Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по русскому языку и культуре речи »

Критика действительности в пьесе М.Горького «На дне»

Критика действительности в пьесе М.Горького «На дне» [18.06.17]

Тема: Критика действительности в пьесе М.Горького «На дне»

Раздел: Бесплатные рефераты по русскому языку и культуре речи

Тип: Сочинение | Размер: 11.75K | Скачано: 223 | Добавлен 18.06.17 в 17:13 | Рейтинг: +1 | Еще Сочинения


От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до М.Горького, писателя с мировой известностью, - огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького. Горький выступал защитником интересов народных масс и страстным врагом тех, кто претендовал на звание «сверхчеловека». Приход Горького в драматургию не был неожиданным. Он предстал перед всеми не таким, каким его привыкли видеть, а обновлённым. Изображение взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от его воли социально – исторических условий и повседневных бытовых обстоятельств явилось замечательным вкладом в искусство. Во всех горьковских пьесах громко звучал очень важный мотив: опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Этот мотив составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в 1902 году «На дне».

Критики писали, что в пьесе «нет структуры», «нет стержня» и «нет конфликта», который мог бы создать «сцепление характеров». В самом деле! Кажется даже, что Горький сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населён своим персонажами и живёт своей особой жизнью.

Подвал похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу – большая русская печь; в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося «на одно» слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Впоследствии мы его видим в роли пьяницы и в косвенном убийстве своей жены.

В пьесе Горького всё было бы гораздо «яснее», и она не вызывала бы никаких споров, если бы Лука был изображён просто как шарлатан, как лицемерный обманщик, сознательно играющий на страданиях людей и на их мечтах о лучшей жизни, а не как человек, искренне их жалеющий. Но тогда был бы утрачен главный предмет полемики: «религия рабов». Самое большое поражение Лука терпит в столкновении с Сатиным. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается, Сатин сперва защищает его. Сатин говорит: «Он врал … но – это из жалости к вам… . Есть ложь утешительная, ложь примиряющая … . Я – знаю ложь! Ложь – религия рабов и хозяев … . Правда – бог свободного человека!» Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и придавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению, к примирению, к всепрощению. Вдумываясь в образы «дна», миллионы людей говорили себе: если даже отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя – значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле – значит, эта вера неугасима.

В пьесе «На дне» были изображены люди, выброшенные из жизни и находящиеся где – то в стороне от главного направления исторического процесса. В пьесе сказано о необходимости убедить народные массы выбрать «путь борьбы, а не путь примирения». Это было тогда  самым главным вопросом эпохи, от решения которого зависима судьба народа.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 11.75K
Скачано: 223
Скачать бесплатно
18.06.17 в 17:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Сочинения на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Сочинения для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Сочинение, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе