Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение»

Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение» [04.03.09]

Тема: Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение»

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.02K | Скачано: 253 | Добавлен 04.03.09 в 20:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


Содержание

1. Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики 3

2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение» 7

3. Практическое задание 10

Список литературы 15

 

1. Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики

Предметом дисциплины «деловое общение» являются разнообразные психологические процессы  отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.

 Объект делового общения – идеальная психическая реальность. Прежде всего, это духовный мир людей, их интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества, а так же подсознательные импульсы их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение, как на индивидуальном, так и на групповом уровне [4,c.17].

 Под объектом  исследования можно понимать все то, что связано с социально-психологическими и организационными аспектами делового общения.

Деловое общение- это общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Идейной основой делового общения является современная психологическая наука. Эта наука в качестве своей базы имеет достаточно четко разработанную совокупность психологических понятий.

Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни. Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социально - организованную практику [4,c.19].

Взаимодействие общения и этики многогранно. Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой.

Мораль – это один из сущностных аспектов взаимодействия личности и общества. Предметом этики в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается. Объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей. В качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств [1; 6].

Основной категорией «психологии и этики делового общения» является -  психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психологических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а так же уровень его готовности к групповой работе и так далее.

Другая важнейшая категория – психология общения.

Именно в процессе общения, происходящего по формуле «Я - Ты», «Я - Мы», «Мы - Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер.

 Для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.

Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфер эти неписаные законы приобретают специфический характер.

Взаимосвязь этики и делового общения заключается в том, что этика, как и деловое общение, изучает свойства личности человека, его поступки, только  с точки зрения морали.

Этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое  [4,c.20].

Нравственная культура это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов, это уровень нравственного развития человека и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в гуманности отношений между людьми, сочетании личных  групповых и общественных интересов.

Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

Под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения [2,c.64].

Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор. Повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.

 Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении.

Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него.  Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь, которая достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств.

Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой — программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей.

Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение. Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей, одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения уста­навливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, дипломатической деятельности и т.п.

Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Форм этикета множество, но все они имеют одинаковую направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и разделяющей функции этикета очевидно [2,c.66].

Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости.

 

2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение»

Подобно другим общественным наукам, психология делового общения выполняет целый ряд функций.

Сюда относятся:

Сочетаясь, эти функции придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и так  далее [5].

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать:

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Основные функции общения:

 Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле
употребляют и другие. В общении выделяют три функции:

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена [3,c.38].

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер [4,c.122].

 

3. Практическое задание

Дайте характеристику основных проблем науки «Деловое общение». Приведите примеры реализации этих проблем в Вашей деловой практике.

В число основных проблем науки «Деловое общение» входит:

Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами – восприятием, коммуникацией и взаимодействием.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

Диалогические виды:

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, отчет, объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, распоряжение, приказ, доверенность и другое.

По содержанию общение может быть разделено на:

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным средством коммуникации, т.к. при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем [5].

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл. А также выявить намерения участников и другую скрытую информацию. Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание, невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях [5].

Специфику рабочей группы можно выразить с помощью определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий и связанных системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.

Рабочие группы делятся на условные и реальные.

Условные – их члены непосредственно не контактируют. Обычно это большие рабочие группы (например, железнодорожники).

Реальные – это такие группы, в которых их члены непосредственно взаимодействуют друг с другом во имя достижения определенной цели.

Рабочие группы также различаются по правовому статусу – официальные и неофициальные.

Официальные  – формальные, которые учреждены, организованы в административно-правовом порядке, имеют лицензию или аккредитацию. Они имеют общезначимую цель, четкую структуру, обозначенную в уставе, систему управления.

Неофициальные – возникают стихийно, естественным путем, внутри официальных групп, и они нигде не зафиксированы, но влияют на психологический климат. Они могут иметь своего лидера [4,c.216].

С точки зрения всего этого, можно сказать, что типичная рабочая группа есть малая, реальная, официальная социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).

По отношению к рабочей группе наука «Деловое общение» изучает  стиль руководства,  стиль общения, конфликты (возникновение, урегулирование и т.д.).

В моей практике общения, я использую большую часть видов и форм делового общения, вербальное и невербальное общение. Во время общения в рабочих группах (коллеги по работе, сокурсники, а так же семья и друзья), возникают различные спорные, а порой и конфликтные ситуации, которые  я решаю путем обсуждения данной проблемы и нахождения компромиссов.

Примером используемых видов делового общения служит приветственная и информационная  речь, деловой разговор, деловая беседа, переговоры, контактный деловой разговор, телефонный разговор, а так же письменные виды делового общения.

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.
  3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.:Союз,2002.
  4. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 4 изд., 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.02K
Скачано: 253
Скачать бесплатно
04.03.09 в 20:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе