Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »
Тема: Основные принципиальные модели организации в менеджменте. Классическая бюрократическая модель
Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту
Тип: Контрольная работа | Размер: 12.48K | Скачано: 277 | Добавлен 13.10.10 в 00:58 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Содержание.
Введение 2
1. Основные принципиальные модели организации в менеджменте 3
2. Классическая бюрократическая модель 8
Заключение 10
Список литературы 11
Введение.
В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Менеджмент – специфический орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.
Очень важно знать принципиальные модели организаций, их особенности и характеристики. От того, какого типа организации распространены в экономике, зависит во многом степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени.
Целью работы является рассмотрение основных принципиальных моделей организаций в менеджменте.
Под организацией понимается объединение людей совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Дадим основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистического типов.
К организациям корпоративного типа относится организации с так называемой:
1. Классической или бюрократической моделью. Бюрократ - человек организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
К организациям индивидуалистического типа относят организации, использующие специфические модели, например:
2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.
Рассмотрим некоторые особенности указанных моделей предприятий.
В данном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов.
Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение no социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.
Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа или вся организация. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый преобладанием целей организационных над индивидуальными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации условия поддержания своего существования, он способен на самопожертвование ради группы/организации, отождествляя их с собой.
Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».
Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям. Борьба за сторонников в организации больше развивает политические способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения.
В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности информацией. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».
Индивидуалистический тип организации в свою очередь является противоположным корпоративному. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое, добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.
Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.
Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строится вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. Действует правило, что не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.
В индивидуалистской организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.
Партисипативная модель организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:
• участвовать в принятии решений;
• участвовать в процессе постановки целей;
• участвовать в решении проблем организации.
Им дано право:
• выдвигать предложения;
• вырабатывать альтернативы решений проблем;
• выбирать окончательное решение.
В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий. В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.
Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной орг-ции.
Например, сложилась ситуация, когда в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значительные потери в бизнесе, перед ней встают задачи:
1) найти новую сферу деятельности по оказанию услуг;
2) совершенствовать действующую структуру управления, упразднив отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.
Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных рез-тов в достижении поставленных целей.
Предпринимательская модель организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:
• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
• подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.
Разработанная в Европе модель бюрократической организации, рассматривающая организацию как единое целое, стала разделом классического менеджмента. Эта концепция была создана немецким теоретиком Максом Вебером (1864-1920).
Бюрократическая организация — подраздел классического менеджмента, который переносит акцент управления на рациональную безличную основу благодаря таким элементам, как четкое определение власти и ответственности, создание и хранение письменных документов и разделение менеджмента и владения организацией.
Элементы бюрократии:
• труд разделяется на основе ясных понятий власти и ответственности, которые юридически определены в качестве официальных служебных обязанностей;
• должности образуют властную иерархическую структуру, и которой каждая нижестоящая должность находится под властью вышестоящей;
• отбор и продвижение сотрудников осуществляется исходя из их технической квалификации, которая оценивается путем тестирования или в соответствии с образованием и опытом;
• административные акты и решения письменно фиксируются. Хранение документов создает организационную «память» и преемственность;
• менеджмент отделяется от владельцев организации;
• менеджеры обеспечивают выполнение правил и процедур, которые гарантируют надежное, предсказуемое поведение.
Организация состоит из подразделений, выделенных по функциональным, территориальным или производственным признакам. В каждое подразделение назначается руководитель, который наделяется правом устанавливать методы работы подразделения. Размеры подразделения, в частности число работников, являются основными показателями при определении числа руководителей.
Организация состоит из подразделений, выделенных по функциональным, территориальным или производственным признакам. В каждое подразделение назначается руководитель, который наделяется правом устанавливать методы работы подразделения. Размеры подразделения, в частности число работников, являются основными показателями при определении числа руководителей.
При построении бюрократической системы часто предусматривают штабное подразделение, которое должно оказывать помощь линейным руководителям или другим должностным лицам. Работники штаба отбираются по признаку глубокого знания дела, однако, они обычно не наделяются полномочиями. Их деятельность, как правило, ограничивается выработкой рекомендаций линейным руководителям, так что их взаимоотношения с последними довольно неопределенны. Теоретически, штабные работники могут давать рекомендации, способствующие достижению целей организации, и предполагается, что линейные руководители принимают эти рекомендации, однако они также имеют право их отвергнуть.
В бюрократической организации цели часто устанавливают как для организации в целом, так и для отдельных ее подразделений. Одновременно указывается срок достижения этих целей.
При оценке эффективности работы руководителей рассматривают цели данного подразделения (или подразделений), за достижение которых он несет ответственность, и собирают информацию об их фактическом достижении.
Правила не связаны с личностью работника и одинаково распространяются на всех сотрудников.
Заключение.
От того, какого типа организации распространены в экономике — корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. В конечном счете, это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества.
Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.
Список литературы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.