Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Международная торговля

Международная торговля [09.03.17]

Тема: Международная торговля

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 46.36K | Скачано: 224 | Добавлен 09.03.17 в 19:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение. 3

1.1 Роль государства в международной торговле. 5

1.2. Основные виды внешнеторговой политики. 5

1.3. Тарифные методы регулирования международной торговли. 7

1.4. Нетарифные методы регулирования. 11

1.5. Финансовые методы внешнеторговой политики. 13

Заключение. 18

Список использованных источников. 20

 

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет

Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

Внешнеторговая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Актуальность контрольной работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики

Задачи контрольной работы заключаются в следующем, а именно:

- раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

- определить виды политики;

- проанализировать регулирование внешнеторговой политики;

 

1.1 Роль государства в международной торговле.

Международная торговля находится под контролем государства. В его экономической деятельности существует специальное направление, которое занимается регулированием торговли с другими странами.
Государство является организатором этой торговли. От государственных мер зависит, насколько успешно она развивается. Международный опыт свидетельствует, что наиболее успешное развитие достигается, когда государство помогает предприятиям, производящим продукцию на экспорт, объединяться во внешнеторговые ассоциации и крупные фирмы. Это обеспечивает достойное представительство за границей, позволяет лучше овладеть конъюнктурой внешних рынков, узнать сильные и слабые стороны конкурентов. По такому пути развивается внешняя торговля во многих странах. Например, в Южной Корее 5 корпораций, определяющих всю внешнеэкономическую стратегию страны (Samsung, LG, Daewoo, Hyndai, КЕА), поставляют самую разнообразную продукцию и объединяют сотни фирм. Разрозненные мелкие предприятия не способны конкурировать на внешних рынках с крупными предприятиями и ТНК, которые все в большей степени определяют состояние дел в мировой торговле.

 

1.2. Основные виды внешнеторговой политики.

Особое внимание государства — экспорт национальной продукции. Считается, что экспорт стимулирует работу отечественных товаропроизводителей, увеличивает доходы страны; импорт, напротив, стимулирует работу зарубежных товаропроизводителей, способствует росту доходов других стран.

По этой причине большинство государств стремится к расширению экспорта производимых в своей стране товаров и в то же время сдерживает потоки импортных товаров. Такие меры получили название протекционизма (от латинского protectio — защита, покровительство).

 Протекционизм — деятельность государства по расширению экспорта и ограничению импорта товаров. Протекционистские меры вводятся для защиты собственной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Однако их применение требует осторожности. Протекционистский «зонтик» делает ненужным введение технических и технологических новшеств, стремление к достижению качества мирового уровня. В результате отечественная продукция может потерять конкурентоспособность, и искусственное ограничение импорта обернется ущербом национальной экономике.
         Практика показывает, что протекционизм играет положительную роль на ограниченных отрезках времени: в период становления молодых отраслей, не готовых конкурировать с сильными соперниками, в периоды экономических спадов, когда национальная экономика нуждается в государственной поддержке.        

Мерами протекционизма активно пользуется Япония. В этой стране экспорт товаров в три раза превышает импорт. Автомобили, электроника, транспортное оборудование, сталь — основные товары, поставляемые Японией другим странам. Одновременно она настолько повысила требования к качеству, экологической безопасности, маркировке и даже упаковке импортных товаров, что сделала для большинства из них японские рынки недоступными. Например, чтобы свести к минимуму количество импортных автомобилей, японцы обязывают импортеров подвергать техосмотру каждый импортированный автомобиль, а руководителям предприятий, поставляющих лекарства, — предъявлять специальные справки о состоянии собственного здоровья.

Государство проводит также и противоположные протекционизму меры. Экономисты называют их термином «фритредерство» (от англ. free trade — свободная торговля). Фритредерство предполагает создание условий для расширения импорта товаров. Это деятельность государства по ведению беспрепятственной, свободной внешней торговли. Для этого прежде всего снижаются таможенные тарифы, ослабляются или устраняются ограничения на пути импортных товаров.

Фритредерство — деятельность государства по снижению таможенных тарифов, ослаблению или устранению других ограничений импорта товаров.
Фритредерство сокращает роль государства во внешней торговле уменьшает государственный контроль над этим видом экономисткой деятельности. Поэтому оно ведет к либерализации внешней торговли.

 

1.3. Тарифные методы регулирования международной торговли.

Тарифные методы  являются исторически более старыми методами регулирования международной торговли.

Таможенный тариф – наиболее старый и важный вид торговых ограничений. Он представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

-           инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

-    свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

-      конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

-        фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

-        протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

-        балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В прошлом таможенный тариф был абсолютно доминирующей формой государственного регулирования международной торговли и важной статьей доходов бюджета. Он взимался не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых, а также следующих транзитом через территорию той или иной страны.

Страны, подписавшие  сразу после окончания второй мировой войны Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), отказались от экспортного тарифа. Он используется в настоящее время в торговой практике некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. С помощью экспортного тарифа развивающиеся страны стремятся повысить цены на вывозимую продукцию и увеличить свой доход. Крайне редко встречается сейчас транзитный тариф, к которому прибегают порой как к средству ведения торговой войны. В целом значение таможенного тарифа в настоящее время снижается, поскольку правительства большинства стран предпочитают прибегать к нетарифным ограничениям международной торговли.

Существуют различные способы установления таможенных пошлин.

Классификации таможенных пошлин:
1)  по способу взимания:

-        адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

-        специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

-        комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл.за \т).

2)  по объекту обложения:

-        импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

-        экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

-        транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3)   по характеру:

-        сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

-        антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

-        компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.   

4)  по происхождению:

-        автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

-        конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

-        преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

5)      по типам ставок:

-        постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

-        переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

6)  по способу вычисления:

 -       номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.

-        эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

1.4. Нетарифные методы регулирования.

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

-        во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

-        во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

-        в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование– ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное»ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

 

1.5. Финансовые методы внешнеторговой политики.

В практике международной торговли активно используются финансовые методы, т. е методы расширения экспорта. Финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышения тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счёт государственного бюджета, так и за счёт всевозможных около правительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счёт частного сектора – самих экспортёров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространёнными финансовыми методами внешнеторговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидия– денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По видам субсидии бывают внутренние и экспортные.

Внутренняя субсидия– наиболее замаскированный финансовый метод внешнеторговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объёмы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращения спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

Экспортная субсидия– финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортёрам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, её применение требует законодательного одобрения. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены.

Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснения их с рынка. Распространённой формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующих в этих странах. Демпинг может является, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики. Во-вторых, демпинг может стать результатом монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортёр, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путём снижения цены и расширения объёма продаж. Особое значение данный метод конкуренции играет для "раскрутки" новых торговых марок, продвижения на рынок новых брендов, промоутерских мероприятий. Демпинг подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортёр может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Антидемпинговая пошлина– временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

В числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты. На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти и подлежат ратификации законодательной властью. Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами. Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании– вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Для оценки торговых договоров принципиально важным вопросом является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу. На практике наиболее часто используются режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим.

РНБ– условие, закреплённое в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включён в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.

Национальный режим– режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами – членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.

 

Заключение.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

 

Список использованных источников

1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2013.

2.  Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М: ЮНИТИ, 2011

3.  Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2014

4.  Е.Ю. Сергеев. Международные экономические отношения. Москва – 2015

5. [Электронный ресурс]. URL:  http://economylit.online/ekonomika-stran_725/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 46.36K
Скачано: 224
Скачать бесплатно
09.03.17 в 19:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе