Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Юридические лица. Правоспособность юридического лица
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.82K | Скачано: 339 | Добавлен 25.09.10 в 20:40 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2008
План: стр
Введение 3-4
1. Понятие и признаки юридического лица 5-7
2. Классификация юридических лиц 8-10
3. Правоспособность юридического лица 11-14
4. Аналитическое задание 5-16
5. Задача 17-21
Заключение 22-23
Список использованной литературы 24
Введение
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Так, уже во II—I в. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие “юридическое лицо” было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву. Бурное развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института. В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество.
1. Понятие и признаки юридического лица.
Понятие и сущность юридического лица раскрывается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой статье, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, Юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, должно обладать четырьмя признаками: 1) наличие организационного единства; 2) обладание обособленным имуществом; 3) способность нести самостоятельную имущественную ответственность; 4) возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, искать и отвечать на суде.
Организационное единство состоит в том, что данная организация имеет определенные задачи, четкую внутреннюю структуру. Формальный признак организационного единства - наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. В уставе определяются: наименование организации, ее местонахождение, предмет деятельности и порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности. Такими условиями может быть, например, решение собственника имущества (или уполномоченного им органа).
Имущественная обособленность - это наличие у организации уставного фонда, самостоятельного баланса, а для учреждений - самостоятельной сметы расходов. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у организации банковского счета. Баланс может быть и у филиала, не являющегося юридическим лицом, но тогда он называется отдельным, а не самостоятельным балансом.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Некоторые юридические лица не имеют имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а помещения и оборудование они арендуют. Из текста статьи 48 ГК возможен вывод, что не может быть признана юридическим лицом организация, не имеющая имущества на одном из перечисленных прав. Однако, обладание имуществом на одном из трех названных вещественных прав - достаточный, но не необходимый признак имущественного обособления юридического лица. Он может отсутствовать при наличии другого признака - обособления имущества посредством иных правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в признании ее юридическим лицом.
Первоначально имущество юридических лиц образуется из взносов из учредителей и участников. Учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в качестве вклада лишь право пользования вещью, тоже может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащие ему вещное право, что должно быть прямо оговорено в учредительных документах; в противном случае признается, что имущество передано юридическому лицу в собственность.
С имущественной обособленностью неразрывно связан и третий признак юридического лица - его самостоятельная имущественная ответственность. Всякая организация, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или учредителей; в свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни учредители. Только при недостатке средств имеющихся у юридического лица - учреждения, к ответственности по его долгам в порядке исключения, прямо предусмотренного законом, может быть привлечен собственник - государство (ст. 120 ГК).
Юридическое лицо - самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Каждое юридическое лицо имеет фирменное наименование, которое определяется в его уставе и фиксируется при государственной регистрации. Внутренние структурные подразделения юридического лица не могут выступать в имущественных отношениях не только от своего имени, но даже и от имени организации, в составе которой находятся.
2. Классификация юридических лиц
Юридическое лицо, являясь весьма сложным по своей природе правовым явлением, может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других.
Юридические лица могут классифицироваться:
+ по формам собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организации на юридические лица публичного и частного права.
+ по целям деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие
организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).
+ по составу учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
+ по характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить:
— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;
— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.
+ в зависимости от объема вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
— юридические лица, обладающие правом оперативного у правления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме
казенных);
— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.
+ в зависимости от личного или имущественного участия. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
+ по порядку образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
+ по составу учредительных документов. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
3. Правоспособность юридического лица.
Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).
Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права. Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности(п. 1 ст.49ГК).
Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями . Ясно, например, что государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.
Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополни' тельных, «непрофильных» видов деятельности). Вместе с тем с формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.
Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т. е. общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия — несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т. е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).
Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК) и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей Записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК) $%$ Ф»). К сожалению, в отсутствие специального закона перечень видов деятельности, для осуществления которой необходимо лицензирование, устанавливается федеральным правительством в противоречии с данным правилом ГК (см.: постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» //СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 69; № 20. Ст. 1804; № 24. Ст. 2280; № 33. Ст. 3394; № 43. Ст. 4062; 1997. № 17. Ст. 2011; №49. Ст. 5601)$%$. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и поэтому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.
Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем (ст.173 ГК). Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.
Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях (ст. 168 ГК).
4. Аналитическое задание.
№ п/п |
ДОГОВОР ЗАЙМА |
КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР |
|
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
|
1. |
Переход права собственности на предмет договора |
Переход права собственности на предмет договора |
2. |
Соглашение о возврате полученного заемщиком капитала |
Соглашение о возврате полученного заемщиком капитала |
3. |
Длящийся характер правоотношения сторон |
Длящийся характер правоотношения сторон |
|
РАЗЛИЧИЯ |
|
1. |
По субъектам договора: все субъекты гражданских правоотношений |
По субъектам договора: Заимодавец только банк или иная кредитная организация |
2. |
По предмету договора: денежные средства и вещи, определенные родовыми признаками |
По предмету договора: Только денежные средства, как в наличной, так и в безналичной формах |
3. |
Форма договора: письменная форма, устная форма возможна в случаях, предусмотренных ст. 808 ГК РФ |
Форма договора: Обязательная письменная форма |
4. |
Последствия несоблюдения обязательной формы договора: невозможность ссылки на свидетельские показания |
Последствия несоблюдения обязательной формы договора: ничтожность |
5. |
Характер договора: реальный |
Характер договора: консенсуальный |
6. |
Платность: возмездный или безвозмездный договор |
Платность: Возмездный договор |
7. |
Способ формирования долговых обязательств: Предоставление взаймы денежных средств, вещей обладающих родовыми признаками, эмиссия облигаций, выдача векселей |
Способ формирования долговых обязательств: Предоставление взаймы денежных средств |
5.Задача.
Государственное предприятие было преобразовано в арендное, и с ним был заключен договор аренды с правом выкупа. Часть имущества была выкуплена в момент преобразования предприятия в аренду, а остальное имущество арендатор выкупал в момент поступления частями.
Еще до истечения срока аренды служба по управлению государственным имуществом потребовало расторжения договора аренды, ссылаясь на то, что предприятие относится к федеральной собственности и подлежит преобразованию в казенное предприятие.
Администрация и трудовой коллектив возражали против расторжения договора аренды, указывая на то, что срок аренды не истек, большая часть уже выкуплена, а оставшееся будет выкуплено в сроки, обусловленные договором. Кроме того, членам трудового коллектива в имуществе предприятия принадлежат вклады, на которые начисляются дивиденды. Поскольку государственная служба к соглашению не пришла, спор был передан в арбитражный суд
Юридический разбор задачи:
В данной ситуации рассматриваются имущественные отношения. Субъект правоотношения трудовой коллектив предприятия, объект арендованное предприятие.
Спор состоит в том, что служба по управлению государственным имуществом требует расторжения договора аренды, ссылаясь на то, что предприятие относится к федеральной собственности и подлежит преобразованию в казенное предприятие.
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. В данной ситуации не указано на основании чего предприятие относится к казенному (по необходимости разработки отдельных видов производимой продукции, по необходимости осуществления определенной деятельности и т.д.)
Статья 624 ГК РФ "Выкуп арендованного имущества" определяет:
1. В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что
арендованное имущество переходит в собственность арендатора по
истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения
арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
2. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в
договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным
соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее
выплаченной арендной платы в выкупную цену.
На первый взгляд может показаться, что в данной статье речь идет об общем правиле, касающемся как государственного, так и частного имущества.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. А законодательство о приватизации не всегда ставило право выкупа в зависимость от его наличия в договоре аренды, то есть предусматривало периоды времени, когда право выкупа можно было реализовать при его отсутствии в договоре аренды и наоборот, когда наличие в договоре права выкупа не позволяло реализовать это право.
Для того чтобы разобраться с указанными периодами времени, сделаем анализ законодательства о приватизации.
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий
осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе,
посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем
выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.
2. Приватизация имущества государственного или муниципального
предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа,
заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации", осуществляется следующими способами:
- в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот,
предусмотренных для трудового коллектива государственного к муниципального предприятия;
- путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.
Таким образом, приватизация недвижимого имущества стала регламентироваться Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535, где впервые появился раздел 4 "Приватизация недвижимого имущества".
В пункте 4.1. указанного раздела определены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, приватизация которых возможна. К ним относятся:
Согласно пункту 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют:
1) лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; 2) акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения;
3) арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Таким образом, по договорам аренды, заключенным до 3 июля 1991 года, выкуп государственной и муниципальной недвижимости, сданной в аренду, осуществлялся лишь при наличии в договорах аренды права на выкуп объекта аренды. А начиная с 4 июля 1991 г. и по 27 июля 1997 г. (окончание действия Закона N 1531-1) выкуп арендованной государственной и муниципальной недвижимости был возможен только по договорам аренды с правом выкупа, заключенным на конкурсе или аукционе, и в других случаях, предусмотренных Основными положениями.
Заключение
В заключении необходимо подчеркнуть, что юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица.
Отмечают четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности – достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическом лицом. Это:
- организационное единство юридического лица;
- обособленное имущество, которое создает материальную базу деятельности такого образования;
- принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица;
- возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, категория юридических лиц – это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, 2008.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). - М., 1997.
3. Теория государства и права (под ред. М.Н. Марченко) - М., 1998.
4. Основы права /под ред. А.В.Мицкевича. - М., 1999.
5. Заменгоф З.М., Шугаев А.А. Закон о государственном предприятии. - М., 1989.
6. Витрянский В. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц // Закон. – 2001. - № 12.
7. Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка. - Государство и право. - 1993. - № 9.
8. Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. - М., 1999.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.