Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Раскрыть смысл понятий «политика» и «политическое»

Раскрыть смысл понятий «политика» и «политическое» [13.11.09]

Тема: Раскрыть смысл понятий «политика» и «политическое»

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.65K | Скачано: 206 | Добавлен 13.11.09 в 10:50 | Рейтинг: +13 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2009


План

1. Раскрыть смысл понятий «политика» и «политическое».

2. На каком этапе человеческой истории возникают политические системы и какие потребности общественной жизни в них реализуются.

3. Охарактеризовать индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.

Список использованной литературы

 

1. Раскрыть смысл понятий «политика» и «политическое».

Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.

Основания классификации

Виды политики:

Виды политики

Можно указать на следующие наиболее существенные свойства политики:

1. Политика содержит в себе динамичное, деятельное начало. Прежде всего она выступает как политическая деятельность, совокупность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов.

2. Политика заключает в себе, как правило, две стороны – объективную и субъективную.

Объективная сторона политики – не зависящие от сознания людей условия их политической деятельности.

Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер, - это субъективная сторона политики, представляющая собой политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в нем политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология.

По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным, по направленности – демократическим, авторитарным,  лояльным, бунтарским и т.д.

3. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими и малыми социальными группами и политическими партиями. Стремясь удовлетворить свои политические потребности, они вступают между собой в политические  отношения по поводу политической власти, политических прав и свобод. В рамках данных отношений проявляются политические интересы классов, наций, социальных групп, политических партий и отдельных личностей.

4. Одна из существенных характеристик политики – это деятельность субъектов политики, осуществляемая либо с целью овладения ею теми или иными способами, либо с целью приобретения права на участие наряду с другими субъектами в осуществлении власти, приобретении властных полномочий. Главное для субъектов политики – это овладение в той или иной степени политической властью, приобретение права на участие в работе властных структур и осуществление таким образом властных полномочий.

В современных условиях роль и значение политических факторов существенно возросли. Можно сказать, что политика носит всеобъемлющий характер, воздействует на любые явления и процессы общественной жизни. Сегодня нет человека, находящегося вне воздействия политики. Она является своеобразным регулятором его действий и поступков. Осуществляемых в различных сферах жизни и общества.

Изложенное выше предполагает достаточно широкое толкование политики.

Политика – это совокупность общественных отношений по поводу политической власти, а также отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод.

Субъекты политики – это  участники политического процесса, способные действовать активно, свободно и самостоятельно. У них есть свои потребности и интересы, осознаваемые ими. Это позволяет субъектам политики реалистично оценивать происходящее в общество, в политике, определять цели своих действий, выбирать средства их достижения.

Выделяются такие постоянно действующие на политической арене субъекты политики:

К субъектам политики относятся и такие специфические образования, как элиты и бюрократия. Нередко именно они вырабатывают и принимают решение по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируя в своих руках немалую власть.

Политическая элита – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, концентрирующая в своих руках  власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.

Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия. Она образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, выступает как исполнитель воли элиты и непосредственно взаимодействует с населением.

Будучи существенным элементом в организации общественной жизни, политика выполняет ряд важнейших функций:

  1. определяет направленность общественного развития, его ресурсы. Обеспечивая целостность общественной системы, стабильность и порядок в обществе;
  2. выражает социально значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества. В этом смысле политика выступает как регулятор социальных процессов;
  3. вырабатывает механизмы сочетания политических интересов классов, наций и других субъектов, обеспечивает цивилизованное разрешение возникающих противоречий;
  4. выполняет функции политической социализации, включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя возможность приобретать опыт и навыки активной созидательной деятельности;
  5. обеспечивает инновационность в развитии общества. Другими словами – используя методы политического регулирования, общество может создавать новые формы социальной жизнедеятельности;
  6. обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир и организованность социума.

Что является политическим?

Политика не может употребляться всуе, не важно по какому поводу. Нонсенсом является понятие «политической собаки» или «неполитического шкафа». Совсем другое дело, когда мы говорим о политическом конфликте, политическом выступлении, политическом деятеле и т.д. Наряду с названными понятиями, существуют социальные конфликты, неполитические речи, да и далеко не все люди являются политиками.

Можно указать на политические «места» и политические действия людей, и отделить их от неполитических «мест» и действий. Вряд ли вызовет сомнение тот факт, что такие «места» как Белый дом в Вашингтоне или Москве, Елисейский дворец в Париже и другие резиденции президентов или глав правительств, места работы выборных органов власти являются политическими. К политическим строениям или местам работы относятся резиденции местных органов власти, отделений политических партий. Политическими являются места проведения митингов и акций протеста.

Не являются политическими места проживания граждан, но и они в случае использования жилой площади для реализации неких политических задач (тайные собрания, подготовка политических документов и т.п.) могут становиться на какое-то время политическими по своим характеристикам.

Существо политики, в конечном счете, выражается в действии, направленном на решение вопросов, так или иначе затрагивающих значительные слои населения, а иногда и всего населения. Такое действие не может не быть политическим. Но есть и иные проявления политического, по своему характеру, действия. Скажем, приобретение предметов личного пользования, конечно же, не является политическим действием. Однако, если мы, исходя из патриотических настроений или убеждений, отказываемся покупать продукцию зарубежных производителей и покупаем товары только российского производства, мы осуществляем тем самым политическое действие.

Сказанное позволяет утверждать, что все окружающее нас потенциально является политическим. На этом основании некоторые политологи говорят: «все является политическим». С их точки зрения, все явления и процессы в нашей жизни, в конечном счете, определяются философскими и/или религиозными взглядами, иначе говоря, идеологическими факторами.

 

2. На каком этапе человеческой истории возникают политические системы и какие потребности общественной жизни в них реализуются.

Теория политической системы сформировалась в политологии в 50-60-е г.г. XX в. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.

Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполнявших функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Само властное распределение ценностей в обществе трактовалось как определение порядка доступа к социально значимым ресурсам. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы – такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, - отмечал он, - представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии, суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп». Р. Макридин полагает, что «политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений… Это официальный механизм, с помощью которого проблемы и решения на законных основаниях выявляются, ставятся в повестку дня, вырабатываются и приводятся в действия». По Т. Парсонсу, политическая система, будучи частью более общей социальной системы и выполняя функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. Политическая система выполняет также функция принуждения, связанную с сохранением образцов культуры, отклонение от которых влечет за собой применение санкций. Важнейшим элементом этой системы выступает государство, поддерживающее общественный порядок, решающее вопросы связанные с общественными интересами, и обеспечивающее территориальную целостность. Вырабатываемая данной системой политика представляет собой совокупность способов организации элементов социальной системы в соответствии с функцией «эффективного коллективного действия для достижений общих целей».

С точки зрения теории политической системы Д. Истона, политическая система взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие носит двойственный характер. С одной стороны, из окружающей среды в политическую систему поступают требования и поддержка, с другой – решения и действия политической системы оказывают влияние на окружающую среду, вызывая в ней изменения различного рода.

Окружающую среду Д. Истон подразделил на внутреннюю и внешнюю. К внутренней окружающей среде относятся подсистемы более общей системы, существующие наряду с политической системой. К внешней окружающей среде относятся международные компоненты глобальной системы. В структуру внешней окружающей среды американский политолог включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему. Последняя включает в себя социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и другие системы. В структуру внешней окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, часть международного сообщества), внешние экологические и социальные системы.

От внешней среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существует два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны «разрушить» политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка.

Требования могут быть подразделены на несколько видов:

Поддержка политической системы  выражается в:

Поступающие импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.

Содержанием «исходящих» импульсов выступают:

Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения.

Г. Алмонд основное внимание сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. Политическая функция – полезная деятельность, вклад отдельной политической структуры в политическую жизнь или политическую систему в целом. К функциям «входа» он отнес артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию.

Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения.

Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.

Политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.

Политическая рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.

Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической систсемы, так и между политической системой и окружающей средой.

Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.

Наряду со структурами входа и выхода Г. Алмонд включил в политическую систему и психологические ориентации ее участников на политику. Определяя их политическую культуру, он утверждал, что эти ориентации формируют политическую систему, определяя ее характер и особенности функционирования.

 

3. Охарактеризовать индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.

Политическое сознание - это система взглядов, понятий, представлений, установок  и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям.

 По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

 Индивидуальное политическое сознание. Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в  виду его интеллектуально-психическая деятельность, складывающаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграл классический либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на индивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальнейшем развитие либеральных идей привело к коренному изменению соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу человеку.

Групповое политическое сознание. Группа (коллектив) – это не биологическое существо, у нее нет, если прибегать к метафорам, ни ощущений, ни интеллекта.

На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных сознаний, ни даже о выведении у них «общего знаменателя» всерьез говорить не приходиться. В коллективе (группе) на человека воздействует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными.

Следовательно, групповое политическое сознание – это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Например, есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое  характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтажная волна). Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия.

Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые ценности и мифы. Ученые политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определенную роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 90-х гг. радикал реформаторы с помощью средств массовой информации создали миф о том. Что рынок способен решить все экономические проблемы, что невидимая рука Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало время набивать карманы, и коррупция густым туманом окутала государственный аппарат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы.

Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяниям людей. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром политике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Миф обладает стоикостью предрассудка. Мифы и мифология влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыслить действительность.

Нельзя, однако, не признать ограниченность мифологического осмысления мира. Мифологическая мысль не способна измерить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реальность и опосредующее ее знание, образ  вещь.

Политический миф в одном из основных своих значений – ошибочная политическая вера. В нем различные события преподносятся как истинные, хотя часто не являются таковыми. В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоречий политической жизни общества.

 

Список использованной литературы

  1. Маршак, А.Л. Социология: Учеб. Пособие / А.Л. Маршак – М. : Высшая школа, 2002. – 317 с.
  2. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-еизд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ ДАНА, 2004. – 448 с.
  3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+13
Размер: 19.65K
Скачано: 206
Скачать бесплатно
13.11.09 в 10:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе