Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Аудиторская проверка кредитных организаций. Коллективный договор
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.26K | Скачано: 302 | Добавлен 29.09.10 в 15:30 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Ярославль 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I
1. Правовая основа аудиторской проверки кредитных организаций 4
2. Права и обязанности аудиторских организаций 11
3. Права и обязанности аудируемых лиц 13
Глава II
1. Понятие коллективного договора 14
2. Функции коллективного договора 14
3. Стороны коллективного договора. Порядок его разработки,
заключения и изменения 15
4. Содержание и структура коллективного договора 16
5. Срок и сфера действия коллективного договора 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
Контрольная работа состоит из двух глав, в которых я раскрываю вопросы аудиторской проверки кредитной организации и коллективного договора.
В I главе, целью моей работы является, изучение особенностей аудиторской проверки кредитных организаций. Для достижения данной цели поставлены задачи: рассмотреть основы аудита и правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, раскрыть особенности проведения аудиторской проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации. Аудиторская проверка подразумевает ревизию всех правоустанавливающих и учредительных документов, бухгалтерской, отчетной и налоговой документации, а также первичных документов, которые показывают реальную картину финансово-хозяйственной деятельности компании. В ходе проверки также осуществляется контроль формирования доходов и расходов предприятия, ведения инвестиционной деятельности и учета основных средств, активов и ценностей. Продуктом аудита является заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие аспекты деятельности кредитной организации.
II глава контрольной работы, посвящена рассмотрению коллективного договора, как основы трудовых отношений в организации. Поставлены задачи: изучить основные понятия, функции, стороны коллективного договора, его содержание и сроки действия. Коллективный договор является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства и трудовому коллективу. Он имеет смешанную юридическую природу как правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива), - социальных партнеров на конкретном производстве, закрепляющий локальные нормы, повышающие социальные гарантии.
Глава I
Правовая основааудиторской проверки кредитных организаций
Правовую основу аудита составляет совокупность законодательных и нормативных актов, а также правил (стандартов), регулирующих аудиторскую деятельность. Сфера регулирования обширна и разнообразна: цели аудиторской проверки и ее виды; права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц, требование к содержанию аудиторского заключения, рабочей документации. Аудиторским доказательствам, квалификация аудиторов; порядку лицензирования и т.д.
Все правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, можно разделить на три группы:
- законодательные акты;
- нормативные документы регулирующих органов;
- правила (стандарты) аудиторской деятельности.
К законодательным актам, регулирующим аудит, в том числе и банковский, в первую очередь относится Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” в РФ, подписанный Президентом России 30 декабря 2008г. и вступивший в силу 1 января 2009г.
Закон “Об аудиторской деятельности”, сохраняя определенную преемственность по отношению к Временным правилам от 22.12.93г. и Федеральному закону “Об аудиторской деятельности” от 07.08.2001г. развивает и уточняет многие нормы, регулирующие проведение аудита в нашей стране, сближает их с международными стандартами в этой сфере.
Основные положения и новации Закона “Об аудиторской деятельности” (далее Закон) сводятся к следующему.
Формулируется понятие аудиторской деятельности, которое принципиально не отличается от ранее применяющегося: аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, за исключением частей 1-8 статьи11, вступающих в силу с 1 января 2011г. и части 9 статей 11,12 и 16 - с 1 января 2010г.
Понятие аудитор не претерпело каких-либо изменений. Им является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В 2009 году аудиторская деятельность по-прежнему осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Минфином РФ. Начиная с 1 января 2010 года, членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов будет являться обязательным (ст. 23 Закона N 307-ФЗ). Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
В Федеральном законе “Об аудиторской деятельности” подтверждено выделение обязательного аудита, сведение которого представляет государственную тайну и сопутствующих аудиту услуг. Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
4) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Законе уточнены и подробно изложены права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц. Особое место отведено раскрытию понятия аудиторская тайна и ответственность аудитора за ее разглашение. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну- аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Подробно расписан порядок контроля качества работы аудиторских фирм. При этом выделены три уровня контроля:
федеральный уровень – контроль со стороны федерального органа по аудиторской деятельности;
уровень профессиональных объединений – система контроля профессиональных аудиторских объединений;
внутрифирменный контроль качества аудита.
Контроль качества аудита предполагает изучение состава и содержания внутренней документации, которую аудиторы готовят при проверке соответствующего клиента.
В Законе определена также ответственность аудиторов за уклонение от проведения внешней проверки качества и за систематическое нарушение требований нормативных правовых актов и федеральных правил.
Отдельная статья Закона посвящена аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. До 1 января 2011 года аудиторы вправе осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося квалификационного аттестата аудитора (п. 2 ст. 15 Закона 119-ФЗ, п. 16 Приказа Минфина РФ от 12.09.2002 N 93н). С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в любых отраслях экономики.
Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Обязательные требования к претендентам: наличие высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в российских образовательных учреждениях, и стаж работы по специальности не менее трех лет. Кроме того, установлено, что каждый аудитор, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, определены его основные функции и состав:
принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 % общего состава совета.
В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
В регулирование аудиторской деятельности Законом важное место отводится аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации. Права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должен установить уполномоченный федеральный орган.
К числу других законов, регулирующих аудит, относится Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», определяющий:
основные понятия, связанные с лицензированием (лицензия, лицензируемый вид деятельности; лицензионные требования и условия; лицензирующие органы; лицензиат; соискатель лицензий; реестр лицензий; общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг);
основные принципы осуществления лицензирования;
критерии выбора лицензируемых видов деятельности;
полномочия лицензирующих органов;
порядок осуществления лицензирования( действие и срок действия лицензии, лицензионные требования и условия, принятие решения о выдаче лицензии и др.);
виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия;
порядок вступления в силу указанного Федерального закона.
Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Применительно к банковскому аудиту важным законодательным актом, регулирующим его проведение, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Во-первых, деятельность каждой кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, во-вторых, объектом проверки является достоверность финансовой отчетности, выполнение ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качество управления и состояние внутреннего контроля.
К правовым документам, регулирующим банковский аудит, также относятся нормативные акты федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности. Необходимо отметить: 1) приказ Минфина России от 27 октября 1999 №69-н, регулирующий содержание и порядок представления отчетности аудиторским организациям; 2) письмо Минфина России от 4 января 2009г. № 28-01-2/1, в соответствии с которым, установленные в приказе требования к отчетности распространены и на аудит кредитных организаций.
Кроме того нормативные документы Минфина касаются проведения аттестации, обучения и повышения квалификации аудитов, порядка аттестации профессиональных объединений при Минфине России, деятельности и состава Совета по аудиторской деятельности и др.
Важное значение, для регулирования аудита имеют правила (стандарты) и кодекс профессиональной этики аудиторов. В настоящее время, законодательно закреплено, что федеральные правила аудиторской деятельности должны утверждаться Правительством Российской Федерации. Аудиторы должны строить свои проверки в соответствии с их требованиями. В случае их несоблюдения к виновным могут быть применены соответствующие меры. Данная законодательная норма направлена на повышение качества аудиторских проверок, а в перспективе – на возможность признания за рубежом аудиторских заключений российских фирм.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер.
Профессиональные аудиторские объединения, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов внутренние правила, которые не могут противоречить федеральным правилам и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности.
Внутрифирменные правила не могут касаться планирования и документирования, составления, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности.
Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом.
Права и обязанности аудиторских организаций
Эти вопросы освещены в Федеральном законе об аудиторской деятельности и российском Правиле (стандарте) "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов".
Аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово - хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
К иным правам можно отнести право:
1) вступать в члены аккредитованных профессиональных объединений;
2) оказывать сопутствующие аудиту услуги;
3) на вознаграждение за свою работу;
4) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, а также иных специалистов;
5) обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и об аннулировании ее в установленном порядке в суде или арбитражном суде;
6) отказаться от проведения аудиторской проверки и поставить в известность об этом заказчика в следующих случаях:
а) если аудиторы являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) оказания данному экономическому субъекту услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и / или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и / или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
К иным обязанностям можно отнести следующие:
1. Аудиторы должны пройти аттестацию и ежегодно повышать свою квалификацию.
2. Аудиторские организации должны получить лицензию на право осуществления аудиторской деятельности и лицензии на оказание сопутствующих аудиту услуг, если они носят лицензионный характер.
3. Соблюдать условия конфиденциальности.
4. Отказаться от проведения аудиторской проверки, о чем поставить в известность аудируемое лицо в следующих случаях:
а) если аудиторские организации являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
б) если аудиторские организации являются их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами экономических субъектов или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) если были оказаны данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Глава II
Понятие коллективного договора
Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).
И так, коллективный договор - это соглашение, которое устанавливает дополнительные гарантии для работников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации. Такой договор призван повышать правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что установлены трудовым законодательством.
2. Функции коллективного договора
Коллективный договор выполняет сразу несколько функций:
1. Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников, ведь в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной. Например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства или, скажем, запрет на увольнение за прогул женщин с маленькими детьми.
2. Оптимизирующая функция: коллективные договоры способствуют упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда.
3. Регулирующая функция: коллективный договор позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон в связи с его положениями.
В соответствии со статьей 36 Трудового кодекса представители работников и работодателей могут проявить инициативу по проведению переговоров и заключению коллективного договора. Традиционно инициируют заключение договора сотрудники, однако с таким предложением вполне может выступить и работодатель.
В процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие их положение по сравнению с законодательством. Работникам следует понимать, что в ситуации, существующей на рынке труда, большинство из них не смогут в одиночку получить те условия труда, которые может добиться профсоюз в процессе коллективных переговоров. Коллективный договор - главный инструмент реализации защитной функции профсоюза в организации, показатель эффективности работы профкома. В нем содержится механизм реализации законных прав профсоюза, что способствует его деятельности в организации.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой. Статус коллективных договоров в развитых странах чрезвычайно высок, поскольку они являются важным, а зачастую - главным источником трудового права.
3. Стороны коллективного договора. Порядок его разработки, заключения и изменения.
Сторонами коллективного договора выступают: стороны социального партнерства – работники в лице их представителей, работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (иным локальным актом) лицом.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 42 ТК РФ).
В соответствии с ТК РФ разработку проекта коллективного договора ведет комиссия, состоящая из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Комиссия, как свидетельствует практика, готовит первоначальный вариант коллективного договора, направляет его на обсуждение в подразделения организации, анализирует предложения и замечания к нему, дорабатывает проект и выносит его на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.
Результатом рассмотрения проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников может быть:
его принятие (одобрение, утверждение);
его отклонение;
внесение в его текст изменений и дополнений, высказанных при обсуждении на собрании (конференции), и принятие (одобрение, утверждение) с внесенными поправками;
его принятие (одобрение, утверждение) в определенной собранием (конференцией) части с выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или не принятых работодателем, для последующих переговоров между сторонами.
4. Содержание и структура коллективного договора
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации.
Статья 41 ТК РФ предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В той же статье даны рекомендации сторонам коллективного договора по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре, и определено основное его содержание.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;
ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
Этот перечень не является обязательным, он лишь дает представление о том, какие проблемы могут быть предметом обсуждения при заключении коллективного договора. Тем более он не является исчерпывающим - стороны могут определить другие актуальные в данной организации вопросы организации трудовой деятельности и охраны трудовых прав.
С правовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор, подразделяются на:
обязательственные (обязательства сторон);
информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства);
нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников).
Нормативные положения должны обязательно включаться в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении в нем этих положений.
Нормативные условия (положения) коллективного договора — локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее структурной единицы. Нормативные положения призваны решать 3 группы правовых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их решения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).
По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.
В отличие от нормативных условий (положений) коллективного договора его обязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.
Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения. Это означает, что должны быть проведены переговоры сторон, их представителей в созданной для этого комиссии, обсуждение и принятие изменений и дополнений по правилам, принятым сторонами для заключения коллективного договора.
5. Срок и сфера действия коллективного договора
Срок действия коллективного договора установлен ТК РФ и не может быть более 3 лет. Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на 3 года.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода права собственности.
При реорганизации и смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, т. е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношениях независимо о того, является ли работник членом профсоюза, подписавшего коллективный договор, или не является, относится ли он к штатным или внештатным работникам, надомникам и т. д.
Заключение
Рассмотрев два вопроса, насколько это позволял объем контрольной работы, в заключение можно добавить, что аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется строго в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аудит вообще, и банков в особенности является сферой деятельности, очень жёстко регулируемой государством.
Аудиторы могут оказывать эффективную помощь руководству в осуществлении контроля не только посредством содействия в обеспечении достоверности финансовых данных и надежности используемых систем бухгалтерского учета. Они также могут обеспечить независимую экспертную консультационную поддержку по ряду важных направлений деятельности. Более того, рекомендации консультантов со стороны могут быть очень полезны для руководства в процессе проведения преобразований, не встречающих широкой поддержкой внутри организации
В наше время коллективные договоры оказывают огромное влияние на условия труда работников. Соблюдение условий коллективных договоров, их соответствие прогрессивным международным нормам, способно улучшить экономическую ситуацию в стране. Ведь, чем лучше условия труда работника, тем лучше результат его деятельности. И, я надеюсь, что в будущем все работники независимо от их положения, будут иметь такие условия труда, какие они считают нужными для хорошей работы. Все изменения в законодательном регулировании коллективных договоров характеризует развитие этих отношений в Российской Федерации.
Работодатели и работники различных организаций заинтересованы заключать коллективные договоры и определяет коллективный договор как основу трудовых отношений в организации.
Список литературы:
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.