Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по анализу и оптимизации налогооблагаемой базы »
Тема: Налоговое бремя
Раздел: Бесплатные рефераты по анализу и оптимизации налогооблагаемой базы
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.50K | Скачано: 331 | Добавлен 13.06.10 в 13:58 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2010
Содержание
Введение 3
1. Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие 4
2. Определение налогового бремени 6
Заключение 16
Список литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.
Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.
В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Основными задачами контрольной работы, является:
Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие
Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.
В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.
Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя — это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период[3].
На макроэкономическом уровне налоговое бремя — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (СОП)[5].
Под налоговым бременем понимается в целом для страны отношение общей суммы взимаемых налогов к величине СОП. а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
Таким образом, общепринятого определения понятия налогового бремени в зарубежной и отечественной экономической литературе нет.
Можно дать следующее определение: налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта — это относительный показатель характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах. рассчитанных с учетом требований налогового законодательства но формированию различных элементов налога[4].
Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.
Несмотря на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки и налоговая политика каждой организации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, мы считаем возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:
1) элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
2) льготы и освобождения, в т.ч. от исполнения обязанностей налогообложения;
3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
4) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в т.ч. в свободных зонах, действующих на территории России.
Определение налогового бремени
В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне ВВП, на уровне фирмы — добавленная стоимость.
Цифровые значения налогового бремени, содержащиеся в современной отечественной экономической литературе, различаются.
Существует большое количество мнений по расчету налогового бремени, и, адаптируя данные предложения к современным условиям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъектов, целесообразно учитывать в нем следующие основные факторы, как снижающие, так и повышающие тяжесть обложения:
1) уровень развития соответствующей страны и характер государственных расходов;
2) особенности первоначального накопления капитала и формирования финансовых ресурсов соответствующего хозяйствующего субъекта с учетом формы собственности и организационно-правовой формы;
3) участие или нет в государственных инвестиционных и других аналогичных программах, соглашениях о разделе продукции, получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам.
Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер, для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы.
В экономической литературе предлагаются различные модели математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать в основные группы:
Нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношениях, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в РФ находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия в отношении сумм налогов, включаемых в расчет:
Нет единства и в определении обобщающего показателя, к которому могут относиться налоговые платежи. К таким показателям относят:
Согласно этой методике коэффициент налогового бремени на хозяйствующие субъекты оценивается, как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции, включая выручку от прочей реализации:
НБХС= (НП/ВР)*100,
где НБХС – коэффициент налогового бремени на хозяйствующий субъект;
ВР – общая выручка от реализации продукции и прочей реализации,
включая косвенные налоги;
НП — все налоговые платежи, уплачиваемые организацией.
Показатель налогового бремени, рассчитанный по данной методике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации продукции. Естественно, чем больше его величина, тем выше налоговое бремя на организацию.
В определенной мере аналогом данного показателя налогового бремени является доля налоговых платежей в структуре цены на тот или иной товар.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.
Е. А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
1) сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, т.е. суммой начисленных платежей;
2) в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
3) сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
4) сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации[1].
Согласно данной методике, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:
АНН=НП + ВП + НД,
где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;
НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;
ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД—недоимка по платежам.
Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты. Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:
ВСС = В-МЗ-А + ВД-ВР
или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П [1],
где ВСС — вновь созданная стоимость;
В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);
МЗ — материальные затраты;
А — амортизация;
ВД — внереализационные доходы;
ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);
ОТ — оплата труда;
НП — налоговые платежи;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации.
В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ОНН = (АНН/ВСС) * 100%.
Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации.
Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.
Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М. И. Литейным; согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:
Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника» средств для их уплаты:
где Ʃ (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;
Ʃ ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
НН=( Ʃ (НП+ВП) /( Ʃ ИС)) * 100%[2]
М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая, исчисляется следующим образом:
ДС = В - МЗ
или
ДС=ОТ + НП + ВП + П + А,
где ДС — добавленная стоимость;
ОТ — оплата труда;
НП — налоговые платежи;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации;
А — амортизация.
В отличие от Е. А. Кировой, М.И. Литвин не исключает из добавленной стоимости амортизационные отчисления.
Предложенная М. И. Литвиным методика «счисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента[2]
Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты[7].
Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:
ДС = А + (ОТ + ВН) + НДС + Но + П,
ДС — добавленная стоимость;
А - амортизация;
ОТ - оплата труда;
ВН - платежи во внебюджетные фонды, начисляемые на оплату НДС - налог на добавленную стоимость;
Но - налоги с оборота;
П - прибыль.
Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:
В=ДС + МЗ.
С учетом изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота), формула добавленной стоимости примет следующий вид: ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС+ П,
где ЕСН — единый социальный налог.
Согласно методике А. Кадушкина и Н. Михайловой вводятся структурные коэффициенты:
Кот = (ОТ + ЕСН) / ДС
Ка = А /ДС
Кс = ДС / В
Достоинством данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог[7].
Основные принципы предлагаемой методики заключаются в следующем:
общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи, является добавленная стоимость продукции (ДС = В - МЗ).
Для организации важное значение имеет наличие реальных финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Следует учитывать, что сумма выручки рассчитывается по методу начисления, в результате добавленная стоимость определяется исходя из объема отгруженной продукции. Но при этом образовавшаяся дебиторская задолженность хозяйствующего субъекта может иметь длительные сроки погашения. Таким образом, денежные средства, полученные реально от реализации продукции в текущем периоде, как правило, значительно меньше той суммы, которую организация должна получить, если бы ее дебиторы своевременно оплатили поставки продукции. В целях компенсации недополученных денежных средств организации вынуждены привлекать заемные средства в виде кредитов банков или накапливать кредиторскую задолженность[5].
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным ввести еще один показатель налоговой нагрузки — коэффициент денежного изъятия, представляющий собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам:
НН = ((НП) / (ДС – КБ)) * 100,
где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);
ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;
КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.
Заемные денежные средства следует исключать из общей суммы полученных денежных средств, поскольку они привлекаются лишь в целях преодоления недостаточности денежной массы в обращении, а не в результате ведения организацией производственного процесса.
Таким образом, предложенная автором формула расчета позволяет определить удельный вес налогов, подлежащих уплате, в общем объеме полученной денежной массы от реализации продукции (работ, услуг) или имущества[6].
Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения может быть определена по формуле:
Налоговая нагрузка Налоговые издержки, относимые на конечные финансовые результаты
на прибыль = ______________________________________________________________
до налогообложения Прибыль до налогообложения
С использованием подобного методического подхода можно определить и налоговую нагрузку на чистую прибыль предприятия:
Налоговая нагрузка Налоговые издержки, относимые на чистую прибыль
на чистую прибыль = ______________________________________________________________
предприятия Чистая нераспределенная прибыль
Достоинством рассмотренных методических подходов является то, что они позволяют рассчитать влияние каждого налога на источник его уплаты[6].
В экономической литературе предлагаются и другие методические подходы по определению налогового бремени на микроуровне. На наш взгляд, преимуществом вышеперечисленных методических подходов является возможность их применения в любой коммерческой организации, независимо от ее отраслевой принадлежности. К их достоинствам относится и то, что все используемые в расчете показатели отражаются в отчетности экономического субъекта, а это значительно сокращает процесс расчетов и не требует дополнительных затрат по привлечению специалистов в области налогового планирования.
Каждый из применяемых методов определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов имеет как свои преимущества, так и недостатки. При этом не один из разработанных показателей уровня налогового бремени не является универсальным, т. е. мог бы гарантировать сопоставимость налоговой нагрузки в различных отраслях экономики. Однако каждый из приведенных показателей может использоваться экономическим субъектом для оценки эффективности проводимой налоговой политики государства в области налогообложения и ее влияния на результаты деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.
В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.
Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.
Существует большое количество мнений по расчету налогового бремени, и, адаптируя данные предложения к современным условиям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъектов, целесообразно учитывать в нем следующие основные факторы, как снижающие, так и повышающие тяжесть обложения.
Нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношениях, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства.
Каждый из применяемых методов определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов имеет как свои преимущества, так и недостатки. При этом не один из разработанных показателей уровня налогового бремени не является универсальным, т. е. мог бы гарантировать сопоставимость налоговой нагрузки в различных отраслях экономики. Однако каждый из приведенных показателей может использоваться экономическим субъектом для оценки эффективности проводимой налоговой политики государства в области налогообложения и ее влияния на результаты деятельности организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.