Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения

Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения [11.04.17]

Тема: Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 40.98K | Скачано: 279 | Добавлен 11.04.17 в 10:16 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Сибирский федеральный университет


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Метод философии Г.Ф.Гегеля...……………………………………………….5

2 Философия права Г.Ф.Гегеля..………………………………………………...6

3 Философское учение Гегеля о государстве.………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………11

Список используемых источников……………………………………………..13

 

Введение

Вряд ли кто-то будет спорить с том, что до нашего времени произведения философии дошли не совсем целиком. Часть книг, рукописей просто исчезла, что-то стало за такой длительный период не актуально. Но любой значимый в истории философ, оставить что-то значимое после себя, которое пригодилось не только тому поколению в котором он жил, но и в наше время. После него остались его ученики, которые опровергали или соглашались с его философией, но большая часть рассматривала только с одной стороны.

«Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.) немецкий философ, поэт, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма».  [ 1]

 «Философия права Гегеля» − одна из самых знаменитых его работ. Она отличается от таких работ, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «Государь» Макиавелли, «Метафизические начала учения о праве» Канта и т.д.

Философия права – представляет собой исследования на протяжении нескольких десятилетий. Вопросы права, законодательства, политики очень привлекали Гегеля. В студенческие годы ему были интересны труды на тему политической и правовой философии. Он изучил взгляды Платона, Аристотеля, Канта, Руссо. После изучения и осмысления трудов представителей французского и немецкого Просвещения Гегель написал свои ранние работы: «Народная религия и христианство», «Позитивность христианской религии», «О внутренних отношениях в Вюртемберге» и др.

Главным событием 17-18 веков стала французская революция, которая в свою очередь оказала огромное влияние на молодого Гегеля. Хотя к якобинскому террору (следующему этапу) революции философ относился крайне отрицательно.  

В своей философии Гегель рассматривает такие понятия как «Философия духа» и нравственность. Проблемы общества, государства и права ученый раскрывает в лекциях, более полно в книге «Философия права».

«Для Гегеля задача философии вообще — постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум». [2]. А задача философии права заключается в том, что государством нельзя управлять, а оно должно быть просто познано.

 

1 Метод философии В.Ф.Гегеля

Гегель в своей философии права освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности.  Предмет философии права есть идея права - единство понятия права и его осуществления, наличного бытия, реализация понятия в действительности. В гегелевском учении в мире государства и права развертывается идея права, которая и есть свобода. Идеальная правовая действительность присуща сфере объективного духа.

«Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1) “субъективный дух” – интеллект;

2) “объективный дух” - право, мораль, нравственность;

 3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию». [5, с. 227]

Философ в своих трудах раскрывает, что дух есть это сущее, а знание некого сущего порождает сущность созерцания. Расшифровывая бытие, как форму непосредственности ученый утверждает, что сила в истине. В созерцании выделяется предмет, а в предмете образ. В данной философии образ трактуется, как нечто многостороннее. Разум бесконечен, а интеллект действителен.

Вторая ступень – «объективный дух», как абсолютная идея. Личность как субъект наделенный волей, которая имеет и умеет отличать добро от зла.  Воля существует вместе с внутренней волей и поэтому соединяет в себе умысел и намерение.

Завершением второй ступени является нравственность. Нравственность, которая получила «значение самосознающей свободы». Человек осознающий себя свободным обладает народным духом. Каждый человек в отдельности должен заботится о себе, о своих интересах быть цельным и переходящим в некоторый всеобщий продукт.

В соответствии с теорией Гегеля каждый «дух имеет свою реальность» и абсолютную идею». [3,§553] Абсолютный дух «вечно в себе самом сущее» [2,§554]. Он делится на себя и на знание. Частью его является религия, как высшая сфера. Больше говорят о религии, но мало знают о боге, который должен быть постигнут в религии.

Философия – это объединение двух направлений искусства и религии. В религии раскрывается содержание и формы соединяясь в единое. Познание как абсолютное представление с одной стороны, а с другой как необходимость. Это движение и есть философия.

 

2 Философия права Гегеля

По Гегелю, часть философии составляет наука о праве, которые трактует понятие права вне науке права, а принимается как данное. Право позитивно, поэтому имеет позитивный элемент. Для права характерно духовное начало с исходной точкой свободной воли. Элементы чистой неопределённости по мнению Гегеля, составляют волю. Философ считает, что воля истинно бесконечна и возвращается в саму себя.

«Гегель трактует философское понятие “право” в следующих основных значениях:

1) право, как свобода (идея права)

2) право, как определенная ступень и форма свободы (особое право)

3) право, как закон (позитивное право)». [2]

 «Свобода» и «право» выражает у философа единый смысл, в связи с чем гегелевская философия называется «философией свободы». [2]

Право государство он расшифровывает, как «особое право», но выше него есть только право мирового духа. Гегель пишет, что «право, как закон стоит на одной ступени с позитивным правом». [2, §36] Он различает право и закон и в тоже время не стремится их противопоставлять.

Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли по отношению ко всеобщему - к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

 

3 Философское учение Гегеля о государстве

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Семья – что-то созданное природной, которое построено на любви и чувствах.

Государство – общество людей со своими правами и каждый из них имеют свою значимость.

Гражданское общество – система, которая стоит на частной собственности и равенстве среди людей.

Гегель в своей теории считает, что для государства, важна правда, мораль, религия, благосостояние и богатство всех граждан. Цель государства составляют не обстоятельства, а право.

 Государство имеет законы. Они, являются «сутью воли в ее всеобщей абстрактной сущности», всеобщем волении. «Закон существует как обычай, правительство объединяет в себе сознательную силу бессознательного обычая». [6, §27]

«Всеобщая государственная власть делится на специальные власти:

1) законодательную вообще;

2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осуществления свободы);

 3) судебную (независимую) и полицейскую;

 4) военную и власть вести войну и заключить мир». [6,§28]

Законодательная – относится к законом, так как по содержанию присуща к внутренним делам. Власть является не только частью государственного устройства, но она так же и развивается. Государственный строй – прочная почва на которой стоит законодательная власть. Государственный строй меняется, но его изменения не сильно заметны. Например, если земли князей раньше были частными, а потом без всякого сопротивления стали государственными, то это случилось только потому что князья чувствовали неразделенность земель. Они хотели от государства каких-либо гарантий неразделенности земель и таким образом земли стали не только частными, но и государственными. Так же император раньше ездил по разным землям, чтобы решать судебные вопросы. После того, как люди стали образованнее, то и появилось необходимость, чтобы император передавал судебную власть другим людям. Таким образом произошло незаметный переход власти.

Характер государственного устройства зависит от того, взаимодействуют ли специальные, власти непосредственно центром правительства. А так же от того, какой строй в государстве: демократический, охлократический, аристократический, олигархический, монархический, деспотический.

Демократический – народный. Характеризуется тем, что наделен ли верховный центр правительства финансовой властью с целью управления налогами. Соединены или разделены некоторые власти одним должностным лицом. Принимает ли народ участие в управлении государством. Демократия может возникнуть и сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах государства. 

 Охлократия, или господство черни, когда люди недостойных взглядов силой не допускают порядочных людей до государственных дел.

Аристократия — это такое государственное устройство, в котором право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи.

Олигархия, когда незначительное число семей, управляют государством.

Когда государством управляет один человек и власть переходит по наследству, такое государственное устройство называется монархией. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии. Монарх не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных устройствах.

Деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему усмотрению. Деспотическое правительство обладая наивысшей властью, в жертву приносит права граждан. Деспот обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства произвольно.

Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего государственного права отношение специальных властей как к правительству — их высшему объединению, так и друг, к другу, а также отношение к ним граждан.

«Международное право – это когда внешнее государственное право касается отношения самостоятельных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Государства находятся в естественном отношении друг к другу». [6, §31]. Следовательно у них возникает спор, чтобы этого не происходило они заключают договор между друг другом и ставят себя в правовые отношения.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то они не зависят друг от друга и могут нарушать эти правила. Таким образом прав у них не существует и они каждый придумывают свои права, сами сохраняют его и поэтому между ними ведется война.

Гегель пишет о том, чтобы на публике происходило прочтение законов решения суда присяжных. Так же он не соглашается с идеей полицейского государства.

Г.В. Гегль проводил анализ для того, чтобы найти что-то общение между личностью и интересами государства. В какие-либо отношения с государством мог вступать только человек принадлежащий к определенному сословию.

Вопреки всему постановка самой проблемы является большим успехом.

Социальные противоречия, вот, что является основой прогресса развития общества и государства. С одной стороны, люди становятся богаче, с другой растет класс бедного населения.

 

Заключение

В.Ф. Гегель внес огромнейших вклад в мировую культуру. Его суждения в большей степени оказываются верными. И правильно он написал, что философия шагает со временем и не может идти быстрее. Гегель не пишет прогнозы на будущее, а только подводит итоги того, что произошло за это время.   

Философия права сыграло огромную роль для того, чтобы государство смогло сформировать свою политику. Гегель проводит различия между государством и гражданским обществом. А так же, когда он проанализировал разные теории, то пришел к тому, что то, что они называли государством, на «самом деле не является им», а только образует систему.

Гражданское общество – выполнение определенных целей личности, которая служит для себя.

«Три основных момента гражданского общества являются: 

− система потребностей (характер потребности и удовлетворения, характер труда, имущество);

− отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);

− полиция и корпорация (полиция, корпорация)». [7, с. 131]

Система потребностей – удовлетворение потребности за счет внешних предметов.  Есть всеобщие потребности в пищи, воде, еде, одежде, все это зависит от обстоятельств способ, как они удовлетворяются. Один год большой урожай, второй год намного меньше, шел дождь или светило солнце, удобряли землю или нет. «Но этот кишмя кишащий произвол порождает из себя всеобщие определения, и факты, кажущиеся рассеянными и лишенными всякой мысли, управляются необходимостью, которая сама собою выступает». [2,§ 189]

Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.

При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.

Пониманию «я», как всеобщее лицо, свойственно образованию, мышлению, в котором все тожественны. Человек имеет значением, потому что он человек, а не потому, что он мусульманин, германец,  итальянец и т.д. Это сознание, приходит через мысль и бывает ошибочным, когда оно утверждается с точки зрения антагонизма в качестве космополитизма и связано с государственной жизнью.

Право это внешняя необходимость в системе частных устремлений. Из понятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.

Действительность права раскрывается сознанием, оно действительно и поэтому имеет всеобщую силу.

Таким образом, я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующею историю.

 

Список используемых источников

1 Краткая биография Гегеля. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-gegelya.

2 Философия права. История и современность. [Электронный ресурс].- Москва. 2000. – Режим доступа: http://зачётка.рф/book/3558/139837/.

3 Гегель, Г. Ф. Энциклопедия Философских наук. [Электронный ресурс]:  Т. 3, - Москва, 1997. − Режим доступа: http://knigi.link/gvf-gegel/entsiklopediya-filosofskih-hauk-tom.html.

4  Гегель, Г. Ф. Работы разных лет в 2-х томах. [Электронный ресурс]:  Т. 1. Серия: Философское наследие; Изд.: Мысль, -Москва, 1970,  т.1 – 668. -Режим доступа: http://knigi.link/gegel-gvf-sochineniya/subektivnyiy-duh-intellekt-12082.html.

5 Нерсесянц, В. С. Философия права. Учебник для вузов. [Электронный ресурс]: -Изд.: НОРМА, - Москва 2005. - 227 с. - Режим доступа: htpp://www.rulit.me/books/filosofiya-prava-uchebnik-dlya-vuzov-read-404493-277.html.

6 Гегель, Г. Ф. Работы разных лет в двух томах. [Электронный ресурс]: -Т.2. -М.: "Мысль", 1971. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books

/gegel01/txt02.htm.

7 Гегель, Г. Ф. Сочинение. [Электронный ресурс]: Институт Философии коммунистической академии, Т.7. -Москва, 1934. - 384с. -  Режим доступа: - http://mreadz.com/ new/index.php?id-27142&pages-131.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 40.98K
Скачано: 279
Скачать бесплатно
11.04.17 в 10:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе