Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 47.10K | Скачано: 293 | Добавлен 21.10.10 в 21:21 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы
Введение 2
1 Россия и всемирная торговая организация 4
2 Место и роль России в мировой торговле 12
3 Россия на международном рынке труда 18
4 Государственное регулирование внешнеэкономических связях 21
5 Значение внешнеэкономических связей для экономики России, причины развития 25
Заключение 27
Библиографический список 30
Приложение А 31
Приложение Б 32
Конец XX — начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 1990-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 1990-х годов, в конце 1990-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:
Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.
Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:
Курсовая работа состоит из двух частей:
1. Основная часть – в этой части я выделил, на мой взгляд, самые главные пять вопросов, которые наиболее полно раскрывают выбранную мной тему.
2. Заключение – обобщение курсовой работы и краткие выводы о современном положении России в мировой экономике, а также предложения по улучшению международных экономических отношений.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.
Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 1990-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности. Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО.
Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).
Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 146 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.
Важно и другое, интенсивное развитие мировой торговли (только за 1970—1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых и административных норм. По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ — это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные «правила дорожного движения» на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только «подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ». А это, в свою очередь, означало, что, соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.
Есть еще одна непростая, но исключительно важная проблема — разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для России. Механизм консультаций и поиска решения спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Продолжая эту тему (роль ВТО для России), нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994.
Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО? Конечный ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно, несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения своего внешнеторгового режима с нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос.
Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.
В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».
Место и роль России в мировой торговле
Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна.
В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России в мировой торговле.
С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.
Показатели, приведенные в табл. 2, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%
Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно.
Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.
Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.
Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.
Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.
В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.
Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для участников внешнеэкономической деятельности1.
Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять «челноки».
В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.
Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.
Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%.
Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.
В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники..
Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.
Падают закупки машинно-технической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.
Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.
Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.
Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.
Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.
Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин.
Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей
С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:
во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.
При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:
• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
• обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
• разработка соответствующих федеральных программ;
• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
• подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
• определение и реализация валютной политики страны;
• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
• координация действий участников ВЭД;
• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
• регулирование приграничной торговли;
• информационное обеспечение ВЭД.
ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.
Основные направления развития ВЭС в современных условиях:
Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:
В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:
В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:
На рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
Финансовая и инвестиционная ситуация в России Глобализация финансовых рынков подчиняет своему влиянию даже те страны, которые слабо связаны с ними в силу отставания от лидеров в своем развитии. Это напрямую относится и к России. Наиболее значительная связь России с мировыми финансовыми рынками выражается в ее огромном внешнем долге, во многом унаследованном от Советского Союза.
Многие западные кредиторы отказываются финансировать проекты в России, т.е. не вкладывают деньги в сектор реальной экономики, из-за высоких страховых рисков.
Российскими экономистами уделяется мало внимания процессу глобализации. Это объясняется историческими и экономическими причинами. Приобщению России к глобализации воспрепятствовали долгие годы социалистической ориентации в России, экологические трудности, связанные с переходом от командной экономики к рыночной.
Период относительной стабилизации в экономике России до финансового кризиса 17 августа 1998 года не был использован для инвестирования в реальный сектор экономики. Анализ же процесса глобализации показывает, что Россия должна производить товары высокого качества сначала для внутреннего рынка, затем для регионального рынка, т.е. стран СНГ, а затем переходить на глобализацию.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.