Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная структура общества: социальные группы

Социальная структура общества: социальные группы [07.12.09]

Тема: Социальная структура общества: социальные группы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.46K | Скачано: 333 | Добавлен 07.12.09 в 21:44 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы 3
2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы 6
3. Практическое задание 13
Список использованной литературы 15
 
1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы
В изучении социальных явлений и процессов социология  основывается  на принципах историзма. Это  означает,  что, во-первых,  все  социальные явления   и   процессы   рассматриваются   как   системы,   обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых,  изучается  процесс  их функционирования  и  развития;  в-третьих,  выявляются   специфические изменения  и  закономерности  перехода  их  из  одного   качественного состояния в другое.  Наиболее  общей  и  сложной  социальной  системой является  общество.  Общество  –  это  сформировавшаяся   в   процессе исторического развития человечества, относительно  устойчивая  система связей  и  отношений  людей,  поддерживаемая  обычаями,  традициями  и законами,  основывающаяся  на   определенном   способе   производства, распределения, обмена и  потребления  материальных  и  духовных  благ.
Элементами столь сложной социальной системы являются люди,  социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным  статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые  они выполняют, социальными нормами и  ценностями,  принятыми  в  данной системе, а также индивидуальными  качествами  (социальные  качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению.
Любое общество стремится к сохранению  неравенства,  видя  в нем  упорядочивающее начало, без которого  невозможно  воспроизводство социальных связей и интеграция  нового.  Это  же  свойство  присуще  и обществу в целом.
Взаимодействие  в  обществе  обычно  приводит  к  становлению  новых социальных  отношений.  Последние   можно   представить   как   относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная  система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность  социальных явлений и процессов,  находящихся  в  отношениях  и  связях  между  собой  и образующих  некоторый  целостный  социальный  объект.  Отдельные  явления  и процессы выступают в качестве элементов системы.
Понятие  «социальная  структура  общества»  есть  часть  понятия  социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные  связи.
Социальный состав – это  набор  элементов,  составляющих  данную  структуру.
Вторым компонентом выступает набор связей  этих  элементов.  Таким  образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной  стороны,   социальный состав,  или  совокупность  различных   типов   социальных   общностей   как системообразующих социальных  элементов  общества,  с  другой  –  социальные связи составляющих элементов, различающихся  по  широте  распространения  их действия, по их значению в характеристике социальной структуры  общества  на определенной ступени развития.
Социальная  структура  общества   означает   объективное   деление общества на отдельные слои, группы, различные по их  социальному  положению, по их отношению к способу производства. Это  устойчивая  связь  элементов  в социальной системе.  Основными  элементами   социальной  структуры  являются такие социальные общности, как классы и классоподобные  группы,  этнические, профессиональные,     социально-демографические      группы,      социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих  элементов  в свою очередь является сложной социальной системой со своими  подсистемами  и связями.  Социальная  структура  общества  отражает  особенности  социальных отношений классов, профессиональных,  культурных,  национально-этнических  и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из  них  в системе  экономических   отношений.   Социальный   аспект   любой   общности концентрируется  в  ее  связях  и  опосредованиях  с  производственными    и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений,  то   есть   как   совокупность   экономических,   социальных   и политических институтов, организующих общественную жизнь. С  одной  стороны, эти  институты  задают  некоторую  сеть  ролевых   позиций   и   нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны,  они представляют собою  определенные  достаточно  устойчивые  пути  социализации индивидов.
Главным принципом определения  социальной  структуры  общества  должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут  быть  и  отдельные  индивиды,  и  социальные  группы различных размеров,  выделяемые  по  разным  основаниям:  молодежь,  рабочий класс, религиозная секта и так далее.
C этой точки зрения социальную структуру общества  можно  представить как более или менее устойчивое соотношение социальных  слоев  и  групп.  
 
2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы
Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.
Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.
Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
1) наличие внутренней организации;
2) общая (групповая) цель деятельности;
3) групповые формы социального контроля;
4) образцы (модели) групповой деятельности;
5) интенсивные групповые взаимодействия.
Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется:
1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы;
2) в институционализорованном характере этих взаимодействий.
В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется:
1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли);
2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы;
3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).
    Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:
1.    Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.
2.    Инструментальная роль группы.  Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).
3.    Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.
4.    Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы.
     Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия. Социологам удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых важных является размер группы.
•    Диады. Состоят из двух человек (например, влюбленных). Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы, требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами. В ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.
•    Триады. Группы из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. «Два человека составляют компанию, трое образуют толпу»: именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследования групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.
•    Более крупные группы. Более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений. В более крупных группах, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженности, поскольку их поведение подчинено конкретной цели, и они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия.  Кроме того, крупные группы оказывают большое давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Члены больших групп часто страдают из-за низкого морального духа, господствующего в группе, и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и рядовыми членами групп, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж, Барнетт, 1977).
Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию группы:
Групповая динамика – взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
Коммуникации в группе. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А.Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности группы из пяти членов при различных способах коммуникации:
Способы коммуникаций в группах из пяти членов
Рис.2. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.
А.Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как это исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг» и т.д. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности. Использование различных способов в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.
    Таким образом, изучение роли, структуры и факторов функционирования социальных групп требуется не только с чисто теоретических позиций, но и для практического применения: на производстве это поможет руководителю повысить эффективность работы; в семье – укрепить узы, связывающие членов семьи и т.д.
Типология социальных групп:
По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку:
а) расовые;
б) этнические;
в) территориальные;
г) родственные и т.п.
По статусному или профессиональному признаку:
а) рабочие;
б) служащие;
в) предприниматели и т.п.
По целям деятельности:
а) хозяйственные (трудовой коллектив);
б) научно-исследовательские (коллектив ученых);
в) политические (партия) и т.п.
По численности:
а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга;
б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
По характеру внутригрупповых связей:
а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы);
б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).
По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования:
а) этнические (расовые);
б) культурные (субкультурные);
в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей;
г) выполняющие те или иные функции;
д) решающие те или иные задачи и т.д.
 
3. Практическое задание
В книге рекордов Гиннеса написано, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов» (АиФ, 1995 п. 24).
Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определения понятиям титул, статус, звание, ранг.
Титул  — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельным лицам (обычно дворянам) для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество). Широкое распространение получил в сословно-феодальном обществе, а в некоторых странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне.
Звание — официально закрепленный государством уровень карьерного роста специалиста в разных областях.
Статус — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта. С упрощённой точки зрения статус объекта — это его состояние.
Ранг – это категория, степень отличия, специальное звание, разряд, уровень в какой-либо иерархии.
Проанализировав все понятия, можно сказать, что вместо термина титул можно употребить термин звание, т.к. он является наиболее точным синонимом понятия титул.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антов А. Понятие "социальная структура" в современной социологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
2. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества. - М.: БЕК, 2004.
3. Иванченко Г.В. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. - М.: Логос, 2002.
4. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Логос, 2004.
5. Кравченко А.И. Социальная стратификация. - Спб.: Питер, 2003.
6. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. - Минск: ВЭВЭР, 2002.
7. Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2004.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 17.46K
Скачано: 333
Скачать бесплатно
07.12.09 в 21:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе