Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Программа социального исследования

Программа социального исследования [26.11.09]

Тема: Программа социального исследования

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.72K | Скачано: 298 | Добавлен 26.11.09 в 13:47 | Рейтинг: +13 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2008


Содержание
1. Предназначение и функции программы 3
2. Структура Программы исследования и основные требования к ней 4
3. Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования 6
Список использованной литературы 12
 
1.    Предназначение и функции программы
Программа социологического исследования - это специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок научного исследования. Программа представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации [2;с 156].
После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается его программа. Программа состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.
Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска.
Программа выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы состоит в том, что она позволяет четко обозначить изучаемую проблему, сформулировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, выдвинуть гипотезы, выделить основные понятия.
Методологическая часть программы должна в полной мере ответить на вопрос: что будет изучаться?
Методическую и организационную функции выполняет вторая часть программы - процедурная.
В этой части программы должно быть указано, как будет проводиться исследование: какие методы сбора информации будут применяться, на какой выборке (дается ее обоснование), как будут осуществляться обработка и анализ полученной информации (какими методами).
Все это выражает сущность методической функции. Организационную функцию выполняют те части программы, в которых содержится план исследования, расписаны обязанности членов исследовательского коллектива, сроки, в которые будут осуществляться те или иные виды работ; смета расходов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса [3;с 340].
 
2.    Структура. Программы исследования и основные требования к ней
Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.
Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования. В социологической литературе общепризнанным считается мнение, что структура программы исследования должна состоять из двух разделов:
1.    Методологический раздел программы.
    Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования. Цель - это результат исследовательской деятельности, формулировка которой определяется темой исследования или пожеланиями заказчика. Задачи - конкретные планы исследования, предпринимаемые для реализации его цели и, решения проблемной ситуации.
    Определение объекта и предмета исследования. Объект - это сам социальный объект и те условия, в которых протекает его деятельность. Иными словами, объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть все, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.  Предмет - это одна из сторон жизнедеятельности объекта исследования, подлежащая социологическому изучению.
    Интерпретация основных понятий. Это уточнение смысла основных понятий, на базе которых осуществляется социологическое  исследование.
    Предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. расчленение объекта на элементы и формулировка общей гипотезы по предмету исследования.
    Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза - это предварительные предположения, истолковывающие причины или факторы сложившейся проблемной ситуации и возможные пути их разрешения.
2.    Методический раздел. Определяет методику и технику социологического исследования. Она включает описание методов сбора и анализа информации, форму отчетных документов, план и график работ.
    Принципиальный (стратегический) план исследования (например, он может включать изучение литературы по вопросу, консультации со специалистами, наблюдение и т.д.)
Общие методические правила организации и проведения социологического исследования:
1) Обязательная разработка теоретико-методологической программы.
2) Все положения программы должны быть четкими, структурные
компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно
сформулированы.
3) Все звенья программы исследования должны быть логически
последовательными.
    4) Возможность внесения в программу необходимых корректив.
 
3. Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования.

Этап разработки программы

Содержание

Проблемная ситуация

 

Область целепологания

 

Область разработки общей концепции

 

Область процедурно-методического раздела программы

 
Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе [4;с 27].
Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:
    подготовка исследования;
    сбор первичной социологической информации;
    подготовка собранной информации к обработке и обработка на
электронно-вычислительной машине;
    анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.
В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Исходя, из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повторные их виды.
Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований, Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, Разновидность разведывательного исследования - эспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).
Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.
Первый методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов. К ним относятся:
1.  Анализ проблемы и определение проблемной ситуации.
2.  Определение объекта исследования и его предварительный анализ.
3.  Определение предмета исследования и его предварительный анализ.
4.  Определение целей и задач исследования.
5.  Формулирование гипотезы. (Гипотеза - это предположительное суждение о структуре социальных объектов, характере связи их элементов, о возможных подходах к решению социальных проблем.)
6. Вычленение основных понятий, их интерпретация.
Процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.
Исследование проводится на выборочной совокупности.
Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними.
Таким образом, программа организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления.
Как правило, эмпирическое исследование проводится на выборочной совокупности. Тип и способы выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез [1;с 226]..
Наиболее строгие требования предъявляются к выборкам в аналитическом исследовании, и главное из них - репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.
Для того чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки. Элементы выборочной совокупности, которые подлежат изучению, называются единицами анализа.
Это могут быть как отдельные индивиды, так и целые группы, если в них проводится сплошное обследование.
Если выборка осуществляется в несколько этапов, элементы отбора на каждом из этапов называются единицами отбора.
Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними.
Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких пакетов прикладных программ для ЭВМ.
Сбор социальной информации предполагает использование различных методов прикладного социологического исследования:
    опрос,
    наблюдение,
    анализ документов,
    экспертная оценка,
    социологический эксперимент.
1. Анализ документов. По способу фиксации информации документы можно подразделить на:
    письменные (на бумажных или электронных носителях)
    иконографические (образные)
    кино- и фотодокументы, фонетические документы
    статистические (сборники статистического управления и др.)
При изучении документов используется два основных исследовательских приема: Традиционный (качественный анализ- углубленное логическое изучение содержание документа) и формализованный (количественный или контент-анализ, анализ содержания массовой совокупности текстов с использованием измерительных, статистических процедур с целью получения их объективных количественных характеристик).
2. При опросе основным источником информации является человек (респондент). Опрос предусматривает устное или письменное обращение к респонденту с целью фиксации их мнения по изучаемому вопросу.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно. Анкетирование может быть раздаточным (анкетер раздает и собирает анкеты), почтовым (анкеты распространяются по почте с просьбой о возврате заполненной анкеты) и прессовым (обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой переслать ее в адрес редакции).
По форме вопросы в анкете могут быть:
    закрытые (приводится полный набор ответов),
    открытые (респондент самостоятельно формулирует ответ),
    полузакрытые (приведены варианты ответов и есть строка для самостоятельного ответа).
Обычно анкета состоит из:
1)    Введения (обращение к респонденту, сообщение о цели исследования, сведения об организации проводящей исследование),
2)    Вступительные вопросы (это вопросы фактологического или событийного содержания, ориентирующие респондента на работу),
3)    Основной опросный блок,
4)    Социально-демографический блок (сведения о респонденте),
5)    Заключение (выражение благодарности за участие в исследовании и т.д.).
Другим видом опроса является интервью - метод проведения социологических опросов в виде целенаправленной беседы. Различают следующие виды интервью:
1)    Формализованное (стандартизированное). Вопросы и ответы строго регламентированы, влияние интервьюера минимальное.
2)    Неформализованное. Интервью проводится преимущественно с открытыми вопросами, задаваемые обязательным перечнем.
Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей. Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.
Генеральная совокупность - совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования. Выборочная совокупность (выборка) - часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
3. Наблюдение- это изучение объекта в процессе деятельности. Оно используется при исследовании поведения индивидов и групп в трудовой деятельности, общественно-политической жизни, в сфере досуга и т.д. Наблюдение бывает включенным (наблюдатель включен в изучаемый процесс) и не включенным (наблюдатель действует извне, оставаясь незамеченным и практически не влияя на изучаемый  процесс своим присутствием).
4. Эксперимент – метод изучения  социального объекта в специально заданных  и контролируемых условиях. Различают полевые и лабораторные эксперименты. Полевые проводятся в привычных для человека (группы) условиях, например, в классе, на работе, в казарме и т.д.
Одним из основных требований к социальному эксперименту является добровольность участия в нем  и гарантия от негативных последствий.
При определении методов сбора информации социолог должен учитывать следующее:
1) ни один метод не является универсальным,
2) надежность метода обеспечивается соблюдением правил его применения,
3) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных.
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.
Социологическое исследование завершается анализом и обработкой полученных данных. Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ. Качественными методами анализа и обобщения являются типологизация, моделирование и создание теорий [5;с 361].
 
Список использованной литературы
1.    Анурин В. Ф. Эмпирическая социология: учебное пособие для вузов. -М., 2003.
2.    Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник для студентов ВУЗов.-М., 2004.
3.    Здравомыслов.А.Г Методология и процедура социологических исследований. -М., 1996.
4.    Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. - М.: Наука. - 1994. - 317с.
5.    Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - М.: ЛОГОС. - 1999. - 382с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+13
Размер: 16.72K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
26.11.09 в 13:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе