Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Социальные мифы как основа манипулирования

Социальные мифы как основа манипулирования [08.02.10]

Тема: Социальные мифы как основа манипулирования

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.40K | Скачано: 202 | Добавлен 08.02.10 в 12:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Социальные мифы как основа манипулирования 4

2. Способы и пределы манипулирования 7

Список литературы 11

 

Введение

Наибольшую опасность для граждан и демократическо­го государственного устройства представляет использова­ние СМИ в целях политического манипулирования. Оно представляет собой скрытое управление политическим со­знанием и поведением людей с целью принудить их дейст­вовать (или бездействовать) вопреки собственным интере­сам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и сводить на нет официально про­возглашаемые государством демократические принципы.

Требуя большей гибкости в политике, манипулирова­ние как способ социального управления имеет для его субъ­ектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическим методами господства. Оно осуществляется не­заметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения много­численных политических противников.

 

1. Социальные мифы как основа манипулирования

Социальные мифы, являющиеся искаженными представлениями о действительности, сознательно внедряемыми в сознание людей с целью формирования нужных социальных реакций. Самое любопытное в социальных мифах то, что большая часть общества воспринимает их не как вымысел, а как естественное положение вещей. Под воздействием социальных мифов история возникновения и развития государств и этносов, как правило, искажается настолько, что ее объективный анализ можно осуществлять только путем критического сопоставления различных источников. Однако так в теории. На практике во многих случаях подобный анализ серьезно затруднен из-за пристрастной субъективности авторов или заказного (т.е. изначально лживого) характера большинства источников информации. По сути дела, вся письменная мировая история с самого начала является объектом постоянных манипуляций.

Под воздействием социальных мифов история возникновения и развития государств и наций, как правило, искажается и мифологизируется настолько, что ее объективный анализ теоретически возможен только при критическом сопоставлении различных источников. Однако в большинстве случаев это практически невозможно из-за пристрастности, субъективности или ангажированности исторических или других источников информации. По сути дела, вся мировая история стала объектом постоянных манипуляций. В этой связи видный американский ученый К.Рид отмечал, что "историк находит в прошлом то, что ищет. Он отбирает, излагает и подчеркивает факты в соответствии с той концепцией, которая социально желательна и востребована, и рассказывает об эволюции общества, постоянно имея в виду это обстоятельство"

Мифотворчество - неотъемлемая часть политики. Для новейшей истории, в которую последовательно превращается политика, характерно присутствие альтернативных материалов, которые позволяют вскрыть механизмы искажения и умалчивания, фальсифицирование многих политических событий и мифологизацию политических деятелей.

Социальный миф - основной инструмент манипуляции общественным сознанием. Специалисты отмечают, что "возможности для возникновения и распространения массового социального мифа, а также для злоупотребления им с помощью средств массовой коммуникации в современном обществе не уменьшились, а во многом увеличились".

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую науч­ную разработку и широкое практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного ма­нипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Мифы составляют фундамент всей иллюзорной карти­ны мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулиро­вания выступали мифы о частной собственности как глав­ном источнике социального зла, о неизбежности краха ка­питализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единст­венно верном социальном учении — теории марксизма-ле­нинизма.

В США, по мнению американского профессора-либерала Г. Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об ин­дивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтрали­тете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ; о неизменной эгоисти­ческой природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плю­рализме СМИ, которые в действительности, несмотря на оби­лие источников, контролируются крупными рекламодателя­ми е правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

 

2. Способы и пределы манипулирования

Способы манипулирования

Для укоренения социальных мифов технология мани­пулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фак­тов, замалчивание неугодной информации, распростране­ние лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда с целью обеспечить доверие аудитории объективно я подробно освещаются конкрет­ные, малозначительные детали и одновременно умалчива­ются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (в этом случае для компрометации и отторжения слушателями лиц или идей им без доказательств наклеивается негатив­ный ярлык, например, «империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинист», «бандит» и т.п.) и др.

Существует множество специальных приемов лингвис­тического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, несущих разный оценочный от­тенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального госу­дарства, в зависимости от политического пристрастия раз­личные СМИ называют то борцом за свободу, то сепаратис­том, то террористом, то партизаном, то боевиком.

Для каждого информационного жанра, наряду с общи­ми приемами манипулирования, существуют и специаль­ные способы. Телевидение, например, для формирований у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугод­ным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует засня­тые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует громкие раз­влекательные шоу и т.д.

Современные манипуляторы умело используют законо­мерности массовой психологии. Так, один из широко рас­пространенных внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том. чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипулято­рам политической позиция, в ее победе. Это заставляет лю­дей, придерживающихся иных взглядов, из-за страха ока­заться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания оппонентов голос настоящего или мнимо­го большинства становится еще громче, что еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятой» позиции или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая победу манипулято­рам. Метод «спираль умолчания» в последние годы широко использовало российское телевидение в периоды избира­тельных кампаний.

Манипулирование широко применяется не только в то­талитарных и авторитарных государствах, где оно часто является доминирующим методом деятельности СМИ, но и в современных западных демократиях, особенно в партий­ной пропаганде и во время избирательных кампаний, Сегодня ни одна президентская или парламентская избира­тельная кампания в странах Запада и многих других госу­дарствах не обходится без использования приемов манипу­лирования и рекламы, которые, тесно переплетаясь между собой, создают у зрителей представления о политике, весь­ма далекие от реальности.

Как показываются эмпирические исследования, «сред­ний» избиратель обычно судят о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в пос­ледние годы и в России успешно развивается целое направле­ние рекламного бизнеса — имиджмейкинг, занимающееся созданием привлекательных для избирателей образов по­литических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы — имиджмейкеры и организаторы изби­рательных кампаний — диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но я содержание вы­ступлений, которые обычно изобилуют множеством заман­чивых обещаний, забываемых после победы на выборах.

За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой кандидатов избирателю бывает трудно разли­чить их истинные деловые и нравственные качества, опре­делить политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, за­ранее запрограммированный специалистами по формиро­ванию массового сознания.

Пределы манипулирования

Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования об­щественным мнением определяет прежде всего уже суще­ствующее состояние массового сознания, сложившиеся стереотипы и взгляды людей. Для того чтобы быть эффек­тивным, манипулирование должно опираться на ментали­тет и бытующие представления населения. Хотя под воз­действием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

Существенными препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируе­мые властью системы коммуникаций: семья, родственни­ки, знакомые и друзья, ивтеракционные группы, склады­вающиеся в производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при мо­нополии его инициаторов на СМИ, экономическую и поли­тическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные (проверяющие) возможности индивиду­ального и группового опыта применительно к политике ог­раничены и допускают различные интерпретации.

Так, например, провал экономической политики пра­вительства можно объяснять по-разному: его некомпетент­ностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период ре­формирования, происками оппозиции или враждебных го­сударств и т.п. Наиболее слабые защитные механизмы про­тив манипулирования существуют у населения в области новой проблематики, по которой у него еще не сложилось мнение.

 

Список литературы:

  1. Политология: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ», Филологическое общество «СЛОВО», 2001. – 576с.
  2. Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.40K
Скачано: 202
Скачать бесплатно
08.02.10 в 12:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе