Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии управления »

Психология объекта управления

Психология объекта управления [16.04.17]

Тема: Психология объекта управления

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии управления

Тип: Контрольная работа | Размер: 36.08K | Скачано: 276 | Добавлен 16.04.17 в 12:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Охарактеризуйте мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления 4

2 Дайте социально-психологическую характеристику понятия "социальная группа", "малая группа", "коллектив" 8

3 Соотнесите понятия и их определения 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности; 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес. Потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Объектом данной работы является психология объекта управления, а предметами - мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления и социально-психологическая характеристика понятий "социальная группа", "малая группа", "коллектив".

Целью данной работы является изучение вопроса о психологии объекта управления, в соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления;

- дать социально-психологическую характеристику понятия "социальная группа", "малая группа", "коллектив";

- соотнести понятия и их определения.

Проблема психологии управления исследовалась такими учеными, как Э.В. Островский, Г.В. Бороздина, О.В. Евтихов, Г.С. Никифоров и др.

 

1 Охарактеризуйте мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Мотив – это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющих способы поведения данного индивида.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

Различают следующие виды установок:

1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).

3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная - познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).

5) Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса может привести к депрессии. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами. Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Иногда интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях. Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью. Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.

Желание - субъективная характеристика мотивационного - процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность. Желание (в психологии) понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на три группы - естественные и необходимые, например желание удовлетворить голод или укрыться от непогоды; естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; и желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т. д.

Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Стремление - настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-нибудь.

Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей.

 

2 Дайте социально-психологическую характеристику понятия "социальная группа", "малая группа", "коллектив"

Деятельность индивида, его управляемость в группе и в изоляции существенно различаются.

Социальная группа - объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы:

1 наличие внутренней организации;

2 общая (групповая) цель деятельности;

3 групповые формы социального контроля;

4 образцы (модели) групповой деятельности;

5 интенсивные групповые взаимодействия

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

1 социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем ("кодов");

2 стигматизация - "наклеивание ярлыков", по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

3  идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление "мы - другие" с установлением социальных границ и фильтров на "входе-выходе" (и осуществлением "рефлексивного мониторинга", по Э. Гидденсу);

4 хаббитуализация - то есть "опривычивание", освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.д.

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.

Отличительные признаки малой группы:

1 пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов;

2 наличие постоянной цели совместной деятельности;

3 наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе);

4 разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение);

5 наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

6 выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.

Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.

Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.

Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Психика каждого человека уникальна, ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент.

Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

По типическим особенностям динамики психических процессов различают четыре основные темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

1 сангвиник - человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Обладают высокой работоспособностью. Однообразие и монотонность способны убить в сангвинике любое начинание.

2 холерик - характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Как правило, не прислушиваются к мнению других, в отношениях могут быть резкими, несдержанными. Проявляют недюжинную работоспособность, выдвигают инициативы, с легкостью преодолевают трудности и препятствия.

3 меланхолик - характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний. Меланхолики — люди настроения: сегодня работоспособность высокая, завтра, при пониженном тонусе, — низкая вплоть до апатии. Для достижения хороших результатов рабочий процесс должен давать меланхоликам постоянную эмоциональную подпитку, приносить удовольствие. Ошибки и промахи переживают болезненно, склонны их преувеличивать.

4 флегматик - отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Флегматики находят общий язык с людьми всех типов темперамента, поэтому эффективную работу смогут наладить без излишних эмоций. Они могут длительное время заниматься делом, требующим концентрации внимания, усидчивости и скрупулезности.

Современная психология рассматривает характер как совокупность наиболее устойчивых психических особенностей и черт личности, детерминирующих типичный для нее способ поведения в деятельности и в межличностном общении.

Характер личности формируется преимущественно под воздействием внешних социальных условий ее деятельности и своеобразия ее жизненного пути.

В структуре характера личности можно выделить две группы основных черт. К первой относятся те основные черты личности, которые выражают ее отношение к другим людям, к своей деятельности и к самому себе (искренность, гуманность, чуткость, рациональность, правдивость).

Вторую группу составляют черты личности, связанные с ее управлением своими действиями и поведенческими актами. К этим чертам можно отнести те, что связаны с волей личности (настойчивость, решительность, целеустремленность, выдержка, смелость, мужество.

В зависимости от степени развития волевых черт различают сильные и слабые характеры. Слабохарактерный человек более зависим от внешних обстоятельств и от других людей. В этой связи большое значение для делового общения приобретает типология характеров личности. Она позволяет установить тип характера делового партнера и своеобразное сочетание в нем черт первой и второй групп.

 

3 Соотнесите следующие понятия и их определения:

а) социальная фасилитация;

б) синергия;

в) конформизм;

1) увеличение эффективности деятельности при объединении людей в группы. Групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов;

2) групповое давление на мнения, мотивы и состояния индивидуальных результатов;

3) усиление мотивации решения задач у членов группы в присутствии значимых для них людей.

1 – б

2 – в

3 – а

Социальная фасилитация – социально - психологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования. Примеров тому множество. Сытые цыплята будут есть, если их поместят среди цыплят, которые едят с жадностью, атлеты достигают лучших результатов, если за ними наблюдают зрители, дети играют с большим энтузиазмом, если приятель находится рядом, даже если он занят параллельно другой игрой.

Синергия - это комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы. Например: знания и усилия нескольких человек организуются таким образом, что они взаимно усиливаются; прибыль после слияния двух компаний превосходит сумму прибылей этих компаний до объединения.

Конформизм - термин, обозначающий пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т.д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Примером может служить классический эксперимент Эша. В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделяют такие мотивационные состояния человека, как установки, интересы, желания, стремления. Мотив — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.  Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Интерес - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Желание - субъективная характеристика мотивационного - процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.

Деятельность индивида, его управляемость в группе и в изоляции существенно различаются. Выделяются большие, средние и малые социальные группы, со своими отличительными признаками и характеристиками.

 Психика каждого человека уникальна, ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развитием организма. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Различают четыре основные темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Современная психология рассматривает характер как совокупность наиболее устойчивых психических особенностей и черт личности, детерминирующих типичный для нее способ поведения в деятельности и в межличностном общении.

Таким образом, охарактеризованы мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления, дана социально-психологическая характеристика понятий "социальная группа", "малая группа", "коллектив, соотнести понятия и их определения.

А значит и поставленная цель данной работы - изучить вопрос о психологии объекта управления - выполнена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Островский, Э.В. Психология управления: Учебное пособие / Э. В. Островский. – М.: Инфра-М, 2009. - 249 с.
  2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. – 2 -е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.
  3. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: Учебное пособие / О. В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2010. - 319 с.
  4. Никифоров, Г.С. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Психология управления: Учебное пособие / Л. Д. Столяренк., -М.: Инфра-М, 2005. -512 с.
  6. Глушаков, В.Е. Психология корпоративного управления: Учебное пособие / В. Е. Глушаков. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2009. – 175 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 36.08K
Скачано: 276
Скачать бесплатно
16.04.17 в 12:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе