Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические процессы: понятие политического участия

Политические процессы: понятие политического участия [23.03.09]

Тема: Политические процессы: понятие политического участия

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.09K | Скачано: 220 | Добавлен 23.03.09 в 14:51 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2008


Содержание

Введение 3

1. Понятие «политического процесса», его структура и режимы протекания. Политические технологии 4

1.1. Политический процесс 4

1.2 Понятие политического участия 8

2. Политическое развитие: сущность и формы. Концепция политической модернизации 11

3. Опираясь на концепцию политической модернизации, определите, какой именно вариант модернизации реализуется в современной России. Оцените, насколько успешно он продвигается, и каковы возможные перспективы дальнейшего политического развития России 16

Список используемой литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);

2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной разработанности политологических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.

 

1. Понятие «политического процесса», его структура и режимы протекания. Политические технологии.

1.1 Политический процесс

Словосочетание «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу.

Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп или институтов (иными словами — субъектов или субъектов), связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности эти субъекты взаимодействуют с другими субъектами.

Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве — в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс».

С учетом данных обстоятельств политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического процесса — иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь — о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается «некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов». Во втором случае политический процесс определяют как «цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы».

Объект в политическом процессе - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т. п.) Субъект в политическом процессе - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.

Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

В мировой политической науке выделяется три основных подхода к определению характера и содержания политического процесса в зависимости от характера политических субъектов, а также временной единицы измерения.

Сторонники первого, институционального подхода связывают рассматриваемое явление с трансформацией институтов власти — основных субъектов политического процесса. Средовые условия, например социальная инфраструктура, при этом учитываются лишь частично или косвенно, поскольку рассматриваются как имеющие второстепенное значение. Временные единицы невелики, позволяя измерять политический процесс в рамках повседневности и истории.

Представители второго, бихевиорального подхода в качестве субъектов политики рассматривают отдельных индивидов или группы людей. Поэтому политический процесс предстает в виде «результирующего вектора» поведения, политических воль и интересов этих субъектов. Однако в рамках этого подхода не находят должного отражения организационные, структурно-функциональные аспекты политического процесса, поэтому явления, на которые оказывают влияние высокая степень развитости и дифференцированности институциональной инфраструктуры, особенности функционально-статусного разделения труда, не могут быть описаны адекватно. Временные единицы измерения здесь также невелики. Они позволяют изучать политический процесс в основном в рамках повседневности.

Третий, структурно-функциональный подход акцентирует внимание не столько на поведенческом аспекте политического процесса, сколько на внутренних структурно-функциональных особенностях политической системы и среды, обуславливающих тот или иной способ и характер действия и взаимодействия между субъектами Единицами анализа при этом выступают не столько индивиды и группы, сколько большие структуры политической системы (и сама система в целом), а также их функционально-ролевая структура. Основное внимание уделяется анализу макроаспекта политического процесса, который трактуется некоторыми представителями данного направления как совокупность реакций политической системы на воздействие окружающей среды в целях формирования решений, приемлемых для ведущих групп интересов.

Все три отмеченных подхода уделяют основное внимание лишь отдельным аспектам политического процесса. Но политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

 

1.2 Понятие политического участия

Участие в политической деятельности является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведения независимо от
потребностей той или иной общности. Об особенностях осуществления индивидом элитарных и лидерских функций речь пойдет далее, а сейчас остановимся на характеристике политического участия рядового гражданина.

Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:

  1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.
  2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.
  3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.
  4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.
  5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.
  6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Политический процесс, на протяжении своего жизненного цикла имеет 3 формы:

Первый - это режим функционирования, не выводящей  политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают  при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов – это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволят адекватно отвечать  на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни,  нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.

И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений) имеет негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы.

 

2. Политическое развитие: сущность и формы. Концепция политической модернизации.

Понятие политическое развитие было введено в западной политологии во 2 половине XX века для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества.

Политическое развитие - это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

В политологии термином "политическое развитие" нередко принято обозначать переход от традиционной политической системы к современной.

Прогрессивные политические процессы  представляют  собой последовательнуюсмену состояний общества или его отдельных систем.  В прогрессивных процессах движение осуществляется по восходящей от простого к сложному. в этих процессах диалектически соединяются изменение  и устойчивость, прерывность и беспрерывность.  Примером прогрессивных процессов является развитие науки, культуры, общества в целом.

Регрессивные процессы - это антиподы прогрессивным.  Они являются проявлением  попятного  движения общественных систем и общества в целом.  Например,  падение  уровня экономики  -  процесс регрессивный.  То  же  самое можно сказать о падении нравов в том или ином обществе.

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая  модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы   как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе   политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция   уже существующих политических институтов, находящихся в сложном   динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной   стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие   общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности   и формы политического участия различных слоев населения в происходящих   изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм   социально-исторического знания.

   Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу   свидетельствует, что общая системная трансформация общества (в современной   принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на   первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических   институтов.

По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс   перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному   на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными   процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду   развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной   моделью общества. В теории под модернизацией понимается совокупность   процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления   системы всеобщего образования, представительной политической власти,   усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к   формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному   закрытому».

В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:

   1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала   естественно и органично, начавшись \\\"снизу\\\", с изменения общественного   сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и   политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и   промышленный переворот в странах Запада;

   2) Догоняющая и неорганичная в странах \\\"Второго\\\" и \\\"Третьего мира\\\" (часть   Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -   экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем   заимствования у последних преимущественно технических и культурных   достижений, распространяемых на \\\"чуждой\\\" им \\\"почве\\\";

   3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из   - за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных   преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая   сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия   и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным   привести к \\\"сворачиванию реформ\\\" (например, Исламская революция 1979 г. в   Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);

   4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие   экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении \\\"узкого   характера\\\" внутреннего рынка и преимущественно традиционных (авторитарно -   патриархальных) политических отношений (страны Юго - Восточной Азии -   Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);

   5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного   типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого   изменения социально - политических отношений, которые сохраняют   традиционный характер;

   6) Тупиковая или т.н. тоталитарная модернизация - т.е. форсированное   создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение   мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках   мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной   приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая   глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина   индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).

Термин “постмодерн” используется для условного обозначения нынешнего этапа в развитии мирового сообщества, главной отличительной чертой которого стал всеохватывающий процесс вестернизации или оксидентализации, т.е. заимствование путей и методов становления западной цивилизации и усвоение ее правил и методов производства, распределения и обмена, технологий, денег, культуры, образа жизни.

Признак постмодернизма – переход к политике, опирающейся на мышление в категориях национальных государств, и, одновременно, учитывающей глобальный характер международных отношений. С одной стороны, возникает глобальное общество на основе общей символической информационной культуры. С другой стороны, возникает новый регионализм и децентрализация политической власти. Власть более не делегируется сверху, она осуществляется на уровне локального, регионального действия.

Основная структурная особенность модели мира в конце ХХ – начале ХХI века – становление многополярности. В основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического (по своему выражению – военно-политического и идеологического) противостояния Востока и Запада, лежит прежде всего распад мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального (Европейский союз, НАФТА, зона “Большой Китайской экономики”, японоцентристкий “ареал интеграции”, АСЕАН), так и регионального (АТЭС) уровня.

Для каждой из глобальных и региональных экономических зон характерна и географическая близость входящих в нее стран, и большая или меньшая удаленность данной зоны от других. Вместе с тем географические факторы оказывают прямое, и, в не меньшей степени опосредованное воздействие, влияя на характер и течение экономических процессов. Имеется в виду значение таких обстоятельств, как удобство промышленной кооперации через “прозрачную” границу, невысокая стоимость перемещения товаров, относительная гомогенность физической среды, в которой разворачивается экономическая деятельность (сходные уровни обеспеченности полезными ископаемыми и энергетическим сырьем, развития коммуникаций, примерно равные условия ведения сельского хозяйства).

Каждая глобальная экономическая зона составляет также этноцивилизационную, либо культурную общность, которая, среди прочего, означает сопоставимость правовых условий и методов организации экономической деятельности в странах-партнерах и в то же время является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономические рамки. Наоборот, тогда, когда общий экономический интерес сводит “под одну крышу” представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное экономическое взаимодействие нередко оказывается затруднительным.

 

3. Опираясь на концепцию политической модернизации, определите, какой именно вариант модернизации реализуется в современной России. Оцените, насколько успешно он продвигается, и каковы возможные перспективы дальнейшего политического развития России.

Если опираться на некоторые политические источники, например на статью В.И. Пантина, «процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу».

Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации и деградации общества.

Одна из трудностей современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительственных кризисов в России обозначила основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе.

Сегодняшняя Россия является нестабильным традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в том, что предлагаемые политические цели, идентичности и стандарты поведения соответствуют требованиям современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. Однако складывающаяся в России институциональная система не гарантируют создание стабильно действующих демократических политических институтов, имеющих ценностное либеральное наполнение, так как всегда существует опасность возврата авторитарно-олигархической направленности в деятельности государственной власти.

 

Список используемой литературы.

1. Государство и право. С.С. Алексеев – М., 2001

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2006.

3. Дегтярев А. А. Основы политической теории. М. 1998.

4. Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3.

5. http://society.polbu.ru

6. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

7. Политология: Учебное пособие. - М.: Центр, 2000.

8. Политический словарь

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 20.09K
Скачано: 220
Скачать бесплатно
23.03.09 в 14:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе