сборником поучений и наставлений, но и трактатом на экономические темы. Только предметом рассмотрения авторов «Домостроя» является не все общество или страна в целом, а семья или «дом», не народное хозяйство, а хозяйство богатой семьи. Хозяйственные советы «Домостроя» соответствуют потребительскому натуральному хозяйству, мало связанному с рынком. Это яркий документ экономической мысли феодальной эпохи. Вместе с тем, в «Домострое» предписывается покупать иногда в расчете на прибыль при продаже, рекомендуется использовать наемный труд, а холопов отпускать на волю.
Существенно отличаются от рассмотренных выше сочинений XVI в. произведения Ивана Пересветова. Он подал Ивану IV ряд сочинений, в которых содержалась политика программы дворянства, которую впоследствии и осуществил Иван Грозный.
Пересветов – сторонник неограниченной самодержавной власти, которая должна завести дворянское войско в 20 тысяч человек, хорошо вооруженных и щедро награжденных, которое будет лучше необученной стотысячной армии. Для этого надо увеличить государственные доходы и сосредоточить их полностью в центральной царской казне. Пересветов предлагал и некоторые меры в отношении торговли – установление твердой цены на товары.
В целом программа социально-экономической политики Пересветова носила определенный классовый характер – усиление самодержавия с опорой на рядовое дворянство. Вместе с тем она была направлена против остатков феодальной раздробленности, произвола боярской аристократии.
Развитие торговли и товарного производства отразилось также в литературе XVI в. Памятником по истории торговли и купечества этого времени является Торговая книга, составленная неизвестными авторами. Она делится на три части. В первой части говорится о весах, мерах и денежном счете, во второй – об иностранных товарах, в третьей – о русских товарах и их ценах.
Торговая книга была руководством для купцов и справочником цен на товары. Появление такого рода руководства свидетельствовало о значительном развитии торговли.
Русская экономическая мысль в XVI в. нашла свое выражение в значительном количестве сочинений того времени. Следует также отметить, что на смену богословской литературе, тесно связанной с церковным мировоззрением, появились произведения светского характера на социально-экономические темы и даже узко экономического характера – сочинения Пересветова и Торговая книга.
Заключение
В данной работе рассмотрен процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей на Древнем Востоке и в Античном мире до современной экономической мысли, создания экономических теорий.
История экономических учений изучает процесс развития взглядов на экономику на различных этапах человеческой истории в разных земного шара, причины их изменения, а так же влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.
С поры зарождения экономических отношений и по настоящее время осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория. Тем самым, создавая новые «страницы» истории экономических учений.
Библиография
1. Адвадзе В.С., Квасова А.С. «История экономических учений» учебник, Москва 2004г. – 5-6с., 12-38с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.