Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Национальное самосознание: понятие, виды

Национальное самосознание: понятие, виды [10.10.09]

Тема: Национальное самосознание: понятие, виды

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 18.10K | Скачано: 609 | Добавлен 10.10.09 в 14:03 | Рейтинг: +22 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


План работы:
Введение 3
1. Понятие самосознания 4
2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции 5
3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания. 10
4. Менталитет 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Введение

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое  (национальное) самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Традиции исследования этнического (национального) самосознания в отечественной науке имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и о других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как о представителях определенной этнической общности.

Объектом исследования данной работы является самосознание, прежде всего его понятие и сущность. Предметом исследования является национальное (этническое) самосознание, виды национального самосознания и его функции.

1. Понятие самосознания

Важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря самосознанию у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда - оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конструирования мира, как сам способ бытия и данности мира.

Самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта [8].

2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции

Проблема национального самосознания стала актуальной в отечественной психологии и философии последние 20 лет.

Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, совокупность представлений, традиций и понятий нации, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Другими словами, национальное самосознание – одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [7].

Одни считают, что понятие «национальное самосознание» включает в себя осознание людьми принадлежности к данному этносу, согласно другим – оно более глубокого содержания и подразумевает отношение индивидов к этническим ценностям, переживание принадлежности к данному этносу. Оно проявляется в предметных действиях, суждениях, в духовном творчестве людей, их симпатиях и антипатиях, потребностях и установках.

Следует различать этническое самосознание и самосознание этнической общности. Этническое (национальное) самосознание – это не только сознание принадлежности к тому или иному этносу, но и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, ценностей, мотивов поведения, интересов. Самосознание этнической (национальной) общности – это представления об определенной идентичности ее членов. Она содержит также представления о типичных чертах «своей» общности: ее свойствах и достижениях как целого. В отличие от этнического (национального) самосознания личности, самосознание этнической (национальной) общности (подобно всем формам общественного сознания) существует не только на уровне индивида, но и подличностно, в том числе и в объектированных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества, профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права [3, с. 41].

Национальное самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [7].

Национальное самосознание является отражением общественного сознания конкретной этнической общности. Г.В. Старовойтова определяла этническое самосознание «как определенный слой общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закрепленного в обычаях и традициях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, морали и нормы обычного права, этнические нормы и нравы, представления о своей этнической принадлежности, в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими» [3, с. 41].

Разработке проблем национального самосознания на современном этапе большое внимание уделяется в трудах обществоведов, таких как Ю.Бромлей, Л.Дробижева, М.Джунусова, С.Калтачян, К.Хабабулин и др.

С точки зрения Л.Дробижевой, современной понимание национального самосознания связано с развернутым самосознанием, при котором все или большинство членов общности имеют «историческое знание о своем народе, выработанное под влиянием государственной идеологии или лидерствующих групп, определенное отношение к его ценностям, готовы действовать во имя общих целей и интересов, т.е. имеет место сознание интересов своей нации, своего народа» [3, с. 41 – 43].

Итак, национальное самосознание – это осознание принадлежности к определенной этнической общности, формирующееся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения [3, с. 43].

Одним из устойчивых элементов национального самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».

В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных наций проявляются по-разному и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.

Национальные чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения (А.К. Алиев, Н.С. Сарсенбаев, Н.Д. Джандильдин и т.д.).

Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопереходящи. Обычай не может существовать без традиций, и наоборот.

Национальные традиции – это сложившиеся исторически, отличающиеся относительно твердой преемственностью и устойчивостью взгляды  и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения. Эти нормы или образцы поведения, укоренившиеся в семейно-бытовых или национальных отношениях характерны для групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку, культуре. Следовательно, обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания – вырабатываются в процессе длительной эволюции, передаются из поколения в поколение и прочно закрепляются в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. Национальные традиции и обычаи участвуют в формировании идеалов, вкусов, потребностей личности и ее мировоззрения. Как социальные явления они участвуют в формировании жизненных установок и убеждений личности, влияя на мотивационную активность личности[3, с. 43 - 45].

В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.

Таким образом, национальные установки являются составной частью национального самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

  1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности.
  2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений.
  3. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [3, с. 47 - 49].

Феномен  национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [3, с. 50].

3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания.

Отличие национального сознания от национального самосознания
в содержательном плане заключается в формировании представлений, образов, знаний не только о своей общности, но и о других общностях. Другими словами, в отличие от национального самосознания, в национальном сознании происходит формирование представлений, образов, знаний не только о своей общности, как в национальном самосознании, но и о других общностях.

Однако это не означает, что национальное самосознание и национальное сознание соотносятся как часть и целое. Диалектика их взаимодействия
глубже и сложнее. Имея много общего, находясь в единстве, они, тем не менее, не тождественны. Это единство диалектическое, включающее в себя различие как по содержанию, так и по форме.
Отличие по форме состоит в том, что национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации, тогда как национальное сознание, как правило, на уровне нации, т. е. субъектом национального самосознания является личность и
национальная общность, тогда как субъектом национального сознания выступает нация. Отличие национального самосознания от национального сознания состоит также в том, что в первом большую роль играет эмоциональный фактор. Данное обстоятельство определяет то место, которое занимают обе эти категории в структуре общественного сознания.

Национальное самосознание является структурным элементом национальной психологии, которая входит в состав общественной психологии и проявляется в основном на уровне обыденного сознания. Национальное сознание не входит в состав национальной психологии, оно, как правило, проявляется и функционирует на теоретическом уровне общественного сознания. Естественно, что данные грани в самой структуре общественного сознания условны и подвижны. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Важно подчеркнуть также еще один момент, связанный с формированием национального самосознания. Дело в том, что существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых
наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания.

4. Менталитет

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе получает права гражданства понятие менталитета, определение которого либо вообще не встречается в энциклопедических и учебных изданиях, либо, если, присутствует, является довольно приблизительным.

Менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изменяемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и т.п.), в то время как политическое и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета [2, с. 227 - 228].

Менталитет человека характеризуется разнообразием и богатством своих составляющих: факторы общественно-культурологические (общественная жизнь и ее структуры), факторы природные (природная сфера обитания человека и его собственная природа), факторы сознательные (осознаваемые и оцениваемые человеком), факторы бессознательные (подсознательные), факторы рациональные (наука, философия, идеология), факторы эмоционально-психологические (установки, аффекты), факторы общественные (идущие то социума, социальности), факторы индивидуальные (корни которых в интимных глубинах личности).

Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. Другими словами, менталитет выступает как определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека.

Менталитет человека складывается длительным путем. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления – все это складывается веками. И все эти факторы влияют на человека, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета.

Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер. Менталитет можно обозначить как стационарную основу человеческого существа, которая позволяет ему бесконечно видоизменять свое поведение, оставаясь при этом одним и тем же.

Менталитет человека, являясь основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. Он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. Менталитет выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятие определенных стандартов поведения, идей и т.д. Менталитет весьма мощно детерминирует всю линию жизненного поведения человека.

Хотя на формирование менталитета воздействует огромное и разнообразное множество факторов, менталитет не выступает как их простое следствие, простая проекция в личностно-индивидуальную форму бытия этих факторов. Менталитет человека имеет свое качественное разнообразие, и он существует, развивается, функционирует именно по законам своей собственной качественной природы [1, с. 191 - 192].

Заключение

Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание – это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. В структуру национального самосознания входят элементы бессознательного, включая разные архетипы и стереотипы.

После распада СССР национальное самосознание России неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоречия, которые имеются в действительности. В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в реальности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деградации. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Таким образом, исследование национального самосознания имеет теоретическую и практическую значимость для развития общества.

Список использованной литературы:

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  3. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М., 2006. – 144 с.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.- Питер, 2001. – 656 с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+22
Размер: 18.10K
Скачано: 609
Скачать бесплатно
10.10.09 в 14:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе