Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Сущность и факторы сбережений, как основа инвестиций
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 29.82K | Скачано: 238 | Добавлен 08.10.10 в 11:14 | Рейтинг: +3 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2008
Содержание:
1.Сущность и факторы сбережения 3
2.Сбережения, как основа инвестиций 5
2.1.Формирование и использование Стабилизационного фонда
2.2.Вопросы о Стабфонде в проекте бюджета 2007
3.Сущность инвестиций и их виды 13
4.Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России 18
Заключение 24
Литература 25
1.Сущность и факторы сбережения.
От развития производства населения получает все увеличивающиеся доходы. После уплаты подоходного налога и других обязательных платежей доход поступает в личное распоряжение и может быть использован или на текущее потребление, или на сбережение. Потребление является основой существования общества.
Оставшаяся часть дохода образует сбережения. Количественно они
равны разнице между полученными доходами и потреблением. По своей экономической сути это отложенное потребление. Потребление и сбережение всегда взаимосвязаны: при фиксированном доходе с увеличением потребления уменьшается сбережение, и наоборот. Поэтому факторы, влияющие на размеры потребления, одновременно оказывают определенное действие и на сбережение.
Самый важный фактор, влияющий на сбережение - это
1) уровень дохода.
Для общества небезразлично, какая часть получаемых совокупных доходов тратится на потребление, а какая откладывается в сбережение. Это определяет условия развития производства, формируя два показателя платежеспособный спрос и массу свободных денег, которые могут превратиться в кредитные средства. В связи с этим рассчитываются такие показатели, как средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению.
Средняя склонность к сбережению - как отношение сберегаемой суммы к общему доходу (S/D). Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице (C/D+S/D=1).
Предельная склонность к сбережению определяется как отношение изменения сбережения к изменению дохода. Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению также всегда равна единице.
Помимо изменения дохода, на уровень сбережения влияют другие факторы – это
2) уровень богатства, что относится как к обществу в целом, так и к отдельным субъектам.
3)изменение уровня цен
4) ожидания в изменении соотношения между потреблением и сбережением играют большую роль. Например: в условиях инфляции или ожидание увеличения доходов.
5) уровень потребительской задолженности также влияет на эти величины и их соотношение.
6) от уровня налогов зависят сбережение и потребление.
График сбережения показывает, что возможности сбережения возникают после того, как доход становится больше прожиточного минимума, а также что с ростом дохода возрастают сбережения.
Изменение всех других факторов, кроме дохода, ведет к смещению кривых потребления и сбережения. Если под воздействием различных факторов увеличивается потребление и кривая потребления сдвигается вверх, то кривая сбережения опускается вниз, и наоборот. Только один фактор - изменение доходов - может вызвать смещение кривых потребления и, сбережения в одну и ту же сторону.
2.Сбережения, как основа инвестиций.
Сберегаемые средства используются в первую очередь на инвестиции, т. е. вложения в производство.
Для регулирования процесса превращения сбережений в инвестиции используются макроэкономическая модель равновесия «сбережения – инвестиции» (I-S) и ряд моделей каждого типа инвестиций. При этом необходимо учесть основные факторы, влияющие на процессы превращения сбережений в инвестиции.
Основной источник инвестиций - сбережения, или не потребленная часть совокупного дохода национальной экономики (людей, предприятий, государства). Этот нерастраченный доход помещается в различные финансовые институты - банки, ассоциации сбережений и займов, фонды и т. п., которые, в свою очередь, предоставляют займы предпринимателям для приобретения ими капитальных или других ресурсов. Частные лица могут размещать свои сбережения, непосредственно покупая акции корпораций, облигации и другие ценные бумаги, либо вновь выпускаемые, либо уже имеющиеся в обращении. Кроме того, частные лица вкладывают свои сбережения в пенсионные, инвестиционные, в так называемые взаимные фонды (тutual fuпds) и др. Указанные фонды в большинстве своем также покупают ценные бумаги, т. е. инвестируют аккумулированные средства.
2.1 Формирование и использование средств Стабилизационного фонда РФ.
Одной из наиболее обсуждаемых в экономической литературе последних трех лет тем является проблема формирования и использования средств стабилизационного фонда. Этот фонд был образован в 2003г. как резервный для компенсации возможного сокращения в будущем доходов государственного бюджета в случае снижения экспортных цен на нефть. В 2004г. таможенные платежи в федеральный бюджет составили 2,1трлн.руб. Удельный вес таможенных платежей в ВВП приблизился к 10%. Преобладающая их часть приходится на нефтепродукты. В стабилизационный фонд перечисляются средств, полученные при превышении экспортных цен. В 2004г. Экспортная нефтенная пошлина повышалась три раза и с 1 декабря составила 101 долл. за тонну. Средства фонда перечисляются Минфином на рублевые счета в ЦБ, вопрос об условиях их хранения и последующего использования до настоящего времени не решен.
Назначение стабилизационного фонда прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость государственного бюджета, если произойдет уменьшение его дохода из-за снижения цен на мировом рынке. Но по мере увеличения размеров фонда, намного превысившего первоначальные расчеты и прогнозы, стабилизационный фонд становился все более значимым инструментом антиинфляционной политики. Через него из обращения на внутреннем рынке изымались резервировались деньги, расходование которых увеличило бы размеры конечного спроса, в первую очередь потребительского.
В конце 2005г. стабилизационный фонд приблизился к 1,5 трлн.руб., что составляет 7% к объему ВВП в текущих ценах; в доллоровом измерении это почти 55 млрд.- сумма, достаточная для оплаты всего импорта товаров в течение одиннадцати месяцев(2004г. 67,0 млрд.долл.). Поскольку средства фонда хранятся на рублевых счетах, то происходит их инфляционное обесценивание. В 2005г. индекс потребительских цен на товары и услуги вырос к декабрю предшествующего года на 10,9%.В реальном выражении, учитывая снижение покупательской способности рубля на внутреннем рынке, фонд сократился за год на 163,5 млрд.(около 6млрд.долл. исходя из текущего валютного курса рубля).
Естественно, возникают вопросы: насколько целесообразно образование столь крупного, фактического замороженного денежного резерва; как обеспечить сохранность средств фонда - уменьшить, а в идеале возместить и перекрыть потери от инфляции; и наконец, как лучше использовать немалые средства стабилизационного фонда для развития российской экономики.
Приведенный перечень проблем отражает изменение общих условий послекризисного восстановления. В девяностые годы – период начала рыночных преобразований либерализации экономики, объемы производства и уровень жизни населения снижались, страна и государство испытывали нехватку финансовых ресурсов, государственный бюджет был дефицитным.
Накануне кризиса в августе 1998г. получение текущих иностранных кредитов в размере 5-6 млрд. долл. казалось правительству либеральных реформаторов спасением. Теперь, после начавшегося с 1999г. восстановления экономики, наличие уже на порядок большего текущего резерва, превратилось в проблему, расхождение мнений о способах решения, которой осложняет определение перспектив развития и структурной перестройки российской экономики.
В апреле правительство приняло решение об использовании части средств стабилизационного фонда для инвестирования в надежные облигации иностранных государств, которые дают до 5% годового дохода. Однако механизм такого инвестирования Минфином и ЦБ пока не определен, на его отработку потребуется некоторое время. В 2007г. предполагается инвестировать на зарубежных фондовых рынках около 10% стабилизационного фонда (примерно 200 млрд. руб.). Реальную отдачу соответствующие финансовые инвестиции начнут давать лишь через несколько лет. В правительстве, кроме того, обсуждается вопрос об инвестировании средств фонда в более доходные (но вместе с тем и более рискованные) акции иностранных частных (акционерных) компаний и банков. Решения по этому поводу будут приняты еще позже, а их возможная отдача представляется менее ясной, чем при инвестировании средств стабфонда в облигации. В обоих вариантах предлагается использование этих средств за рубежом, т.е. на кредитование экономики разных стран запада.
Инвестировать средства стабилизационного фонда за рубежом, конечно, предпочтительнее, чем хранить их на рублевых счетах ЦБ. Но обеспечивает ли это сохранность фонда? Приведем ориентировочный расчет при таком благоприятном допущении. Что уже в 2006г. все его средства будут инвестированы в 5%-ные государственные облигации. Тогда годовой доход от инвестиций составит 2,75 млрд.долл.(55*5%), рублевом эквиваленте это соответствует примерно 75 млрд., или около половины годовых потерь от инфляции в стране. Следовательно, полная сохранность стабилизационного фонда обеспечена не будет.
Существует еще одно направление инвестиционного применения стабфонда - его использование внутри страны для обновления и модернизации основного капитала отраслей реальной экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, самом строительстве). Аналогичные предложения высказаны видными экономистами, работающими в институтах РАН, руководителями многих предприятий, части банков, эти предложения поддерживаются отдельными оппозиционными партиями и движениями. Однако экономические министерства отвергают такие рекомендации как опасные с точки зрения инфляции, рискованные и менее эффективные в сравнении с финансовыми инвестициями за рубежом. Но каких либо доказательных расчетов по этому поводу правительственные служащие не приводят.
При этом следует иметь в виду еще одно преимущество внутренних инвестиций: они создают рабочие места и новые производственные мощности в стране, тогда как эффект финансовых инвестиций за рубежом ограничен получением дополнительного денежного дохода в иностранной валюте. Для правительственных чиновников получать гарантированный доход от внешних инвестиций вероятно проще, чем организовать эффективное расходование средств стабфонда в стране. Но это «удобство» не покрывает очевидных в этом случае потерь национальной экономики.
Таким образом, проблема эффективного использования средств стабилизационного фонда не сводится к альтернативе «внешние или внутренние инвестиции», которая продвигается экономистами и финансистами либерального направления, а заключается в выборе их целесообразной структуры, способной дать больший эффект для всей экономики. Это предполагает инвестирование части средств фонда на реализацию перспективных инвестиционных проектов внутри страны, а также оптимизацию по критерию доходности соотношения вложений средств фонда в облигации с фиксированным и акции с переменным доходом.
В газетных изданиях 2006г., т.к. «Известия»17.04.06г. и «Независимая газета» 18.04.06г. был опубликован доклад Всемирного банка «Нефтяное богатство» с обоснованиями целесообразности инвестирования средств стабилизационного фонда в акции высокодоходных частных компаний стран Запада. В докладе говорится о том, как лучше использовать средства фонда и ослабить экономику России от колебаний экспортных цен на нефть. В случае одобрения содержащихся в нем рекомендаций к 2030г. доходы от финансовых инвестиций могут, как утверждается, составить треть стабилизационного фонда, а сам этот фонд вырастет до триллионных сумм. Оценки ожидаемого эффекта от инвестиций сделаны в двух вариантах, которые отличаются пропорциями вложения средств в разные виды ценных бумаг и связанными с этим рисками. По 1 варианту стабилизационный фонд составит 2,3 трлн. долл., по 2 варианту-1,5 трлн. долл. Цифры, прямо скажем фантастические. Далее утверждается, что к 2030г. стабфонд сравняется по объему с ВВП и даже превысит его в несколько раз. В комментариях к докладу говорится о том, что в расчете на душу населения стабфонд за рассматриваемый период может составить 16,5-10,5тыс. долл. (цифры соответствуют двум вариантам оценки).
Триллионные суммы стабилизационного фонда к 2030г. не более чем мираж, которым авторы доклада ВБ пытаются поразить воображение российского правительства, общественности и деловых кругов. Не иначе как фокусом для легковерных является вероятность превращения 55 млрд. 2005г. через 25 лет в 1,5 трлн.долл. путем только одних финансовых операций, без каких-либо дополнительных усилий по развитию национальной экономики со стороны самого инвестора. То же следует сказать и относительно оценок размеров стабилизационного фонда на душу населения. Таких денег у государства не будет. Но если бы они и появились, то нет гарантии их использования на обеспечение индивидуальных потребностей граждан.
Рассмотрение доклада ВБ показывает, что предполагаемые им рекомендации относительно предпочтительности инвестирования средств стабилизационного фонда в ценные бумаги, обращающиеся на мировом фондовом рынке, выглядят, по меньшей мере, недостаточно обоснованными. При оценке представленных расчетов они должны быть сопоставлены с показателями фактической и прогнозной эффективности вложения соответствующих средств в российскую экономику. ВБ как специализированный международный финансовый орган интересует в первую очередь возможность привлечения ресурсов капитала, которые не используются в самой России. Подготовленные им материалы дают некоторые представление о том, что это может дать нашей стране как кредитору. Формально ВБ не обязан представлять расчеты эффективности помещения средств стабилизационного фонда за рубежом в сравнении с вложением их в развитие национальной экономики. Но эта обязанность не снимается с экономических министерств и ведомств, которые формируют позицию российского правительства по обсуждаемому вопросу.
Не вдаваясь в дискуссию о величине потенциальных выгод, рассмотрим методологию расчетов, прежде всего, будем исходить из того, что в 2005г. это 55 млрд. долл. и вся названная сумма направляется на приобретение облигаций, которые дают 5% годового дохода, причем доход полностью реинвестируется (срок вложений один год). Ограничимся пятилетним периодом до 2010г. (приводим далее цифры являющиеся ориентировочными).
Расчет размеров стабилизационного фонда
год |
Стабилизационный фонд |
Годовой доход |
2005 |
55,00 |
_ |
2006 |
57,75 |
2,75 |
2007 |
60,63 |
2,89 |
2008 |
63,66 |
3,03 |
2009 |
66,84 |
3,18 |
2010 |
70,18 |
3,34 |
Из этих расчетов стабфонд на конец 2006г. составит 57,75 млрд. долл., но не как не 112,75 млрд.долл.(55,00+57,75), как следует из оценки по методике доклада ВБ. Именно благодаря ей миллиарды превращаются в триллионы. За 2005-2010гг. оборот средств стабфонда суммарно равняется 303,9 млрд.долл., но на конец 2010г. реальный объем этого фонда будет 70 млрд.долл. Увеличение фонда в 2010г. по отношению к 2005г. составит 15 млрд.долл., что соответствует сумме капитализации годовых доходов за этот период.
В 2030г. стабилизационный фонд, исчисленный по приведенной схеме, составит 187,0 млрд. долл., а его рост по отношению к 2005г.- 3,4 раза; суммарная капитализация доходов от инвестирования средств оценивается примерно в 132,0 млрд. долл.
2.2 Вопросы о Стабилизационном фонде в проекте бюджета - 2007
Вопросы о Стабилизационном фонде рассматриваются сейчас в проекте бюджета - 2007. На пленарном заседании Госдумы, представляя нижней палате проект бюджета - 2007 (в первом чтении), министр финансов Алексей Кудрин привел цифры, что в среднем в этот период ВВП рос ежегодно на 6,5%, государственный долг уменьшился вдвое, а объем инвестиций в основные фонды увеличился в два раза: в 2003г. он составил 2 трлн.186млрд., в следующем году составит 4 трлн.320млрд. и к 2009г. планируется снова удвоить объем инвестиций, особенно в промышленность. Бюджет 2007г. министр назвал «бюджетом инвестиций в человека, в стратегические приоритеты», а затем ответил на традиционные на Охотном ряду вопросы, что Стабилизационный фонд разделен на резервный и фонд будущих поколений. Резервная часть составит от 7% до 10% ВВП, а все, что будет накапливаться сверх этого, составит фонд будущих поколений. На сегодня, по слова министра, объем Стабилизационного фонда составляет 6,4% ВВП, «то есть он еще не достиг нижней планки, которая должна быть резервной».
3.Сущность инвестиций и их виды.
Инвестиции – это денежные ресурсы, направленные на расширение и реконструкцию производства, повышение качества товаров и услуг, развитие НТП и человеческого капитала. Они являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию и детерминированию: они могут внезапно резко увеличиваться или падать. Так, во времена Великой депрессии в США инвестиции снизились на 100%.Между тем равновесие между инвестициями и сбережениями, как было рассмотрено ранее, одно из важнейших условий макроэкономического баланса. Однако зависимость между инвестициями и сбережениями весьма неоднозначна в силу несовпадения субъектов сбережений и инвестиций и поэтому требует управления со стороны государства.
Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста.
В масштабах национальной экономики инвестиции - это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе человеческого.
Факторы, определяющие уровень инвестиций:
1.Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.
2.Инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и , наоборот, если норма процента ниже ожидаемой прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.
3.Инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще налогового климата в данной стране или регионе. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиций.
4.Инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляционного обесценивания денег. В условиях галопирующей инфляции, когда калькуляция издержек представляет значительную неопределенность, процессы реального капиталообразования становятся непривлекательными, скорее будет отдано предпочтение спекулятивным операциям.
В целом процесс сбережений и инвестиций в большой степени представляет собой переключение экономических ресурсов от производства товаров и услуг для текущего потребления на создание современных, высокотехнологичных капитальных ресурсов.
Инвестиции можно классифицировать:
1) по месту осуществления
2) по направлениям инвестирования.
1) По месту осуществления различают инвестиции в частном секторе, когда предприятие негосударственной формы собственности строит новое сооружение, цех или покупает оборудование; в общественном (государственном) секторе - например, строительство электростанций, новых линий метрополитена и т. п.
2) Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строительство, человеческий капитал, капитальные ресурсы.
Инвестиции в запасы включают товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия.
Инвестиции в человеческий капитал имеют место в случаях, когда здоровье, образование, и профессиональная подготовка населения улучшаются в результате усилий частных лиц, деловых кругов или государств. Все это также сказывается на росте производительности труда и общем экономическом росте. Инвестиции этого рода довольно рискованны, так как не дают полной гарантии прироста дохода.
Структура отраслевых социальных инвестиций заключается в следующем: трудоемкие отрасли ориентированы в основном на «внутренние» социальные инвестиции (развитие персонала и охрана его здоровья), в то время как энерго-и материалоемкие- на «внешние» (ресурсосбережение и охрана окружающей среды). Данный факт раскрывает тезис о зависимости величины социальных инвестиций от «технологии» компании широком смысле: «легкие» отросли ориентированы в основном на работу с собственными сотрудниками, в то время как «тяжелые» вынуждены нести дополнительные статьи затрат, связанные с экологией и ресурсосбережением.
Так, в сфере профессиональных услуг на долю затрат на развитие персонала и охрану его здоровья приходится 94,2% осуществляемых социальных инвестиций, на транспорт-88,5%, в сервисных услугах-79,5%, в финансовом секторе-75,9%; затраты на экологию и ресурсосбережение в компаниях этих отраслей ничтожны. В материалоемких отраслях ситуация прямо противоположная: в черной и цветной металлургии, химической промышленности и электроэнергетике затраты на экологию и ресурсосбережение составляют более трети осуществляемых ими социальных инвестиций.
Инвестиции в капитальные ресурсы направляются в случаях, когда сбережения используются для увеличения производственных возможностей экономики путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, развития средств коммуникаций. Капитальные инвестиции имеют долгий срок службы, высокую стоимость, окупаются и возвращают доход инвестору только через довольно длительный промежуток времени. Поэтому инвестирование в капитальные ресурсы связано с большим риском. Инвестиции в капитальные ресурсы подразделяются на два вида: чистые инвестиции и инвестиции в модернизацию. Понятие «чистые, или новые, инвестиции» означает, что это те экономические ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала. Инвестиции могут направляться также на возмещение износа капитала. В этом случае они носят название инвестиций в модернизацию. Сумма чистых инвестиций и инвестиций на возмещение называется валовыми инвестициями.
4. Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.
Определяющими институциональными и финансовыми условиями инвестиционной активности самого государства и хозяйственных структур на его территории, как свидетельствует мировой опыт, являются:
1.сравнительно высокие уровень развития науки, степень ее технологического применения и, следовательно, единство стратегии развития фундаментальных и прикладных исследований, высокая доля расходов на фундаментальные прикладные исследования в расходах бюджета (4-5%) и в объеме ВВП (не менее 1,5%);
2.поддерживаемая государством институциональная система, тесно взаимодействующая с исполнительной законодательной ветвями власти, что обеспечивает разработку инновационных проектов национальной значимости, конкурентоспособных на мировых рынках;
3.законодательная база для перераспределения финансовых ресурсов в целях создания фондов, достаточных для финансирования и кредитования крупномасштабных национальных проектов, а также обязывающая бизнес к инвестициям производственной и социальной направленности;
4.формирование и использование значимых по объему централизованных и региональных инвестиционных фондов как финансовой базы стратегических инвестиций.
К сожалению, в России ни одно из названных условий не соблюдается. В стране создан механизм «отделения» фундаментальной науки от прикладной, и это нашло отражение в новой бюджетной классификации, в ликвидации самостоятельного раздела функциональной классификации расходов бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Ухудшается финансирование науки в целом, фактически разрушена отраслевая прикладная наука. В «годы реформ» (1992-2005гг.) расходы на гражданскую науку не превышали 1,7% расходов федерального бюджета, а по отношению к объему ВВП составляют символическую величину.
С 2000г. не создается Бюджет развития для реализации национальных инвестиционных проектов и не было, как это предусматривалось его статусом государственной системы кредитования инвестиционных проектов, реализуемых совместно государственными негосударственными инвесторами. Спустя 5 лет после прекращения его формирования, начиная с 2006г. становится реальностью инвестиционный фонд, величина которого (около 70 млрд.руб. в год) составит лишь около 500руб. на душу населения. Этот масштаб затрат близок к затратам на мелкие бытовые приобретения, т.е. при таких инвестициях активизировать действие факторов экономического развития практически невозможно.
При высочайшей степени износа технологического оборудования в боль шинстве отраслей не оказалось накопленного для возмещения выбытия основных фондов амортизационного фонда. В течение всего периода «реформ» он растворялся общем потоке оборотных средств предприятий, амортизационные отчисления не аккумулировались для воспроизводства основных фондов. А теперь оказывается, что чем выше степень износа оборудования, тем в меньшей степени можно рассчитывать на этот источник капитальных вложений.
Прежняя система национального планирования разрушена, а новая не создана, и в ближайшее время ее не будет, несмотря на официально декларированную политику перехода к трехлетнему бюджетному планированию. Нет и единой государственной промышленной политики. Но имеются инициативные проекты корпораций, местных органов власти. Среди них можно найти и вполне соответствующие нынешним требованиям, предъявляемым к так называемым национальным проектам. Например, известен совместный проект (с затратами около 4,5 млрд.долл.) ОАО «Автоваз» и Российского банка развития. Его суть создание «Автовазом» нового производства автомобильных двигателей. Банк развития как его финансовый агент намерен привлекать для этого синдицированные кредиты российских и зарубежных кредиторов под разрабатываемые им бизнес-планы и проекты. Подобный проект отвечает интересам структурной модернизации автомобилестроения и может быть дополнен строительством нового автозавода в г.Тольятти. Однако даже такие проекты инициируются бизнесом, а не государством.
Некоторые критерии (короткий срок, подконтрольность осуществления проекта президенту страны), важные сами по себе, не содержат прямой связи с радикальной структурной политикой в ведущих отраслях национальной экономики (промышленность, транспорт, связь, Энергетика, сел.хоз-во, строительство и др.). Именно этим можно объяснить «равное внимание» к инвестиционным проектам, в действительности содержащим акценты как на текущих, так и на капитальных расходах. Например, как равноперспективные были представлены в печати: проект РАО ЕЭС и «Руслан» по созданию инфраструктуры для строительства алюминиевого завода и Богучанской ГЭС стоимостью около 2 млрд. долл.; проект «Авиастар» (Производство самолетов «Руслан»)-1,5 млрд.долл.; проект развития нефтехимического комплекса «Татнефть»-1,5 млрд. руб. (эти проекты ниже диктуемой властями «планки» по затратам), затратный проект «Западный скоростной диаметр» (Строительство по инициативе правительства Санкт-Петербурга скоростной транспортной магистрали, которая, скорее всего, может быть платной). На присвоение статуса национального претендует также затратный проект по строительству комплекса «Москва-Сити» (более 1,5 млрд.долл.). В нем четко не просматриваются интересы первостепенной важности.
Национальные проекты следует все же связывать с масштабными инвестициями производительного социального характера, рассчитанными на инновационный прорыв в экономике и социальной сфере, реально проявляющийся в значительном повышении конкурентоспособности ранее производимых товаров или в создании качественно новых продуктов, которые не в состоянии предложить конкуренты. По целевым установкам вполне достоин иметь название национального проект строительства доступного жилья, если его осуществление не будет «приватизировано» через механизм выделения земельных участков под застройку.
Уместно заметить, что так называемая инвестиционная направленность бюджетной политики государства на 2006г. с инвестиционным фондом явно малого объема находится в рамках той «стратегии», для которой была характерна доля «капитальной» составляющей расходов федерального бюджета меньше 8% (текущие расходы составили более 92%). Ущербная «инвестиционная направленность» бюджетной политики на 2006г. вполне соответствует явно не инвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно. Видимо это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2002-2005гг. составляли (по годам соответственно) 16,2%; 16,38%; 16,29%; 16,31% ВВП, а в 2006-2008гг. прогнозируются 17,6%; 19,05%; 20,2% ВВП.
Новую институциональную инвестиционную среду и сеть быстро создать невозможно, но делать это нужно - вплоть до радикальной реорганизации Министерств экономического развития и торговли на «старте» таких преобразований. Возможно образование национального комиссариата инвестиционных программ и проектов, способного разработать и проводить в жизнь инвестиционную политику, адекватную обстановке концептуальной заданности. Полагаем, что к этой работе следовательно бы привлекать лучшие силы сохранившихся отраслевых институтов и институтов РАН.
Определяющим условием реализации национальных инвестиционных проектов стабфонда в фонд национального инвестирования (в части превышения над страховой составляющей на случай снижения мировых цен на нефть, равной 500 млрд.руб.). В нынешнем качестве он не соответствует своему названию, является встроенным в экономическую модель дестабилизатором условий экономического роста, Инструментом обесценивания валютной выручки фактором инфляции. Достаточно указать на то, что за неполных три месяца 2006г.инфляция составила 4%. Новая (инвестиционная) роль фонда состветствовала бы попыткам выхода на среднесрочную бюджетную политику и бюджетирование, ориентирование на результат. Пока что на это не направлено использование такого огромного резерва.
Застойные явления в инвестиционном процессе прослеживаются по регионам. Объем инвестиций на душу населения существенно различается по группам регионов.
Для активизации инвестиционного процесса в регионах было бы важно возродить бюджет развития но, возможно, преимущественно как источник инвестиционного кредитования регионов. При незначительности государственных инвестиций наиболее крупные корпоративные структуры пытаются использовать источники привлечения заемных (и прежде всего внешних) инвестиционных ресурсов, альтернативных банковским кредитам.
Важнейший шаг перехода к реализации воистину национальных проектов - быстрое создание институциональных условий, при которых инвестиции действительно возможны в форме достойных инвестиционных проектов. Как минимум, для этого нужны нового типа государственные проектные институты. Одновременно требуется создать условия для «внутренних» инвестиций самими корпорациями и частным бизнесом в целом. Иначе недостижимы среднегодовые темпы прироста ВВП 7,3% в год, при которых реально удвоение объема ВВП в течение десяти лет. Только в случае радикального пересмотра инвестиционной стратегии можно рассчитывать на активность в этом деле частного бизнеса.
Такое инвестирование мы наблюдаем сегодня в российской экономике. Вот уже пятый раз на побережье Черного моря проходит Международный экономический форум «Кубань». Он остается одним из главных событий экономической жизни России, активизирует инвестиционную деятельность регионов ЮФО, дает толчок к более тесному взаимодействию субъектов РФ, стимулирует приход в регион новых инвесторов. На форуме «Кубань-2006» презентует около 1500 инвестиционных проектов. Большинство из них готово к реализации, тщательно «упаковано» всеми необходимыми документами, экономически просчитано и привязано к определенной территории.
Вложения в столичный гостиничный бизнес растут с каждым днем. Компания Jones Lang LaSalle Hotels привела данные, согласно которым с 2004г.в гостиничный рынок Москвы в виде проектов строительства и сделок с недвижимостью было инвестировано более 1 млрд.доллл. По мнению аналитиков и участников рынка, интерес к гостиничному сектору будет и дальше расти.
АПК «Черкизово» планирует за три года построить в Ульяновской области свинокомплекс стоимостью более 100 млн.евро, заявил президент группы «Черкизово» Игорь Бабаев. Кроме того, по его словам, «Черкизовский» намерен развивать производство на мясокомбинате «Ульяновский» (входит в состав группы). Предприятие планирует к 2008г. увеличить производство колбасных изделий в 4,5раза-до 3,5 тыс.в месяц.
Таким образом, инвестирование одной компании влечет за собой развитие целой отросли и повышения благосостояния всей страны, тем самым увеличение доходов в государстве, что приведет к увеличению сбережения, а следовательно, эти средства имеют возможность получить другие отросли страны для своего развития или модернизации в виде инвестиций.
Национальные сбережения России вполне достаточны для того, чтобы служить источниками необходимых инвестиций. Как в СССР, так и в постсоветской России норма валового сбережения традиционно была весьма высокой: в 2000-2002 гг. она составляла 33-36% от ВВП. Если в СССР основной причиной высокого сбережения являлся дефицит товаров и услуг, то в настоящее время, рост сбережений стимулируется боязнью инфляции и снижения уровня социальной поддержки. В результате сбережения в России превышают накопления: если в 1993-1998 гг. это превышение составляло. 3-9%, то в 2000-2002гг. - уже 11-1,3%. Этот факт можно объяснить, следующими причинами:
1. Существенная часть сбережений тратилась на восстановление официальных золотовалютных резервов (до 6% ВВП) и обслуживание государственного долга, преимущественно внешнего (около 4% ВВП).
2. Основная часть разницы (до 9% ВВП) между сбережениями и инвестициями приходятся на нарастающий дисбаланс участия России в международном движении капитала: по данным Банка России вывоз частного капитала превышает его ввоз более чем на 33% (4,5 млрд. долл.) в итоге наряду с очень высокой нормой накопления большинство отраслей национальной экономики, кроме экспортоориентированных (а это, в основном, топливно-энергетический комплекс), испытывает острую нехватку инвестиций для своего роста.
Основная часть капитала вывозится из России в рамках бегства капитала, т. е. незаконного его вывоза из страны. По данным Банка России, российский частный сектор накопил за границей 66 млрд. долл. инвестиций, а по более реальным данным, более 300 млрд. долл.: по-прежнему причина этому - отсутствие благоприятного инвестиционного климата для инвестирования в производство, низкая доходность вложений в производственные отрасли, не ориентированные на внешний рынок. Слаборазвиты и ненадежны механизмы перелива капитала между секторами и отраслями, в первую очередь банковская система и фондовый рынок. В результате ускоренной приватизации сегодня на рынке доминируют частные банки, которые ориентированы не на малодоходные кредиты предпринимателям, а на валютные операции. Кредиты для бизнеса дороги и невелики.
Заключение
И подводя итоги, мы делаем вывод, что сбережения – это основа инвестиций, но на сегодняшний день в России основная доля инвестиционных проектов осуществляется за счет внешних инвестиций и частного бизнеса. Рост реального или наличного накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния в индустриальных странах, поскольку производительность труда напрямую зависит от количества и качества имеющегося производственного аппарата, включающего прогрессивные технологии, виды, материалов и энергии, интеллектуальный потенциал. В этом смысле сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции закладывают основу будущего благосостояния общества.
Отсюда следует то важное обстоятельство, что обществу постоянно приходится решать проблему выбора между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня общество инвестирует, тем богаче оно окажется завтра, и наоборот: чем большее количество ресурсов будет потреблено («проедено») сегодня, тем меньшее количество шансов на увеличение потребления в будущем. Вот почему государство заинтересовано в том, чтобы постоянно поддерживать необходимый уровень инвестиций и оптимальное соотношение между их видами.
Литература
Учебники, монографии, сборники научных трудов
1.Экономическая теория: Учебник. 2-е издание/ Под редакцией И.П.Николаевой.- М.: Проспект, 2006.
2.Экономическая теория: Учебное пособие/ Под редакцией И.П.Николаевой.- М.: Кнорус, 2005.
3. Экономическая теория: Учебник / И.П.Николаева.- М.: Кнорус, 2005.
4.Экономическая энциклопедия/ науч.ред.совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И.Абалкин. – М.ОАО «Издательство «Экономика», 1999г.
Статьи из журналов и газет
1.Е.Балацкий. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы.// «Экономист» 2006г.
2.А.Селезнев. Условия активизации инвестиционного процесса.// «Экономист» 2006г.
3.Б.Плышевский. Стабилизационный фонд: вопросы использования.// «Экономист» 2006г.
4. Потребрынок.// РБК daily.
5.О.Дмитриева. Стабфонд - это искусственный экономический тормоз.// Российская газета, 2006г.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.