Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Основные принципы биоэтики как науки

Основные принципы биоэтики как науки [28.09.10]

Тема: Основные принципы биоэтики как науки

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.71K | Скачано: 276 | Добавлен 28.09.10 в 20:08 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2008


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение 3

2. Выявите предмет и место биоэтике в современной науке 5

3. Дайте изложение принципов и идей биоэтики как науки 8

4. Покажите значение биоэтики как науки 12

5. Заключение 15

6. Список используемой литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ:

Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развиваются биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения практических проблем и входят в повседневную жизнь. Но они же порождают целый букет морально-нравственных  проблем, которые являются предметом рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Российский национальный комитет по биоэтике РАН создан в 1992г. В 1992г. организовалась Международная ассоциация биоэтики, которая каждые два года проводит Всемирные конгрессы.

Однако в целом Биоэтика существует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющего поля этических и правовых проблем,  как правило, не имеющих простых и однозначных решений, чем в качестве научной дисциплины со строгими о общепринятым концептуальным аппаратом. Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам.

Биоэтика можно понимать как продолжение традиционной медицинской (или врачебной) этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом является врач. Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя ответственности распределяется между обеими сторонами. Во многих случаях во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включается третья сторона — этическая комиссия (комитет).

 

ВЫЯВИТЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО БИОЭТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

На первый взгляд кажется, что между этикой и биологией нет ни чего общего. Ведь этика является отраслью социально-гуманитарного знания, исследующей сферу предписаний, норм и принципов человеческого поведения, в то время как биология – одна из естественных  наук, познающие сущность жизни.

Тем не менее, связь между этикой и биологией есть. Ведь современная наука убедительно доказала, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, одной из сторон которой является возникновение и совершенствование  способности живых организмов использовать в борьбе за существование не только физические, но и различные психологические факторы, в том числе и такие, как этические нормы.

Биоэтика как раз занимается изучением психических процессов, которые, возникнув, на ранних ступенях эволюции живого и постепенно развиваясь от элементарных форм  ко все более сложным, привели в конце концов к появлению совокупности требований и принципов, именуемых человеческой этикой.

Биоэтика по направлению своих интересов наиболее близко подходит к объекту исследования социально-гуманитарных наук, занимаясь изучением следующих основных проблем:

1) проблемы глубинных, биологических истоков этических принципов человеческого поведения, проявление зачатков этих принципов в поведении живых организмов уже на ранних стадиях биологической эволюции, причем не только у животных, но и у растений;

2) разрешения на этой основе вопросов соотношения в этических  принципах человека врожденного и приобретенного, биологического и социального, сознательного и бессознательного;

3) разработки комплекса новых этических форм, актуальность которых связана с возможностью  негативных необратимых последствий для человека крупнейших открытий современной биологии, в частности генетики.

Как видно из характера исследуемых проблем, биоэтика, оставаясь, во многом составной частью биологической науки, тесно смыкается  с такими пограничными науками, как философия, психология, а через них с этикой. В биоэтической проблематике, пожалуй, наиболее ярко  появляется  то глубокое единство естествознания гуманитарных наук, о котором говорил выдающийся русский натуралист В.В. Докучаев (1846-1903): «Существует соотношения, генетическая связь, вековая, закономерная между мертвой и живой природой, с одной стороны, и человеком, его бытом  и даже духовным миром – с другой. Именно эти отношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истиной натурфилософии – лучшую и высшую прелесть естествознания»1 

Рассмотрение основных биоэтических проблем убедительно обнаруживает глубокую истинность этой мысли выдающегося русского ученого.

Однако, хотя это положение и признается большинством специалистов по биоэтике, оно не является общепризнанным. В частности, представители недавно возникшего на стыке биологии, социологии, социологии и психологии направления, именуемого социобилогией (1975), основателем которой является американский ученый Э.Уилсон р.(1929), утверждает, что любое животное, в том числе человек, есть простая машина, обеспечивающая  сохранность заложенного в ней генетического поведения представляют собой всего лишь стратегии для наиболее активного распространения этих генов. Правда, социобиологический

_____________________________

1 Докучаев В.В. К вопросу о соотношениях живой и мертвой природой// Сочинения. – Т.8. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 56.

подход встречает серьезные возражения, прежде всего из-за возможности истолкования этой теории в духе оправдания социальной несправедливости.

В давнем споре о соотношении в человеке биологического и социального правильное решение, по-видимому, состоит в признании двойственности природы человека, сочетания в ней как преемственности, так и нарушения этой преемственности. Именно эту истину выражает древняя, китайская мудрость, гласящая, что все, что есть в зверях, присутствует и в людях, но не все человеческое присутствует в зверях.

Проблемы биоэтики имеют выраженный междисциплинарный характер, к ним причастны биологи, медики, экологи, философы и правоведы, представители религиозных конфессий. Обобщая научные, общественные и религиозные взгляды, национальные особенности, традиции они создают совокупность моральных принципов, норм и правил, которые соблюдают в своей профессиональной деятельности. Наиболее важные из них закрепляются соответствующими законодательными актами, находят отражение в международных конвенциях, декларациях, хартиях. Таким образом, важным является стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни. Важнейшая черта этических размышлений — стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей ценности ее проявлений, в том числе и ее высших — нравственных побуждений, ориентаций, поступков.

 

ДАЙТЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И ИДЕЙ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ

Биоэтику (или сложные поведенческие программы, присущие  животному миру) следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь много признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это его поведение. Хронометрия человеческого поведения показывает, в какой значительной степени биологично ваше поведение.

С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о происхождении таких важнейших проявлений человеческого разума, как мораль и этика.

В какой степени верна эта гипотеза?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что этологи (или специалисты по поведению животных) открыли у животных (и не только у высших) большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

Так же такое мораль животных (или основные принципы биоэтики)?

По мнению выдающего австрийского этолога Конрада Лоренца, это создание естественным способом врожденного заперта выполнять обычные программы поведения в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными. Значит, полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это гонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев его проявление было бы вредно, вводиться специально созданный механизм торможения. Любопытно, что культурно-историческое развитие человеческого общества происходит аналогичным образом, ведь важнейшие требования всех  моральных заповедей и кодексов – это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы, препятствующие асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение, аналогичное истинно моральному лишь с функциональной точки зрения; во всем остальном оно так же далеко от морали, как животное от человека.

Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради выполнения задачи сохранности вида.

Какой вывод можно сделать из этих любопытных факторов и закономерностей? Хотя аналоги между описанным выше «социально и нравственным» поведением некоторых животных и человека известны давно и многим, но выводы делаются различные и даже диаметрально противоположные. Так, логика рассуждения сторонников этологической трактовки социальных явлений (К.Лоренц, Р.Ардри, Дж.Скотт и др.) сводится к следующему: поскольку общепризнано, что человек произошел от животного мира предки прошли через длительную эволюцию, прежде чем стали тем, что мы называем Homo Sapiens, поскольку, считают они, человек должен обладать и всеми теми свойствами, которые присущи животным, включая и биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Сравнительно недавно возникшая социобиология доходит даже до утверждения, что в основном всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присуще ему так же как, как и всем другим представителям животного мира. Так, наш образ жизни, который, как мы считаем, создали мы сами, на самом деле в значительной мере определяется нашими генами. Социобиология утверждает, что все живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить себе наилучшие шансы на успешную передачу своих генов, т.е. носителей наследственных признаков.

Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Арди, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят к его социальным конфликтам и борьбе.

Исследователи же, стоящие на марксистских  позициях (например, австрийский философ Вальтер Холличер), считают, что человек далеко ушел от животного мира. А значит, распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы, с научной точки зрения, абсолютно бесперспективно. Человек, как подчеркивал К.Маркс, «только в обществе может развивать свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Значит человек как полностью отделившееся от животного мира существо обладает характерным, специфическими только для него чертами и признаками.

Очевидно, что диалектический подход к изучению поведения человека, исходя из двойственной природы, должен включать изучение как преемственности, так и проявления нарушения преемственности.

Базовым функциональным назначением как индивида, так и группы является сохранение видового генотипа вообще и генотипа данной популяции в частности. И групповые, и индивидуальные поведенческие реакции варьируются в пределах от ярко выраженного эгоизма до альтруизма (разумеется, термины «эгоизм» и «альтруизм» применяются в данном случае весьма условно и не содержат всего набора смыслов, обусловленных развитием человеческой культуры).

На отмеченную пару полюсообразных типовых реакций накладываются коммуникативные ритуалы, в которых и обнаруживается собственно иерархия особей и прежде всего отношения господства и подчинения. Последние включает в себя как индивидуально-статусное, так и стратовое доминирование, источники и основания которого носят множественный характер.

Следует учитывать и одно из универсальных правил биологии – для множества элементов системы характерны асимметрия взаимодействий и вытекающая из этого асимметрия взаимоотношений. В то же время исследования синхронизации поведения животных и человека показали, на самых разных уровнях интеграции - от биохимических систем организма до сложных социальных взаимодействий – обнаруживается взаимная синхронизации поведения. Следовательно, в основе социального поведения лежит принцип асимметричности взаимоотношений и влияния ее элементами. Отсюда вытекает необходимость регулятивных механизмов, использующих «нормы» поведения и иерархию организации (она устраняет конкуренцию отдельных видов поведения, чтобы сохранить целостность и порядок системы).

Значит, главный вывод, который делает биоэтика, заключается в том, что в нашем поведении, помимо действий, порожденных разумом, есть действия  мотивированные программами, доставшиеся нам от животных предков.

Но, конечно же, поведение человека не ограничивается этими животными программами. Ведь человек живет и действует, пробуждаемый множеством потребностей.

 

ПОКАЖИТЕ ЗНАЧЕНИЕ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ

Термин "мировоззрение" относится к области философии и означает отношение человека к окружающему миру, его представление об окружающем мире и своем месте в нем.

Так же, как этика, которая не только рассматривает определенные явления как наука, но и означает нравственное отношение к миру в целом, биоэтика - это мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим живым формам.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно, отношение к жизни, животным, к биогеоценозам, к биосфере и т.д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а так же развитее генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения  и поддержания жизни вступили в противоречие и просто в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими ориентациями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать,  что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте и в силовом поле тех моментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется  аксиологически нагруженной. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам. 

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом на философских и медицинских факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного медицинского образования с 2000. Курсы биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки специализированных журналов, регулярно публикующих материалы по биоэтике. Среди них следует упомянуть «Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics», «The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»; «The Hastings Center Report»; «The Journal of Medicine and Philosophy. «A European Journal» и др. В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика». В США вышло два издания четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995). С 1993 организована Международная Биоэтическая Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические конгрессы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биоэтика, таким образом, по-новому освещает структуру и происхождение человеческой морали, обнаруживая, что в нашем внутреннем мире и в нашем поведении, помимо форм, порожденных разумом, культурой, обществом, есть и формы, обусловленные древними генетическими программами, доставшимися нам от наших животных предков. Эти исследования помогают нам глубже понять смысл человеческой нравственности, ее происхождение и структуру.

Вместе с тем современная биоэтика под влиянием стремительного развития биологической науки значительно обогатила свою проблематику, пополнившись рядом новых актуальных проблем. Данные проблемы возникли в результате ряда новейших достижений биологической науки и приобрели не только собственно научное звучание, но и вызвали широкий общественный резонанс. В связи с этим потребовалась разработка целого комплекса правил и норм, которые регулировали бы не только исследовательскую работу ученых, но и порядок использования их достижений на благо общества, а не во вред ему. Совокупность этих правил и норм составила профессионально ориентированную сторону содержания биоэтики, тесно примыкающую к проблематике медицинской профессиональной этики. Выводами биоэтики в этой ее части призваны руководствоваться ученые, профессионально занимающиеся биологией и особенно исследованием таких проблем, как:

Появление этих биоэтических проблем — результат стремительного развития современной научно-технической революции, особенно в сфере биологических и генетических исследований.

Во всяком случае, успешное разрешение этих сложных биоэтических проблем станет возможным только в результате совместных усилий биологов, специалистов в области этики, права, а также при активном участии представителей различных религиозных конфессий. Обобщая научные, общественные и религиозные взгляды, национальные особенности, традиции они создают совокупность моральных принципов, норм и правил, которые соблюдают в своей профессиональной деятельности. Наиболее важные из них закрепляются соответствующими законодательными актами, находят отражение в международных конвенциях, декларациях, хартиях. Таким образом, важным является стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни. Важнейшая черта этических размышлений — стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей ценности ее проявлений, в том числе и ее высших — нравственных побуждений, ориентаций, поступков.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. В.В. Свиридов., Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Концепции современного естествознания: Под общ. Ред. С.И. Самыгина. - 7-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев, Основы современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М.; Высш. шк., 1999.
  4. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов: Под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2008.
  5. С.Х. Карпенков, Основные концепции естествознания: Учебн. пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  6. Докучаев В.В. К вопросу о соотношениях живой и мертвой природой// Сочинения. – Т.8. – М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  7. Статья из Интернета. Основные принципы биоэтики при проведении исследований на животных.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 19.71K
Скачано: 276
Скачать бесплатно
28.09.10 в 20:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе