Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия мировой воли (А.Шопенгауэр)

Философия мировой воли (А.Шопенгауэр) [10.10.09]

Тема: Философия мировой воли (А.Шопенгауэр)

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 16.57K | Скачано: 507 | Добавлен 10.10.09 в 14:15 | Рейтинг: +4 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2008


План работы:
1. Введение 3
2. Формирование философии А. Шопенгауэра 4 – 5
3. «Мир как воля и представление» 6 – 10
4. Мир как воля 11 – 12
5. Заключение 13
6. Список использованной литературы 14

1. Введение.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – немецкий мыслитель, основоположник европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов, прежде всего, рационализму, панлогизму Гегеля. Он известен как один из главных представителей пессимистического направления в философии.

Предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель его философии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю. Религиозная точка зрения А. Шопенгауэра напоминает, скорее всего, буддийскую. Для него нирвана представляет подчинение воли. Жизнь – это проявление слепой воли к жизни, несчастье, а  истинный философ – человек, осознавший мудрость смерти, сопротивляющийся настойчивым попыткам воспроизвести себя.

У каждого реального человека своя воля к жизни, отличающаяся от воли к жизни других людей.

У Шопенгауэра воля уподобляется сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект, представленный хромым, но обладающий зрением. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и каждая часть природы есть продукт воли.

2. Формирование философии А.Шопенгауэра.

Решающее воздействие на формирование философии Артура Шопенгауэра оказали такие философы как  Кант, Гегель и Будда.

Шопенгауэр принимает общий подход И. Канта: нет никакого данного мира вещей самих по себе. «Миры», известные наукам, строятся чем-то таким, что присутствует в человеке и творит в нем. Шопенгауэр преодолевает кантовский запрет заниматься философией — ведь сам Кант явочным порядком занимается ей! Суждение «Мир в целом непознаваем» — это тоже суждение о мире в целом, то есть суждение философское! Суждение «Бог непознаваем» — это тоже суждение о Боге. Так же обстоит дело с суждениями о душе и о свободе, которые Кант объявил непознаваемыми вещами в себе. Все это — суждения, которые, по Канту, в науке запрещены. Значит, они ненаучны!

Гегель попытался ответить на поставленный Кантом вопрос: почему люди философствуют, несмотря на то, что они так и не достигли однозначных результатов при решении философских вопросов о мире в целом, Боге, душе и свободе. Ответ Гегеля сводился к следующему: существует Божественный Философский Разум, который спорит сам с собой. Но спорит он в соответствии с четко установленной для себя логикой. Сначале он выдвигает тезис, затем — возражение против него (антитезис), а потом находит компромисс, примиряя тезис и антитезис в синтезе. Обретенный синтез снова превращается в тезис, для него находится антитезис, они снова примиряются в синтезе — и так далее.

Единая, всемирная Воля Шопенгауэра — это его ответ на Мировой Разум Гегеля. Ненависть, испытываемая Шопенгауэром к нему, заставила ответить философской системой на философскую систему: иначе нельзя было спорить и опровергать. Правда, квант Мировой Воли, бившийся в Шопенгауэре, не позволил ему выстроить свою систему с такой же хладнокровной последовательностью. Но его Мировая Воля также прослежена и в онтологии, и в гносеологии, и в этике и в эстетике: она противопоставлена гегелевскому Мировому Разуму на всех философских фронтах.

Шопенгауэр сосредоточился на способах избавиться от власти Мировой Воли. И в этом его наставником стал Будда.

Жизнь была представлена Шопенгауэром не только во всем ее многообразии, но и как факт. Она была оценена им — как несчастье и мука, от которых следует избавиться. Мир, подвластный Воле, превратился в колесо сансары. Шопенгауэру осталось искать европейский аналог нирваны.

Мир одержим Волей и несется неизвестно куда. В его движении нет никакой логики. Его нельзя предсказать.

Есть первый путь, с помощью которого можно на время избавиться от терзаний и борьбы, порождаемых в нас Волей. Это — художественное творчество. Когда мы отдаемся экстазу творчества, квант Воли, бившийся в нас и мучивший нас, выплескивается наружу, воплощаясь в произведении искусства. Человек, творя в экстазе, обретает небывалый покой. Но едва творчество прекращается, он опять начинает мучиться от несовершенства произведения, недовольства им — это пожирающая Воля вернулась в него. Спасти может только новый экстаз. Но творческие экстазы, увы, не могут быть непрерывными.

Этот путь избавления от Воли — временный. Второй путь более эффективен. Этот путь  предлагает буддизм. Будда учил, что нужно научиться отрешаться от воли к жизни, путем избавления от плена потребностей, желаний, страстей, восходя при этом все выше и выше в медитации, где созерцанию открывается глубочайшая истина. Истина состоит в том, что Воля на самом деле борется с собой, и борьба эта бессмысленна, так же как и вовлеченность в эту борьбу.

Чтобы достичь такой отрешенности, Шопенгауэр уходил в горы. Когда он преодолевал горные кручи, он ощущал, как его тренированное философское сознание взбирается на раннее не досягаемые высоты медитации.

3. «Мир как воля и представление».

Основная работа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» была опубликована в конце 1818 года. Шопенгауэр придавал ей особое значение и даже утверждал, будто некоторые параграфы продиктованы ему самим Святым Духом. Но работа успеха не имела. Признание к нему пришло намного позже. Цель работы А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" состоит в том, чтобы найти единую мысль, которая бы выразила истину философии.

До конца своей жизни, философ углублял и расширял идеи своего главного произведения. Сам Шопенгауэр в предисловии к своему главному труду называет знакомство с древней индийской мудростью в числе условий, которые необходимы для лучшего понимания его собственных воззрений (другими условиями являются знание философии Канта и Платона). В тексте этой работы не раз встречаются ссылки на Веды, Упанишады, брахманизм и буддизм, а также использование индийских терминов в качестве понятий собственной метафизики. 

Для А. Шопенгауэра в основе мира лежит Воля, подчиняющая себе интеллект. Воля раскрывает себя на различных ступенях объективации – начиная от элементарных сил притяжения и отталкивания вплоть до высших форм органической жизни, представленной человеком.

Шопенгауэровская система – это адаптация системы Канта. Но Шопенгауэр подчеркивал в «Критике» совсем другие стороны, нежели Фихте и Гегель. Они отказывались от «вещи в себе» и основным метафизическим принципом делали познание. Шопенгауэр сохранил «вещь в себе», но отождествил ее с волей. Как вещь в себе и основа всякого явления воля свободна; наоборот, все, что относится к явлению, есть, с одной стороны, причина, с другой – следствие. А это значит, что вся совокупность явлений природы (в том числе и эмпирический человек) подчинена необходимости. Для человека возможен выбор решений, и эта возможность делает человека ареной борьбы мотивов, на которые в соответствии со своим характером каждая личность реагирует всегда закономерно и необходимо. Шопенгауэр считал: то, что представляется в восприятии как мое тело, есть на самом деле моя воля. Кант утверждал, что моральный закон касается в основном воли. Различие для него между плохим и хорошим человеком для Канта – это различие в мире «вещей в себе», а также разница в волевых актах. Отсюда следует, что, по Канту, волевые акты должны принадлежать к реальному миру, а не к миру явлений. Явление, соответствующее волевому акту, - это телесное движение. Вот почему, согласно Шопенгауэру, тело есть видимость, реальностью которой является воля. Но воля, которая находится за явлением, не может состоять из некоторого числа волевых актов. И пространство, и время принадлежат только к явлениям; «вещь в себе» не существует в пространстве или во времени, поэтому воля, в том смысле, котором она реальна, не может иметь начало и конец и состоять из различных волевых актов, т.к. именно пространство и время суть источники множественности – это «принцип индивидуации».

Что вещь в себе и воля тождественны и должны считаться замещающими друг друга понятиями, повторяется множество раз во второй книге главного произведения и подчеркивается Шопенгауэром без всякого смягчения и ограничения.

Воля, так учил Шопенгауэр, есть познанный субъект, предмет самосознания; вещь в себе, по сути, отлична от всех объектов. Самосознание имеет своей основной формой и единственным измерением время, вследствие чего воля может быть познана только в последовательности ее отдельных актов; вещь в себе находится вне времени и независимо от времени. Поэтому воля не совсем адекватна вещи в себе. Мы познаем вещь в себе как волю, хотя независимо от времени и пространства, но все-таки в оболочке времени, не полностью разоблаченной и обнаженной, как говорил Шопенгауэр. Воля, точнее говоря, не вещь в себе, а ее ближайшее, самое ясное, менее всего скрытое проявление; что представляет вещь в себе по ту сторону явления и вне него, остается вечно скрытым и непостижимым, следовательно, трансцендентным, никогда не разрешимым вопросом.

Этот никогда не разрешимый предельный вопрос нисколько не нарушает текста шопенгауэровского учения, задача которого состоит лишь в том, чтобы истолковать мир, изложить его сущность и суть его явлений. Ради этой цели оно может вести свои исчисления с помощью уравнения, которое составляет основное его положение: вещь в себе = воля.

Из этого основного положения можно вывести следствия: воля как вещь в себе безусловна, а потому абсолютно свободна; воля, как явление, полностью связана и определена так, чтобы в данных условиях действовать таким, а не иным способом, как бы низко или высоко ни стояло явление, в какой бы форме ни проявлялась воля, в толчке ли камня или в самом обдуманном поступке человека. Каждая вещь есть сила или явление воли: в этом состоит ее реальность. То, что составляет сущность и ядро любого явления, его своеобразную силу, Шопенгауэр называет «характером» перенося это название из человеческого мира, в котором оно собственно и имеет значение, на все вещи и распространяя его значение так же далеко, как и понятие о воле.  

Познающий субъект – индивидуальное, чувствующее тело. Изменения этого тела, прежде всего, произвольные движения, называемые действиями, суть волевые акты. В произвольных физических отправлениях мы познаем не только изменение или действие, вытекающее из определенной причины, но мы познаем так же непосредственно и полной достоверностью силу, благодаря которой оно совершается или производится. Эта сила и есть воля. Эта воля есть наша собственная внутренняя сущность. Если мы допустим, что непроизвольные изменения и движения нашего тела, все наши телесные состояния в совокупности, все тело и его механизм – суть выражение и проявление воли, то наше тело будет дано нам двумя разными способами: как представление и как воля. Как представление, оно – наш созерцательный предмет, объект среди объектов, тело среди других и притом чувствующее тело.

Воля и тело тождественны, и тело есть самое непосредственное проявление воли. Эту тождественность Шопенгауэр называет «образцовой философской истиной» и может с полным правом приписать себе ту заслугу, что он познал ее в ее основном значении и осветил самым ясным образом.

Аналогия между нашим собственным телом и другими человеческими телами настолько ясна, что на ней основывается заключение: что справедливо для собственного тела, то справедливо и для других тел. Ни одно человеческое тело не является простым представлением, каждое одновременно – и представление и воля. Что справедливо для всех человеческих тел, должно по аналогии быть справедливо и для животных тел. И что справедливо для всех животно-человеческих тел, справедливо также и для всех органических тел вообще, - следовательно, также и для растений. Что справедливо для всех органических тел, должно быть справедливо и для неорганических тел, – следовательно, для всех тел без исключения. Следует обратить внимание, на чем основывается эта аналогия: она касается только силы, действующей в теле; все тела суть проявления силы, следовательно, проявление воли. Отсюда становится понятной реальность внешнего мира, а вместе с тем положение: мир есть воля.

Явления, подобно времени и пространству, простираются в бесконечность, никогда не позволяют дополнить себя, непрестанно возникают и исчезают и составляют то течение вещей, которое Гераклит признал сущностью мира. Эмпирический характер мира состоит в бесконечной и полной постепенности, подобно градациям света или гамме тонов; каждая из этих ступеней есть выражение силы, тип или форма сущности, которые во всех отдельных явлениях, будь это бесчисленные проявления одной и той же силы или бесчисленные индивидуумы одного и того же рода, составляют характер, существенное, собственное что, содержание мира: это те формы, которые Платон называл вечными образцами или идеями, а Аристотель вслед за ним схоласты – субстанциальными формами.

С исторической точки зрения у А.Шопенгауэра важны два момента: его пессимизм и учение о том, что воля выше познания. Его пессимизм дал возможность людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что зло может быть оправдано. В этом отношении, как противоядие, его пессимизм был полезен. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм в равной мере вызывают возражения: оптимизм пытается доказать, что Вселенная существует, чтобы доставлять нам удовольствие, а пессимизм – что Вселенная существует, чтобы доставлять нам неприятности.

Более важным, чем пессимизм, было учение о первичности воли. В той или иной форме это учение поддерживали многие философы нового и новейшего времени. Более того, оно обрело популярность и за пределами круга профессиональных философов. И, пропорционально тому, как увеличивалось значение воли, уменьшалось значение познания.

На определенной ступени развития в качестве вспомогательного орудия действия возникает познание и вместе с ним мир как представление с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множественностью и причинностью; мир, который до сих пор был только волей, становится теперь объектом для познающего субъекта, или представлением.

4. Мир как воля.

Теоретический анализ предшествующей философии приводит А.Шопенгауэра к убеждению в том, что абсолютным первоначалом бытия является мировая воля.

Воля универсальна: силы притяжения и отталкивания, механические, электрические, гравитационные и другие силы, действующие на физическом уровне существующего мира; соединение и разъединение молекул вещества в химии – это тоже силы, только так называемые химические силы; жизнь животных подчинена жизненным силам – размножению, обеспечению жизненно необходимым и т.д.

Воля – главная сила мира. Воля есть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание),– правит миром , воля, но никак не разум.

Мир и человек есть формы объективации воли. В мире и в человеке воля показывает себя, раскрывает свою сущность, проявляется. Здесь Шопенгауэр рассуждает в стиле Гегеля: воля полагает себя в свое иное – в мир и человека, где желание и стремление, способность и потребность, тип поведения, стиль общения, образ жизни человека не что иное, как проявление воли – внутренней сущности мира.

Также как и Гегель, А. Шопенгауэр требует различать:

а)   то, что является, т.е. воля;

б)   то, как оно является, т.е. в объективированных формах;

в)   то, как оно познается, т.е. чувством, рассудком, разумом.

Шопенгауэр не противоречит себе, полагая, что если мы говорим о мире, который имеет внутреннюю сущность, то в нем мы не найдем ничего кроме воли.

По Шопенгауэру, для каждого конкретного акта воли в данное время и в данном месте можно указать мотив, в силу которого этот акт воли должен совершиться. Так почти всегда можно предугадать, как поведет себя в той или иной ситуации человек. Но никогда нельзя объяснить, почему этот человек обладает этим характером, почему он хочет именно это, а не другое, почему из многих мотивов именно этот, а не другой движет его волей. По проявлениям характера можно описать способ действия, можно выявить мотивы поведения, но невозможно объяснить способ действия, поскольку этот способ не определяется ничем внешним. Поэтому, заключает Шопенгауэр, у каждого человека есть непостижимое – это его характер, коренящийся в воле человека.

Таким образом, сущность нашего бытия – воля. Чтобы убедиться в этом, достаточно погрузиться в самого себя. Сознание и чувство тела как воли ведут к пониманию универсальности феноменов в разных проявлениях.

5. Заключение.

Артур Шопенгауэр – последний немецкий философ, который попытался создать всеобъемлющую систему, способную разрешить основополагающие проблемы бытия, разгадать его тайну. Его недолюбливали современники и потомки, обвиняя его во всех смертных грехах. Он оставил человечеству  аналитическую систему в виде объемного трактата "Мир как воля и представление". Шопенгауэр жаждал "освящения и спасения жизни". Отдельному человеку, а не всей безликой массе должна служить культура, Шопенгауэр утверждал это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, для него свой собственный опыт был превыше всего.

Отличительными чертами творчества А. Шопенгауэра являются многогранность его представлений, начиная с его взглядов на общие проблемы бытия и кончая этикой и эстетикой, большое внимание к проблематике личности, морали и жизни гражданского общества.

6. Список использованной литературы:

  1. История философии. Учебник для высш. учеб. заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, - 576 с.
  2. Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб.: «Лань», 1999. – 608 с.
  3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход – СПб., 1997. – 480 с.
  4. Бертран Рассел. История западной философии, 2-е изд. исправл., Новосибирск, 1999.
  5. А.В. Перцев. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургскон философское общество, 2002.
  6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл! 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 16.57K
Скачано: 507
Скачать бесплатно
10.10.09 в 14:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе