Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

К. Маркс о материалистическом понимании истории

К. Маркс о материалистическом понимании истории [14.10.10]

Тема: К. Маркс о материалистическом понимании истории

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.75K | Скачано: 312 | Добавлен 14.10.10 в 21:36 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы


Оглавление

 

Стр.

Введение

2

1. Переход от идеалистического к материалистическому пониманию            развития общества и в целом исторического процесса.

3

2. Материальные побудительные силы деятельности людей и их общественных отношений.

7

3.  Какие идеи  К.Маркс и Ф. Энгельс получили свое развитие в ХХ веке и какую роль в истории сыграл догматизированный марксизм  советского периода?

12

Заключение

14

Литература

16

Введение

Основоположники марксизма – немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс своим главным открытием считали материалистическое понимание истории.

Открытие это родилось в поисках решения фундаментальной философской проблемы: является ли человеческая история закономерным процессом?  Ведь закон - это объективная, т.е. независимая от человека связь явлений. Но история - это деятельность людей, и ничего более. Деятельность человека всегда сознательна, она есть реализация его воли. Откуда же в сознательной деятельности человека возникают объективные, т.е. независимые от сознания законы этой самой деятельности?

Ответ Маркса предельно прост: сознание человека не является в его деятельности исходной инстанцией, оно само определяется материальными (т.е. объективными) природными и социальными условиями его жизни. Эта идея является базовой для всей социальной философии марксизма.

Главное в марксизме - практическая направленность этой философии. “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его” - таков лозунг К.Маркса.

I. Переход от идеалистического  к  материалистическому пониманию  развития  общества и в целом исторического процесса

Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской.

Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Высоко оценивая диалектику Гегеля как учение о развитии объективного мира, его познания и мышления людей, Энгельс отмечает, что полностью проявиться этому методу мешает идеалистическая система гегелевской философии, представившая развитие мира и весь общественный исторический процесс  в виде саморазвития абсолютной идеи. Эта его система постоянно ставит ограничения диалектическому методу, вынуждает «положить конец» или мыслить некий предел развитию историчексого процесса и познавательной деятельности идей. [1, c.185-186]

Острая критика гегелевского идеализма содержится в философских трудах Фейербаха, который провозглашает «торжество материализма», исходя из того, что природа существует независимо от какого-либо духа и является основой всего существующего, что окружающий человека вещественный и чувственно воспринимаемый мир есть «единственный действительный мир». Материалистические идеи Фейербаха, вместе с тем, не были свободны от ограниченности. Всякий материализм  Фейербах сводил к механическому, к той его форме, в которой он был выражен в трудах большинства материалистов XVIII в. [1, c.187]

Другая ограниченность материализма XVIII в., на позициях которого стоял Фейербах, заключалась в неспособности понять мир в его непрерывном развитии как сложный и противоречивый процесс, в ходе которого  отживают одни явления, появляются новые, как правило, более совершенные. Напротив, те или иные вещи и явления действительности рассматривались как изолированные друг от друга и неразвивающиеся. Такой метод Марс и Энгельс вслед за Гегелем называли метафизическим, или антидиалектическим. В целом же материализм Фейербаха характеризовался ими как механический и метафизический. И они стремились преодолеть ту и другую ограниченность его философии.

Кроме того, Маркс и Энгельс указали еще на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно на ее созерцательный характер,  т.е. непонимании роли практической деятельности людей в познании ими природных и социальных явлений и в развитии общества. Вне поля зрения Фейербаха оказался, по мнению Маркса тот основополагающий факт, что познавательная деятельность людей есть одна из сторон их «чувственной» практической деятельности, в процессе которой они преобразуют действительный мир в соответствии со своими потребностями интересами.

Вовлекаемые в сферу практической деятельности людей предметы внешнего мира не только созерцаются, но и преобразуются ими. При этом выявляются и познаются различные свойства этих предметов. Тем самым практика выступает как основа познания вещей и явлений действительности. Вне практического отношения к ним они остаются лишь предметом их внешнего созерцания, не более. Это не дает возможность понять их сущность, содержание и значение для человека и общества.

В силу созерцательного, метафизического характера своего материализма Фейербах, как отмечал Маркс, не понял значения практики и как революционно-преобразующей деятельности людей, направленной на изменение существующих условий их общественной жизни. [1, 188-189]

Эволюция взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844  году. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений, как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

Что же собственно нового было в этом учении? Эту теорию отличает от иных философских учений прежде всего то, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, имеет, как известно, две стороны. Во-первых, необходимо выяснить, что является первичным - сознание или материя. Во-вторых, необходимо ответить на вопрос: “В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?”

Маркс и Энгельс разоблачили идеалистов, отвергавших возможность познания материального мира, и разработали качественно новую диалектико-материалистическую теорию познания. Марксистская теория познания выдвинула на первый план вопросы о роли практики в познании мира, о диалектике самого процесса познания.

Марксистская теория познания исходит из того, что материя является источником ощущений, а ощущения являются отображением бытия, отображением материи в сознании человека. Она отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых “вещей в себе”, будто бы абсолютно непознаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах природы являются достоверными, объективно истинными.

Марксистский философский материализм утверждает, что процесс познания неисчерпаем, поскольку всегда в бесконечной природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. Однако эти предметы и явления познаются всё глубже в ходе общественно-производственной деятельности людей и развития наук.

Производственная деятельность людей с самого начала возникновения человеческого общества является основой познания людьми внешнего мира. Успехи в развитии производительных сил общества служили первым подтверждением правильности знаний людей о внешнем мире и в то же время показывали действительное значение и роль производственной деятельности людей для познания мира и его закономерностей. Таким образом, ещё задолго до того, как появились идеалисты-агностики, отрицавшие познаваемость мира, практическая, общественно-производственная деятельность людей доказывала познаваемость мира и его закономерностей.

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий.

2. Материальные побудительные силы деятельности людей и их общественных отношений.

Суть материалистического понимания истории, важнейшего открытия марксизма,  состоит в том, что  история рассматривается Марксом как процесс взаимодей­ствия человека и природы. [2, c.121]

Постепенно Маркс приходит к кардинально новому выводу о том, что общественная эпоха не может быть познана исключительно из общественного сознания, каким бы критич­ным оно ни было. «Совпадение изменения обстоятельств и че­ловеческой деятельности может рассматриваться и быть рацио­нально понято только как революционная практика» — эта ци­тата из третьего тезиса Маркса о Фейербахе дает ключ к новому пониманию   философии   К.   Маркса.    Переустройство   мира к лучшему происходит не в результате одного лишь распро­странения  идей  разума  и  человечности  (просвещение),  а  в результате соединения человеческой активности и стихийных условий, сознательной деятельности и материальной необходи­мости на основе практики.

Субстанцией исторических измене­ний выступает способ производства материальных благ, а в ка­честве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие - общественный прогресс. По сути, общественный прогресс - это движение к свободе, которое предполагает на­растание духовного и материального богатства жизни, ее мно­гообразия и в то же время целостности, гармоничности, увели­чение возможностей выбора различных способов жизни. Осно­ва этого прогресса, по Марксу,- развитие материального производства:   осваивая   силы  природы,   человек  освобождает время и средства для духовного развития, для более творческо­го характера труда.

Развитие потребностей человека идет в со­ответствии с производительными силами общества, в том чис­ле и развитие их духовных запросов. Таким образом, матери­альный фактор оказывается в конечном счете определяющим фактором развития социальной системы.

Важной чертой философии истории Маркса является при­знание закономерного характера развития истории. Маркс приходит к теоретическому выводу о наличии объективных законов общественного развития, не заложенных в программах субъектов исторического творчества. Это была идея специфически социальной закономерности, су­ществующей в деятельности людей. Ее утверждение предпола­гало преодоление двух коренных недостатков старого материа­лизма - антиисторизма и натуралистического понимания че­ловека и общества.

Специфика общественных законов проявляется, по Марксу, в следующем.

Во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на бо­льших количествах людей и в больших временных интервалах.

Во-вторых, общественные законы складываются на основе сознательной деятельности людей (сознательная деятельность лю­дей вкачена в механизм действия этих законов). Условия удов­летворения потребностей определяют мотивы деятельности лю­дей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходи­мость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как зако­ны-тенденции.

Материалистическое понимание истории устанавливает детерминационную зависимость между различными типами человеческой деятельности и различными типами общественных отношений.

К основным идеям исторического материализма относятся:    утверждение     примата     общественного     бытия     над общественным сознанием, закона об определяющей роли матери­ального производства в развитии общества, зависимости всех си­стем общества (политической, правовой, идеологической - над­стройки) от конкретно-исторической совокупности производст­венных   отношений   (базиса),   в   единстве   с   которым   они образуют   органическую   целостность   (общественно-экономиче­скую   формацию).  

Вследствие   действия  закона   соответствия производственных отношений (связанных с собственностью на средства производства, с присвоением и распределением про­изведенного продукта) уровню и характеру развития производи­тельных сил (в состав которых, прежде всего, входят средства производства и сами производители с их профессиональными навыками и умением) происходит смена одного способа про­изводства другимарксизм Критерием социальной материальности, по Марксу, является наличие независимой от сознания системы потребностей, в которой определяющую роль играют практи­ческие потребности. [2, c.122]

В то же время принцип практики, положенный Марксом в основу своего учения, требовал учета действия субъективного фактора в истории - реальной расстановки и революционной активности больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства. По­этому важное место в марксизме отводится учению о классах и классовой борьбе.

В  учении  К. Маркса  о  классах  принципиально  новыми были положения об исторически преходящем существовании классов и о том, что путь к уничтожению классов лежит через установление диктатуры пролетариата, которая сама является лишь переходом к бесклассовому обществу. Важным для со­циально-философской теории Маркса является учение о пре­вращении пролетариата из пассивного объекта эксплуатации, разрозненного и не понимающего причин своего бедственного положения  (класс-в-себе),  в  социальную  силу,  объединенную общей идеологией,  организованную в политическую партию, активно выступающую за завоевание государственной власти (класс-для-себя).

Маркс ведет речь о прогрессе экономического общественного формирования, ступенями которого выступают азиатский, античный, феодальный и современный (буржуазный) строй.

Каждая из перечисленных Марксом  «общественных формаций» характеризуется более высоким уровнем развития продуктивных сил, чем предыдущая, однако, достигнув определенной границы, исчерпы­вает возможности своего развития, т. к. его производственные от­ношения становятся кандалами для дальнейшего развития продук­тивных сил. Тогда наступает эпоха социальной революции  -  пере­ворота в экономических основах общества и всей его политической и правовой надстройке.

Волну политических революций, которая прокатилась в течение
XVIII-XIX вв. в странах Западной Европы, Маркс понимал именно как свидетельство исчерпанности возможно­стей буржуазного способа производства и назревшей потребности перехода к новому, коммунистическому способу производства. Последний, по мнению Маркса, может сохранить присущий буржуаз­ному обществу высокий уровень развития продуктивных сил и общественного разделения труда, однако производство, обмен и рас­пределение будут осуществляться здесь в интересах всего общества.

Переход к коммунистическому способу производства способен, как считал Маркс, предотвратить разногласие, присущее буржуазному обществу,- разногласие между общественным характером произ­водства и частным. Выделяя буржуазию и пролетариат как основ­ные антагонистические классы буржуазного общества, Маркс не отри­цал существование многочисленных промежуточных социальных групп, однако доказывал, что в границах этого общества они не имеют практически никакой инициативы. [2, c.124]

Значительное внима­ние Маркс уделял анализу форм общественного сознания - идеологии, религии, философии и др. Он, прежде всего, стремил­ся обнаружить те общественные потребности и интересы, кото­рыми обусловлено появление и функционирование тех или иных форм общественного сознания. Так, религию Маркс рассматривал как определенную, идеологическую форму, благодаря которой осозна­ют свою жизнь обездоленные массы в классово-антагонистическом обществе. Вообще же явления культуры, по Марксу, не имеют собствен­ной логики развития и являются более или менее опосредствован­ной формой отображения тех или иных общественных потребно­стей и интересов.

 3.  Какие идеи  К.Маркс и Ф. Энгельс получили свое развитие в ХХ веке и какую роль в истории сыграл догматизированный марксизм  советского периода?

Философия марксизма занимает в истории особое место, которое определяется двумя основными моментами: содержанием марксизма и характером его использования.

В содержании марксистской философии в качестве основного фона выступает революционная установка. Это философия воинствующего материализма и атеизма, агрессивная по своему характеру. Философия марксизма не просветительская, а по преимуществу действенная, выступающая в качестве духовного орудия пролетариата в революционной борьбе.

Агрессивное содержание, заложенное в марксизме, было многократно усилено характером его использования в России и ряде стран Восточной Европы, Азии и Америки. В этих странах он был, а кое-где остается и поныне, единственной официально признаваемой и навязываемой формой философии. Именно эти две характерные черты марксизма – революционаризм и принудительность – обусловили судьбу марксизма, его особое положение в процессе становления мировой философской мысли:

Становление марксистско-ленинской философии в СССР происходило не просто, этот процесс не был пущен на самотек, он организовывался, регулировался, направлялся руководящими партийными органами.

В отличие от других российских вариантов марксизма, например буржуазно-либерального (П.Б. Струве, М.И. Туган- Барановский), усвоивших позитивное содержание марксизма, его материализм, детерминизм, ленинизм, наоборот,  взял на вооружение самую слабую сторону теории, его революционный радикализм, представление о диалектике как об учении исключительно о противоречиях развития, о классовой борьбе и революции. Ленин превратил системную философию Маркса  в специализированное учение о стратегии и тактике захвата власти. Если у Маркса экономика первична, а политика вторична, то у Ленина первичной стала политика.

Кроме того, если Маркс настойчиво доказывал, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», Ленин обосновал идею о неспособности масс самостоятельно, без интеллигенции прийти к социализму. Именно эта теория легла в основу теории и практики диктатуры пролетариата в Советской России и продолжалась до 90-х годов ХХ века.

Еще одна особенность ленинской версии марксизма – провозглашение им принципа партийности философии.  Суть его сводилась к утверждению, что истинной, самой верной является только та философия, которая исходит из партийной  веры в коммунистическую идею, якобы изначально укорененную в историческом развитии. С этих позиций любая другая философия оказывалась изначально ложной. [3, c.102-103]

Таким образом, Маркс создал социальную философию марксизма, Ленин обострил ее недостатки, предельно политизировал их, а их последователи в Советской России крайне вульгаризировали эту теорию, превратив ее в разновидность религиозной веры, чем и довели до глубочайшего кризиса.  Можно предположить, что подобный вариант марксистской философии на российской почве соответствовал конкретно-историческим условиям России конца XIX – начала XX в., ее экономик, социальному развитию, культуре, философии.

Заключение

Материалистическое понимание истории - фило­софское учение об историческом процессе, которое основывается на признании решающей роли общественного материального про­изводства в формировании, развитии и функционировании соци­ума и рассматривает историю как прогрессивный природно-исторический процесс изменения конкретно-исторических типов об­щества.

Впервые в сознательно продуманной, последовательной и системной форме материалистическое понимание истории было разработано К. Марксом и Ф. Эн­гельсом.

От разнообразных областей специальных социальных и гуманитарных наук отличается тем, что изучает не какой-то эле­мент, этап или срез, а общество как полную системную целост­ность. Однако в отличие от общей социологии и общей истории, которые тоже  рассматривают общество как целое, материалистическое понимание истории направлено,  на постижение общества как целого в орга­ническом единстве обозначенных измерений. [4, c.370]

Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных "главенствующих" идей или в их толковании.

Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, - на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса.

Литература

1.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.             Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – МАРКСИЗМ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2.

Философия в вопросах и ответах, под ред. д.ф.н. А.П. Алексеева, МАРКСИЗМ, «Проспект», 2003, с.336.

3.

Основы философских знаний, Э.В. Островский, М., «Культура и спорт», изд.объед. «ЮНИТИ», 1998, с. 256.

4.

Новейший философский словарь, Ростов -на-Дону, «Феникс», 2005, под ред. А.П.Ярещенко,с.381

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл! 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 17.75K
Скачано: 312
Скачать бесплатно
14.10.10 в 21:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе