Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по ценообразованию »

Взаимосвязь цены, спроса, предложения и классификация цен

Взаимосвязь цены, спроса, предложения и классификация цен [27.03.10]

Тема: Взаимосвязь цены, спроса, предложения и классификация цен

Раздел: Бесплатные рефераты по ценообразованию

Тип: Контрольная работа | Размер: 103.32K | Скачано: 240 | Добавлен 27.03.10 в 17:18 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Международный славянский институт

Год и город: Волгоград 2009


Содержание

  1. Взаимосвязь цены, спроса и предложения 3
  2. Классификация цен в зависимости от степени воздействия на них государства 7
  3. Задача №1 10
  4. Задача №2 13
  5. Список использованной литературы 14

 

1. Взаимосвязь цены, спроса и предложения

Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Это желание должно быть подкреплено финансовыми возможностями покупателя, т. е. рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене.

Рыночная (равновесная) цена спроса и предложения

Рис. 1. Рыночная (равновесная) цена спроса и предложения

Кривая спроса DD (рис. 1.) показывает, что между ценой товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров может быть куплено по этой цене. Увеличение количества товаров в продаже вызывает снижение цены на него. Однако при определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. На изменение спроса влияют многие не ценовые факторы:

         Если происходит одно из этих явлений, величина спроса растет или уменьшается, хотя цена остается постоянной.

В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение. Предложение, это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в конкретном месте.  В шкале предложения сводится информация по цене за единицу товара и соответствующее ей предложение. Шкала предложения SS (рис.1) показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких ценах. Это происходит из-за стремления получить более высокую прибыль. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения возрастает. В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя к цене товара. На величину предложения товара влияют неценовые факторы:

Главным из факторов, влияющих на величину предложения товаров, являются издержки производства. Если затраты при производстве продукта снижаются, это позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости ведет к снижению предложения товаров. Большое влияние оказывает на снижение издержек производства научно – технический прогресс.

Формирование рыночной цены на основе цен спроса и цен предложения.

Цена, при которой объем спроса равен предложению – называется рыночной ценой (или точкой равновесия рынка), это именно та цена, по которой товары будут обменены на деньги. Особенностью свободного рынка является то, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Предположим, что фирма предлагает продукцию по цене выше, чем точка равновесия. В этом случае какое-то количество продукции не найдет покупателей, т. к. они будут считать эту цену слишком высокой, поэтому образуется превышение предложения над спросом, т. е. избыток товара. Тогда продавец вынужден будет снижать цену на товар, чтобы устранить избыток. Одновременно сокращается выпуск товара, его производство при снизившейся цене не выгодно. Цена смещается по кривой предложения вниз, но цене соответствует больший, чем ранее спрос; тогда цена перемещается по кривой предложения вверх. Дефицит товара будет в том случае, если устанавливаемая цена, ниже рыночной равновесной цены.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются. Равновесная цена товара устанавливается при соответствии спроса и предложения.

Состояние равновесия никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием факторов, лежащих на стороне спроса и предложения. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавливается в другой точке, например, в точке Е1, которой будет соответствовать новая рыночная цена Р1 (см. рис. 2.).

Равновесие спроса и предложения

Рис. 2. Равновесие спроса и предложения

Сущность равновесия спроса и предложения состоит в определении состояния общего равновесия экономического рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного равновесия и создает общее равновесие рынка.

 

2. Классификация цен в зависимости от степени воздействия на них государства.

При  переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

1. Свободные цены свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать  на эти цены (их уровень) лишь косвенно — путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например,  установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, вертикальное фиксирование цен, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и от других факторов, влияющих на фор­мирование затрат.

2. Регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании опреде­ленное воздействие государственных органов, которое осуществля­ется методами:

3. Фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице

каких-либо органов власти и управления (например, Ми­нистерства экономического развития и торговли Российской Фе­дерации или отдела (управления) цен региональных органов вла­сти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливают­ся в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедст­вий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т. д.).

В переходный период к рыночной экономике в России преиму­щественно действуют два вида цен: свободные (рыночные) и регу­лируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости oт измене­ний, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свобод­ные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где проте­кают экономические процессы, наиболее полно отвечающие инте­ресам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государст­во сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

После либерализации цен со 2 января 1992 г. сфера действия свободных цен была резко расширена. На подавляющее большин­ство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Решениями Правительства РФ предусмотрено, что круг потре­бительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может рас­ширяться или, наоборот, сужаться и по ним могут вводиться регулируемые цены. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не привязанную к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на: первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения). Поэтому цены на отдельные важнейшие, базовые виды товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие. Политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных  цен на отдельные предметы потребления, прежде всего на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие). В период перехода общества к рыночной экономике проблема социальной защищенности отдельных групп населения от роста розничных цен и инфляции приобретает особую остроту и должна являться объектом пристального внимания со стороны государства. Это наиболее актуально для нас, так как названная проблема в России еще далека от разрешения.

 

Задача № 1

  1. Составить калькуляцию себестоимости изделия.
  2. Определить рентабельность производства.
  3. Составьте структуру отпускной цены.

Исходные данные:

Затраты на производство единицы продукции:

Решение:

Составим калькуляцию себестоимости изделия:

Таблица № 1                              

п/п

Статьи затрат

Расчет затрат

Затраты

(руб.)

1

сырье и основные материалы

 

220

2

полуфабрикаты

 

15

3

транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов

 

14

4

топливо и электроэнергия на технологические цели

 

36

5

основная заработная плата производственных рабочих

 

235

6

дополнительная заработная плата производственных рабочих

235*10% = 23,5

23,5

7

отчисления по ЕСН

(235+23,5) * 26% = 67,21

67,21

8

расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

235 * 85% = 199,75

199,75

9

цеховые расходы

235 * 115% = 270,25

270,25

10

общезаводские расходы

235 * 86% = 202,10

202,10

11

прочие производственные расходы

235 * 7% = 16,45

16,45

Итого:

Производственная себестоимость

 

1299,26

12

внепроизводственные расходы

 1299,26 * 3% = 38,98

38,98

Итого:

Полная себестоимость

1299,26 + 38,98 = 1338,24

1338,24

Производственная себестоимость изделия составляет – 1299,26 руб.,

Полная себестоимость изделия составляет – 1338,24 руб.

Рентабельность производства:

Прибыль от реализации изделия:

Пр = Оц – Пс

где -

Пр – прибыль от реализации  изделия

Оц – отпускная цена завода

Пс – полная себестоимость изделия

Пр = 1780  – 1338,24 = 441,76 руб.

Рентабельность производства:

Р = Пр / Пс * 100%

где -

Р – рентабельность производства

Пр – прибыль от реализации

Пс – полная себестоимость

Р = 441,76 / 1338.24  * 100% = 33%

Структура отпускной цены завода.

Отпускная цена завода = 1780 руб.

Полная себестоимость изделия = 1338,24 руб. или 75,18% от отпускной цены.

Прибыль от реализации = 441,76 руб. или 24,82% от отпускной цены.

Структура отпускной цены завода

Рис. 3 Структура отпускной цены завода.

Ответ:

  1. Калькуляция себестоимости изделия представлена в таблице № 1.
  2. Рентабельность производства составляет 33%
  3. Структура отпускной цены завода представлена на рис.3.

 

Задача № 2

Определить, сможет ли фирма рассчитывать на годовую  прибыль  в размере 2 000 000 руб., если годовые постоянные издержки  составляют 5 000 000 руб., безубыточный объем продаж равен 12 000 шт., а цена товара – 1 000 руб. Потенциал рынка 25 000 шт. в год.

Решение:

  1. Точка безубыточности = 12 000 шт. * 1 000 руб. = 12 000 000 руб.
  2. Постоянные издержки = 5 000 000 руб.
  3. Переменные издержки = 12 000 000 – 5 000 000 = 7 000 000 руб.
  4. Потенциал рынка = 25 000 шт. * 1 000 руб. = 25 000 000 руб.
  5. Годовая прибыль = 25 000 000 – 12 000 000 = 13 000 000 руб.

Ответ: годовая прибыль фирмы при потенциале рынка 25 000 шт. в год составит 13 000 000 руб.  

 

Список использованной литературы:

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2006 г.
  2. Герасименко В. В. Ценообразование: Учеб. пособие.— М.: ИНФРА - М, 2008 г.
  3. Наумов В.В. Вагин В.Д. Ценообразование: Учебное пособие. (в схемах) - М.: МИЭМП, 2005 г.
  4. Цены и ценообразование. Учебник для вузов, 4-е изд. Под редакцией д. э. н., проф. П. Е. Есипова— СПб., Питер, 2004 г.
  5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2004 г

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 103.32K
Скачано: 240
Скачать бесплатно
27.03.10 в 17:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе