Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Как информационные технологии влияют на трансформацию образования: плюсы и минусы

Как информационные технологии влияют на трансформацию образования: плюсы и минусы [21.05.17]

Тема: Как информационные технологии влияют на трансформацию образования: плюсы и минусы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Эссе | Размер: 29.55K | Скачано: 300 | Добавлен 21.05.17 в 16:51 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2016


Тема № 15

XXI век – это век информационных технологий. Современная жизнь человека тесно связана с информационными технологиями: начиная от нахождения рецептов в интернете и заканчивая дистанционным обучением. Не обошлось и без внедрения информационных технологий в образование. В настоящее время информационные технологии используются, как в общеобразовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях.

Прежде чем рассмотреть влияние и использование информационных технологий в образовании, необходимо рассмотреть понятие информационных технологий.

Слово «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. А слово «технология» происходит от греческого слова «techne», что означает мастерство, искусство и «logos» - понятие, учение.

Под информационной технологией понимается совокупность методов, аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления техническими и социальными  процессами, снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов.

Основной целью использования информационных технологий в российском образовании является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующих требованиям информационного общества.

В настоящее время информационные технологии  используются в дошкольных, общеобразовательных, средних и высших учебных заведения.

С каждым годом в высших учебных заведениях все больше распространяется такой вид обучения как электронный. Под электронным обучением понимается обучение с использованием Web-технологий и интернет-технологий. С помощью таких технологий, студент может, не выходя из дома, находится на занятии. Для изучения какой-либо литературы он может использовать электронную библиотеку: все книги, которые предоставлены в режиме online, он сможет использовать в процессе обучения, читать их не выходя из дома и иметь к ним доступ с помощью персонального компьютера, либо мобильного телефона. Не обошлось и без использования информационных технологий и при защите дипломных работ: дипломная работа предоставляется в виде презентации на интерактивной доске, в то время, когда студент защищает свою дипломную работу, комиссия может оценить работу наглядно. Данная структура помогает студент полностью развернуть тему дипломной работы в виде графиков, схем, таблиц.

Использование информационных технологий в образовании оказала значительно сильное влияние на обучения и имеет свои плюсы и минусы.

Использование информационных технологий в сфере образования имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам использования информационных технологий в сфере образовании можно отнести:

1.  Современные программы позволяют генерировать задачи возрастающей сложности (трудности). При должной мотивации ученик, работая с такой программой, сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения. Таким образом, информационные технологии открывают принципиально новые горизонты в реализации данного принципа.

2.  Информационные технологии, позволяющие наглядно представлять скрытые от непосредственного восприятия сущностные законы и закономерности познаваемого. Различного рода электронные визуализаторы сегодня активно используются в области физики и химии.

3.  Стремление к индивидуализации обучения сталкивается со значительными трудностями в условиях классно-урочной системы организации учебного процесса, которая предполагает обучение всех одновременно по единой программе и овладение значительным объемом учебного материала. В этих условиях принцип индивидуализации обучения остается благим пожеланием, вызывающим у части учителей чувство внутреннего раздражения и неудовлетворенности. Новые информационные технологии и здесь открывают огромные возможности. Каждый может выстроить свою индивидуальную программу освоения необходимого учебного материала, располагая доступом к базам данных и к преподавателю для консультаций, осуществляя самопроверку через систему тестовых задач.

4.  Добиться полноценной реализации принципа сознательности и активности можно только при условии проектирования учеником своей образовательной программы. А это возможно только благодаря современным информационным технологиям обучения.

5.  Человек, получающий образование с использованием информационных технологий (электронное обучение) может присутствовать на занятии, не выходя из дома, что позволит ему сократить время поездки до учебного заведения и обратно, также он сможет присутствовать на занятии и при болезни и если ему трудно совершать поездки до учебного заведения и обратно.

6.  С использованием информационных технологий нет необходимости искать нужную книгу по всему городу. Учащийся, может найти книгу в электронной библиотеке и использовать в своих целях.

7.  Использование информационных технологий помогает учащемуся иметь доступ к большому потоку информации.

К минусам использования информационных технологий в сфера образования относятся:

1.  Самым первым минусом использования информационных технологий в сфере образования нужно выделить то, что люди не знают, как правильно пользоваться информационными технологиями. Людям, не владеющим информационными технологиями, очень трудно научиться их правильно использовать. Поэтому многие из них  просто «бросают» это дело, вместо того, чтобы попробовать научиться, они прибегают к «старым проверенным технологиям».

2.  Отсутствие живого человеческого общения ученика с учителем негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы учащегося и в итоге – на эффективности обучения. Эмоциональное одобрение учителя компьютер в принципе заменить не может.

3.  Учитель, в отличие от компьютера, это личность, оказывающая системное влияние на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и его воздействие реализуется в личном контакте, а не посредством текстов учебных заданий.

4.  Учитель реализует индивидуальный подход, зависящий от самочувствия, настроения ученика, а также от конкретных обстоятельств. Учитель ставит оценку, учитывая весь комплекс факторов: способности, прилежание, динамику обучения. Система тестов всего этого не видит.

5.  Традиционное образование развивает системное мышление, которое встраивает частные мыслительные операции в целостную систему знаний, в смысловую сферу личности. Компьютер же мыслит аналитически, по принципу выбора варианта из имеющихся альтернатив. Создателями тестов эти альтернативы подбираются искусственно. Для успешного ответа на тесты не надо обладать развитым мышлением: понимать юмор, метафоры, иносказания, скрытые смыслы, достаточно иметь предметные знания и механистично их применять. Однако целью образования является именно образование от слова «образ», то есть интегративное развитие способностей и личности путём освоения основ наук.

6.  Нельзя забывать, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. В споре рождается истина. Менее развитые могут слышать на занятии ответы своих более способных одноклассников, благодаря чему улучшается их понимание. Даже если ребёнок не выучил урок, он может услышать ответы других и восполнить пробел. Компьютер отнимает эту возможность. Фактически происходит дрейф в сторону заочного обучения на уроке. Суть урока – обучение учителем группы детей – уходит. Каждый учится сам, учитель – формальный координатор. Не думаем, что это положительно скажется на умственных способностях молодёжи.

7.  Общение с компьютером даёт нагрузку на зрительный канал восприятия информации, однако у человека есть ещё и слуховой и кинестетический (через письмо) каналы. Известно также, что люди сильно различаются по тому, какой сенсорный канал у них является преобладающим: выделяются визуалы, аудиалы и кинестетики. Получается, что мы отдаём предпочтение одним, дискриминируя остальных. Когда-то левшей заставляли писать правой рукой, ничего, кроме невроза, не добиваясь. Сейчас тоже самое происходит, когда, например, аудиалов, воспринимающих информацию на слух, принуждают постоянно смотреть в монитор.

8.  Несомненный плюс традиционного образования – развитие речи. Компьютер отучил детей не только писать и слушать, но и говорить. Это уже проявляется в московских вузах, когда студент, зная на экзамене ответ, стесняется говорить вслух. Слишком увлекаясь компьютеризацией, мы лишаем молодёжь возможности самовыражения, а это ведёт человека к изоляции, делает его одиноким.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что интенсивное внедрение информационных технологий в образование – неизбежный процесс. Именно поэтому его необходимо тщательно изучать с точки зрения тех негативных последствий, которые могут наступить ближайшей и отдаленной перспективе.

 

Список использованной литературы

1.  Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -  336 с.

2.  Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2013. - 308 с.

3.  2013

4.  Информационные технологии: Учебное пособие / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.

5.  Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс] / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 320 с.

6.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 297 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.55K
Скачано: 300
Скачать бесплатно
21.05.17 в 16:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе