Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философские понятия материи

Философские понятия материи [23.05.11]

Тема: Философские понятия материи

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.44K | Скачано: 294 | Добавлен 23.05.11 в 09:40 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение. 3

1.Философское понятие «материи». Атрибутивные свойства материи и структурные уровни материи как объем реальности. 4

2. Движение, пространство, время. 7

3. Новое в философии и науке XX – XXI 17

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Из всех многообразных форм бытия в центре внимания фило­софов всегда находились две: материальная и идеальная. И тому есть простое объяснение. Ведь что ни говори, но для философии самый интересный предмет исследования - это человек, строй и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» необходимо подра­зумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира. И первое, самоочевидное такое качество - это, конечно, наш разум, сознание. Здесь и лежат истоки знаменитой философской антитезы материального и идеального. Философы показывают спе­цифику человеческого бытия через противопоставление идеального (разума, сознания) материальному (всему остальному). Поэтому ка­тегории «материя» и «сознание» неизбежно выдвигаются на первый план, образуют своеобразную ось философских размышлений неза­висимо от того, признается ли сей факт открыто или нет. Попробу­ем и мы разобраться в содержании этих категорий. Начнем с кате­гории материи.

В работе мы рассмотрим философские понятия материи, актуальность вопроса которого не потеряло до настоящего времени.

1. Философское понятие «материи». Атрибутивные свойства материи и структурные уровни материи как объем реальности

Понятие «материя», по-видимому, родилось из стремления вы­явить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной ос­нове. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сдела­ны. (Этимологически, кстати, слово «материя» означает в переводе с греческого дерево, строевой лес, из которого древние греки мас­терили свои корабли.) Рассуждая далее по аналогии, вполне естест­венно предположить, что и у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, не­кий первичный «материал», из чего все «состоит» [3, с. 79].

Из истории философии мы помним, что на роль такой перво­основы мира у античных греков последовательно претендовали во­да (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер («эйдосы» у Платона,  «нус»,  т.е.  ум, у Анаксагора и  т.д.).  Одной  из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное миро­воззрение.

Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общ­ности всего существующего стали применять понятие «субстанция» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Категория субстанции в философии обозначает исходное внутреннее единство разнооб­разных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность. Конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обу­словлено другими вещами. Базовая же их основа - субстанция - несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой се­бя, в принципе не может быть обусловлена.

Для обозначения изначальных общности и единства всех вещей и процессов категория «субстанции» используется в философии и поныне, хотя ее репутацию сильно подмочило стремление некото­рых философов трактовать субстанцию как нечто, самостоятельно существующее наряду с конкретными вещами, а не только через них. Такая позиция была подвергнута сокрушительной критике еще в XVIII веке. Кроме того, категория субстанции легко наполняема как материалистическим, так и идеалистическим содержанием. По­этому она не может заменить понятие «материи». Последнее же, как опять-таки мы должны помнить из курса истории философии, в Новое время сильно «съежилось» и фактически слилось с обы­денным представлением о веществе, как одной из составляющих нашего мира. Материальный - значит вещественный. (Даже со­временное обыденное сознание именно так слово «материальный» и расшифровывает.)

Однако такое обеднение философского понятия сыграло с уче­ным миром весьма злую шутку. Когда в XIX в. обнаружилось суще­ствование невещественного вида объективной реальности (электро­магнитного поля), стало ясно, что понятие материи нуждается в новом определении, учитывающем возможное множество различ­ных видов материи. Попытки дать такое определение встречались в философии и раньше (П. Гольбах), но особенно актуальными и вос­требованными они стали на рубеже XIX-XX веков, в период пере­хода от классически-механистической картины мира к современ­ной, релятивистской [3, с.80].

Наиболее удачное определение материи было в ту пору сформулировано В.И. Лениным. Смысл данного определения (полная его формулировка приведена в гл. 8, разд. II учебника) сводится к тому, что материя есть объективная реальность, дан­ная нам в ощущениях. Несмотря на кажущуюся простоту, это определение достаточно необычно. Своеобразие его заключается в том, что оно дается диалектически, то есть - через противопо­ложность.

Понимание материи в этом случае не привязывается ни к ка­кому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плаз­ме, вакууму). И поэтому, сколько бы ни было впредь открыто та­ких видов материи, ее общее определение не должно быть поко­леблено. Уровень общности ленинского определения материи - предельный.

 «Материя» - одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Она   содержит   лишь   минимальное    количество признаков обозначаемого предмета - быть объективной реально­стью и быть доступным ощущениям.

Такая содержательная бедность понятия - вовсе не свидетель­ство его никчемности. Это всего лишь показатель уровня обобще­ния реальности. В таких предельно общих понятиях (они называ­ются категориями) реальность как бы «свернута», «сжата» до нераз­личимости, но она все наличествует в «потенциальном», если мож­но так сказать, виде. «Развертывание» такого общего понятия озна­чает его конкретизацию, наделение пусть и весьма общими, но уже многими признаками.

Первым шагом в конкретизации понятия материи является при­знание сложной организации объективной реальности, в составе которой различимы собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или явление в из­вестном нам мире ни возьми, это обязательно будет либо вещь, ли­бо ее свойство, либо отношение.

Следующий шаг в конкретизации понятия «материи» - при­писывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. (Словом «атрибут» в философии обозна­чают такое свойство, без которого материальный объект не мо­жет существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят:

-  системность (упорядоченность, структурную определенность);

-  активность (движение, изменение, развитие);

-  самоорганизацию;

-  пространственно-временную форму бытия;

-  отражение;

-  информативность. Рассмотрим эти свойства подробнее.

2. Движение, пространство, время

Под движением в философии понимают любое  изменение вообще, начиная с простого про­странственного перемещения предметов и за­канчивая человеческим мышлением.

Движение есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движе­ния, равно как и наоборот - нет движения без материи. Вторая половина данного тезиса означает, что «движение вообще», движе­ние как таковое - это абстракция, т.е. отвлеченное нашим созна­нием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в голове, в мышлении; в реальности же существуют только движу­щиеся материальные объекты.

При этом их способность изменяться является всеобщей и не имеет исключений. Не может быть абсолютно неподвижного мате­риального объекта. Последнее утверждение можно вывести чисто логически, способом «от противного». Представим себе, что все-таки где-то есть совершенно неподвижный объект. Раз он в прин­ципе неподвижен (неизменен), значит он не может участвовать ни в каких взаимосвязях и взаимодействиях, поскольку последние не­обходимо предполагают пусть минимальные, но все же изменения. А если наш объект ни с чем в принципе не связан, то, следователь­но, он не находится ни в каком отношении к другим объектам. Но любые свойства объектов, как мы помним, могут проявляться толь­ко в отношениях. А если их нет, то нет и свойств. Значит, наш ги­потетичный неподвижный объект не имеет никаких свойств, т.е. попросту не существует.

Итак, ни логика, ни тем более эмпирия (наш практический опыт) не позволяют пока усомниться во всеобщности движения. Вместе с тем, и его противоположность - покой (т.е. отсутствие движения) обладает не меньшей степенью всеобщности. Ведь любой движущийся предмет до поры до времени сохраняет свою каче­ственную определенность, стабильность внутренней структуры, ины­ми словами - некоторое постоянство, неизменность. Это непре­менное условие самого существования любой вещи. Так что, дви­жение и покой - это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаи­мообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат не­прекращающегося взаимодействия его частей.

Философию всегда особенно интересовали те виды движения, где наблюдалась смена каче­ства предмета, т.е. изменение его основных свойств. Пока такие свойства сохраняются, предмет остается самим собой. Страницы этой книги могут пожелтеть, выцвести, испачкаться, но пока можно разобрать текст, она сохраняет свое качество - быть учебником. Если же это качество будет утеряно, книга перестанет быть книгой и превратится в нечто другое - в кипу грязной бумаги. Однако в процессе изменения предмета качество может не только утрачи­ваться, но и приобретаться. Обезьяна, как говорят, когда-то превра­тилась в человека, несмысленыш-ребенок в большинстве случаев превращается в разумного взрослого, карета трансформировалась в автомобиль, а арифмометр - в калькулятор и т.д. Кроме того, сме­на качества может быть как обратимой (вода - лед - вода), так и необратимой (ребенок - взрослый). Последний вид изменений на­зывается развитием.

Итак, развитие - это необратимое качественное изменение. При­нято считать, что оно бывает прогрессивным, т.е. протекающим с на­растанием сложности и упорядоченности объекта, и регрессивным, означающим деградацию объекта, его распад, гибель и пр.

Философскую проблему, порожденную осознанием существова­ния такого вида движения, можно сформулировать в двух вопросах:

1)  насколько общими являются процессы развития и можно ли применить эту категорию к миру в целом?

2)  если да, то не связаны ли между собой генетически (т.е. по про­исхождению) различные виды бытия? [1, с. 114-115]

Спорность решения этих вопросов для философии до XX в. вы­зывалась тем, что с однозначно интерпретируемыми фактами раз­вития люди имели дело лишь в очень локальных масштабах, глав­ным образом в социальной жизни. Да и то не всегда.

Представьте себе, к примеру, эпоху Средневековья, длившуюся почти тысячу лет. Немало поколений людей сменилось за это вре­мя, а что качественно изменяюсь в их жизни? Да практически ничего. Веками люди использовали одни и те же средства труда, транс­порта, связи и т.д. Идеи и вовсе были неприкосновенными - Свя­щенное Писание переделке не подлежало. В такой ситуации совер­шенно естественным было представление о том, что «ничто не ново под луной». А если что и менялось, то исключительно в рамках циклических процессов (зима - лето, родители - дети) этакого всеобщего круговорота одних и тех же событий: «все возвращается на круги своя».

И лишь с началом Нового времени, когда все сферы общест­венной жизни пришли в резкое движение (возникает промышлен­ное производство, оформляются новые социальные структуры, ро­ждается экспериментально-математическое естествознание и пр.), стало очевидным, насколько значимы для общества процессы раз­вития, т.е. необратимые качественные перемены. Философия отреа­гировала на изменившиеся исторические условия возрождением и упрочением диалектических идей (Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс). Естествознание выдвинуло концепцию биологической эволюции (Бюффон, Ламарк, Дарвин). Эволюционное учение Дарвина «пере­бросило мостик» от эволюции животного мира к человеку. Не­сколько раньше философия Просвещения предложила концепцию общественного прогресса.

Таким образом, за биологическим и социальным мирами был признан статус развивающихся систем. Иное дело - мир неживой природы. Естествознание смутно догадывалось, что Солнечная сис­тема или звезды могли возникать и разрушаться в силу каких-то ес­тественных процессов. Но прямых наблюдений такого рода изме­нений не было. Да и быть не могло: как мы сейчас знаем, эволю­ционные циклы звезд занимают миллиарды лет, что несопоставимо со временем существования не только науки, но даже и человечест­ва как вида. Поэтому ставшие очевидными процессы развития вос­принимались как специфические характеристики исключительно биологических и социальных систем.

Но философия недаром посвятила себя изучению предельных оснований бытия. Пытаясь объяснить мир в его целостности, она много быстрее естествознания пришла к выводу, что процессы раз­вития, эволюции присущи не только биосфере и социуму. Это все­общие характеристики материального мира на всех его уровнях. Фундаментальность такого обобщения и необходимость его защи­щать послужили основой оформления особого философского уче­ния о развитии - диалектики.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.

Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.

Время есть категория для обозначения длительности существо­вания и последовательности смены состояний всех материальных объектов.

  Свойства   пространства   и   времени   можно             подразделить на универсальные (всеобщие)

и специфичные (всеобщность которых на­ходится под вопросом).

К универсальным свойствам пространства и времени относятся:

-  объективность;

-  их неразрывная связь друг с другом;

-  связь с движением материи;

-  бесконечность [5, с. 124].

Специфичными характеристиками рассматриваемых форм бытия материи являются:

-  трехмерность пространства и одномерность времени;

-  однородность  и  изотропность  пространства  и  анизотропия времени;

-  непрерывность пространства и времени.

Характеристика этих свойств пространства и времени как не­универсальных не означает, однако, что где-то опытным путем най­дены исключения. Но вся логика развития естествознания послед­него столетия свидетельствует о том, что подобные открытия - не за горами. К примеру, существуют сильные подозрения, что на глу­бинных этажах микромира пространство и время прерывны. Пола­гают, что они, как излучение, «квантованы», т.е. складываются из мельчайших неделимых «порций». Прогнозируемый «квант» про­странства может иметь размер порядка 10-33 см (планковская дли­на, демонстрирующая масштаб проявления квантовых свойств). Соотношение этой длины с размером ядра атома примерно того же порядка, что и соотношение размеров человека и диаметра нашей Галактики. Для времени аналогичная величина составляет 10"43 сек. До реального проникновения в такие масштабы совре­менной науке еще далеко. Но если эта гипотеза когда-либо под­твердится, то философы наконец вздохнут с облегчением: апории Зенона Элейского найдут в этом случае свое удовлетворительное разрешение. Конечный отрезок перестанет состоять из бесконеч­ного количества частей.

Немало сомнений у науки и по поводу универсальности про­странства, насчитывающего только три измерения. Уже построено немало теоретических моделей многомерных пространств (в теории супергравитации, например, использованы 11 измерений простран­ства времени, из которых семь - скрытые). Практика же показывает, что то, что возможно чисто теоретически, рано или поздно об­наруживается и в реальности.

 Универсальные же свойства пространства и  времени эмпирически подтверждены более  надежно. Хотя и здесь есть немало проблем. Положения о неразрывной связи простран­ства и времени друг с другом и с движением материи философией материалистического толка были выдвинуты задолго до того, как были получены их естественно-научные доказательства. С фило­софских позиций самоочевидно, что раз пространство и время суть формы бытия материи, то форма не может не быть связанной со своим содержанием. Равно как и разные формы (пространство и время) одного содержания (материи) обязательно должны иметь точки соприкосновения.

В естествознании же вплоть до начала XX в. превалировала концепция абсолютного (математически истинного) пространства и времени, рассматривавшихся как внешние условия бытия материи. Основные идеи этой концепции в классическом виде были сформу­лированы еще И. Ньютоном. Абсолютность пространства и време­ни в этом случае понимается как их самодостаточность или пол­нейшая независимость от чего бы то ни было. Время в этой кон­цепции рассматривалось как бесконечный, равномерный, «равно­душный» ко всему поток длительности. А пространство - как не­кая бесконечная пустая протяженность, пассивное «вместилище» всех материальных тел. И что бы в этом мире ни происходило, ка­кие бы ни случались в нашей Вселенной катаклизмы, пространство и время от этого никак не изменятся. И, сохраняя все свои свойст­ва, продолжат играть роль абсолютной системы отсчета для любых возможных событий.

Однако появившаяся в начале XX в. теория относительности Л. Эйнштейна подвергла радикальному пересмотру традиционные представления о пространстве и времени. Специальная теория отно­сительности (СТО 1905 г.) объединила их в единое четырехмерное пространственно-временное многообразие (пространство-время). Введя запрет на превышение скорости света, СТО привела к пара­доксальным выводам: ввиду принципиального ограничения скоро­сти взаимодействия тел не может существовать единого потока времени для всей Вселенной, так как события, одновременные в одной системе отсчета, будут разновременными в другой. Иначе го­воря, не существует самостоятельных, отделенных друг от друга пространства и времени, поскольку каждой системе отсчета (а все они равноправны, выделенных нет) присуще свое разделение событий на прошлые, настоящие и будущие. (Правда заметить это мож­но только в очень больших масштабах.) [5, с.129]

Кроме того, СТО установила также зависимость свойств про­странства-времени от скорости движения тел. При приближении скорости тела к максимально возможной (световой) пространст­венные отрезки сокращаются в направлении движения, а времен­ные, напротив - растягиваются, т.е. время как бы замедляется. При этом пространственно-временной интервал, т.е. как бы «сум­ма» изменений остается величиной постоянной. Грубо говоря, уменьшение длины как бы «компенсируется» увеличением проме­жутка времени, и наоборот. В этом и проявляется неразрывная связь пространства и времени друг с другом: изменение свойств одного члена этой пары соответствует строго определенному из­менению свойств другого.

Общая теория относительности (ОТО 1916 г.) привела к не менее фундаментальному выводу относительно пространства-времени. Его общий смысл таков: метрические свойства простран­ства-времени определяются распределением и движением тяго­теющих масс материи. И наоборот, силы тяготения в каждой точ­ке пространства зависят от его метрики. По сути ОТО - это со­временная теория тяготения, дающая принципиально иное (по сравнению с И. Ньютоном) понимание гравитации. Смысл его в том, что вещество, в зависимости от его плотности и распределе­ния, искривляет пространственно-временной континуум. А взаим­ное влияние искривлений пространства, вызываемых массивными телами, и создает эффект гравитационного взаимодействия между ними, т.е. тяготения.

Таким образом, и в ОТО пространство и время существуют не «сами по себе», а в тесной зависимости от свойств материи. Высо­кая плотность вещества искривляет пространство (т.е. заставляет световой луч двигаться не по прямой, а по искривленной траекто­рии, которая тем не менее будет кратчайшей) и замедляет течение времени. Сам А. Эйнштейн, когда его однажды попросили кратко изложить суть ОТО, сказал так: «Раньше считали, что если каким-либо чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то простран­ство и время остались бы; согласно теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время».

 К числу универсальных свойств пространства и времени  относится  их  бесконечность.

Чисто формально всеобщность этого свой­ства можно подтвердить лишь ссылкой на категорию материи: если материя несотворима и неуничтожима (что доказывается всеми законами сохранения), то она существует вечно, т.е. в бесконечности любых интервалов времени. Однако логическая строгость такого доказательства небезупречна: вывод о бесконечности чего бы то ни было, в том числе и пространства-времени, всегда с самого начала предполагает существование чего-то бесконечного, т.е. получается круг в доказательстве. Так что строго дедуктивно бесконечность вы­вести нельзя, а уж индуктивно - тем более, поскольку в реальном конечном опыте она недостижима в принципе. Поэтому утвержде­ние о бесконечности пространства-времени следует признать ак­сиоматическим, постулативным. Истинность его подтверждается как бы «от противного», т.е. тем, что содержащие постулат беско­нечности философские и научные теории не противоречат наблю­даемой реальности.

Однако наука XX в. преподнесла философии малоприятный сюрприз. Установив в 20-х годах факт расширения Вселенной и экстраполировав этот процесс в прошлое, естествознание пришло к логичному выводу о том, что у наблюдаемого ныне процесса рас­ширения Вселенной было начало. Появившаяся в 40-х годах идея «Большого взрыва» в последующие десятилетия оформилась в весьма стройную и достаточно надежно подтвержденную теорию. Ныне она считается фактически общепризнанной. По крайней мере серь­езных конкурентов у нее на сегодня нет.

В соответствии с концепцией Большого взрыва наша Вселен­ная «родилась» примерно 15 млрд. лет назад. «Неудобство» же этой теории для традиционных представлений заключается в том, что по ее замыслу пространство и время возникают в момент рож­дения Вселенной как ее свойства. То есть время имело начало! Так и хочется спросить: а что было до Большого взрыва? Но во­прос этот, к сожалению, ответа не имеет, поскольку задан некор­ректно. Так нельзя спрашивать, потому что время появляется вме­сте с Большим взрывом, и, следовательно, никакого «до» просто не существует, так как еще нет самого времени. По аналогии С. Хоукинга, ставить вопрос таким образом, это примерно то же, что интересоваться: а что находится в 20 км к северу от Северного полюса? Да ничего там не находится, поскольку такой точки про­сто нет. То же и со временем.

Это, кстати, не означает, что Вселенная возникла «ниоткуда» и из «ничего». Это означает лишь некий предел возможностей на­шего языка в описании реальности. Проблема в том, что наш язык родом из пространственно-временного макромира и приспо­соблен именно к нему. При столкновении же с иными реальностями он попросту отказывает. Ведь даже выражение «возникно­вение Вселенной», строго говоря, неверно, поскольку это слово неявно содержит отсылку к некоей временной шкале: возникать можно только во времени.

Такая ситуация для науки не нова. Вспомните знаменитые спо­ры о том, что такое электрон - волна или частица? В действитель­ности - ни то и ни другое. Электрон - это нечто третье, т.е. кван-товомеханический объект, демонстрирующий в одном классе при­боров волновые, а в другом - корпускулярные свойства. Но в мак­ромире, которому принадлежит наш язык, таких- «кентавров» нет, волновые и корпускулярные свойства «разведены» между разными классами объектов. И поэтому, описывая макропонятиями микро­мир, мы невольно запутываемся в противоречиях. В квантовой механике в конце концов нашли компромиссное решение: принцип дополнительности. Чего-то аналогичного следует ожидать и в кос­мологии Большого взрыва.

Однако даже если такой компромисс найдется, проблема все равно останется: как же быть с постулатом бесконечности времени, если оно имело начало? Не лучше ситуация и с пространством. Концепция расширяющейся Вселенной содержит и такой вариант развития событий, при котором плотность вещества и излучения больше некоей критической величины, и, следовательно, силы гра­витации превышают кинетическую энергию разлета вещества в ре­зультате Большого взрыва. В этом случае расширение Вселенной в какой-то момент сменится сжатием, а пространство такой Вселен­ной оказывается замкнутым (постоянной положительной кривиз­ны), т.е. конечным [2, с. 145-146].

Означает ли все это, что постулат бесконечности пространства-времени опровергнут современной наукой? Пока что нет. Выход, который предлагает в этой противоречивой ситуации философия, сводится примерно к следующему. Бесконечность пространства-времени сегодня нельзя истолковывать чисто механически, т.е. как возможность бесконечного прибавления к какому-либо пространст­венному или временному отрезку любого количества других. Свой­ство бесконечности следует понимать качественно или структурно, т.е. как принципиальную неисчерпаемость самых разнообразных про­странственно-временных форм и отношений.

Пространство нашей Вселенной, например, вполне может ока­заться замкнутым. Но возможны и скрытые до сих пор от нас из­мерения пространства. А если оно многомерное? Принципиально возможны и иные варианты неуниверсальных свойств пространст­ва-времени - их однородности, непрерывности, направленности и др., а также разнообразнейшие их сочетания. Именно в такой структурной неисчерпаемости материального мира и предлагается сегодня видеть содержание категории бесконечности.

3. Новое в философии и науке XX – XXI 

К XXI в. философия и наука подошли, имея в своем арсенале достаточно стройную концеп­цию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчиненных объектов, каждый их которых представляет определенную систему.

Общая теория систем (основоположниками которой принято считать, в частности, А.А. Богданова и Л. фон Берталанфи) с точки зрения философии является весьма удачной попыткой решения старой философской проблемы: соотношения части и целого. Дав­но подмечено, что целое практически всегда «больше» составляю­щих его частей. Оно обладает некими интегративными свойствами, которые отсутствуют у каждой из частей по отдельности. Так, лю­бая деталь автомобиля сама по себе ехать не может. А вот собран­ные в определенном порядке вместе, они превращаются в средство передвижения. Новые свойства появляются даже у так называемой «суммативной целостности», т.е. просто собранных вместе одно­родных объектов. Так, например, группы болельщиков на стадионе или зрителей в театре демонстрируют свойства, отличные от имею­щихся у составляющих эти целостности единиц.

Откуда же берутся эти новые свойства? Общий ответ: из орга­низации, из способа соединения и взаимодействия частей внутри целого. Замысел системного подхода как раз и направлен на вы­явление таких интегративных (системных) свойств. А возможности их появления безграничны. Вспомните хотя бы органическую хи­мию: какое множество самых разнообразных веществ образуется в результате элементарной перегруппировки связей между всего лишь несколькими химическими элементами, среди которых пер­вую скрипку играет углерод! (Между прочим, из 8 миллионов из­вестной нынешней химии соединений 96% - органические, т.е. соединения на основе углерода.) Отсюда сам собою напрашивает­ся вывод о том, что предполагаемая неисчерпаемость материи ко­ренится не в разнообразии ее субстратной основы (атомов или элементарных частиц), а в потенциально неограниченных воз­можностях организационной, структурной перестройки пусть даже и ограниченного количества исходных единиц. (Как, скажем, в любом языке: из небольшого числа букв алфавита можно соста­вить бесконечное число слов, просто меняя эти буквы местами.)

Таким образом, современная научная мысль главный акцент делает на   организационном, структурном моделировании материального ми­ра. А системный анализ - одно из главных средств построения таких моделей. Его базовые понятия: система, структура, эле­мент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент - минимальный, неразложи­мый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, от­носительны и соотносительны. Человека, например, можно рас­сматривать и как элемент системы «общество», и как самостоя­тельную систему, состоящую в свою очередь из множества собст­венных элементов. Структурой же принято называть способ свя­зи элементов системы между собой. Это наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

Система «атом натрия», например, легко теряет один из своих элементов (электрон с внешней оболочки), превращаясь в положи­тельный ион. Но структура этого атома (способ связи элементарных частиц внутри атома) в целом сохраняется, что и обеспечивает ста­бильность системы и ее основных свойств. Структура как способ связи и взаимодействия элементов системы, как правило, фиксиру­ет их иерархию, соподчиненность, где одни элементы могут быть много важнее других [4, с. 122-123].

Применение системного подхода со всем его  понятийным аппаратом к миру в целом позволяет составить Достаточно стройную и упоря­доченную картину его функционирования. Весь известный нам мир (Вселенная) представляет собой целостную систему (границы которой, если они вообще есть, пока точно не определены), состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых также может рассматриваться как целостная система, имеющая свой набор элементов. Критерий вы­деления элементов (подсистем) внутри даже самой большой систе­мы (Вселенной) несложен: наличие некоторого множества матери­альных объектов, имеющих одинаковую структуру. Так, все те же атомы ста с лишним химических элементов, конечно же, отличают­ся друг от друга (тем более, что их разнообразят ионы, изотопы и пр.), но структура у них всех схожа - положительно заряженное ядро, окруженное электронными оболочками. Что позволяет отне­сти эти материальные объекты к одному классу. То же и с молеку­лами: их многообразие базируется на одинаковой структуре - ядра атомов стягиваются общими электронными оболочками.

Такие классы материальных объектов, имеющих одинаковую структуру, называются структурными уровнями организации мате­рии. Они представляют собой как бы наиболее крупные звенья, «этажи» в организационной иерархии нашего мира. Воспроизвести ныне принятую обшую схему системной организации материально­го мира не трудно. Сначала по сложности организации выделяем три больших типа систем: системы неживой природы, биосистемы и системы социальные (что соответствует выделенным нами ранее видам бытия). А далее внутри каждого из этих типов систем ищем структурные уровни, т.е. большие классы систем со схожей струк­турой. В неживой природе это физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты, звезды, галактики и Метагалактика, или Вселенная. В природе жи­вой структурными уровнями считают: нуклеиновые кислоты и бел­ки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы и всю биосферу в целом.

В организации общественной жизни отчетливо просматрива­ются системы и подсистемы человеческого действия (материаль­ное производство, духовное производство, регулятивные подсис­темы: политика, право и мораль, социальная сфера как подсис­тема производства и воспроизводства самого человека). Кроме того, структурные уровни общества образуют и естественно-исторически складывающиеся социальные общности: род, семья, этнос, человечество в целом.

Таким образом, материальный мир представляет собой много­ярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями мате­рии. Их соотношение подчиняется следующим правилам:

1) все структурные уровни материи генетически (т.е. по происхож­дению) взаимосвязаны; каждый «вышележащий» уровень воз­никает и существует только на основе «нижележащего» (атомы «составляются» из элементарных частиц, молекулы из атомов, макротела из молекул и так далее до Метагалактики);

2) тем не менее высшие уровни организации материи принци­пиально несводимы к относительно низшим, поскольку на каждом новом уровне возникают новые (системные, интегративные) свойства материальных объектов, отсутствующие у их исходных составляющих (молекула воды обладает свойст­вами, резко отличающимися от свойств атомов кислорода и водорода);

3)поскольку принадлежность материальной системы тому или иному классу (уровню) определяется ее структурой, т.е. способом связи и взаимодействия элементов системы, то это должно означать, что на каждом структурном уровне существуют осо­бые законы взаимодействия материальных объектов (кварки взаимодействуют друг с другом совершенно иначе, чем состав­ленные из них адроны; организменные системы ведут себя ина­че, чем клеточные и т.д.). Из этого также следует, что особен­ности функционирования систем высшего порядка в принципе невозможно объяснить характером взаимодействия систем ни­жележащих уровней (люди состоят из атомов, но атомарные взаимодействия не объясняют специфику человеческих взаимо­отношений); 4) однако разнотипность материальных систем разных уровней не отменяет факта их общности (хотя бы по происхождению или принадлежности к единому материальному миру) и, сле­довательно, не препятствует поиску единых, универсальных закономерностей строения и функционирования всех систем вообще. Кроме того, в силу системно-структурного подобия, определенной соразмерности всех материальных объектов, открытие законов микромира неизбежно должно приводить (и реально приводит!) к лучшему пониманию крупномас­штабных структур Вселенной, равно как и наоборот; при этом наибольшего сходства и взаимозависимости следует, ра­зумеется, ожидать от систем, принадлежащих к «соседним» структурным уровням (например - биологическому и соци­альному) [4, с.126].

Концепция структурных уровней организации материи рисует «статическую» проекцию материального мира, дает нам его сего­дняшнюю «фотографию». Естественен вопрос: а что было на этой «фотографии» в прошлом? Современная наука полагает, что она знает ответ на этот вопрос в диапазоне 15-20 миллиардов лет (концепция Большого взрыва). В соответствии с этим ответом ны­нешняя системно-структурная организация Вселенной сложилась в результате ее длительной эволюции, в процессе которой последова­тельно рождались все известные на сегодня структурные уровни ма­терии. Таким образом, наблюдаемая ныне организация материаль­ного мира есть результат его самодвижения, развития.

Кроме того, мы помним, что философы издавна задавались и другим вопросом: что «держит» мир, придает ему устойчивость, сохраняет его упорядоченность и организацию? Сегодняшний ответ на этот вопрос столь же прост, сколь и парадоксален: дви­жение. Материальный мир сохраняет свою системно-струк­турную организацию (стабильность, неизменность) именно по тому, что он движется (изменяется)! Ведь любая система сущест­вует только благодаря взаимодействию, т.е. движению состав­ляющих ее элементов. Исчезнет взаимодействие, рухнет и систе­ма. Атомы стабильны лишь благодаря взаимодействию ядра и оболочек, организм сохраняет себя за счет обмена веществ, об­щество - разделения труда и т.д. Значит, существование как лю­бого объекта, так и всего материального мира в целом возможно лишь в движении.

Заключение

Таким образом, понятие «материя», по-видимому, родилось из стремления вы­явить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной ос­нове.

«Материя» - одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Она   содержит   лишь   минимальное    количество признаков обозначаемого предмета - быть объективной реально­стью и быть доступным ощущениям.

Современная научная мысль главный акцент делает на   организационном, структурном моделировании материального ми­ра. А системный анализ - одно из главных средств построения таких моделей. Его базовые понятия: система, структура, эле­мент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент - минимальный, неразложи­мый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, от­носительны и соотносительны. Человека, например, можно рас­сматривать и как элемент системы «общество», и как самостоя­тельную систему, состоящую в свою очередь из множества собст­венных элементов. Структурой же принято называть способ свя­зи элементов системы между собой. Это наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991.
  2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997.
  3. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994
  4. Диалектика  идеального.   //   Ильенков  Э.В. Философия и культура. - М.: ИПЛ, 1991.
  5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М.: Логос, 2000.
  6. Рассел Б. Человеческое познание. - Киев: Ника-центр, 1997.
  7. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подхо­дов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  8. Философия в вопросах и ответах / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 28.44K
Скачано: 294
Скачать бесплатно
23.05.11 в 09:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе