Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология семьи

Социология семьи [24.11.09]

Тема: Социология семьи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 37.74K | Скачано: 376 | Добавлен 24.11.09 в 19:36 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Содержание
Введение. 3-4
Глава 1.Социология семьи. 5-16
1.1Семья как социальный институт. 5-10
1.2 Типы семей. 11-16
Заключение. 17-18
Список использованной литературы. 19
Социологический словарь. 20-22
 
Введение.
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты.
Следовательно, семья - основа всех социальных институтов.
На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами.
Первый запрет - запрет кровосмешения (половых отношений между кровными родственниками). Так появился первый в истории вид социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного поведения стали коллективной привычкой, обычаем, традицией. Злоумышленников (девиантов) ждало суровое наказание (санкции).
Так возник институт семьи.
Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.
Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Целью работы является определить наиболее распространенный тип семьи.
Задачи контрольной работы: рассмотреть, как в социологии изучается семья, дать определение семьи, изучит основные типы семьи.
 
Глава 1.Социология семьи.
1.1Семья как социальный институт.
 Семья показывает включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.
 Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Это "стандартная" семья. Ей в противоположность существуют "нестандартные" семьи, создаваемые двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками. О "нестандартных" семьях можно, например, прочитать в лекционном курсе Нейла Смелзера, одного из известных современных американских социологов [6, с 285].
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка;     3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;         5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
1)    воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
2)    хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
3)    экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
4)    сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
5)    духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
6)    социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
7)    досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
8)    эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [2, с 358].
Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.
Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.
 Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.
Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также расширенная семья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними. Принято также подразделять семьи по числу детей в них на многодетные (более трех детей), среднедетные (двое-трое детей), малодетные (один ребенок), бездетные. Есть и другие формы семьи, которые наряду с многообразными проблемами этого социального института и малой группы изучает отдельная отрасль социологического знания - социология семьи.
Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.
Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.
Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения  ребенка вне брака [7, с 236].
Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Можно говорить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных семьях.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе, и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
 
1.2 Типы семей.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Каждая семья уникальна, но при  этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.
1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,
2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.
3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.
Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи [3, с 112].
 Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном "гнезде" проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
Патриархальная семья (греч. pater - отец + arche - начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату, вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до патриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами же развитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства.
В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Капиталистические производственные отношения разрушили характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством (прежде всего в городе). Для многих семей экономическая функция ограничилась организацией своего быта. При капитализме отпала необходимость в больших, "неразделённых" семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей, а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.
Социолог Ф. Ле Пле наблюдал такие отношения у башкир, русских, южных славян.
Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в Беларуси и России не более 15% семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу.
Семья южнославянских народов патриархальна. Сыновья, женатые и неженатые, в подавляющем большинстве случаев оставались в родительском доме, а дочери жили в нём до тех пор, пока не выходили замуж, после чего переселялись в общину мужа. В экстраординарных случаях этот порядок нарушался. В родительский дом могла вернуться овдовевшая дочь со своими детьми. Численность семейных кланов не регламентировалась. Нередко встречались семейства, насчитавшие по пятьдесят и более человек.
Фактическими собственниками имущества выступали мужчины, так как девушка, выходя замуж, лишалась права на наследство. Главой задруги был старший по возрасту мужчина – дед или отец. Круг его обязанностей был весьма разнообразен. Он выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи.
В этой общине царила строгая иерархия. Слово главы задруги было законом для каждого её члена. В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца. Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства.
Трудовая деятельность регламентировалась возрастом и полом. Уход за птицей, свиньями поручался детям. Старики и больные выполняли более мелкую работу. Женские работы сосредотачивались вокруг обслуживания членов задруги – забота о пище, уборка дома и двора. Работа расписывалась между женщинами. Они, разумеется, принимали участие в сельскохозяйственном труде – пололи, жали, убирали урожай. Им принадлежало первенство в занятии домашними ремеслами – прядение, вязание.
В современном мире в городских семьях большого размаха достиг процесс нуклеаризации (от лат. "нуклеа" – ядро) и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трёх поколений (трёхпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного их них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родителей, но не может это сделать из-за отсутствия жилья.
Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских
семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционного типа без до-
статочных на то объективных экономических оснований. Такой тип
семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с
правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
Эгалитарная семья. Эгалитарному браку свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. Равномерное, но несправедливое разделение характеризует модель брака, имеющую черты, общие с эгалитарным. Неравномерное, но справедливое распределение свойственно традиционному браку, где «мужские» роли противопоставляются «женским». И, наконец, неравномерное и несправедливое распределение ролей – это прямой путь к разводу.
Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений [3, с 186].
За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных – уже более 50% и семей переходного типа – 40%. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов; высокая занятость женщин в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной – удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности [4, с 378].
Нельзя утверждать, что такой тип  семьи в нашем обществе стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становиться основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способный к проявлению инициативы и творчества.
 
Заключение.
Семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает.
Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения.
Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами  массового искусства, заполнившего экраны телевидения и кино, прессу и печать.
Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые западной попкультурой, причиняют не поправимый вред молодому поколению. Опасность такого воздействия  усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, СМИ, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи.
Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. В связи с неопределенностью будущим или еще не укрепившимся материально – экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных официальными узами. Особую заботу представляет семья с одним родителем, число таких семей растет под влиянием высокого процента разводов от 30 до 50 к числу браков. Нельзя не обратить внимание на создание однополых семей, гражданские права которых признаны в ряде государств.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.
 
Список использованной литературы.
1.    Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю. «Человек и общество» - М.: Просвещение, 2005г – 548с.
2.    Мацковский М.С. «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» - М.: Наука, 2007г – 675с.
3.    Ничипоров Б.В. «Таинство брака и семьи: введение в космологию домостройства» - М.: Мысль, 2007г – 203с.
4.    Основы социологии: Курс лекций / ред. Эфендиев А.П. – М.: Общество «Знание» России, 2003г – 478с.
5.    Социология: Учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ, 1998г – 574с
6.    Смелзер Н. «Социология» - М.: Феникс, 2004г – 848с
7.    Щербич Л.Н. «Семья и общество» - М.: Начальная школа, 2004г – 386с
 
Социологический словарь.
1.    Антипатия - чувство  неприязни, нерасположения, проявляющееся в межличностных или межгрупповых отношениях.
2.    Агрессия – действие,  поведение,  нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту.
3.    Бюджет – 1.Совокупность  личных (индивидуальных, семейных, организационных и т. д.) расходов и доходов за определенный период  времени. 2. Предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
4.    Брак - семейный союз  мужчины и женщины, порождающий и права,  и обязанности  по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации).
5.    Брачный Союз - соц. институт,  узаконивающий интимные отношения между представителями противоположных полов и возникающую на этой основе их совместную жизнь,  налагая при этом на супругов взаимные обязательства.
6.    Быт -  совокупность  связей и отношений, служащих удовлетворению материальных потребностей (в пище, одежде, жилье, здоровье)  и обеспечению душевного комфорта (общение,  развлечение) в повседневной жизни.
7.    Воля - желание  и способность человека  действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия.
8.    Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.
9.    Власть - влияние  на основе закона  или традиции,  т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
10.     Группа - совокупность  людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием,  общей деятельностью,  общими экономич., демографич., этнографич., психологич. и др. характеристиками.
11.     Ген - элементарная единица наследственности, посредством к-рой происходит "запись", хранение и передача наследственной информации от поколения к поколению.
12.     Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовому, национальному, этническому или религиозному признакам.
13.    Жизнь - форма  существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе  ее развития, реализующаяся в живых организмах. Основные черты жизни: обмен  веществ, раздражимость,  способность к размножению, рост, активная регуляция своего состояния и функций, приспособляемость к среде и т. д.
14.     Жизненный Уровень - обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
15.     Женственность -  характеристики, связанные с женским полом. Историческое (зачастую маскулинистское) исследование  женственности выделяет следующие черты: пассивность, отзывчивость, мягкость и поглощенность материнством.
16.     Зависть - чувство  досады, сниженной самооценки, вызванное благополучием, успехом других людей.
17.    Здоровье - состояние  человеческого организма  как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью.
18.     Зоолатрия - поклонение животным, культ  животных, широко распространенный в религии Древнего Египта, Индии и др.
19.    Индивид - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек  как представитель человеческого рода.
20.    Искусство - специфический вид отражения познания, усвоения, формирования действительности человеком в процессе  художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.
21.    Иудаизм - монотеистическая религия  евреев, возникшая в VII в. до н. э., характеризующаяся верой в единого Бога Яхве и мессию, в загробное воздаяние, богоизбранность народа  Израиля; включает множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих.
22.    Обычай - правило  соц. поведения, передающееся от поколения к поколению, воспроизводящееся в определенном обществе или соц. группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и сознание  их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к соц. и культ,  опыту,  регламентирует поведение  индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность.
23.     Организм - состоящая из специфического материального субстрата  сложная телеономически организованная система,  осуществляющая обмен  веществ, энергии и информации с окружающей средой и являющаяся раздражимой, активно подвижной, проходящей индивидуальный цикл  развития, завершающийся с его смертью.
24.     Ощущение - отражение  в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы  чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
25.    Поведение - процесс  взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (псих.) активностью.
26.     Поведение Толпы - действие   поведение  людей в группах  и толпе (поведение толпы) , где в результате физической близости и влияния других людей на действия индивидуумов находятся вне ординарных рамок, имеют тенденцию к отклонению от стандартов и могут чаще, чем обычно, знобиться взрывными и непредсказуемыми.
27.     Психосоциология - течение в социологии, сторонники которого (напр., А. Фиркандт) рассматривают психику в качестве основной, определяющей силы обществ, развития. Предметом исследования становится "качество  переживания", а интроспекция  или понимание  выступает как основной метод.
28.     Семья - группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет.
29.     Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма,  неизбежная заключительная стадия  его существования.
30.     Социальный Институт - устойчивый комплекс  формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.
31.     Социальная Норма - средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.
32.    Тотемизм - комплекс  верований в сверхъестественное родство  между группами людей (род, племя)  и определенными тотемами (животными, растениями, явлениями природы, неодушевленными предметами), в возможность постоянного воплощения тотемов в новорожденных членов рода, в то, что можно магическим путем воздействовать на тотем  для достижения изобилия и материального благополучия своего рода.
33.    Тонус - жизненная активность,  жизнедеятельность.
34.    Торможение - активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс,  приводящий к задержке деятельности первичных центров (центральное торможение)  или рабочих органов (периферическое торможение).
35.    Уклад - целостная система  производственных отношений определенного типа, образующая общественную форму производства.
36.     Управление – процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство,  социальную и духовную жизнь,  отрасли экономики и др.) на основе познания и использования присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития.
37.     Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект  общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса.  Homo sapiens (человек  разумный) - не позднее 40 тыс. лет назад. Ч. - двойственное существо - природное и общественное.  
38.    Честь – достоинство, высокое моральное качество;  почет и уважение.
39.    Я - относительно устойчивая совокупность  представлений о том, чем является индивид  по отношению к самому себе, к др. индивидам и к соц. системе в целом. Строится вокруг самовосприятия и выводится из разных источников
40.     Язык - система  символической коммуникации, то есть путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Язык  регулируется правилами и первоначально включал в себя множество условных знаков, которые зачастую имели общее значение  для всех членов лингвистической группы.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 37.74K
Скачано: 376
Скачать бесплатно
24.11.09 в 19:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе