Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Раскрытие вклада индийской цивилизации в мировую культуру
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 41.66K | Скачано: 304 | Добавлен 28.12.09 в 12:04 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2009
Оглавление
Введение 3
Основная часть: 5
1. Периодизация истории Индии 5
2. Первые цивилизации долины Инда 5
3. Экономика Древней Индии 6
4. Сельское хозяйство, ремёсла и торговля 8
5. Наука 10
6. Особенности индских городов 11
7. Политическая организация и социальная структура 12
8. Упадок городов 13
9. Ведийский период 14
10. Мадахско-Манурийский период 15
11. Социальная структура индоариев периода вед 17
12. Варно-кастовая система 19
13. Индия в средние века и в наши дни 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена ещё в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.
Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий.
На культуре Индии сильно сказалось то, что она вобрала в себя частички культур и религий всех стран континента. Поэтому на ее территории сосредоточено большое количество разнообразных религий, языков, видов искусства и разнообразных вкусовых пристрастий населения. Как правило, в основе индийского искусства находится религия, поэтому для правильного его восприятия и трактовки, не лишним будет предварительно почерпнуть знания о верованиях и истории Индии. Основными направлениями искусства являются: классический индийский танец, индусская религиозная и военная архитектуры, скульптура, миниатюрная живопись и конечно гипнотическая индийская музыка. Творческий потенциал Индии продолжает развиваться и процветать, а в настоящее время самым ярким и популярным его проявлением есть индийский кинематограф.
Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. А в более поздние эпохи оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов.
Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом её красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны. В силу того, что в Индии 25 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация и разные религии.
Основная часть
1. Периодизация истории Индии.
С древнейших времён полуостров Индостан был заселён человеком — племенами экономики дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока — водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в самобытности населения и его культуры. Первые земледельческие поселения на территории Индии возникли в V-IV тыс. до н.э.. Заселение шло с севера, через Иран и Афганистан. В IV тыс. до н.э. осваивается долина Инда и его притоков, где складывается более продуктивная система земледелия с использованием полей, орошаемых разливами рек. Идёт интенсивное развитие общин индской долины, развивается гончарное ремесло и обработка металлов.
Индская (Харрапская) цивилизация складывается ко второй половине III тыс. до н.э.. Одним из древнейших поселений городского типа на территории Индии была Хараппа. Найденные источники позволяют сделать вывод о местном происхождении культуры Хараппы. Датировка Хараппы долгое время была дискуссионным вопросом, наиболее принятой сейчас является: 2500 (2300)-1800 (1750) гг. до н.э. Это третья по древности цивилизация после Двуречья и Египта. Культура распространялась на юг и восток, колонизируя новые области, где формировались её различные варианты. Некоторая разноплановость внутри огромной цивилизации отражала различную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели цивилизации.
3. Экономика Древней Индии
С раннего времени Индия находилась в тесных историко-культурных связях со странами Востока, а позднее и с античным миром.
Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро, крупнейший для своего времени, и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей. В городах имелся водопровод. Вода поступала в город и разводилась по его территории по керамическим трубам. Для того чтобы не было утечки воды, на концах труб имелись фланцы. Стыки труб уплотнялись асфальтом. В домах богатых людей были ванные комнаты и туалеты. Город имел и канализацию. Сточные воды из жилых домов попадали в уличные канализационные сети и по ним выводились за пределы города. Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения. Жители имели свою иероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.
Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. — сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.
Высокого уровня достигли ремёсла. В керамическом производстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи обжигались в специальных печах. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро. Производились бронзовые и другие сплавы металлов. В металлообработке уже применялись литье, ковка листа и заклепки. В ткацком производстве в качестве сырья использовался хлопок. Было развито ювелирное мастерство. Изделия изготовлялись из золота, серебра, камней.
В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Они разрушили древние города. Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами.
Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями. Они присвоили себе право распределения общинных продуктов и военной добычи.
Постепенно, в целях сохранения полученных привилегий и захваченных общинных ценностей, в Индии создается социальная система вари (каст). Законами Ману и Анастамбы все жители страны разделились на четыре касты: брахманов (жрецы), кшатриев (воины) – две привилегированные касты, вайшиев (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (люди, не имеющие имущества, и рабы). Законы запрещали смешение людей разных каст.
К VI в. до н. э. в северо-восточной части Индии существовало несколько государств. Наиболее крупными были Магадха и Кашала, боровшиеся за гегемонию в этом районе. В V в. до н. э. Магадха побеждает в этой борьбе.
4. Сельское хозяйство, ремёсла и торговля
Главным занятием населения было сельское хозяйство. Использование удобрений и ирригации при благоприятных природно-климатических условиях позволяло снимать два урожая в год. Культивировались несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, бобовые, в том числе горох, дыня, рис, хлопок, который вывозился. Появилось шелководство. Развивалось садоводство. Среди домашних животных были коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы, собаки и кошки. Делаются предположения о приручении слона.
Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности — один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги — 1/6 часть урожая.
С развитием имущественного расслоения в общинах всё большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены были брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царём земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой.
С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремёсла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремёсел, объединяться в особые группы – цеха и гильдии. Как правило, ремесленники одного из видов ремёсел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.
Многочисленные данные свидетельствуют о городском ремесле. Из бронзы изготовлялись мечи, ножи, наконечники для копий и стрел, топоры, зеркала и др. Известны плавка, литьё и ковка металлов. Использовались также медь, свинец и драгоценные металлы. Для изготовления металлических фигурок применялся так называемый метод потерянного воска. Обрабатывался камень, изготовлялись зернотёрки, гири, предметы вооружения. Процветало гончарное дело, ювелирное искусство, художественные ремёсла (резьба по камню и кости, изготовление печатей и др.). Развиты прядение и ткачество. Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шёлка. Хлопок, как сырьё и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.
С развитием ремёсел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Важную роль в экономике играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом. Ввозилось сырьё для ремесленного производства, драгоценные и полудрагоценные камни. Торговые и культурные связи с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Сухопутная и морская торговля с Месопотамией. Связи с Двуречьем и влияние культуры шумеров несомненно (схожие мифологические сюжеты, строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность)).
5. Наука
Расцвету экономики Древней Индии в VI— III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии» математики, медицины.
В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие основой письменности в странах Юго-Восточной Азии. Многие произведения на языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма.
Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, в VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.
Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. В VI в. н. э. пишутся астрономические трактаты. Индусы установили вращение Земли вокруг своей оси и отражение Луной света Солнца.
Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пытались лечить. Изучаются лечебные свойства растений и составляются лекарства. Появляются врачи различных специальностей: хирурги, терапевты. Составляются первые медицинские трактаты, например, в I в. н. э. трактат Самхита Чарака, затем трактат Сушрута Самхита. Индийские хирурги разрабатывают множество медицинских инструментов. Так, в трактате Сушрута описывается 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент, в том числе скальпели, зонды, шприцы, пинцеты, иглы и т. д. Врачи делали глазные операции, операции по зашиванию кишок, пластические операции (исправление носа, восстановление оторванной мочки уха и др.). Все это свидетельствовало не только о мастерстве медиков, но и мастерстве ремесленников, изготовлявших тонкие медицинские инструменты. Знания индийских медиков перешли к арабам, а затем дошли до европейских специалистов.
О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствуют: монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Внутри цитадели Мохенджо-Даро обнаружены зернохранилище, дворец правителя, крытый рынок, бассейн, вероятно для ритуальных целей.
7. Политическая организация и социальная структура
Хорошо налаженной городской жизнью руководила сильная администрация. В цитадели находился дворец правителя (правителей), а также городские власти, осуществлявшие функции контроля за сложной системой городского водоснабжения и канализации и общественных амбаров. Огромные зернохранилища наводят на мысль о централизованных государственных хозяйствах.
Сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к ним примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения. Несомненно, имело место значительное имущественное неравенство, свидетельство чему характер, этажность, размеры домов, а также погребения.
Основание для исследований представляют не только материалы археологических раскопок, но и надписи. Система письменности, много надписей (только печатей более 1 тыс.), выделено 400 различных знаков, но письменность до сих пор не расшифрована (неизвестен язык, который выражает письменность и истоки письменности, споры среди ученых).
Упадок городов
Города недолговечны, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разрушились, а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжении. В Хараппе затихает некогда бурная торговля. Меняется техника изготовления керамики». (Антонова К.А. и др. История Индии (краткий очерк). — М.: Мысль, 1973. — С. 22),
Среди причин упадка называется:
Исследования показали, что упадок некоторых городов начался задолго до появления иноземных племён. В отношении Мохенджо-Даро выдвигались предположения о близости центра тектонической деятельности, наводнениях, которые в конечном счёте вынудили жителей переселиться, сильнейшей засухе как следствии изменения русла Инда. Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в её состав отсталых по уровню развития областей.
Ведийский период
С начала II тыс. до н.э. начался процесс миграции индоевропейских племен (из района Причерноморья и Прикаспия, может быть Малой Азии и Закавказья). Один из первых потоков мигрантов составили осевшие в Малой Азии хетты. Оснащенные боевыми колесницами индоевропейские племена быстро распространяются на запад (Балканы) и восток (Средняя Азия и Туркестан вплоть до монгольских степей). Южная ветвь индоевропейцев, заселившая Иран и Индию, часто именуется индоиранской (индоарийской). Результатом этих миграций явились распространение индоарийских языков, постепенное освоение долины Ганга и смещение основных центров формирования древнеиндийской культуры.
Проникновение индоариев в районы Северной Индии датируется примерно ХIV-ХIII вв. до н.э. В верховьях Ганга индоарии стали постепенно осваивать до того слабо заселенную долину реки, оттесняя или ассимилируя немногочисленные и сравнительно отсталые аборигенные племена. Для индоариев характерен высокий уровень культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. Все это способствовало быстрому и успешному утверждению индоариев в долине Ганга. Именно их язык и культура, включая её религиозно-мировоззренческую первооснову, на долгие тысячелетия определили исторический путь индийской цивилизации. Культурные влияния распространялись не только на восток или юг, но и на северо-запад, откуда шла первоначальная миграция.
Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов-самхит, выдвинули на первый план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы.
Магадхско-маурийский период
В ведах упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, но насколько историчны приводимые сведения можно только догадываться, в большинстве случаев сведения не подтверждаются археологическими данными. Из большого числа государств долины Ганга: Кошала со столицей Варанаси, Видеха со столицей Митхила и др., первостепенное значение приобрела Магадха (на территории современного Южного Бихара). Государство со столицей в Раджагрихе занимало выгодное географическое, стратегическое и торговое положение, богато полезными ископаемыми (металлы). Велась активная торговля со многими областями Индии. При магадхском царе Удаине (461-445 гг. до н.э.) столица была перенесена в Паталипутру (современная Патна). На престоле утвердилась династия Нандов, была создана крупная империя, что в свою очередь подготовило почву для организации империи Маурьев.
Антимакедонское восстание возглавил Чандрагупта. Вполне достоверных данных о нём и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в результате какого-то столкновения с царём бежал в Пенджаб, где встретился с Александром Македонским.
Чандрагупта вёл войны с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, посаженными в Индии Александром. Успех в военных действиях усилил позиции Чандрагупты. Возможно, ещё до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н.э.) или вскоре после изгнания он организовал поход в Магадху и двинулся из Северо-Западной Индии к Паталипутре, где сверг Дхана Нанду и занял престол. Около 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем, положив начало династии, по родовому имени Чандрагупты носившей название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.
Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Политическая обстановка оставалась сложной, в особенности напряженными были отношения с Селевкидами. Около 305 г. до н.э. Селевк I Никатор попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Подробности войны не известны, вероятно, произошёл ряд столкновений, фактически закончившихся победой второго и приведших к заключению в 302 г. до н.э. мирного договора. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории на северо-западе Индии, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жены индийскому царю свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в его дальнейших войнах.
Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н.э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счёт государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата (“истребитель врагов”). При Биндусаре Маурьи поддерживали дипломатические отношения с Селевкидами и Птолемеями (Египет). Наследником Биндусары стал сын Ашока (около 273(268)- 236 гг. до н.э.) до воцарения бывший наместником в северо-западной, а потом западной части государства.
Ашока получил в наследство огромное государство. Он оставил после себя многочисленные надписи-эдикты, которые содержат сведения о важнейших политических событиях, системе управления, политике царя. За время царствования он присоединил ещё одно государство Южной Индии - Калингу (совр. Орисса). С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией. Империя включала области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии (кроме крайнего юга), территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. После смерти царя страна была поделена на западную и восточную части, наследники не могли сохранить былого могущества и в 180 г. до н.э. власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии Шунгов.
Социальная структура индоариев периода вед
Племена индоариев – это племенные протогосударства во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них выделились две влиятельные прослойки - жрецы-брахманы, хранители ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители-военначальники (аристократы-кшатрии), которые возглавляли коллективы и управляли ими. Правители, возможно, выступали в качестве верховных распорядителей общественного благосостояния. Правители (раджи) собирали с общинников ренту-налог (обычно шестая часть урожая) и заставляли выполнять некоторые повинности. Правители возглавляли аппарат администрации, значительная часть которого формировалась за счет близких родственников правителя. В функции администрации входили охрана коллектива, управление им, судопроизводство и т.п. Тексты Ригведы свидетельствуют, что власть правителей еще не была достаточно прочной, во многих протогосударствах – выборная, большим влиянием пользовались советы старших, собрания знатных. В других уже был заметен акцент на наследование власти правителя, собрание старших в этом случае превращалось в паришад, совет знати с ограниченными консультативными функциям при монархе. Власть царя не была абсолютной, он был вынужден считаться с мнением членов совета, неподчинившиеся мнению совета правители иногда изгонялись. Возрастала роль советов и собраний старших и знатных в периоды борьбы за власть враждущих кланов или наследников умершего раджи.
Постепенно обособляется в привилегированную группу социально-политические верха – брахманы и кшатрии. Община состояла из большесемейных групп, главы которых имели немалую власть над жёнами, детьми и домочадцами (в том числе и рабами из числа пленных иноплеменников, в основном рабыни).
Первые города в долине Ганга появились примерно в IХ-VIII вв. до н.э., время консолидации на базе первых протогосударств более или менее крупных ранних государств. Вследствие чего актвно развивались ремёсла и торговля.
Преобладают слабые и кратковременные государственные образования, чему способствовал комплекс причин: относительная слабость политической власти в истории Индии, определявшаяся спецификой индийского общества с системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, т.к. внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.
Варно-кастовая система
«Варна» - вид, разряд, цвет, использовалась для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоёв общества. Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней - шудры. Представителей трех высших варн именовали «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения (обряд инициации, в ходе которого на шею надевался шнурок определенного цвета и материала), после которого можно было стать домохозяином и отцом семейства.
Четвёртая варна состояла из неполноправных неариев и пополнялась за счет подчиненных аборигенных народов, поскольку возникла позже других, то все те, кто по рождению не принадлежал к первым, вошли в четвёртую. Неполноправные – не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых действиях наравне с представителями других варн.
С течением времени в положении варн происходили изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой. Варна вайшьев теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, становилась намного ниже первых двух. Шудры, напротив, приобрели ряд присущих другим варнам прав и тем повышали свой статус.
Сложившаяся таким образом система четырёх варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освещены непререкаемыми религиозными нормами. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Система со временем не только не распадалась, а становилась все жёстче, сильнее, разветвлённее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили своё место в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.
Индия в средние века и в наши дни
Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.
Первые мусульманские сооружения в Индии отличались строгостью и простотой линий. Однако вскоре зодчие стали перенимать декоративные элементы индуистских храмов, в частности мотив лотоса. В то же время многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции - купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Своего расцвета индийская архитектура достигла в период правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе".
В живописи также видно смешение двух традиций. Вдохновленные творчеством Бехзада и других выдающихся персидских живописцев придворные художники Великих Моголов создали новую школу миниатюр. Представители раджпурской школы, заимствовав превосходную технику и изысканность персидской миниатюры, в своих самобытных произведениях выражали индийские религиозно-эстетические взгляды.
Одним из величайших гениев средневековой Индии был Амир Хусров Дехлеви - поэт, музыкант, лингвист. Он изобрел несколько музыкальных инструментов, ставших классическими в индийской музыкальной культуре, а его эксперименты в области поэзии привели к возникновению урду, одного из основных языков Индии. Для национальных литератур XVI и XVII вв. были периодом расцвета культовой поэзии. Нанак, основатель сикхизма, Тулсидас, чей вариант эпоса "Рамаяна" на хинди по сей день читается и декламируется миллионами индийцев, Кабир, поднявшийся в своем творчестве над религиозными разногласиями, - эти и многие другие поэты проповедовали всемирную религию терпимости и любви.
Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую четверть XVIII в.. С этого периода начинается вторжение в Индию европейцев: португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в. Великобритания прочно утвердила здесь своё господство. Внедрение английской модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской культурой, игнорировала своё национальное наследие. Тогда за духовное и культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского движения, основателем которого был Рам Мохан Рой. Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же время прогрессивной западной философской мысли. Ещё одним источником духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения - это лишь различные пути, ведущие к одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в историю как посланец индийской культуры в Европе и Америке.
Несмотря на политический гнёт, национальная индийская культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники "бенгальской школы". В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.
В этот период набирало силу движение за независимость под руководством партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся чувство патриотизма нашло отражение в литературных произведениях того времени. Возвращение Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки открыло новую страницу в истории страны. Учение Ганди затрагивало все аспекты жизни, но главный акцент в нём делался на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие писатели того времени - Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали - выражали идеалы гандизма.
В индийской культуре XX в. возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в истории человечества. Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих сферах искусства и литературы - поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии.
15 августа 1947 г. страна обрела независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она "встретилась со своей судьбой". Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших её несчастий и начала строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни.
Почти на всех 14 официальных языках народов Индии появились литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М. Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии.
Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении её развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений.
Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью - вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.
Заключение
Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлён переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент ещё покрывали густые леса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура. Все первые значительные государства, все первые организованные общества возникали вдоль больших судоходных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. Этими цивилизациями были шумеры - жители Междуречья, египтяне из долины Нила, жители долины Инда и китайцы. Земледелие — одна из самых важных отраслей хозяйственной деятельности, стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал тёплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быстрое же развитие земледелия позволило поднять другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, который и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств.
Древняя Индия являлась одной из ранних рабовладельческих государств. Одной из наиболее отчетливо выраженных особенностей её хозяйственного строя являлось сосуществование элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному способу производства, с элементами хозяйства, присущими классовому рабовладельческому обществу. Длительно сохранялась и была устойчива община, правда, уже не кровнородственная, а сельская, территориальная, что было важной особенностью экономического строя древневосточных государств.
Особенностью производственных отношений древневосточного общества было слабое развитие частной собственности на землю. Последняя являлась в основном коллективной, общинной собственностью. Однако, хотя земля принадлежала той или иной общине, на деле верховным собственником её считалось государство, присвоившее себе право быть распорядителем всех ирригационных работ. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия — металлический серп, грабли.
Всё более важное место в хозяйстве народов занимает ремесло. Древнеиндийские ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов — золота и серебра. Активно развивалось строительное дело. Рациональная организация массового применения труда и жестокая эксплуатации строителей — свободных общинников и рабов — позволили соорудить огромные дворцы и храмы.
Развивается наука, благодаря которой развиваются все сферы деятельности человека, и в первую очередь устройство жизни самого общества, его быта, хозяйства. Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет.
Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Известно, что торговля, а тем более международная – есть свидетельством развития хозяйства, а значит экономического развития общества.
В средние и последующие века Индия набирала культурный опыт и совершенствовалась в различный областях: науке, медицине, литературе, архитектуре и многом другом. Контакт с соседними цивилизациями позволял народам постоянно обмениваться знаниями. Памятники индийской культуры помогают нам наглядно представлять, какой была жизнь народа на протяжении пяти веков существования цивилизации.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.