Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Прогнозирование показателей развития социальной сферы

Прогнозирование показателей развития социальной сферы [20.02.09]

Тема: Прогнозирование показателей развития социальной сферы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 39.97K | Скачано: 206 | Добавлен 20.02.09 в 00:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 2
1. Характеристика социальной сферы 4
2. Сущность, система и определение показателей развития социальной сферы 13
Заключение 26
Список использованной литературы 28
 
Введение
В условиях становления рыночных отношений все острее стала ощущаться потребность в прогнозировании социально-экономических процессов. Для того чтобы принимать наиболее эффективные управленческие решения, формировать стратегию и альтернативы развития экономики страны, отраслей, регионов, предприятий и организаций, необходимо проводить многовариантные прогнозные расчеты показателей и добиваться повышения качества прогнозов. Это требует глубокого изучения теоретических, методологических и организационных основ прогнозирования и планирования с учетом подходов, определенных рыночными отношениями.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития .
Цель прогнозирования — прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают:   научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение ее предстоящего развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.
Изучение вопроса прогнозирования в социальной сфере, представляющую весьма существенную часть современной экономики,  особо актуально, что объясняется особенностями этой сферы.
Прежде всего, это связано с тем, что отрасли социальной сферы  обладают специфическими экономическими характеристиками, отличающими их от других частей экономики. Специфика проявляется в сильно выраженных изъянах отношений обмена, в высокой роли государства в организации предоставления социальных услуг, в формах государственного регулирования и финансирования и их сочетания с рыночными механизмами, в преобладании некоммерческих организаций.
Рыночные экономические реформы сопровождались во всех постсоциалистических странах спадом производства и сокращением возможностей государства финансировать социальные отрасли. Но социальные гарантии, установленные в эпоху социализма, практически нигде не пересматривались. Это породило проблему дисбаланса между социальными обязательствами государства и возможностями их финансирования. В результате действия всех этих причин доступность и качество социального обслуживания населения во многих странах ухудшились.  
 Все это заслуживает специального изучения.
Цель нашей работы выявление сущности и содержание прогнозирования показателей развития социальной сферы.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1)    дать определение понятия «социальная сфера», показать ее особенности, структуру;
2)    дать определение понятию «показатель», рассмотреть методы прогнозирования, выявить основные показатели прогнозирования развития социальной сферы.
 
1. Характеристика социальной сферы
Под  социальной сферой подразумевается совокупность отраслей  и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления .
 Характер экономических отношений в социальной сфере обусловлен тем, что данная сфера предоставляет свои блага преимущественно в виде услуг (хотя определенная часть производимых здесь благ предоставляется в вещной форме). Таким образом, социальная сфера может быть отнесена к третичному сектору экономики – сектору  услуг.
Данное обстоятельство весьма важно, поскольку оно взаимосвязано с c глобальным процессом сервизации экономики. Этот процесс характеризуется тем, что все большая часть материальных, социальных и духовных потребностей удовлетворяется на основе потребления не товаров, а услуг и что в отраслях, предоставляющих  обществу различные услуги, занято все большее число работников.
Сервизация экономики обусловливает привлечение в сферу услуг значительных ресурсов общества. Так, в настоящее время в развитых странах в данной сфере занято более 50% трудовых ресурсов. Иными словами, сфера услуг становится важным ускорителем экономического развития страны. Она обладает значительным мультипликативным эффектом, благодаря которому ее функционирование воздействует на деятельность многих отраслей экономики.
По мере становления рыночной экономики сфера услуг вовлекается во все многообразие рыночных отношений. В ней происходят коренные изменения, связанные с отношениями собственности, ролью государства в финансировании и управлении, с трансформацией функций отдельных секторов экономики. Главное же состоит в широкой коммерциализации, которая в той или иной степени затронула все отрасли социальной сферы.
Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей .
Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.
В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).
Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например, общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.
Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование, имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.
В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению. В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимаются различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности, и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.
Для прогнозирования  социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.
Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации в качестве основной цели своей деятельности могут иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).
Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.
Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе. Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства» , утвержденном в 1992 г. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.
В дальнейшем делались попытки выведения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е гг. в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.
Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создания нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).
Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг , утвержденный в 1994 г. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности, или «чистой отрасли», т.е. однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.
В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:
    оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых
приборов;
    гостиничный и ресторанный бизнес;
    транспортное, складское хозяйство и связь;
    финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;
    государственное управление и социальные услуги;
    образование;
    здравоохранение;
    деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
    деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
    деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору; в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.
Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищное хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий  повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т.д.). Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся
доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п.    
Отрасли социальной сферы характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления их благ теми, кому они непосредственно адресованы. Так, профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги, но и на других лиц, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их антиобщественного поведения (участия в криминальной деятельности, в массовых беспорядках и т.п).
Российская система образования включает четыре подсистемы: дошкольное образование; общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование.
Россия унаследовала систему образования, созданную в советские времена. Ее главными характеристиками являлись :право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения; право на получение на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования; финансирование образования из государственного бюджета и частично — за счет средств государственных предприятий; предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;    унификация образовательных программ; централизованная система административного управления.
Согласно российскому законодательству государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Изменения, происходившие в 1990-е гг. в сфере образования, касались прежде всего ее организационно-технологической составляющей. Произошли существенные перемены в содержании образовательных программ, ликвидирована всеобщая их унификация, активно шел процесс внедрения и распространения инновационных (авторских) программ обучения, возникла ситуация альтернативности образовательных программ, в последние годы стала развиваться новая форма получения образования — дистанционное обучение, появились новые виды образовательных организаций. Произошли изменения в институциональной структуре образовательных организаций: возник сектор негосударственного образования.
B сложных условиях радикальных преобразований в целом удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал, межрегиональные культурные связи, сеть учреждений культуры. Начались процессы становления негосударственных организаций культуры, формирования внутреннего художественного рынка.
Однако существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры.
В последние годы состояние здравоохранения в Российской Федерации характеризуется ухудшением медико-демографической ситуации. Отмечаются снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижение уровня рождаемости. Продолжается связанная с ними естественная убыль населения. Происходит также рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, нарко- и токсикомании. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновения заболеваний, обусловленных ухудшающимися условиями жизни. Из-за трудностей с финансированием резко сокращаются профилактические программы.
В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль федеральных органов. Это привело к резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.
В состав жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:
а)    строительные и ремонтные организации, связанные с эксплуатацией жилого фонда;
б)    предприятия, оказывающие санитарно-технические, энергетические, транспортные и дорожные услуги (водопровод,  канализация, электросети, газовые хозяйства, метро, дорожно-мостовое хозяйство).
Жилищные условия относятся к числу основных показателей уровня жизни населения и связаны с общим уровнем экономического развития и доходов на душу населения. Поскольку жилищные условия — один из лучших индикаторов состояния социальной сферы, прогнозирование этой области занимает важное место в общей системе социального прогнозирования. Но жилищный рынок имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при прогнозировании:
- жилье нельзя покупать и продавать так же легко, как любой другой товар;
- оно содержит определенный «социальный заряд», так как является необходимым  условием для нормальной жизни;
- жилье —   очень долговечный товар;
- рынок жилья тесно связан с рынком земли.
Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости. Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.
 
2. Сущность, система и определение показателей развития социальной сферы
Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем его качественная сторона отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — их размер, абсолютную или относительную величину.
Применительно к прогнозированию под показателем следует понимать меру (количественную и качественную) прогнозируемого явления (процесса), придающую ему количественную или качественную определенность.  
В зависимости от связи с объектами прогнозирования и содержанием меры показатели могут быть классифицированы. Различают следующие группы показателей: конечные и промежуточные;  натуральные и стоимостные;  количественные и качественные;  объемные и сетевые;  абсолютные и относительные;  утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).
Прогнозировании социальной сферы в основном применяются показатели нормативные (программные) и статистические.
Одной из важнейших составляющих частей системы прогнозно-аналитических показателей является подсистема (система) норм и нормативов.
Древние римляне называли «нормой» угломер, позволяющий возводить стены под прямым углом. И поскольку построенное таким образом сооружение имело правильную форму, то в переносном смысле слово «норма» стало означать «правило», «образец», «модель», «шаблон» — обязательный для всех стандарт. В научной литературе к этому добавились такие значения, как «единица отсчета для сравнений», «определенный уровень развития или достижений», «величина  затрат рабочего времени (трудоемкость), необходимая для производства товаров, работ или услуг», «нормы потребления товаров и услуг населением» и т.д.
Нормы и нормативы используются при анализе и прогнозировании конечной и промежуточной продукции, материальных, природных и финансовых ресурсов, объемов потребления, сбережения и накопления, доходов и расходов физических и юридических лиц, экологических стандартов и т.д.
Соответственно различают следующие виды норм и нормативов: материальные; трудовые; финансовые; социальные; экологические и др.
Комплекс норм и нормативов, используемых в прогнозно-аналитических расчетах, называется системой норм и нормативов, или нормативной (нормативно-справочной) базой.
Рациональные нормы потребления товаров и услуг установлены Организацией Объединенных Наций (ООН) и используются многими странами как ориентиры в процессе определения потребностей и потребительского спроса населения.
Широко используются социальные нормы и нормативы, например нормативы обеспеченности населения услугами системы образования, здравоохранения и культуры, а также обеспеченности жильем.
Ряды динамики –  статистические  данные  ,  отображающие  развитие  во времени изучаемого явления  .  Их  также  называют  динамическими  рядами , временными рядами .
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента :
   1) показатель времени t ;
   2) соответствующие им уровни развития изучаемого явления y;
В качестве  показаний  времени  в  рядах  динамики   выступают   либо определенные даты  (моменты),  либо  отдельные  периоды  (годы  ,  кварталы, месяцы, сутки).
Уровни рядов динамики отображают количественную оценку (меру) развития во  времени  изучаемого  явления  .  Они  могут  выражаться  абсолютными, относительными или средними величинами .
Ряды динамики различаются по следующим признакам :
      1) По времени . В зависимости от характера изучаемого  явления  уровни рядов  динамики  могут  относиться  или  к  определенным  датам   (моментам) времени, или к отдельным периодам . В  соответствии  с  этим  ряды  динамики подразделяются на моментные и интервальные . Моментные ряды динамики  отображают  состояние  изучаемых  явлений  на определенные даты (моменты) времени.  Особенностью моментного ряда динамики является то , что в  его  уровни могут входить одни и те  же  единицы  изучаемой  совокупности.
Посредством моментных рядов динамики  изучаются  ресурсы, состояние кадров, количество оборудования и других  показателей, отображающих  состояние  изучаемых  явлений  на  отдельные  даты   (моменты)времени.
Интервальные ряды динамики отражают итоги развития  (функционирования) изучаемых явлений за отдельные периоды (интервалы) времени.
Примером  интервального  ряда  могут  служить   данные   о количестве высших учебных заведений с 1990 по 2007 г.
Каждый уровень интервального ряда уже представляет собой сумму уровней за более короткие промежутки времени  .  При  этом  единица  совокупности, входящая в состав одного уровня , не входит в состав других уровней .
Особенностью интервального ряда динамики является то , что каждый  его уровень складывается из данных  за  более  короткие  интервалы  (субпериоды) времени. Свойство суммирования уровней за  последовательные  интервалы  времени позволяет получить ряды динамики более укрупненных периодов .
Статистическое отображение изучаемого явления во  времени  может  быть представлено  рядами  динамики  с  нарастающими   итогами.   Их   применение обусловлено  потребностями  отображения   результатов   развития   изучаемых показателей  не  только  за  данный  отчетный  период  ,  но  и   с   учетом предшествующих  периодов  .  При  составлении   таких   рядов   производится последовательное суммирование смежных уровней . Этим  достигается  суммарное обобщение результата  развития  изучаемого  показателя  с  начала  отчетного периода (года , месяца , квартала и т. д.) .
Основным условием для получения правильных выводов при  анализе  рядов динамики является сопоставимость его элементов .
Ряды динамики формируются в результате сводки и группировки материалов статистического  наблюдения  .  Повторяющиеся  во  времени  (  по   отчетным периодам) значения одноименных показателей   в  ходе  статистической  сводки систематизируются в хронологической последовательности .
При этом каждый ряд динамики охватывает отдельные обособленные периоды , в которых могут происходить  изменения  ,  приводящие  к  несопоставимости отчетных данных с  данными  других  периодов  .  Поэтому  для  анализа  ряда динамики  необходимо  приведение   всех   составляющих   его   элементов   к сопоставимому виду .  Для  этого  в  соответствии  с  задачами  исследования устанавливаются  причины  ,  обусловившие   несопоставимость   анализируемой информации  ,  и  применяется  соответствующая   обработка   ,   позволяющая производить сравнение уровней ряда динамики .
Величины   временных   интервалов   должны   соответствовать   интенсивности изучаемых процессов . Чем больше вариация уровней  во  времени  ,  тем  чаще следует делать замеры . Соответственно для  стабильных  процессов  интервалы можно увеличить . Так , переписи населения достаточно проводить один раз в десять лет  учет национального дохода , количество больничных коек  ведется  один  раз  в  год  ;  ежедневно регистрируются случаи оказания медицинской помощи.
При статистическом изучении динамики необходимо четко разделить два ее основных элемента – тенденцию и колеблемость , чтобы  дать  каждому  из  них количественную характеристику с помощью специальных показателей  .  Смешение тенденции и колеблемости ведет к неверным выводам о динамике .
Всякий  ряд  динамики  теоретически  может  быть  представлен  в  виде составляющих :
     1)  тренд  –  основная  тенденция  развития  динамического  ряда к         увеличению или снижению его уровней ;
     2) циклические (периодические колебания , в том числе сезонные);
     3) случайные колебания.
С помощью рядов динамики изучение закономерностей развития   социально – экономических явлений осуществляется в следующих основных направлениях :
   1) Характеристика уровней развития изучаемых явлений во времени ;
   2)   Измерение   динамики   изучаемых   явлений    посредством    системы  статистических показателей ;
   3) Выявление и количественная оценка основной тенденции развития (тренда)
   4) Изучение периодических колебаний ;
   5) Экстраполяция и прогнозирование .
На основе рядов динамики рассчитываются показатели  динамики  социально   –   экономических явлений.  Для количественной оценки динамики социально –  экономических  явлений применяются статистические показатели : абсолютные темпы роста и прироста, темпы наращивания и т. д.
В основе  расчета  показателей  рядов  динамики  лежит  сравнение  его уровней . В зависимости от  применяемого  способа  сопоставления  показатели динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения .
Для расчета показателей динамики на  постоянной  базе  каждый  уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем . Исчисляемые  при  этом показатели называются  базисными  .  Для  расчета  показателей  динамики  на переменной базе каждый последующий уровень ряда  сравнивается с предыдущим. Такие показатели называются цепными.
Органическое сочетание прогнозно-аналитических расчетов с системой норм и нормативов является одной из узловых проблем формирования комплекса взаимоувязанных моделей прогнозирования . Без такого согласования даже совершенные сами по себе модели не могут обеспечить достижения целесообразных и в то же время оптимальных (рациональных) управленческих решений.
При прогнозировании показателей часто используют  поисковый и нормативный методы прогнозирования.
Основная задача поискового прогноза - выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления . Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.
В наиболее общем виде поисковый (изыскательский, исследовательский, трендовый, генетический,) прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны.
Исследовательская техника разработки поискового прогноза базируется на принципе экстраполяции в будущее динамических данных, закономерности развития которых в прошлом известны. Собственно экстраполяция может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и делающей прогноз более информативным. При этом на практике поисковый прогноз дает не одно, а целый ряд возможных значений, позволяющих точнее ориентироваться в складывающейся ситуации.
Нормативный метод в прогнозировании, применяемый обычно в различных сочетаниях со статистическими, балансовым, программно-целевым, экономико-математическими, системно-аналитическими и другими методами, заключается в разработке планов на так называемой нормативной базе, состоящей из технико-экономических и социально-экономических нормативов — расчетных величин чего-то необходимого сообразно установленной норме (понимаемой в данном случае как единица отсчета для сравнений или для достижения желательного по заранее заданным критериям состояния).  Таким образом, в конечном счете плановые нормативы характеризуют желательные уровни удовлетворения .различных общественных потребностей
Нормативный подход относится к прогнозированию не только потребностей, спроса, потребления, а всех явлений социальной сферы, в принципе поддающихся управлению. Результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей достижения цели , или, иными словами, выявление целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления при решении назревших или назревающих проблем.
Прогнозирование развития системы образования в Российской Федерации ориентировано на реализацию главной цели политики в этой области, состоящей в удовлетворении потребностей граждан России в образовании, гармоничном развитии интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях.
Федеральная служба статистики представила следующие основные показатели развития образования в 2007 г.
Табл.1
Основные показатели образования в 2007 г.
Число дошк. образовательных учреждений, тыс.    Число дневных общеобразоват. учреждений, тыс.    Число вечерних (сменных) общеобразоват. учреждений, тыс.    Число учреждений начального проф.образования, тыс.    Число средних специальных учреждений, тыс.    Число высших учебных заведений, тыс.
46,2    59,4    1,6    3207    2847    1090
Расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования России, а именно: дошкольном, общем, начальном и среднем профессиональном образовании, высшем, послевузовском и дополнительном образовании. При этом учитывается, что если начиная с дошкольного и кончая высшим образованием, граждане России имеют право на бесплатное образование, то послевузовское и дополнительное образование предоставляется только за плату.
Главным показателем является контингент учащихся. Он характеризует общую численность учащихся с выделением групп, получающих общее, среднее и профессиональное образование (колледжи, средние профессионально-технические училища).
В расчетах используются такие целевые показатели, как: количество образовательных учреждений всех типов;
-  численность учащихся (студентов) образовательных учреждений с разбивкой по классам (курсам), по возрасту, специальностями т. д.;
- прием и выпуск из учебных заведений, объемы площадей образовательных учреждений по функциональному назначению и некоторые другие.
При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием определяются:
          прием в высшие и средние специальные учебные заведения;
выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.
В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещение естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др.
При анализе состояния системы образования и прогнозировании ее развития разработчики плановых документов применяют также такие расчетные показатели, как:
- сменность работы школ, учебные площади в расчете на одного учащегося, обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей), обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями, обеспеченность местами детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест);
- численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10000 населения;
-  выпуск специалистов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10000 населения и некоторые другие.
Прогнозирование развития культуры имеет своей главной целью материализацию намеченных в программе социальных реформ, мероприятий по сохранению и наращиванию культурного потенциала страны. В прогнозировании развития культуры основной акцент  делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия РФ.
Одновременно предусматривается сделать доступным пользование услугами учреждений культуры и искусства для малоимущих и наиболее уязвимых групп населения, определив перечень услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях.
В процессе разработки прогнозов и программ развития культуры используются показатели, характеризующие сеть культурно-просветительских учреждений (библиотек, Домов культуры, парков культуры и отдыха, цирков, театров, музеев, и т. д.) и обеспеченность населения их услугами. Объемы финансирования культурно-просветительских учреждений зависят от динамики их сети и возможностей бюджетов всех уровней.
Предусматривается структурная перестройка сети учреждений культуры, передача субъектам Федерации отдельных федеральных учреждений, связанных с непосредственным обслуживанием населения, содействие формированию и развитию системы негосударственных учреждений культуры, а также восстановление и реставрация памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, фондов музеев, архивов и библиотек, укрепление их материально-технической базы.
Прогнозы развития здравоохранения  включают проведение ее структурной перестройки с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России по следующим направлениям.
Основными показателями, используемыми в прогнозных расчетах, являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. В 2007 г. эту показатели были следующими:
Табл.2
Основные показатели здравоохранения в 2007 г.
Численность врачей чел., всего    Численность врачей на 10000 чел.населения    Численность среднего мед.персонала, чел., тыс,
всего    Численность среднего мед.персонала на 10 000 чел.населения    Число больничных учреждений, тыс    Число больничных коек, тыс, всего    число больничных коек, на 10 000 чел.    Число поликлнич.учреждений, тыс
707    49,8    1542    109    6,8    1522    107    18,3
«Больничная койка» и «врачебная должность» — исходные показатели для определения ассигнований, расходов медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского снабжения.
Обеспеченность населения больничными койками определяется на 10000 жителей на конец прогнозируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом посещений в смену. Потребность населения в больничных койках для каждого субъекта федерации рекомендуется определять по формуле
К = НхРхП /Дх100
где К — среднегодовое число коек;
Н — численность населения;
Р — уровень госпитализации населения;
П — среднее число дней пребывания больного на койке;
Д — число дней использования койки в году.
Число врачебных должностей на прогнозируемый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения и численности населения с учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским персоналом).
Прогноз развития ЖКХ строится на основе анализа сложившейся в этой отрасли ситуации с помощью указанных показателей и обязательно с учетом специфики рынка жилья и деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Для прогнозирования развития ЖКХ применяются следующие показатели:
Исходный показатель —   это наличный жилой фонд как совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности.
Размеры его возможного расширения определяются объемом капитальных вложений  по всем источникам финансирования и изменением
стоимости строительства жилья.
Общая потребность в жилой площади в прогнозируемый период, рассчитанная исходя из перспективной численности населения и нормы его обеспечения жилплощадью на 1 жителя.
Дополнительная потребность в жилплощади в прогнозируемый период, рассчитываемая как разность между общей потребностью в жилой площади и наличным жилым фондом с учетом выбытия.
Ввод в действие жилой площади и объем капитальных вложений в жилищное строительство в прогнозируемый период, определяемые на основе предыдущего показателя и средней стоимости строительства 1 м2 жилой площади, дифференцированной по регионам страны
Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в расчете на одного жителя. Дополнительная потребность в жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит базой для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. В процессе прогнозных расчетов используются социальная норма (с учетом рациональных потребностей в жилье) и санитарная (обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни).
Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства.
При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используются разнообразные показатели, различающиеся по видам услуг.
Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Потребность в воде определяется для населения (с учетом норм потребления и его численности) и промышленных предприятий (с учетом норм расхода на единицу продукции и производственной программы).
Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях.
Показателями развития канализации населенных пунктов служат обеспеченность жилого фонда канализацией, протяженность сети и главных коллекторов, пропускная способность по сточным водам, процент водоотведения.
По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.
Прогнозирование развития сферы бытовых услуг основано на расчетах потребности населения в этих услугах и зависит от множества факторов:
- степени развития сферы услуг;
- динамики численности населения;
- уровня денежных доходов населения;
- уровня динамики цен на услуги;
-обеспеченности населения предметами культурно-бытового на
значения длительного пользования и их качества
Основными показателями развития городского транспорта выступают: общий пробег подвижного состава и количество перевезенных пассажиров или пассажирокилометров. Вместе с тем для характеристики развития городского транспорта рассчитываются такие показатели, как: среднее количество поездок в год на одного городского жителя; коэффициент использования подвижного состава; наполнение пассажиров на один машинокилометр; отношение протяженности пути к общей длине улиц и количество инвентарного подвижного состава на один километр путей.
 
Заключение
Подводя итоги изучения темы, можно сделать следующие выводы.
Социальная сфера - это сфера обслуживания населения (непроизводственная сфера) включает отрасли образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.
Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей данных отраслей.
При прогнозировании показателей широко используется нормативный метод. Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
При прогнозировании развития образования  расчеты производятся исходя из численности населения и его половозрастной структуры.
Расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования. Главный  показатель - контингент учащихся. Определяются показатели подготовки специалистов, число образовательных заведений, количество обучающихся.
По здравоохранению прогнозируются показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха. Показатели, рассчитанные на 10 тыс. человек, характеризуют обеспеченность населения медицинской помощью и профилактическими услугами. На их основе планируется численность обслуживающего персонала, производство лекарственных средств, материально-техническое обеспечение и финансирование учреждений здравоохранения.
По жилищно-коммунальному хозяйству прогнозируется развитие жилищного хозяйства (строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда) и коммунального хозяйства (водопровод и канализация, городской транспорт, энергетическое хозяйство, прочие отрасли: озеленение, санитарная очистка и др.).
При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели: количество посещений театрально-зрелищных учреждений; сеть массовых библиотек и клубов; выпуск книг, газет, журналов; количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.
Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок. При прогнозировании на перспективу могут применяться многофакторные модели.
План-прогноз бытового обслуживания населения разрабатывается по территориальному принципу. Прогнозируются спрос на бытовые услуги, производственные мощности и другие показатели. Широко используются методы экстраполяции, экспертные оценки, факторные модели. Учитываются численность населения, уровень денежных доходов населения в целом и по социальным группам, соотношение розничных цен на товары и услуги и др.
 
Список использованной литературы
1.    Багаутдинова Н.Г. Экономика социальной сферы: учеб.пособие /Н.Г.Багаутдинова. – Казань: Изд-во КГУ, 2002.
2.    Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальной прогнозирование: возможные пути реализации целей общества /И.В.Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1987.
3.    Воржецов А.Г. Основы социального прогнозирования: учеб.пособие /А.Г.Воржецов. - Казань, 2004.
4.    Найденков В.И. Прогнозирование и моделирование национальной экономики: конспект лекций /В.И.Найденков. – М.: Приор-издат, 2004.
5.    Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) //СПС Консультант Плюс, БД Законодательство..
6.    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) //СПС Консультант Плюс, БД Законодательство..
7.    Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебник /Г.А.Парсаданов, В.В.Егоров. - М.: Высш.шк., 2002.
8.    Прогнозирование и планирование экономики: учебник /под ред. Г.А.Кандауровой, В.И.Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005.
9.    Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.посоьие /под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003.
10.    Прогнозирование и планирование экономики: практикум /под ред. Г.А.Кандауровой. - Мн.: Экоперспектива, 2004.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.97K
Скачано: 206
Скачать бесплатно
20.02.09 в 00:41 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе