Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государственная Дума и её функции

Государственная Дума и её функции [08.02.10]

Тема: Государственная Дума и её функции

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.00K | Скачано: 284 | Добавлен 08.02.10 в 12:49 | Рейтинг: +17 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


ПЛАН

Введение 3

1. Понятие и сущность Государственной Думы 4

2. Функции Государственной Думы 6

3. Структура Государственной Думы 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства.

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.

Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. В данной работе будут рассмотрены понятие, функции и структура Государственной Думы.

 

1. Понятие и сущность Государственной Думы

В соответствии с действующим законодательством, на федеральном уровне, субъектами государственной власти в нашем государстве являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, высшие суды РФ, Генеральная прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Федеральное Собрание РФ – российский парламент – представлено Советом Федерации (верхняя палата – палата представителей субъектов Федерации) и Государственной Думой (нижняя палата – палата представителей народа).

 Источник: статья 95 действующей Конституции РФ

Статус Государственной Думы как нижней палаты российского парламента определен в главе 5 Конституции РФ.

Госдума состоит из 450 депутатов. Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации. Депутатом Госдумы первого созыва мог одновременно являться член Правительства РФ. (согласно переходным положениям Конституции России).

Источник: статья 97 Конституции РФ

С 2007 года депутаты Госдумы избираются по пропорциональной системе, (по партийным спискам).

С 2005 года проходной барьер повысился до 7%. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Государственную Думу.

Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе.

Первая Госдума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года. Срок полномочий остальных созывов Госдумы – 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

Выборы в Госдуму были в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах.

Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместитель. При этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Госдумы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

 

2. Функции Государственной Думы

Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия Государственной Думы и дает ей право выносить постановления по ним.

1. Дача согласия Президента РФ на назначение председателя правительства РФ;

Согласно ст. 111 Конституции РФ, предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в его должность или в такой же срок после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры РФ Госдумы.

Госдума обязана рассмотреть внесенную Президентом РФ кандидатуру Председателя в течение недели.  Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Госдуме программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов.

По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ принимается по усмотрению Госдумы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. 15 апреля 1998 г. Госдума внесла поправку в свой Регламент, согласно которой большинством от общего числа депутатов может быть принято решение об открытом голосовании по данному вопросу. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы.

Госдума вправе отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру, после чего Президент РФ вносит на рассмотрение Госдумы ту же самую или иную кандидатуру.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

2. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в  том числе по вопросам, поставленным Госдумой;

3. Решение вопроса о доверии Правительству РФ;

 Порядок осуществления данного полномочие конкретизирован ст. 117 Конституции РФ и Регламентом Госдумы. Согласно ст. 117 Конституции РФ, Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. В случае выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства, либо распускает Госдуму.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ кандидатуру на эту должность представляет Президент РФ.

Кандидатура рассматривается на заседании комитетов Госдумы по бюджету и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносят свое заключение. Кандидат выступает перед Госдумой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Председатель ЦБ РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ решается Госдумой по представлению Президента РФ. Как и в случае назначения, представление Президента РФ предварительно рассматривается на заседании тех же Комитетов Госдумы. Решение об освобождении от должности Председателя ЦБ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Если решение об освобождении не принято, освобождение считается несостоявшимся.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

Председатель Счетной палаты назначается Госдумой сроком на 6 лет. Им может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области госуправления, госконтроля, экономики, финансов. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Госдумы, Председателем Правительства РФ. Председатель Счетной палаты не может быть также депутатом Госдумы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

 Аудиторами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Госдума назначает шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Госудумы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

6. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

 Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Госдумой. На должность назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Госдумы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести». Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

7. Объявление амнистии;

Амнистия – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким.

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

8. Выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения от его должности;

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Госдумы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Эта статья – не единственная статья Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется компетенция Государственной Думы. Так, ст. 71 Конституции РФ определяет предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам совместного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. Статья 104 устанавливает: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу». Наконец, ст. 105 констатирует: «Федеральные законы принимаются Госдумой». Таким образом, в силу взаимосвязи перечисленных статей Конституции РФ законодательную компетенцию Государственной Думы как федерального законодательного органа составляют все вопросы, перечисленные в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Ст. 103 Конституции РФ посвящена иной, не законодательной компетенции Госдумы.

 

3. Структура Государственной Думы

§        Председатель Думы, заместители председателя

Председатель Госдумы, первые заместители Председателя Госдумы и заместители Председателя Госдумы избираются из числа депутатов Госдумы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Госдума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Госдумы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Госдумы.

Кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Госдумы.

Депутат считается избранным Председателем Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.

Решение об освобождении Председателя Госдумы, первых заместителей Председателя Госдумы и заместителей Председателя Госдумы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов  Думы.

Решение об избрании первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.

§        Совет Думы

Совет Госдумы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Членами Совета Госдумы с правом решающего голоса являются Председатель Госдумы, первые заместители Председателя Госдумы и заместители Председателя Госдумы. Заседание Совета ведет Председатель Госдумы.

Заседание Совета Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов Совета Госдумы и лиц, наделенных правом решающего голоса, составляет более половины от общего числа членов Совета Госдумы.

Депутат Госдумы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Госдумы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам  Думы, в депутатские объединения и комитеты Госдумы.

Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными Регламентом.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Комитеты и комиссии Госдумы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Госдумы данного созыва. Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

 

Заключение

 Парламент России является единственным законодательным органом власти РФ. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

Государственная Дума осуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функцию назначения должностных лиц, выработку рекомендаций. Для осуществления данных функций и образуются специальные органы Думы, которые и были рассмотрены в данной работе.

 

Список литературы

1. Политологи: учебник под редакцией С.Г. Киселева – М.: ТК Велби, издательство ПРОСПЕКТ, 2008 – 480с.

2. Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367с.

3. Смирнов Г.Н, Петренко Е.Я., Сироткин В.Г., Бурсов А.В, Политология: учебник – М-ТК Велби, издательство ПРОСПЕКТ, 2008 – 336с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+17
Размер: 16.00K
Скачано: 284
Скачать бесплатно
08.02.10 в 12:49 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе