Тема: Социальный реализм Э.Дюркгейма: этническая общность, нация, народ
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 21.96K | Скачано: 233 | Добавлен 18.03.10 в 16:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Волгоград 2009
Содержание:
Введение 3
1. Социальный реализм Э.Дюркгейма 4
2. Этническая общность, нация, народ 9
3. Методы разрешения социальных конфликтов 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
ВведениеВ первом вопросе раскрываются основные положения доктрины социального реализма, разработанной Э. Дюркгеймом.
Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX века, так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Во втором вопросе я осветила такие понятия как «этническая общность», «нация», «народ», раскрыла их общие признаки и отличительные особенности.
В третьем вопросе описываются методы разрешения социальных конфликтов. Проблема конфликта является одной из актуальных в социологии, так как конфликт – это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития.
1. Социальный реализм Э. ДюркгеймаК наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда.
Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". При изложении главных принципов социологии Дюркгейма необходимо различать в ней два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и реальна, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты - социальные факты", "индиви-
дуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые основы дихотомии социологии Дюркгейма.
Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) определяемое социально и биологически заданное;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;
6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение.
Онтологическая сторона "социологизма" не сводится, однако, к
признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это позиция, обозначаемая в истории социологии как "социальный реализм".
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее
познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Но социологизм Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его социальным реализмом общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма выступает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1.«механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение. Насильственная и искусственная «механическая солидарность» должна уступить место естественной и добровольной «органической солидарности». Общество может процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на свободном соревновании трудовых достижений, умов, талантов.
В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как система, корпус социальных наук. В результате социология предстает и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии, с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.
Таковы основные принципы социологизма, посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
2. Этническая общность, нация, народ.Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей.
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием).
С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности,- народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.
Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.
Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что Ленин употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было теоретически несостоятельным и практически вредным, ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других – к народностям.
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, видный французский ученый Э. Ренан считал, что нации существовали еще в начале средних веков, начиная с конца Римской Империи.
Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Э. Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает на родство по крови, а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас.
В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые.
Одним из признаков нации Э. Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация – это душа», - заявляет Э. Ренан.
Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Густав Лебон исходил из того, что каждый народ обладает душевным строем. Из этого душевного строя проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил, что только «душа народа» сохраняет нацию. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.
Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал Вильгельм Вундт. Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.
Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей. Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации»,- утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой в обладании известными культурными ценностями, а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.
Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы сделать национальную культуру достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность.
Таким образом, нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.
В настоящее время многие ученые употребляют термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов по сути одинаковы. Как тождественные употребляет понятия «этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый этнограф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» употреблять одно понятие – народ.
Что же касается понятия «национальность», то оно обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они не жили, в том числе на территориях других народов и государств.
3. Методы разрешения социальных конфликтовК успешным предпосылкам разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон; осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон); прогнозирование хода и последствий конфликта (в том числе определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения конфликта). Полезно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной (посредником, органом власти), но и самими субъектами, которые после проведенного анализа подойдут ближе к пониманию необходимости выработать общее решение.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки компромиссов, а также в некоторых случаях может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.
Разрешение конфликта – это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Существует три главных вида такого соглашения: 1) соглашение в результате совпадения мнений сторон;
) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; 3) соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон. Нетрудно видеть, что в первом и третьем случаях разрешение конфликта предполагает обоюдную активность соперников. Международная и внутриполитическая практика показывает, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому. И это понятно, потому что, если решение навязано, оно долго не просуществует, конфликт в той или иной форме возобновится. Достаточно напомнить об искусственности существовавших границ в ряде регионов нашей страны. После распада СССР и возникновения в этой связи межнациональных трений проблема территориального размежевания народов сразу же дала о себе знать довольно неожиданным образом. Поэтому силовое, в том числе военное, решение конфликта является большей частью иллюзорным
Разрешение социального конфликта – дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы:
- Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегании встреч с противником. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, так как остается сама причина.
- Метод разведения сторон, их изоляция друг от друга. В бытовом конфликте это, например, расселение соседей, в семье – развод, в управлении – перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы. В международной практике разведение сторон предполагает установление «коридора безопасности», введение миротворческих сил и т.п. Естественно, что разведение сторон может встретить сопротивление противоборствующих сил, но иногда, как показала международная практика, оно является единственно эффективным.
- Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Люди на всем протяжении истории накопили огромный опыт ведения переговоров. Во время самих переговоров рекомендуется такая линия поведения, которая противодействует обострению конфликта. Очень часто источники напряженности при переговорах существуют всего лишь в воображении его участников. Справиться с «ложными» конфликтами гораздо труднее, чем с действительными. Только квалифицированно проведенные переговоры могут снять с повестки подобные «конфликты-призраки», что в значительной мере облегчит разрешение реально существующих конфликтов
С помощью переговоров не всегда можно ослабить или снять объективные противоречия, которые лежат в основе любого конфликта. Надо также принимать во внимание, что переговорный тип взаимодействия может перерасти в борьбу. Последнее может возникнуть благодаря тому обстоятельству, что через переговоры по частному поводу «преступают» более глубокие разногласия или более глубокие претензии одного из субъектов. Предметом этой борьбы будут уже не разногласия, которые были предметом переговоров, как, например, в случае неудачи переговоров, а разногласия, прежде скрытые.
- Метод использования посредничества – примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).
- Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.
- Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.
Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов.
Осмысление природы и содержания общественных конфликтов позволило ученым и практикам выработать следующие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:
- во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта;
- стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
- необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
- участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;
- все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.
ЗаключениеЭ.Дюркгейм выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами. Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида. Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
Этническая социология изучает сложную сферу национально-этнических отношений. Все народы как этнические общности отличаются особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания. Каждый народ обладает душевным строем. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. В настоящее время многие ученые употребляют термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы.
Разрешение социального конфликта возможно при изменении конфликтной ситуации, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки. Существуют различные методы разрешения социальных конфликтов: метод избегания конфликта, метод разведения сторон, метод переговоров, метод использования посредничества, метод откладывания, метод третейского разбирательства, или арбитраж.
Список использованной литературы1. Социология: Учебник для вузов/ Под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
2. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Основы социологических знаний: учебное пособие.- М., 2000.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы