Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Архитектура России в XIX и XX вв.

Архитектура России в XIX и XX вв. [25.05.09]

Тема: Архитектура России в XIX и XX вв.

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 36.21K | Скачано: 359 | Добавлен 25.05.09 в 17:16 | Рейтинг: +13 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Архитектура Санкт-Петербурга XIX века 3

2. Русский классицизм 4

3. Чарльз Камерон 4

4. А. Д. Захаров. Адмиралтейство 6

5. А. Н. Воронихин. Казанский собор 7

6. Вторая половина XIX века 8

7. Ф. И. Лидваль 10

8. Архитектура СССР 20 – х гг. 21

Заключение 25

Библиографический список 27

 

Введение

В архитектуре первая треть XIX в. определялась стилистическим направлением ампир, завершившим развитие классицизма. Здания в стиле ампир отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений, которые были призваны утверждать мощь государства и его военных побед. Ранние образцы ампира – Казанский собор в Петербурге архитектора А.Н. Воронихина (Горный институт), здание Адмиралтейства А.Д. Захарова и ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова Ж.Тома де Томона ( Дом графини А. Г. Лаваль, Мавзолей «Супругу-благодетелю»)   в Петербурге.

 

1. Архитектура Санкт-Петербурга XIX века

Величественные здания и сооружения, парки и целые города возникли не сами по себе, а в результате длительной строительной деятельности людей. Эта деятельность заложила основы архитектуры в нашем теперешнем представлении.

Однако архитектура заставляет не только задуматься, но и удивиться. Взглянув на пройденный ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый из которых хоть на шаг продвинул строительное искусство вперед. Среди них не только архитекторы, но и инженеры, математики, художники, садовники.

Архитектура — это не только результат труда отдельных выдающихся личностей, это плод длительного и напряженного труда, в котором участвовали все эпохи и народы.

В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный художественный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям.

XIX век для Петербурга разделен на две эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна. Становление нового стиля в Петербурге запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными школами. Реальные проявления черт модернизма прослеживаются с конца 1890-х годов. Истоки петербургского модерна лежали в западноевропейской архитектуре.

Каждое принимаемое авторское решение непременно должно быть логически мотивировано, обосновано. Архитектурное творчество не может не опираться на разумные посылки, оно — следствие предварительных умственных усилий автора, воспринимающего существо задачи, конкретные ее условия.

Целью нашей работы является: раскрытие и описание созданных творений и побудительные мотивы этого творения.

 

2. Русский классицизм

Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна — памятник победы в Отечественной войне 1812 г., сооруженный по проекту А. А. Монферрана в 1830 – 1834 гг.

Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов — кабестанов (особого рода воротов).

Широкий размах строительства в стране, а также народные традиции русского зодчества определили национальные традиции русского классицизма, его реалистические основы.

Произведения русской классической школы в архитектуре второй половины 18 и первой трети XIX века, характеризуются единством функциональной, технико-конструктивной и эстетической сторон, эмоциональной выразительностью конкретного образа и глубокой человечностью и теплотой.

Здания, возводимые в новом стиле, отличаются большой строгостью, простотой форм и величавостью.

 

3. Чарльз Камерон

Чарлз Камерон — архитектор, ученый, тонкий знаток и исследователь античной архитектуры — был приглашен в Россию в 1779 году. Здесь он прославился как зодчий.

Чарлз Камерон работал в период становления и развития нового стиля — классицизма, когда в Петербурге и его окрестностях строили Ринальди, Баженов, Старов, Кваренги, Фельтен.

Родился Чарлз Камерон в обеспеченной шотландской семье. Под руководством отца семь лет — таков был срок ученичества — изучал строительное дело, осваивал организацию работ, составлял сметы, контракты-кондиции, нанимал мастеров. Он приобрел профессиональные навыки строителя.

Он считал, что архитектура — искусство, выражающее, воплощающее грандиозные и великие идеи, что бедность замысла и посредственность выполнения снижают ее ценность, что архитектура всегда очень точно характеризует эпоху.

Петербург конца 18 века поразил Камерона. Он впервые увидел просторы Невы, раскинувшийся на ее берегах современный европейский город. Всюду велись работы — гранитом облицовывались стены Петропавловской крепости и набережные Невы, рядом с недавно построенным Деламотом Малым Эрмитажем возводился по проекту Фельтена Большой Эрмитаж. Неподалеку сооружался Мраморный дворец Ринальди.

На Васильевском острове, на берегу Невы, строилась Академия художеств, уже сформировалась застройка Невского проспекта до берегов Фонтанки. Одновременно решались важные градостроительные проблемы, улучшалась планировка всех районов Петербурга.

Создание «античного дома» поручили Камерону, ему рекомендовалось использовать в работе проекты Клериссо. Но Камерон никогда не копировал чьих бы то ни было работ, он лишь внимательно просмотрел большую коллекцию и начал работу над своим проектом.

В 1780 году проект Камерона утвердили, и весной началось строительство ансамбля царско-сельских терм: Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и галереи.

 

4. А. Д. Захаров. Адмиралтейство

Среди замечательных произведений классицизма начала XIXXIX века по праву можно назвать гениальное творение зодчего А. Д. Захарова — Адмиралтейство, в котором, как в фокусе, отразилась вся архитектурная эпоха.

Это произведение ознаменовало высший расцвет классической школы в русской архитектуре и поставило А. Д. Захарова среди зодчих его времени на одно из первых мест.

Проект «грандиозной реконструкции» старого Адмиралтейства, раскинувшего свои производственные корпуса на берегу Невы, был представлен Захаровым и принят к исполнению в 1806 г.

А в 1823 г. город украсился великолепным зданием со стройной башней, увенчанной позолоченным шпилем. Адмиралтейство вошло в ансамбль центра города и в панораму Невы как неотъемлемая часть, сыграв огромную градостроительную роль в общем архитектурном облике Петербурга.

Это здание, окружившее сплошной постройкой колоссальную площадь, создает впечатление какого-то непостижимого могущества, простора и необъятности. Длина его фасада значительна. Однако зодчий сумел создать при этом целостную композицию нового типа в виде многоосевой системы различных соподчиненных и связанных между собой архитектурных объемов.

Он ввел три центра. Их четкость, ясность, ритмический ряд создают единство сложно-расчлененного фасада большой протяженности. Центральная часть фасада, увенчанная элегантной башней со шпилем, решена в виде триумфальной арки, тяжелой и мощной архитектуры, с карнизом дорического ордера и двумя Славами, держащими перекрещивающиеся знамена.

Впереди на двух пьедесталах скульптуры работы Ф. Щедрина, изображающие женщин, поддерживающих земной шар. Стройная башня центра напоминает башни древних кремлей. Два других симметричных подцентра построены на основе спокойного чередования портиков и гладких стен, прорезанных сравнительное редко расставленными окнами.

Декоративная скульптура, сосредоточенная у портиков, а также героическая тематика барельефов во фронтонах, являясь единственным украшением, не нарушают общего величия, спокойствия и торжественности композиции.

Торцевые фасады со стороны Невы — павильоны, которые имеют в центре такую же арку, как на главном фасаде, но более упрощенную, венчаются круглым барабаном и круглыми же ступенями, переходят к группе дельфинов, поддерживающих штандарт.

Адмиралтейская башня, как символ города-героя, увековечена на медали «За оборону Ленинграда» в годы Великой Отечественной Войны.

 

5. А. Н. Воронихин. Казанский собор

Одним из выдающихся памятников русского классицизма первой трети XIX века остается Казанский собор — наиболее значительный ансамбль Невского проспекта. Автор его — Андрей Никифорович Воронихин. Крепостной графа А. С. Строганова, он родился в 1760 г. в селе Новое Усолье Пермской губернии.

В 1777 г. граф отправил его в Москву обучаться живописи. Его работами очень заинтересовались знаменитые уже тогда архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, и вскоре юноша заражается страстью к архитектуре.

Граф Строганов дает ему возможность переехать в Петербург, а затем отправляет его в большое путешествие по России и за границу. В 1790 г., тридцати лет, А. Н. Воронихин возвращается в Россию образованным и знающим архитектором, первые работы которого завоевывают себе такую славу и уважение, что граф Строганов, осуществляющий главное руководство по сооружению Казанского собора, поручает ему эту крупную и ответственную работу .

Собор строился 10 лет (с 1801 по 1811 гг.). Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, — одно из замечательных. Здание было задумано как архитектурный ансамбль, включающий три площади. Главная северная площадь, обрамленная полукружием двойной колоннады из 144 каннелированных колонн, поставленных на высокий каменный стилобат, обращена к Невскому проспекту.

Сильным выносом относительно крупного карниза с богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркивал горизонталь колонного полукружия, а крупные формы ордера придавали колоннаде выражение большой мощи.

Посреди площади высился обелиск. В центре колоннады — вход в собор, который подчеркивался коринфским портиком с фронтоном. Поверх богатого антаблемента, по всему периметру собора, а также порталов, поднимался высокий парапет, облегченный скульптурными фризами.

Крестообразное в плане здание, образуемое двумя рядами парных гладких гранитных колонн с бронзовыми капителями коринфского ордера, перекрывалось коробовыми сводами, украшенными кессонами, и увенчивалось стройным куполом. Он возвышался на высоком барабане. Этот купол, выполненный из ковкого железа, является первой металлической конструкцией подобного рода в истории мировой строительной техники.

Но здание было построено только с одной колоннадой, вторая осталась неосуществленной. И, тем не менее, несмотря на недостроенность, Казанский собор привлекает каким-то нежным очарованием, поэзией и теплотой. Простота и серьезность композиции, строгая изысканность пропорций придают зданию спокойный и торжественный вид. Автор сумел органично соединить силу и кротость, богатство и скромность. Он чутко понял дух надвигавшихся новых веяний и сумел показать себя большим мастером нового стиля.

 

6. Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века начинается бурное развитие капитализма в России, которое оказало существенное влияние на состояние всего строительного дела, в том числе отразилось и на архитектуре. Петербург теперь не только столица Российской империи, но и главный город рождающегося капиталистического государства.

Архитектура Петербурга капиталистического периода — наглядный пример творческой «всеядности» и беспринципности ее создателей. В этот период архитекторы «набили руку» на быстром и ловком копировании форм, присущих архитектуре различных исторических эпох (мотивы готики, Ренессанса, барокко, русского народного зодчества и т. п.), и механическом перенесении этих форм на любые сооружения, как того пожелает богатый заказчик — капиталист или помещик.

Хаотичная разностильная застройка нарушала художественное единство, придавая ему черты, типичные для капиталистического города. В этот период в архитектуре появляется новый тип жилища — доходный дом.

В этот период ощутимый вред Петербургу стала наносить невежественная предприимчивость «отцов города». Одни памятники архитектуры стали достраивать, другие реконструировать, третьи сносить в зависимости от того, как было удобно разного рода частным предпринимателям и их покровителям из городской управы.

Трагедия модерна —это трагедия напряженного и интенсивного творческого поиска, не достигшего гармонической завершенности. Причины тому в форсированном, сознательном, а не спонтанном создании нового стиля, в беспрецедентности и полемической новизне формотворчества, в неустановленности нормативной системы признаков, цементирующих общность формального языка, и в противоречивой многозначности социальных и духовных функций искусства.

Архитекторы, придерживающиеся модерна, стремились адекватно выразить современность, вернее, найти олицетворение ее новых примет, впервые осознанных с такой остротой, воплотить усложненный духовный строй переломной эпохи.

 

7. Ф. И. Лидваль

Федор Иванович Лидваль — один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель — происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой.

Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн.

В его творчестве можно выделить два периода: 1897 – 1907 гг. и 1907 – 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером «северного модерна», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города: архитектор проявлял характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами.

В эту пору его главная тема — доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.

В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию. Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома.

Первым, самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль. Дом с парадным двором — курдонером открывает застройку этой главной магистрали Петербургской стороны, значение которой возросло после сооружения Троицкого моста.

Дом Лидваля — пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации. Боковые разновысотные корпуса выходят на «красную линию» проспекта. Центральный корпус находится в глубине двора.

Живописность и поэтичность облика дома достигнуты применением разнообразных средств — изысканностью цветовой гаммы, разными очертаниями, размерами и группировкой проемов, разнообразием эркеров, фронтонов, балконов, террас и других декоративно-пластических элементов, плавными переходами форм, которые Лидваль объединяет в сложные пластические системы.

Разнообразные порталы входов дополнены рельефными изображениями мотивов северной флоры и фауны, характерных для «северного модерна». При всем богатстве мотивов все они подчинены большой форме и не нарушают цельности облика дома.

Асимметричная композиция фасадов — не прихоть автора, она вытекает из планировочного решения, основанного на индивидуальном характере разных помещений.

Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм «северного модерна», продемонстрированных с щедрой изобретательностью.

Здесь, наконец, очень активно и убедительно использованы художественные и технические возможности отделочных материалов — цементной штукатурки, тесаного и грубоколотого камня, и их сочетаний. Лидваль выступил здесь тонким знатоком традиционных и новых строительных и отделочных материалов, открыл в них новые возможности.

Дом явился этапом в развитии петербургского зодчества. Лидвалю стали охотно заказывать проекты, подражать. На первом этаже дома разместилось его проектное бюро.

Дадим в итоге краткое описание архитектурных памятников того времени:

Выдающимися архитекторами, работавшими в стиле ампир, были К.И.Росси, Стасов В. П. (Московские триумфальные ворота, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор) О.И.Бове (Александровский сад, Манеж, Церковь Всех Скорбящих Радости) и Д.И.Жилярди (Центральный павильон Конного завода, усыпальница графа В. Г.Орлова), К.И.Росси (1775-1849) прославился монументальными ампирными ансамблями Дворцовой и Сенатской площадей в Петербурге. О.И.Бове (1784-1834) реконструировал после пожара в 1812 г. Красную площадь и создал ансамбль Театральной площади. Ему же принадлежал проект триумфальной арки в Москве в честь Победы над Наполеоном. Д.И.Жилярди (1788-1845) перестроил казаковский Московский университет, сгоревший во время войны, - более монументальными стали купол и портик, преобразованный из ионического в дорический. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера.  Вместе с архитектором А.Григорьевым Д.Жилярди работал в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки», дом Луниных у Никитских ворот).

На исходе 30-х годов ансамблевое мышление в архитектуре утрачивается. Ампир уступает место новому направлению – эклектике. Здания в стиле эклектики строились на основе произвольного сочетания разнородных стилевых элементов и преследовали цель добиться наибольшей достоверности в подражании прошлому. Эклектике присущ налет романтизма. Так, Исаакиевский собор в Петербурге архитектора А.Монферрана (Александровская колонна) решен в стиле классицизма с элементами итальянского Возрождения, а храм Христа Спасителя в Москве зодчего К.А.Тона – в русско-византийском духе (гранитная пристань «со сфинксами» против здания Академии художеств, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля).

Стиль эклектики оставался господствующим и в пореформенное время, его наиболее популярная разновидность – псевдорусский стиль (по-другому его называют ропетовским по псевдониму создателя, архитектора И.П.Петрова - Ропет). Наиболее известные работы Петрова-Ропета – деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. и «Терем» в Абрамцеве под Москвой. Другие значительные московские постройки этого направления – здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд), здание Казанского вокзала (архитектор А.В.Щусев), Третьяковская галерея (архитектор В.М.Васнецов), Верхние торговые ряды – ГУМ (архитектор А.Н.Померанцев), здание Городской думы (архитектор Д.Н.Чичагов).

Архитектуру 50-х гг. XIX в. принято определять как поздний классицизм, чертой которого было обращение к античности, лишенное былой идеализации. В это время усиливается тяга к прямому изучению античных памятников, начинается постепенный переход к использованию особенностей оригинала. Так, в композиции садового фасада петергофского Бельведера, построенного по проекту Штакеншнейдера (Мариинский Дворец, Николаевский Дворец, лестница и зал-ротонда в Эрмитаже) из полированного гранита, воспроизводился портик кариатид Эрехтейона. В архитектуре Исаакиевского собора и Александровской колонны Огюст Монферран прямо следует портику пантеона и триумфальным колоннам Рима. На одном из сравнительных чертежей Монферрана наложены друг на друга силуэты пирамиды Хеопса, собора св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, церкви св. Женевьевы в Париже и Исаакиевского собора. Сравнительный анализ современных архитектурных сооружений становится частью творческого метода этого времени. Именно в это время впервые было введено в архитектурное мышление понятие «ансамбля».

С 90-х годов господствующим архитектурным стилем становится модерн, характеризуемый неприятием классических форм. Он демонстративно подчеркивал функциональное назначение зданий, придавал большое значение конструкциям, фасадам, экстерьерам, использовал для их украшения фреску, мозаику, витраж, скульптуру. Постройки отличались подчеркнуто индивидуализированным обликом, обладали свободной планировкой. В Петербурге этого стиля зданиями была застроена вся Петроградская сторона. В Москве такие постройки разбросаны по историческому центру внутри Садового кольца. Ведущий архитектор стиля модерн – Ф.О.Шехтель. По его проекту в Москве построены Ярославский вокзал, особняк промышленника Рябушинского у Никитских ворот. В Петербурге стиль модерн испытал сильное влияние классицизма. Из их сочетания родился неоклассический стиль зодчества, яркими представителями которого были архитекторы И.А. Фомин  и И.В. Жолтовский.

Вывод:

Архитектура второй половины XIX в. отмечена рядом новых черт:

 

8. Архитектура СССР 20 – х гг.

Группа, состоявшая из трех братьев А.А. Веснина, В.А. Веснина, Л.А. Веснина, публициста и теоретика М. Я. Гинзбурга положила начало Объединению современных архитекторов (ОСА). С 1926 г. ОСА имел свой печатный орган – журнал «Современная архитектура».

С 1926 г. при стройкоме РСФСР была организована секция типизации, ставшая разрабатывать стандарты жилья.

Вторым крупным объединением российского архитектурного авангарда было объединение рационалистов, которое сложилось вокруг творческой группы Н.А.Ладовского в 1923 г. и получило название АСНОВА – Ассоциация новой архитектуры. Концепция рационалистов устанавливала связь между  закономерностями строения объекта и его восприятия. Рационалисты стали преподавателями ВХУТЕМАСа – Высших художественно – технических мастерских, ставших центром экспериментов авангарда.

В 1922 г. на I Всесоюзном Съезде Киров высказал предложение о создании Дворца Советов, который должен был иметь символическое значение торжества коммунизма во всем мире. В основу проектов было положено решенное как растущая органическая структура кубистическое «мировое древо». Ладовский в конкурсном проекте Дворца Советов 1931 г. почти буквально воссоздал форму дальневосточного культового сооружения.

Планировку Магнитогорска, Орска, Ленинска, Новокузнецка, Щегловска осуществляли немецкие архитекторы во главе с Эрнстом Маем.

Появились новые типы зданий – клубы, дома и дворцы  культуры предприятий и профсоюзов. В 1927 – 1931гг. К.Мельников построил ряд клубных зданий.

На конкурс проектов Дворца Советов в 1932 г. было представлено 160 проектов. Место для строительства Дворца Советов было неслучайным – на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Дворец должна была венчать статуя Ленина, образцы для которой скульптор Сергей Меркулов искал в скульптуре Индии, Китая, Египта, Греции и Рима.

Типичными для архитектуры 30-х гг. были Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен, к работе над станциями которого были привлечены значительные силы. Классическим исполнением станций метро может служить станция «Площадь Маяковского», созданная Алексеем Душкиным и Александром Дейнекой.

Стилем эпохи становится ампир, торжественный и помпезный, выражающий идею всевластия государства и партии.

Идейность – черта официально признаваемого искусства советского периода. Задачей искусства становится создание «образа вождя», заказчиком работ, признанных эталонными и становившихся каноном, выступало государство.

После Великой Отечественной войны развернулось строительство мемориалов, восстановление разрушенных войной городов.

В 1945-1950 гг. началось строительство более 1000 предприятий по производству железобетона для жилищного строительства.

Для перемен в области пространственных искусств известную роль сыграло постановление совета министров СССР о строительстве и архитектуре 1955 г., поднявшее проблему массового строительства жилого фонда.

Развитие архитектуры в СССР в малой степени зависело от общемировых процессов, развивалось, исходя из внутренних причин. Общество негативно реагировало на монотонность застройки городов и низкое качество жилья. Проблема массовой жилой       застройки была для советских архитекторов основной. В 70-80-е гг. появилось небольшое количество кирпичных построек, отличающихся оригинальностью, близких к неофункционализму.

Неофункционализм  в СССР получил развитие в столицах союзных республик – Вильнюсе, Минске, Тбилиси. Образцом стал ансамбль проспекта Калинина, новой радиальной магистрали центра Москвы, связавшей Кремль и историческое ядро города с Кутузовским проспектом.

В 80-е гг. поиски нового в архитектуре переместились из Москвы в местные архитектурные школы. Особым авторитетом пользовались литовские архитекторы, к числу созданий которых относится застройка района Шяшкине в Вильнюсе, микрорайон Кальнечай -3 в Каунасе.

В постройках грузинских архитекторов соединялись современные и традиционные материалы и технологии.

В архитектуре таких общественных и государственных зданий, как дом Правительства России в Москве на Краснопресненской набережной и дворец молодежи на Комсомольском проспекте, разрабатывались варианты модернизированного неоклассицизма. Сложился тип официального здания – прямоугольный объем с пилонами по периметру, с нависающей «короной» верхних этажей.

В 80-е гг. Неофункционализм стал более изобретательным, примерами чему служат постройки Центра парусного спорта в Пирите, спортивно- концертного комплекса в Ереване.

Экспрессионистская тенденция была реализована в малом количестве оригинальных построек, среди которых здание торжественных обрядов в Тбилиси, 1985 (арх. В.Джорбенадзе и др.).

После распада СССР исчезло командное управление архитектурой и идеологическое давление на нее. В России 90-х г. знаком новой эпохи стали банки. Расслоение общества, формирование групп с высокими доходами вызвали строительство замкнутых групп дорогих жилищ, примером чего служит возведенный в 1995-1998 гг. в экологически чистой юго-западной зоне Москвы комплекс зданий «Золотые ключи». Жилые комплексы «Синяя птица», комплекс Новой Олимпийской деревни на улице Удальцова были возведены в Москве.

 

Заключение

«И за все зодчество, начало которому положили наши предки для обогащения идущих вслед за ними поколений, мы должны всегда воздавать им бесконечную благодарность», говорил Гоголь [Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981, с. 7].

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества.

Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для  каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность.

Польза и красота — тема, которая не перестает на протяжении веков привлекать внимание. История убедительно показывает, что архитектура имеет дело не с пользой, а с целесообразностью, то есть с пользой, отнесенной к определенной цели.

Представление о мастерстве изменчиво. И вместе с тем подлинное мастерство — как бы оно не проявлялось — непременно, соприкасается с вечностью.

В классической формуле зодчества «польза, прочность, красота» содержится важнейший принцип единства утилитарной и художественной сторон архитектуры. Правильное понимание этого принципа имеет решающее значение для творческой деятельности архитектора. Умение диалектически применить его в своем творчестве составляет одну из важнейших задач архитектуры.

Произведения, созданные мастерами зодчества Петербурга в XIX веке, входят  в число памятников национальной и общечеловеческой культуры. Каждое время способно избрать в прошлом свои идеалы.

Проявление профессионализма заключено в способности восприятия жизни, в понимании тенденций жизненных процессов, в житейском опыте.

Процесс архитектурного творчества, который может быть условно расчленен на последовательные этапы осмысления задачи и разработки формы в реальной творческой практике, остается, тем не менее, нераздельным, где главное и подчиненное, целое и части постоянно взаимодействуют, подчас меняются значимостью, разно влияют на самый ход процесса.

В этом процессе многое непредсказуемо, внешне представляется алогичным, хотя и подчиняется некой своей, индивидуальной, внутренней творческой логике.

 

Библиографический список

  1. Искржицкий Г. И., Сычева М. А., По законам красоты, М., 1981 г.
  2. Козьмян Г. К., Чарльз Камерон, Л., 1987 г.
  3. Лисовский В. Г., Архитектурная школа. Академия художеств, Л., 1981 г.
  4. Немиро О. В., Праздничный город, Л., 1987 г.
  5. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ Серия «Справочник». – Ростов-на Дону: Феникс, 2005.- 512 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+13
Размер: 36.21K
Скачано: 359
Скачать бесплатно
25.05.09 в 17:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе