Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Общая характеристика налогового законодательства

Общая характеристика налогового законодательства [30.11.09]

Тема: Общая характеристика налогового законодательства

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.89K | Скачано: 225 | Добавлен 30.11.09 в 21:56 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2009


Вариант №2

План работы
1. Общая характеристика налогового законодательства 3
1.1. Перечень налогов, действующих на территории
России в настоящее время 3
1.2. Основные виды классификации налогов 4
2. Исковое производство в арбитражном процессе 11
Список использованной литературы 18

1. Общая характеристика налогового законодательства

1.1. Перечень налогов, действующих на территории России в настоящее время

Налоговый Кодекс Российской Федерации (обе части) был окончательно сформирован к 1 января 2005 г. Этот документ в настоящее время является главным законодательным документом в России, регламентирующим налоговые отношения.

В соответствии с Налоговым Кодексом в настоящее время в России установлено 14 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режима, в том числе:

Федеральные налоги:

Региональные налоги:

Местные налоги:

Специальные налоговые режимы - вводятся для определенных видов деятельности и предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов:

Следует обратить внимание, что для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и ряд других.

Следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются не в бюджетную систему страны, а в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

1.2. Основные виды классификации налогов

В соответствии с Законом об основах налоговой системы права по установлению и взиманию налоговых платежей были четко разграничены между различными уровнями власти – федеральным, региональным (республики в составе Российской Федерации, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.

Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налоговых доходов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ не был ниже 82–83% всех государственных доходов

Конечно, каждый вид бюджета имеет свою определенную структуру доходов. Особенно выделяются бюджеты субъектов Федерации, в структуре доходов которых достаточно большой удельный вес занимают так называемые прочие доходы. Это связано главным образом с тем, что в перечень доходов этих бюджетов включаются различные виды финансовой помощи, получаемой из бюджета вышестоящего уровня. В российской бюджетной системе, характеризующейся дотационностью большинства региональных и местных бюджетов, дотации, субвенции и другие формы финансовой помощи достигают значительных размеров. Несмотря на это, налоговые источники в Российской Федерации играют преобладающую роль в доходах бюджетов всех уровней.

Налоги, закрепление за бюджетом определенного уровня, различаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса. Такой же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Таким образом, установленный в Кодексе перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти.

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

В то время как в российской налоговой системе преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.

Структура налогов, действующих на территории России свидетельствует о преобладании налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из 15 налогов 9 уплачивается только юридическими лицами, 3 налога – юридическими и физическими лицами и 3 – только физическими.

Данная особенность структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых, это связано с низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения.

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов – так называемая «теневая экономика». В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов предприятий и организаций.

Лишь в последнее время после существенных изменений, которым подвергся Налоговый кодекс в части снижения налоговой нагрузки, к налогообложению, как к одному из основополагающих принципов цивилизованного общества, стала привыкать определенная часть огромной армии налогоплательщиков. Только сейчас хозяйствующие субъекты и население начинают понимать, что налоги – это вполне естественная и важная форма участия в решении общенациональных задач. Иными словами, именно налоговая система последовательно формирует налоговую культуру в среде российских налогоплательщиков.

В отличие от налоговых систем других стран в российской налоговой системе редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. До 2001г. в налоговой системе России обложение доходов физических лиц строилось на основе прогрессивных ставок. При этом диапазон прогрессии в отдельные годы достигал от 12 до 45%. Начиная с первого года нового тысячелетия, в России установлена практически единая ставка обложения в размере 13%, и только лишь для отдельных видов доходов применяется ставка  35%, а для нерезидентов России со всех полученных на российской территории доходов налог уплачивается по ставке 30%. В настоящее время прогрессивное налогообложение применяется фактически в двух случаях. Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества. Во-вторых, прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.

Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием Налогового кодекса и начало действовать с 2001г. в отношении одного налога – единого социального налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работникам выплат и ликвидации получивших широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.

В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС,  налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины. Налогообложение прибыли и имущества юридических лиц также осуществляется на пропорциональной основе.

Разновидностью пропорциональной системы налогообложения является специфическая для российской налоговой системы форма ставки налога – кратная минимальному размеру оплаты труда. Подобные ставки применяются по двум налогам – на игорный бизнес и по налогу на имущество физических лиц в части обложения движимого имущества.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Примером специального налога в Российской Федерации может служить единый социальный налог, поступления от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но и во внебюджетные государственные социальные фонды. При этом ставка единого социального налога, учитывая его целевой характер, предусматривает его распределение как в федеральный бюджет, так и по каждому фонду – Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Все источники обложения подразделяются на четыре вида (выручка от реализации, себестоимость, прибыль до налогообложения и остаточная (чистая) прибыль), при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, т.е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.

Вместе с тем с качественной точки зрения по влиянию на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика имеют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной (чистой) прибыли, поскольку за счет этих источников уплачиваются наиболее крупные налоги, такие как НДС, таможенная пошлина, акцизы, налог на прибыль.

2. Исковое производство в арбитражном процессе

Исковое производство - осуществляется на основании исковых заявлений по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений и соответствующим по содержанию и форме требованиям статей 125, 126 АПК РФ.

Понятие и сущность искового производства

Конституционное право юридических лиц и физических лиц – предпринимателей на судебную защиту в сфере предпринимательской деятельности осуществляется путем их обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, заявлением или жалобой.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законом, обладает заинтересованное лицо. В случаях, предусмотренных данным Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Отказ от такого обращения недействителен. Действующий АПК РФ предусмотрел и процедуру рассмотрения конкретных категорий дел с учетом характера требования заинтересованного лица: исковое производство (ст. 28 АПК РФ), производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ), особое производство (ст. 30 АПК РФ), производство по делам об оспаривании решений третейских судов (ст. 31 АПК РФ), производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ).

Исковое производство в этом перечне названо первым. И это не случайно. Исковое производство – основная процедура рассмотрения экономических споров, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекают из гражданских правоотношений в связи с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Процессуальные нормы, регламентирующие исковое производство, носят характер общих правил для всего арбитражного судопроизводства. В случае отсутствия предусмотренных арбитражным процессуальным законом специальных изъятий и дополнений, любой экономический спор рассматривается по таким правилам.

Иск в арбитражном процессе является важнейшим процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права. Определение иска как средства возбуждения искового производства является недостаточно точным, оно не позволяет полно раскрыть его содержание. Лицо, считающее себя обладателем оспоренного или нарушенного права, ищет у суда защиты в установленном законом процессуальном порядке. Отсюда исковое производство – урегулированная арбитражным процессуальным законом деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Сущность искового производства заключается в том, что предметом судебного разбирательства является спор о субъективном праве, регулируемом нормами гражданского права, между равноправными субъектами, возникающий в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, который подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде, в порядке, установленном арбитражным процессуальным законом.
Несмотря на некоторые различия в исковой форме защиты права в гражданском и арбитражном процессе, им присущи общие черты:

ü                     порядок рассмотрения и разрешения споров происходит в строго регламентированной АПК РФ процессуальной форме;

ü                     лица, участвующие в деле, обеспечены реальными процессуальными гарантиями защиты права;

ü                     рассмотрение спора происходит на началах равноправия сторон и состязательности;

ü                     решение арбитражного суда должно быть законным и обоснованным.

Исковое заявление

Иск в арбитражном процессе является важнейшим процессуальным средством защиты нарушенного или оспариваемого права. АПК РФ 2002 г. содержит специальную главу 13, посвященную вопросам предъявления искового заявления. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.
В исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

ü                     наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

ü                     наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

ü                     наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

ü                     требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

ü                     обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

ü                     цена иска, если иск подлежит оценке;

ü                     расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

ü                     сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

ü                     сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска (данное требование является новым по сравнению с АПК РФ 1995 г.);

ü                     перечень прилагаемых документов.

В отличие от ранее действовавшего правила сейчас в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ).
АПК РФ 2002 г. устанавливает обязательный перечень документов, приложение которых необходимо для принятия искового заявления

Следует иметь в виду, что данные правила распространяются не только при предъявлении искового заявления. Так, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в соответствующих разделах, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Например, при предъявлении заявления о признании нормативного правового акта недействующим необходимо указать также и название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте.

АПК РФ устанавливает, что в порядке искового производства рассматриваются дела, возникающие из гражданских правоотношений, возбуждаемые на основании искового заявления, а дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются на основании заявления.

Порядок предъявления искового заявления

АПК РФ не содержит норм, посвященных регулированию вопроса порядка предъявления искового заявления. Несмотря на это необходимо отметить, что исковое или иное заявление может быть подано истцом или заинтересованным лицом в арбитражный суд непосредственно им нарочно в канцелярию арбитражного суда. В случае же если предъявление заявления непосредственно в канцелярию суда невозможно в силу ряда причин, например, удаленность суда от места пребывания истца (заявителя), истечения рабочего дня в соответствующем суде, когда день является последним для совершения такого процессуального, то материалы могут быть направлены в арбитражный суд по почте. При этом следует учесть, что в случае возникновения спорных ситуаций потребуется представление доказательств направления искового заявления (заявления) своевременно, а также подтвердить направление всех установленных документов (доверенность, квитанции об отправке документов лицам, участвующим в деле, и т. д.), поэтому полагаем, что будет оправдано направление материалов в суд заказным письмом с уведомлением с описью вложения. В будущем возможно направление документов по электронным средствам связи. Данный способ направления документов вполне вписывался бы в рамки АПК РФ 2002 г.

После получения искового заявления судом подлежит разрешению вопрос о принятии его. Это действие осуществляется судьей единолично в 5-дневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 127 АПК РФ). Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и содержанию. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
Истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. Арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. Арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение требований. Объединение дел в одно производство или выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции. Об объединении дел в одно производство или о выделении требований в отдельное производство арбитражный суд выносит определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле (ст. 130 АПК РФ).

Требует освещения также вопрос о возможности, а в некоторых случаях и необходимости предъявления встречного иска. Так, в соответствии со ст. 132 АПК РФ ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков.

Если же у ответчика не имеется правовых оснований для предъявления встречного иска, он вправе, согласно ст. 131 АПК РФ, направить или представить в арбитражный суд отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле.

Отзыв направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.
В случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, иные лица, участвующие в деле, вправе направить в арбитражный суд и другим лицам, участвующим в деле, отзыв в письменной форме на исковое заявление.
В отзыве указываются:

ü                     наименование истца, его место нахождения или место жительства;

ü                     наименование ответчика, его место нахождения; если ответчиком является гражданин, его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

ü                     возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;

ü                     перечень прилагаемых к отзыву документов.

В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.

Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Список использованной литературы

1. Парыгина В.Н., Тедеев А.А. / Налоговое право Российской Федерации – Ростов н/Д, 2002

2. Крамаренко Л.А. Современная российская налоговая система. Общая характеристика. Этапы возникновения и развития. – http://viperson.ru/wind.php?ID=258675&soch=1

3. Толкушкин А.В. налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М., 2000

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
(с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.) / справочная система «Гарант»

5. Использованы материалы с сайта farhtdinov.narod.ru

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 19.89K
Скачано: 225
Скачать бесплатно
30.11.09 в 21:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе