Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Этика науки. Биоэтика. Принципы биологической эволюции

Этика науки. Биоэтика. Принципы биологической эволюции [26.10.09]

Тема: Этика науки. Биоэтика. Принципы биологической эволюции

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.73K | Скачано: 289 | Добавлен 26.10.09 в 22:37 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


1. Этика науки. Биоэтика.

Хотя наука и техника выступают сегодня в ряду факторов, приводящих к необходимости создания некоей новой или универсальной этики, но возможно эта задача в позитивистском духе не выполнима и тем тревожнее слышать предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации даже его телесных основ.

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки. Наука представляет собой довольно специфический род деятельности человека. Регулируясь наравне со всеми прочими человеческими занятиями обычными моральными нормами и требованиями, они в то же время нуждаются в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности.

Предмет её заботы: отыскивания и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Н охватывает два круга научно-технических проблем. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщева. Второй вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

«Внутренний» этос науки, формируется на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на «добро» и «зло», включает следующие принципы:

Принцип «а» - самоценность науки. Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Ученый должен отбросить все «привходящие» житейские и даже высокие социальные соображения. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно – ложно», все остальное – за пределами науки.

Принцип «б» - новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого. Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знаний. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции – объяснительной. Новаторство как этическая ценность науки спасает её от застоя, вырождения и ограничения сиюминутными запросами общества.

Принцип «в» - полную свободу научного творчества. Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняется тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции определяют предмет исследовательских интересов. Действия на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее. При этом для науки не существуют запретных тем.

Принцип «г» - абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины». Наука – институт в целом весьма демократичный. И для успеха общего дела просто необходимо постулировать принцип абсолютного равенства всех исследователей «перед лицом истины», невзирая ни на какие титулы, авторитеты и пр.

Принципы «д» - научные истины – всеобщее достояние.  На научные открытия не существует права собственности. Они являются достоянием всего человечества. Тот, кто получает выдающийся научный результат, не вправе монопольно им распоряжаться, составным элементом науки его обязательности: общедоступности и воспроизводимость. Наука всеобщее достояние.

Принцип «е» - исходный критицизм. Акцент научной деятельности на новизну получаемых результатов имеет один из своих следствий масштабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям. Наука извлекает двойную выгоду: во-первых, не позволяет себе почивать на лаврах, а во-вторых, тщательно фильтрует предлагаемые во множество гипотезы, осторожно отбирая только подлинных новации. Критичность в науке – это норма. Нормой является непременное уважение к критическим аргументам друг друга.

Основные принципы этоса науки порождают множество менее объемных, но более «технических требований к деятельности ученого, это обязательное для научных работ ссылок на авторство тех или иных идей, запрет плагиата, прозрачность методов получения конечных результатов, ответственность за достоверность приводимых данных и так далее.

Все эти принципы и нормы – это самосохранение науки и её возможность в поисках истины, а также одновременно и этические принципы. С моралью их роднит то, что контролируется их выполнение главным образом моральными механизмами внутреннего контроля личности: долгом, честью, совестью ученого.

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в XXв. в связи с превращением науки в непосредственную производственную силу и обретение ею планетарного масштаба, деятельность в данной сфере начинается сказываться на интересах человечества в целом не всегда в позитивном духе. Потребность в этической регуляции науки как социального института в конце XXв. Порождена тем, что некоторые цели-ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и индивидуального порядка.

Свобода научного творчества также должна быть изнутри детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Если необходимость этих ограничений понята и принята добровольно, свобода научного поиска сохраняется.

Сила знаний может быть как доброй, так и злой, а отличать одно от другого, и помогает этика науки.

Биоэтика порождение западной цивилизации конца XX века. Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают медико-биологические исследования, и сегодня уже можно говорить о наметившихся позициях. Согласно одной из них, биомедицинские технологии допустимо рассматривать как ту “аномалию”, которая не может быть освоена средствами концептуально-понятийного аппарата устоявшейся “парадигмы” (традиционное морально-мировоззренческое сознание).

Глубокое проникновение биологии в различные сферы общественной жизни людей потребовало и новых форм контроля со стороны общества за использованием ее научных достижений. В обществе существует много различных средств регулирования поведения людей, более действенным оказываются общепринятые нормы нравственности, морали, хотя они и не опираются на какую-либо организационную структуры. Эффективность норм нравственной регуляции – в силе привычки, традиции, обычая, а также в их универсальном, всеохватывающем характере. Моральные нормы не нуждаются в контроле со стороны какой-либо внешней силы, так как они опираются на некий внутренний контроль. Нормы морали очень подвижны, динамичны, чутко реагируют на вновь возникшие социальные проблемы. Они значительно опережают в этом отношении правовые нормы.

Спецификой морали объясняется появление в последние голы новой сферы профессиональной этики – биологической. Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, к сфере экспериментальной и теоретической деятельности  в биологии, а также в ходе практического применения его результатов. Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний было продиктовано возникновение в процессе развития биологии и ее практического использования ряда острых проблем, требующих специального этического осмысления. Первоочередной среди них стала угроза уничтожения всех форм жизни на Земле.

В ходе решения подобных и других биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики, некоторые из них широко признаны уже сегодня.

- принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленности.

- принцип жизни в качестве высшей категории среди этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью».

- принцип гармонизации системы «человек – биосфера».

На основе этих принципов и будет, по-видимому, складывается будущий свод правил и норм биологической этики.

 

2. Принципы биологической эволюции.

Издавна люди пытались найти объяснение многообразию и причудливости мира. На протяжении тысячелетия господствовало элементарное объяснение, что виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменялись. Служители христианской церкви верят, что многообразие организмов на Земле явилось результатом акта божественного творения мира. Концепция, признающая неизменность видов живых существ и рассматривающая многообразия живого мира как результат его творения Богом, получила название креационизма (от лат. creation – создание, творение). Именно под влиянием религиозной идеи о неизменности всего живого биологическая парадигма долгое время, вплоть до XVIII в., сводилась лишь к описанию многочисленных видов животных и растений. Совершенной для своего времени была предложена классификация знаменитым шведским естествоиспытателем К. Линнеем.

Используя рациональные методы,  ряд ученых (Ж.Л.Л. Бюффон, Э. Дарвин, И.В. Гете, М.В. Ломоносов) пришли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны, а претерпевают эволюцию. Парадигма искусственной систематизации  сменилась принципом естественной классификации, основанной на теории эволюции и исходившей не только их внешнего сходства форм, но и из общности происхождения, родства. 

Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам французского биолога Ламарка. Ламарк объяснил изменчивость видов взаимодействием двух факторов: влияния внешней среды (питание, климат, упражнение органов) и наследственности. Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно разрешены Ч. Дарвином в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), которая заложила основу учения о биологической эволюции. Это наука о причинах, движущих силах и закономерностях изменения и развития живых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии. С точки зрения теории эволюции все многообразие живой природы является результатом действия трех

взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора. Эти выводы теории эволюции базируются на следующих наблюдениях. Во-первых, в любой популяции животных наблюдается изменчивость составляющих ее особей. Во-вторых, некоторые из этих изменений получены от родительских особей, другие являются результатом приспособления к окружающей среде и приобретены в течение жизни. В-третьих, рождается, как правило, гораздо большее число организмов, чем доживает до стадии размножения. Причем выживают те организмы, которые обладают сочетанием признаков, повышающих вероятность их выживания и размножения. Если эти признаки закреплены в генах, они передаются потомству.

         Отсюда вытекает главный вывод, что весь ход эволюции видов ведет к тому, что генетические и иные признаки, обеспечивающие выживание, встречаются от поколения к поколению все чаще в данном виде (популяции), определяя главное направление его (ее) развития.

Наиболее ярко эволюционные процессы проявляются на уровне популяций (длительно существующих групп особей, устойчиво сохраняющихся на протяжении жизни многих поколений). Виды, как правило, состоят из нескольких популяций, хотя бывают и исключения. Появление элементарных эволюционных изменений в популяции, то есть ее новых устойчивых признаков, передающихся по наследству через несколько поколений зависит от следующих эволюционных факторов.

1. Перестройка генов – мутационный процесс, являет. Является основой разнообразия особей в популяциях, но он основан на случайности и не определяет направление эволюции.

2. Популяционные волны – резкие колебания численности особей, они могут резко менять число встречающихся мутаций, создавая те или иные предпосылки для эволюционных изменений.

3. Изоляция – возникновение препятствий, уменьшающих возможности обмена генетической информацией с другими группами особей данного вида. Она выступает как фактор, закрепляющий начальную стадию дифференциации генофонда обособившейся группы.

4. Естественный отбор – выживание и оставление потомства, основной фактор, направляющий эволюционными изменениями. Этот фактор действует на всех стадиях развития особи, причем отбор закрепляет именно те особенности, которые полезны данному виду как целому. Эти признаки могут быть вредны для особи, но полезны для популяции. Таким образом, весь ход эволюции видов ведет к тому, что признаки, обеспечивающие выживание в данных условиях, встречаются в популяции все чаще от поколения к поколению, определяя направление развития вида. Эволюция есть направленный процесс исторического изменения живых организмов. Указанные факторы действуют не только на популяционном и видовом уровне как микроэволюци, но также и на надвидовом уровне как макроэволюция, образуя новые виды и классы живого. Современная сложная структура живого является результатом продолжавшейся миллионы лет макро - и микроэволюции.

Комплекс представлений о макро - и микроэволюции, сложившийся к середине ХХ в., стали называть синтетической теорией эволюции.

Генетика – это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она является научной основой для разработки методов селекции, то есть создания новых пород животных, видов растений и т.д.

Основными направлениями исследований ученых-генетиков в ХХ в. стали:

  1. Изучение элементарных материальных структур, которые являются носителями генетической информации, единицами наследственности.
  2. Исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации.
  3. Изучение механизмов реализации генетической информации, ее претворение в конкретные признаки и свойства организма.
  4. Выяснение причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма.

Крупнейшие открытия современной генетики связаны с установлением способности генов к перестройке – мутирование. Мутации могут быть полезными, вредными или нейтральными. Одним из результатов мутаций может быть появление организма нового вида – мутанта. Причины мутаций (изменения генной информации) до конца не выяснены. Однако установлены основные факторы, вызывающие мутации, так называемые мутагены. Известно, например, что мутации могут вызываться некоторыми общими условиями, в которых находится организм: его питанием, температурным режимом и т.д. или действием экстремальных факторов, например, некоторых химических веществ или радиоактивных элементов. Одним из наиболее опасных видов мутагенов являются вирусы.

 

Список использованной литературы

1. Лазар М.Г. Этика науки. ЛГУ, - 1985.

2. Лавриенко В.Н., Ратников В.П., Баранов Г.В. Концепция современного естествознания. –М.,2002

3. Фролов И.Т.и др. Введение в философию, - 2 т.,- М.-Политиздат,-1989.

4. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика наука. –М., 1987

5 Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции // Человек. -№5. - 1995.

6 Сингер Л. Биоэтика и академическая свобода // Проблемы биоэтики. - М. - 1993.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 13.73K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
26.10.09 в 22:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе